Жестокое обращение с детьми учебник

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».

Балашов 2017-2018 учебный год

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

[2]

Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты,приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины,Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокостипо отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)— Если преобладало физическое насилие,то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина,почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия,то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)— Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих)к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

Читайте так же:  Соглашение о разделе общего имущества квартиры

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы,которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения.Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Побудить родителей задуматься.

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Читайте так же:  Поиск детей сирот для усыновления

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Жестокое обращение с детьми — популярные книги

ISBN: 978-5-389-14888-8
Год издания: 2018
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: Азбука–фантастика (покет)
Язык: Русский

Земная цивилизация под угрозой. Уже семь десятилетий человечество ведет безвыигрышную войну с чуждой инопланетной расой, и шансы на победу всё тают. Неужели нет никакой надежды и человечеству придется погибнуть? И такая надежда появляется. На Земле рождается гений, ребенок, которому суждено стать спасителем человечества. Имя его Эндрю Виггин, или Эндер, что значит победитель.
«Игра Эндера» — абсолютный шедевр современной фантастики, и редкий случай в истории жанра, когда роман завоевывает в один год две высшие фантастические награды – премии «Хьюго» и «Небьюла». То есть получает одновременно и читательское и писательское признание.

Земная цивилизация под угрозой. Уже семь десятилетий человечество ведет безвыигрышную войну с чуждой инопланетной расой, и шансы на победу всё тают. Неужели нет никакой надежды и…

ISBN: 9785699346073
Год издания: 2009
Издательство: Эксмо, Домино
Серия: Книга-загадка, книга-мистика
Язык: Русский

Гэйб Калег, опасаясь за душевное состояние жены, которая винит себя в исчезновении их младшего ребенка, снимает дом в тихой провинции, куда и перевозит семью. Несуразный и зловещий особняк мало похож на тихое, уютное жилище — Крикли-холл полон призраков и загадок. Много лет назад, еще во время Второй мировой воины, эти места сильно пострадали от страшного наводнения, а все обитатели Крикли-холла погибли. Только ли стихия лишила их жизни? И чего желают призраки, населяющие таинственный дом?
Новый роман Джеймса Герберта, признанного мастера мистики, соперника самого Стивена Кинга, писателя, книги которого переведены более чем на тридцать языков, впервые на русском языке!

Гэйб Калег, опасаясь за душевное состояние жены, которая винит себя в исчезновении их младшего ребенка, снимает дом в тихой провинции, куда и перевозит семью. Несуразный и…

ISBN: 978-5-17-096306-5
Год издания: 2017
Издательство: АСТ
Серия: Веселые истории
Язык: Русский

«Манюня» — светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Наре и Манюне, о грозной и доброй Ба — бабушке Манюни, и о куче их родственников, постоянно попадающих в казусные ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь.
Книга — лауреат премии «Рукопись года»

«Манюня» — светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Наре и Манюне, о грозной и доброй Ба — бабушке…

ISBN: 978-5-227-02732-0
Год издания: 2011
Издательство: Центрполиграф
Серия: Шведский детектив
Язык: Русский

До встречи с Ангелой жизнь Рейне Ольссона была серой и никчемной: у него не было ни работы, ни семьи. Такое же беспросветное одиночество Рейне увидел в полной женщине с молочно-белой кожей, которую он встретил в церкви. Ангела была молчалива и тиха, казалось, она не умеет ничего, кроме как вязать, смотреть телевизор и поглощать пирожные. Для Рейне Ангела была как чистый лист, с которого можно начать новую жизнь. Он учил ее всему, что знал сам, впервые за долгие годы осознал свою значимость и полюбил себя самого. У Рейне наконец появилась нормальная семья: жена, дом, ребенок. Но когда его сын тяжело заболел, оказалось, что счастье было не таким уж крепким и взрослый человек не может быть похож на страницу новой тетради.

До встречи с Ангелой жизнь Рейне Ольссона была серой и никчемной: у него не было ни работы, ни семьи. Такое же беспросветное одиночество Рейне увидел в полной женщине с…

ISBN: 978-5-389-13866-7
Год издания: 2017
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Язык: Русский

Роман «Цветы на чердаке» вышел в свет в 1979 году, и на писательницу Вирджинию Эндрюс, в то время никому не известную, обрушилась слава. Книга, основанная на реальной истории, потрясла миллионы читателей по обе стороны Атлантики; общий тираж только в США достиг 5 000 000 экземпляров. Роман, объединяющий семейную сагу с готическим хоррором, затрагивает самые глубокие человеческие чувства и остается в списках бестселлеров на протяжении почти четырех десятилетий.

Жила-была счастливая семья: отец, мать и четверо прелестных белокурых детей. Но внезапно отец гибнет в автокатастрофе. Спасая себя и детей от нищеты, Коринна Доллангенджер возвращается к своим родителям, невероятно богатым, но суровым и жестоким людям, много лет назад изгнавшим ее из дома. Ей предстоит снова завоевать расположение своего отца, чтобы унаследовать его состояние. Но вот проблема: он не должен узнать, что у нее есть дети. И любящая мать прячет своих ангелочков на верхнем этаже огромного родительского дома, где в их распоряжении всего одна комната с выходом на чердак. Коринна уверяет детей, что это совсем ненадолго. Однако проходят дни, месяцы, мучительно медленно тянется время, и наконец дети начинают понимать, что этот тесный, ограниченный мирок может стать единственным, что они увидят в своей жизни.

Роман «Цветы на чердаке» вышел в свет в 1979 году, и на писательницу Вирджинию Эндрюс, в то время никому не известную, обрушилась слава. Книга, основанная на реальной истории,…

ISBN: 978-5-386-04021-5
Год издания: 2012
Издательство: Рипол-классик
Серия: Реальные истории
Язык: Русский

«Ребенок, который был вещью» — правдивый рассказ об одном из наиболее страшных случаев жестокого обращения с детьми. Вы будете бороться за жизнь вместе с Дэйвом, вы разделите с ним боль и одиночество, вы ощутите непреодолимое желание оказаться рядом с мальчиком, чтобы помочь ему. Эта история откроет вам глаза на то, как в действительности обстоит дело с жестоким обращением с детьми. И вы поймете, что тоже можете изменить мир, проявив хоть каплю неравнодушия.

Читайте так же:  Где номер свидетельства о рождении ребенка россия

Дэйв Пельцер был обычным, счастливым мальчишкой. Он играл с братьями, вместе с родителями наряжал елку на Рождество, смотрел мультики и думал, что у него самая замечательная мама…

Жестокое обращение с детьми учебник

Это перевод книги «Caring for your baby and young child. Birth to age 5», составленной Американской академией педиатрии.

В этой книге простым и понятным языком изложены практические советы по уходу за ребенком от рождения до пятилетнего возраста. Вы узнаете, как и чем кормить ребенка, когда укладывать и сколько ему нужно спать, во что одевать и как купать малыша.

Также в книге приводятся основные показатели развития ребенка в разных возрастах, развивающие игры и методики. Вы узнаете, как подготовить малыша к яслям или детскому саду, а также о том, как преодолеть возрастные кризисы у ребенка.

Вторая часть книги посвящена заболеваниям, которым подвержены дети. Здесь вы найдете описания симптомов и подробные инструкции — что вам делать, когда вызывать врача и как лечить.

Книга: Мой маленький. От рождения до 5 лет

Скачать:

Вложение Размер
zhest_obr.docx 33.31 КБ

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми

Дети страдают от жестокости очень часто. Новости пестрят сообщениями о жестоком обращении с детьми, и вы наверняка задумываетесь, насколько защищен ваш ребенок. Хотя излишняя защита и запугивание будут ошибкой, важно распознавать реальные риски и тревожные признаки. В России ежегодно сообщается о примерно 2 миллионах случаев жестокого отношения к детям. В большинстве случаев речь идет о невыполнении родительских обязанностей, о физическом и сексуальном насилии. Часто дети страдают одновременно от физического и сексуального насилия и/или заброшенности.

Чаще всего детей обижают родители или родственники, с которыми плохо обращались, когда они сами были детьми. Безнадзорность и жестокость чаще наблюдаются в бедных семьях и когда родители — подростки или наркоманы. Хотя в последнее время растет количество преступлений против детей вне дома, чаще всего дети подвергаются насилию со стороны опекуна или знакомого.

Сексуальным насилием считаются любые действия сексуального характера, которые ребенок не может понять и на которые не может дать согласие. Сюда относятся ласки, орально-генитальный контакт, вагинальный и анальный половой контакт, а также эксгибиционизм, вуайеризм и демонстрация порнографии.

Как показывают исследования, каждая четвертая девочка и каждый восьмой мальчик к 18 годам хоть раз подвергаются сексуальному насилию. Физическое насилие включает нанесение травм телу ребенка. Эти травмы могут включать ушибы, ожоги, переломы костей, травмы головы и внутренних органов. В одном исследовании было показано, что 1 из 20 детей становится жертвой физической жестокости.

Пренебрежение опекунскими обязанностями может включать неудовлетворение физических потребностей ребенка (необеспечение его пищей, одеждой, кровом и т.д.), безразличное отношение (отсутствие любви) или пренебрежение медицинской помощью (ребенок не получает необходимой медицинской помощи). Все вышеперечисленное ведет к психологическим и эмоциональным проблемам. Кроме того, психологическое насилие может выражаться в вербальных оскорблениях, снижающих самооценку и нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.

Признаки и симптомы

Признаки того, что ребенок подвергся насилию, распознать не всегда просто. Дети часто боятся рассказывать, так как думают, что в происшедшем будут винить их, что им не поверят или потому, что обидчик им дорог. Это большая ошибка. Ребенок, переживший насилие, нуждается в дополнительной поддержке и лечении, и чем скорее, тем лучше. Чем дольше он будет подвергаться насилию или будет вынужден сам справляться с ситуацией, тем труднее ему будет восстановиться.

Родители всегда должны обращать внимание на любые необъяснимые изменения поведения или внешнего вида ребенка. Травмы обычно указывают на физическое насилие, в то время как изменение поведения отражает беспокойство, вызванное любым стрессом. Не существует каких-то определенных изменений поведения, которые бы специфически указывали на определенный вид насилия.

Физические признаки

— Любые необъяснимые травмы (синяки, ожоги, переломы, травмы головы или живота).

— Боль или кровотечение в половых органах, а также венерические заболевания.

Поведенческие изменения, которые могут указывать на перенесенное насилие

— Ребенок напуган (у него ночные кошмары, депрессия, необычные страхи).

— Боль в области живота, он мочится в кровать (особенно после того, как уже научился ходить в туалет), боль или кровотечение гениталий, венерические заболевания.

— Попытки убежать из дома.

— Странное, не соответствующее возрасту половое поведение.

— Внезапное изменение уверенности в себе.

— Беспричинные головные боли или боли в области живота.

— Необычные страхи, ночные кошмары.

— Неуспеваемость в школе.

— Чрезмерно пассивное или агрессивное поведение.

— Ребенок не набирает вес (особенно это касается младенцев).

— Демонстрирует отчаянно теплое отношение или замкнутость.

— Повышенный аппетит, попытки воровать пищу.

Долговременные последствия

В большинстве случаев при недостатке внимания или жестоком обращении дети больше страдают эмоционально, чем физически. Эмоциональное и психологическое насилие лишает ребенка инструментов, необходимых для борьбы со стрессами и усвоения жизненных уроков. У ребенка может развиться депрессия, суицидные настроения, замкнутость или агрессивность. Повзрослев, он может пристраститься к наркотикам, постараться убежать из дома, игнорировать общественные нормы или обижать других. Позже у него могут быть проблемы с налаживанием отношений или с сексуальной жизнью, могут быть депрессии или суицидные попытки. Первым шагом является выявление пострадавших детей. Чтобы помочь ребенку, важно осознавать, что перенесенная травма оказывает большое влияние на его будущее развитие.

Серьезные реакции возникают не у всех жертв жестокости. Обычно чем младше ребенок, чем дольше он подвергается насилию и чем ближе у него отношения с обидчиком, тем тяжелее эмоциональная травма. Близкие отношения с сочувствующим взрослым, оказывающим поддержку, помогают уменьшить вред.

Получение помощи

Если вы подозреваете, что ребенок подвергся насилию, немедленно обратитесь за помощью к педиатру или в местную организацию защиты детей. Врачи обязаны сообщать обо всех случаях жестокого обращения с детьми. Врач выявит все травмы и окажет помощь, при необходимости порекомендует специалиста и предоставит всю информацию для вас и следователей. Врач может выступить в суде и поможет добиться юридической защиты ребенка или наказания виновных в сексуальном насилии. В случаях нанесения легких физических травм виновных редко привлекают к уголовной ответственности, но в случае сексуального насилия — всегда.

Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, нуждается в помощи профессионального психолога. Вы и другие члены семьи можете сходить на консультацию, чтобы узнать, как лучше помочь ребенку. Если в жестоком обращении виновен кто-то из родственников, возможно, ему тоже необходима помощь психиатра.

Читайте так же:  Сколько процентов составляют алименты на двоих детей

Если ребенок пережил насилие, вы можете быть единственным человеком, который может ему помочь. Нет никаких причин откладывать обращение в соответствующие органы, если вы подозреваете насилие над ребенком. Нежелание видеть проблему лишь ухудшит ситуацию, лишит ребенка необходимой помощи и снизит шансы на полное восстановление.

В любом подобном случае безопасность пострадавшего ребенка должна быть важнейшим приоритетом. Малыш должен жить в безопасном окружении, исключающем возможность повторения преступлений против него.

Предотвращение жестокого обращения

Главная причина жестокого обращения с детьми в семьях — одиночество, стресс и разочарование родителей. Родителям нужна поддержка и как можно больше информации, чтобы ответственно воспитывать детей. Их необходимо учить справляться с собственным гневом и обидой, не выплескивая их на детей. В период кризиса им необходима помощь других взрослых. Уменьшить чувство одиночества или досады могут помочь местные группы поддержки.

Помощь особенно необходима родителям, которые сами в детстве подвергались насилию. Найти и вылечить старые раны непросто, но это лучшая гарантия того, что порочный круг жестокости не будет передан следующему поколению.

Лучший способ предотвращения насилия над ребенком вне дома — наблюдение родителей и их участие во всех занятиях ребенка. Любое детское учреждение, которое посещает ваш ребенок, должно разрешать визиты родителей без всяких ограничений и без предварительной договоренности. Родители должны иметь возможность помогать в классах, и их должны информировать о кадровых изменениях. Родители должны обращать внимание на то, что дети рассказывают об учреждении и как на него реагируют. Если ребенок жалуется, что его обидели, или его поведение неожиданно изменилось, всегда предпринимайте шаги для выяснения всех обстоятельств.

[1]

Хотя не надо пугать ребенка, нужно научить его базовым правилам безопасности. Он должен остерегаться посторонних, никуда не отходить от вас в незнакомом месте, а если кто-то захочет, чтобы он сделал что-то против своей воли, он должен ответить: «Нет!» Если кто-то обидел ребенка, он всегда должен рассказывать об этом вам. Подчеркивайте, что малышу ничего не грозит, если он вам пожалуется. Объясните, что вам необходимо знать обо всех подобных случаях, чтобы его защитить, и рассказать вам о полученной обиде — это вполне нормально. Не говорите ребенку, что он окружен опасностями, лучше учите, что он сильный, способный и всегда и во всем может рассчитывать на вас. Он должен знать, что взрослые люди не должны до него дотрагиваться, если он этого не хочет или не понимает, что происходит.

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
материал по психологии

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений

по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:

  • Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее.
  • Дети боятся, что взрослые им не поверят.
  • Дети верят в угрозы со стороны обидчиков.
  • Дети не хотят расстраивать взрослых.
  • Дети не могут говорить о «мерзких» вещах.
  • Дети затрудняются описать то, что ними случилось.
  • Дети приучены не «болтать».
  • Дети воспитаны в уважении к взрослым и боятся доставить неприятности обидчику, просившему их сохранить все в тайне.
  • ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
  • насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.

Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;

2. сексуальное насилие;

3. психическое насилие;

4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.

  1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой.

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми — постоянное или

периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Виды психологического (эмоционального насилия):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • похищение ребенка;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка
  1. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

  1. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
  2. Экономическое насилие

Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

Обратите внимание на:

  • Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
  • Младший школьный возраст : стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
  • Подростковый возраст : побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
Читайте так же:  Похищение детей название

Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:

  1. неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
  2. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  3. безработица, финансовые трудности;
  4. постоянные супружеские конфликты;
  5. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  6. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  7. нежеланный ребенок;
  8. умственные или физические недостатки ребенка;
  9. «трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

  • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:

  • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  • На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.

Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним

  • Отнеситесь к ребенку серьезно.
  • Попытайтесь оставаться спокойными.
  • Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделал», «Ты в этом не виноват», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Важно. Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно.

Причины преодоления барьера

  • Дети рассказывают, когда общаются с кем-то, кто «уже знает».
  • Дети рассказывают, когда общаются с тем, кому верят и кто, и по их мнению, не станет осуждать или угрожать.
  • Дети рассказывают, когда понимают, что продолжение насилия будет для них невыносимым.
  • Дети рассказывают, когда им нанесен физический ущерб.
  • Дети рассказывают, когда их научат, как предотвращать подобные инциденты.
  • Дети рассказывают, чтобы защитить другого ребенка.
  • Дети рассказывают, когда им угрожает беременность.
  • Дети рассказывают, когда общаются с тем, кто может защитить их.
  • Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
  • Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
  • Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему:«Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
  • Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.
  • Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.

Последовательность действий педагога

  • Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
  • Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
  • Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

— в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;

— в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;

— в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

— на консультацию к социальному педагогу

Помните. Интересы ребёнка — выше всего остального.

Как можно помочь ребёнку это пережить:

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

  • Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  • Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  • Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  • Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  • Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

— наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

[3]

— понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

— уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  • Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Видео (кликните для воспроизведения).

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Источники

Литература


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  5. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Жестокое обращение с детьми учебник
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here