Жестокое обращение с детьми вкр

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
материал по психологии

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Скачать:

Вложение Размер
zhest_obr.docx 33.31 КБ

Скачать:

Вложение Размер
tekst_raboty.docx 394.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений

по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:

  • Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее.
  • Дети боятся, что взрослые им не поверят.
  • Дети верят в угрозы со стороны обидчиков.
  • Дети не хотят расстраивать взрослых.
  • Дети не могут говорить о «мерзких» вещах.
  • Дети затрудняются описать то, что ними случилось.
  • Дети приучены не «болтать».
  • Дети воспитаны в уважении к взрослым и боятся доставить неприятности обидчику, просившему их сохранить все в тайне.
  • ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
  • насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.

Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;

2. сексуальное насилие;

3. психическое насилие;

4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.

  1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой.

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми — постоянное или

периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Виды психологического (эмоционального насилия):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • похищение ребенка;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка
  1. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

[2]

  1. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
  2. Экономическое насилие

Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

Обратите внимание на:

  • Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
  • Младший школьный возраст : стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
  • Подростковый возраст : побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.

Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:

  1. неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
  2. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  3. безработица, финансовые трудности;
  4. постоянные супружеские конфликты;
  5. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  6. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  7. нежеланный ребенок;
  8. умственные или физические недостатки ребенка;
  9. «трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

  • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Читайте так же:  Требование о взыскании алиментов на ребенка

Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:

  • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  • На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.

Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним

  • Отнеситесь к ребенку серьезно.
  • Попытайтесь оставаться спокойными.
  • Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделал», «Ты в этом не виноват», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Важно. Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно.

Причины преодоления барьера

  • Дети рассказывают, когда общаются с кем-то, кто «уже знает».
  • Дети рассказывают, когда общаются с тем, кому верят и кто, и по их мнению, не станет осуждать или угрожать.
  • Дети рассказывают, когда понимают, что продолжение насилия будет для них невыносимым.
  • Дети рассказывают, когда им нанесен физический ущерб.
  • Дети рассказывают, когда их научат, как предотвращать подобные инциденты.
  • Дети рассказывают, чтобы защитить другого ребенка.
  • Дети рассказывают, когда им угрожает беременность.
  • Дети рассказывают, когда общаются с тем, кто может защитить их.
  • Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
  • Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
  • Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему:«Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
  • Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.
  • Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.

Последовательность действий педагога

  • Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
  • Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
  • Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

— в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;

— в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;

— в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

— на консультацию к социальному педагогу

Помните. Интересы ребёнка — выше всего остального.

Как можно помочь ребёнку это пережить:

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

  • Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  • Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  • Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  • Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  • Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

— наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

— понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

— уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  • Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Научно-исследовательская работа на тему «Жестокое обращение с детьми в семье»

В данной научной работе изложены теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье и этапы экспериментального исследования по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей.

Предварительный просмотр:

ДУХНАЙ Анастасия Александровна

Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская,

МБОУ СОШ № 3, 11 класс

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Научный руководитель: Иконникова Ирина Александровна, педагог-психолог,

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье………….4

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……………..4

Читайте так же:  Куда обращаться для лишения родительских прав отца

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми…………………………………4

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей……….6

2.1 Описание методик исследования……………………………………………………..6

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………..7

Семейное насилие – явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения, охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности. «Согласно информационным данным органов внутренних дел ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается в семьях, 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье,- это женщины и дети». ¹ Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, социально-экономических аспектов. Насилие может вызывать нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

Цель: выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье.

Задачи: 1. Изучить проблему насилия в семье; 2. Выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. Объект исследования: насилие в семье. Предмет исследования: учащиеся и их родители. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по

1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.

данной проблеме; экспертная оценка, опрос, анкетирование. База исследования: МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской , Краснодарского края.

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье.

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В русском языке термин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют», «насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) со стороны взрослых, наносящих вред ребенку. Дети, которые пережили насилие, ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, бесполезными, испытывают неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. У них происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными. Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту.

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.

[1]

1. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003., с.248.

включает в себя постоянное отвержение, унижение, запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. « Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение».¹

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье.

2.1 Описание методик исследования. Основной целью диагностического направления является выявление детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. На основе изученной научно-методической литературы по данной проблеме, мы предположили, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д. На первом этапе диагностики основным методом является экспертная оценка . В роли экспертов выступали классные руководители 3-4 классов, которые в свободной форме отвечали на вопрос о том, у каких именно детей из их класса наблюдаются следующие проблемы в адаптации: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми, воровство.

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.,

На втором этапе с помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование 1 и опросник Басса-Дарки 2 . В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно — выявления тех родителей, у которых выражена агрессия. Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов. На первом этапе экспериментального исследования участвовало 70 учащихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской. Анализ экспертной оценки, выявил 10 учащихся, имеющих проблемы адаптации 3 . Выявив детей с проблемами адаптации, мы перешли ко 2 этапу эксперимента: было опрошено 15 родителей, выявленных детей (5 семей — полные, 5 семей – неполные (воспитывает одна мама). Анализ анкет показал, что для родителей типичными способами воспитательного

Читайте так же:  Заявление на развод с разделом имущества

2. Приложение ІІ.

3. Приложение ІІІ.

Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме жестокого обращения с детьми и результаты данного экспериментального исследования показали, что своевременное выявление учащихся, переживших жестокое обращение в семье,

1. Приложение ІV.

2. Приложение V-VІІ.

1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.

2. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.

3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.

4. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. — М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

6. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. — М.: Сам себе адвокат, 2002.

7. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.

8. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005.

для родителей на выявление типичных способов

воспитательного воздействия на ребенка.

Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте следующую шкалу: 5 баллов – всегда, 4 балла — достаточно часто, 3 балла – иногда, 2 балла — в исключительных случаях, 1 балл – никогда.

Социальная защита детей от насилия в семье

Основные причины психологического и физического насилия над детьми в современных семьях. Развитие законодательства по защите детей от жестокого обращения. Особенности работы социальных служб, условия оказания помощи и методы адаптации детей в обществе.

Подобные документы

Проблема домашнего насилия. Сущность, виды, причины и последствия жестокого обращения с детьми. Деформация личности ребенка под влиянием насилия. Основные направления, методы и формы социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семьях.

курсовая работа, добавлен 12.09.2017

Рассмотрение проблемы насилия над детьми в семье в современном обществе. Выявление сензитивных к насилию периодов жизни и развития ребенка. Социальная профилактика жестокого обращения с детьми. Выделение факторов, характерных для насилия в семье.

статья, добавлен 24.03.2019

Понятие жестокого обращения с детьми. Сексуальные злоупотребления в отношении детей со стороны мужчин. Формы домашнего насилия над детьми. Нарушения физического и психического развития детей, испытывающих насилие. Социальные последствия насилия для детей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

статья, добавлен 10.08.2018

Официальные статистические данные о фактах насилия по отношению к ребенку в семье. Факторы уязвимости детей к насилию. Виды и формы жестокого обращения с детьми. Сигналы насилия. Признаки, свойственные жертвам насилия. Способы борьбы с этим явлением.

статья, добавлен 02.03.2019

Понятие, виды (психологическое, сексуальное, физическое) и причины насилия. Некоторые характеристики и проблемы выявления семейного насилия. Правовые аспекты жестокого обращения с детьми, последствия данного явления и методики дальнейшей помощи ребенку.

курсовая работа, добавлен 08.05.2012

Защита прав детей социальными работниками в Соединенных Штатах Америки. Национальный Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий. Оказание услуги, поддержки и терапии семье и ребенку. Создание междисциплинарных команд.

доклад, добавлен 18.05.2013

Исследование насилия над детьми как сложной проблемы современного общества. Определение факторов, оценка причин и изучение видов жестокого обращения с детьми. Выявление характерных особенностей домашнего насилия. Социальная защита несовершеннолетних.

реферат, добавлен 29.05.2012

Причины жестокого обращения с детьми, его последствия. Формы и виды домашнего насилия. Профилактика домашней жестокости и насилия. Психические и психологические особенности детей, пострадавших от насилия. Требования к работе социального педагога.

контрольная работа, добавлен 22.11.2012

Определение причин применения насилия родителями относительно своего ребенка. Особенности детей, над которыми совершается насилие. Проявления основных типов насилия над детьми. Анализ признаков и последствий применения физического насилия над детьми.

презентация, добавлен 16.01.2016

Насилие в молодой семье как социальная проблема, проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия над ребёнком. Системные подходы к диагностике и терапии агрессивного поведения и использования силы, реабилитации жертв насилия.

дипломная работа, добавлен 29.12.2012

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

[3]

«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».

Балашов 2017-2018 учебный год

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Читайте так же:  Какой биоматериал нужен для установление отцовства

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты,приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины,Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокостипо отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)— Если преобладало физическое насилие,то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина,почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия,то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)— Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих)к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы,которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Читайте так же:  Земля матерям одиночкам

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения.Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Побудить родителей задуматься.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДВЕРГШИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ И НАСИЛИЮ

Работа № 27183
Тип работы Дипломные работы
Предмет психология
Объем работы 87
Год сдачи 2016
Стоимость 4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ Просмотрено 108

Не подходит работа?

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства

ГЛАВА 1. Проблема социального сиротства в современном российском обществе 7

1.1. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства 7

1.2. Основные принципы социальной работы по профилактике сиротства 13

ГЛАВА 2. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема 18

2.1. Феномен «жестокое обращение с детьми» как научная категория: сущность, формы и основные факторы 18

2.2. Последствия жестокого обращения с детьми 22

ГЛАВА 3. Система социальной защиты детей от жестокого обращения 30

3.1. Социальное обслуживание детей, испытавших жестокое обращение 30

3.2. Технологии социальной работы с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения 38

Список использованных источников и литературы 54

Источники

Литература


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  4. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
  5. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
Жестокое обращение с детьми вкр
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here