Защита прав детей в мире

Защита прав детей в мире и в России

Проектная работа по теме «Права ребенка » выполнена ученицей 6 класса. В работе рассмотрены следующие вопрсы :Необходимость определения прав детей на международном уровне в XX .в.

Документы по правам и защите детей на международном уровне. Декларация прав ребёнка и конвенция. Защита прав детей в Советском Союзе и в современной России. Уполномочинный по правам ребёнка в Российской Федерации.

Скачать:

Вложение Размер
prava_rebyonka_v_rossiyskoy_federatsii.pptx 1.27 МБ
Предварительный просмотр:

Собственное мнение

У ребенка есть право выразить свои мысли относительно какого-либо вопроса. При этом необходимо отличать ситуации, когда мнение может быт учтено и когда является обязательным. Внутри семьи ребенок может высказаться относительно любого вопроса, касающегося его интересов и свобод. При достижении им 10-ти лет его мысли должны быть учтены при принятии какого-либо решения, связанного с ним. С 10-ти лет мнение и согласие ребенка являются обязательными при рассмотрении вопросов, касающихся его свобод и интересов. В частности, это необходимо при:

  • усыновлении.
  • восстановлении прав родителя.
  • изменении фамилии (имени).
  • назначении попечителя или опекуна.
  • изменения отчества, фамилии и имени при усыновлении или его отмене.

Подписи к слайдам:

Защита прав детей в мире и в России Работу выполнила Ученица 6 «В» класса Школы № 101 г. Самара Жирнова Мария

План 1 .Вступление 2 .Необходимость определения прав детей на международном уровне в XX . в. 3 .Документы по правам и защите детей на международном уровне. Декларация прав ребёнка и конвенция. 4 .Защита прав детей в Советском Союзе и в современной России. 5 . Уполномочинный по правам ребёнка в Российской Федерации. 6 .Заключение

Вступление Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет.

Ребёнок — это каждый человек до до стижения им 18-летнего возраста . В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые основы защиты прав ребёнка . Таким документом стала Декларация прав ребёнка.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Особое внимание уделялось и уделяется заботе о детях, их правам и интересам в нашей стране. Сначало в Советском Союзе затем в современной России. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Дети, их благополучие и права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Основные принципы, лежащие в основе Конвенции о правах ребёнка Признание необходимости специальной охраны и заботы о ребёнке в силу его физической и нравственной незрелости. 1. Наилучшее обеспечение государством интересов ребёнка. 2. Признание права ребёнка на жизнь, выживание и развитие. 3. Признание права роди­телей руководить ребёнком и их ответственнос­ти за детей.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка , это лица, не достигшие восемнадцати лет). На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Ребенок имеет право не только жить вместе с родителями, но и общаться со своими родственниками. Помимо родителей, с которыми ребенок, имеет безусловное право общения, в законе перечислены также: бабушка; дедушка; братья; сестры; другие родственники

Особые права несовершеннолетних детей в России Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права: На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей. На общение : несовершеннолетние не могут лишаться возможности общаться как со своими матерью и отцом, так и другими родственниками. Находятся ли родители в браке, проживают ли совместно или раздельно, в данном случае неважно. На защиту — в том числе от родителей, угрожающих его жизни, здоровью или просто злоупотребляющих своими возможностями по отношению к нему. На мнение: при решении любых вопросов, связанных с его интересами, ребенок должен быть выслушан. Даже некоторые действия опеки или суда допустимы только с согласия самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет. На полное имя, включающее в себя личное имя, фамилию и отчество.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан. Задачами уполномоченного по правам ребенка являются: Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе). Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается. Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

9 сентября 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин своим Указом назначил Анну Юрьевну Кузнецову Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

Читайте так же:  Раздел приватизированного имущества

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: — Конституция Российской Федерации. — Семейный кодекс Российской Федерации. — Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. — Федеральный закон об образовании. — Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. — Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвекции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвекции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка: 1) право на имя и на приобретение гражданства ; 2) право на жизнь; 3) право на сохранение своей индивидуальности; 4) право свободно выражать собственные взгляды по всем воп­росам, его затрагивающим ; 5) право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний , не нарушающих общественный порядок;

6 ) право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё; 7) право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые кон­такты с обоими родителями , если ребёнок разлучается с ними; 8) право на свободу мысли, совести, религии; 9) право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения ; 10) право на уровень жизни, необходимый для его развития; 11) право на образование; 12) право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда); 13) право на отдых и досуг.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей. 20 ноября Всемирный день Детей.

Заключение Каждый ребёнок очень важен в мире, и каждый нуждается в защите и любви. Для этого были созданы и существуют Права ребёнка.

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

В эпоху глобализации количество трансграничных, или так называемых смешанных, браков стремительно растёт. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребёнком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребёнке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих Конвенций.

Реализация предполагает оказание гражданам помощи в случаях незаконного перемещения или удержания детей на территории Российской Федерации или за её пределами. Помощь гражданам оказывается также в случае необходимости обеспечения прав опеки или доступа к детям.

Декларация прав ребенка

В России действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959-м году. Положения, в первую очередь, устанавливают равенство всех несовершеннолетних вне зависимости от пола, расы, религии, языка, цвета кожи, социального либо национального происхождения, рождения или другого обстоятельства, связанного с появлением лица на свет. Закон и прочие государственные меры должны гарантировать права детей в России, обеспечивать социальную поддержку, предоставлять благоприятные условия и возможности для умственного, духовного, нравственного, физического и общественного развития в условиях сохранения достоинства и свободы. Издание актов, регулирующих эту сферу, должны быть направлены на реализацию интересов несовершеннолетних.

Реализуемые мероприятия

Для постоянного повышения профессионального уровня помощи, оказываемой гражданам в конфликтных ситуациях, связанных с международным похищением или незаконным удержанием детей, на системной основе проводятся следующие мероприятия:

  • курсы повышения квалификации специалистов;
  • научно-практические конференции;
  • заседания Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586) центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00– 8:00; обед: 12:00–13:00.

Личный приём граждан специалистами Департамента осуществляется в рабочее время по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Приём специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу: hcch.net.

Читайте так же:  Как делить квартиру при разводе с детьми

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребёнком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребёнка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учёта о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учёт несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Вместе с тем Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведёт подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

Защита прав детей в мире

Не быть подчиненным никакому закону –

значит, быть лишенным самой спасительной

защиты, ибо законы должны нас защищать

не только от других, но и от себя самих.

Закон, законодательство, права, обязанности, ответственность… Каждый день мы слышим эти слова, пользуемся ими, можем назвать документы, которые регламентируют права и обязанности каждого человека. Ведь в современном мире, чтобы быть счастливым, успешным, уверенным в себе, нужно четко знать: на что ты имеешь право! Многие умеют только заявлять: «Имею право!» Тем самым забывая об окружающих, их правах. Нужно уметь отстаивать свою позицию только законным путем!

История происхождения права очень интересна. Изначально первые сборники законов были божественного происхождения. Например, законы Хаммурапи были начертаны на базальтовом столбе для созерцания всеми. Этот столб был украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы. И каждый в государстве чтил и уважал закон! Впоследствии на территории одной местности стали проживать люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев… Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни к одной конкретной религии. Тогда и начали развиваться правовые нормы, разные для определенных групп людей.

Разные страны, разные законы… Но в каждом государстве существует основной закон – Конституция. Все граждане, проживающие на территории данного государства, обязаны соблюдать установленные государством общеобязательные правила, нормы, к исполнению которых принуждает государство. Значит, можно не соблюдать, не принимать и не уважать законы другой страны, права ее граждан? Вот тогда и встал вопрос о соблюдении сначала общих прав человека, а впоследствии и прав ребенка! Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

«Признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах», только в 1989 году была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка.

Каждый человек получает свои права с самого рождения. Первое право, которое имеет ребенок – это, конечно, право на Жизнь! Статья номер шесть Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь», Конституция РФ в части первой статье двадцатой также очень доступно закрепляет это важнейшее право «Каждый имеет право на жизнь»! Исходя из этого наиважнейшего права, ребенок получает право на имя, жизнь и воспитание в семье, на образование, гражданство, отдых и досуг, труд и отпуск, личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на пользование услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения… Да, имеет полное право наравне со взрослым населением (и даже в первую очередь), и с этим правом должны считаться!

Для соблюдения прав ребенка в нашем государстве в 2009 году была введена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В данное время это Астахов Павел Алексеевич, который отвечает за улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей. В каждом субъекте Российской Федерации, в каждом учебном заведении действуют уполномоченные по правам ребенка, которые напрямую помогают решать вопросы детям и подросткам, которые попадают в трудную ситуацию.

Но и сам уважающий свои права ребенок и подросток должен осознавать, что он обязан не только отстаивать свои права, но и уважать права другого ребенка, подростка, взрослого, уметь отвечать за свои взгляды и поступки! Обязанности и ответственность также прописаны в законодательстве Российской Федерации. И как бы ни хотелось заявлять только о своих правах, нужно и важно думать об ОБЯЗАННОСТЯХ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ!

Но всегда ли соблюдаются права человека, а тем более ребенка? Нестабильные, тревожные события в современном мире, сейчас, к примеру, на Украине, в Сирии, ярко показывают, как нарушаются права человека, как враждующие стороны не смотрят на возраст и грубо нарушают права человека, раненого человека и тем более ребенка! Нарушаются самые неприкосновенные права: право на жизнь, право на образование, право на получение медицинского обслуживания… Кто на все это дал право? Кто позволил так нарушать закон?

Каждый гражданин должен для себя установить «золотое правило», что закон един для всех, что за нарушение прав человека ты обязан нести ответственность! Вот тогда стабильное, законопослушное, культурное общество и станет примером для подростка. И если каждый гражданин будет соблюдать, чтить и уважать закон, только тогда мы сможем сказать, что мы живем в демократическом правовом государстве, которым будет гордиться каждый, а особенно ребенок – счастливое будущее правового государства!

Проблема защиты интересов детей в международном праве

Дата публикации: 09.01.2020 2020-01-09

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Беринчик, Я. В. Проблема защиты интересов детей в международном праве / Я. В. Беринчик. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66112/ (дата обращения: 18.04.2020).

Видео (кликните для воспроизведения).

В статье будут рассмотрены защита и регулирование прав ребенка в международном праве. Путем анализа Международных правовых документов в области защиты прав детей, будут рассмотрены основополагающие права детей и общие принципы их защиты. Сейчас все мировое сообщество заинтересовано в решении проблем, связанных с защитой прав ребенка, это один из самых острых и спорных вопросов для исследования в международном праве, именно поэтому, для полного регулирования прав детей и предупреждения их нарушения, все мировое сообщество заинтересовано в развитии конкретно этой темы.

В этом можно убедиться, посмотрев сведения «Организации Объединенных Наций» (OOH), «Международной организации труда” (MOT), «Всемирной организации здравоохранения» (BОЗ), а также “международных неправительственных организаций, занятых и сфере регулирования и защиты прав ребенка». Исходя из исследований психологов сделаем вывод о том, что:

[2]

– во многих странах в школах, садах, и так далее дети и подростки все еще подвергаются насилию как с психологической, так и физической стороны, к тому же насилие исходит не только от сверстников, но и от взрослых;

Читайте так же:  Как сообщить ребенку о разводе

– дети становятся жертвами «рабских отношений», иногда это происходит против воли ребенка;

– зачастую становятся жертвами торговли детьми;

– а также страдают от агрессии со стороны, которая может выражаться в форме буллинга, издевательств, насмешек и так далее.

Права ребенка находят свое выражение в соответствующих конвeнциях и декларaциях: Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года) и так далее [2].

Нельзя не учитывать то, что ребенку, в силу своей физической, умственной и нравственно-моральной незрелости, необходимо находится под специальной охраной и заботой, которая включает в себя надлежащую прaвовую защиту как до, так и после его рождения.

В Конвенции дается легальное определение понятия «ребенок», от которого отталкиваются законодатели национального и международного права: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Необходимо отметить, что границы возраста, физическая и умственная состоятельность делают ребенка особым субъектом правоотношений, что в полном объеме отражается в его статусном положении.

Основополагающие права детей: право на жизнь, включая выживание и здоровое развитие(ст. 6); право на регистрацию после рождения, на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и получать от них заботу(ст. 7); право на сохранение индивидуальности, включая семейные связи(ст. 8); право на единство семьи и право на поддержание контактов с родителями, если это не противоречит интересам ребенка(ст. 9); право на воссоединение с семьей и выезд за пределы своей страны вместе с ней(ст. 10); право свободно выражать свои взгляды и быть заслушанным в ходе любой судебной или административной процедуры(ст. 11); право на образование(ст. 28); право на защиту от употребления наркотических средств (ст. 33) и др. [1]. Умаление или несоблюдение этих прав приводит к ответственности нарушителя.

Другими словами, государства-участники обязуются в полной мере обеспечить соблюдение закрепленных прав детей и использовать всевозможные меры для защиты этих прав. Одна из важнейших целей международного мирового сообщества выражается в качественном развитии ребенка, обеспечение его прав и интересов.

Международно-правовая основа защиты прав ребенка строится на основе не только принципов прав человека и гражданина, но и принципов исключительно касающихся правового положения ребенка, которые закреплены в Декларации прав человека.

Для счастливой жизни детей и предоставления им в полной мере всех прав в Декларации провозглашается единство следующих принципов:

Таким образом, все вышеперечисленные принципы носят обязательный характер для всех стран-участниц международных отношений, именно эти принципы должны быть основой для развития такого субъекта права, как ребенок. Ведь только общими силами мирового сообщества можно достигнуть систематизации в обеспечении и охране прав детей.

  1. Международная «Конвенция о правах ребенка» — Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года
  2. Сборник Международных договоров и деклараций по правам человека. ООН//Нью-Йорк, Женева, 2002 г.
  3. Декларация прав ребенка — Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59.

Защита детей

Почему вопросы защиты детей занимают центральное место в миротворчестве?

Больше всего от конфликтов страдают дети. Многие из них подвергаются похищениям, вербовке в вооруженные силы, убийству, калечению и различным формам детской эксплуатации.

Во многих раздираемых конфликтами странах миссии по поддержанию мира являются самыми крупными субъектами на местах, вклад которых в дело защиты детей имеет жизненно важное значение.

Совет Безопасности занимается этой проблемой с 1999 года, а с 2001 года вопросы защиты детей в условиях конфликта включаются в мандаты операций по поддержанию мира. В течение прошедших десяти лет операции по поддержанию мира помогли освободить тысячи детей-солдат и выступали в поддержку реформ в законодательной сфере.

Как операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира защищают детей?

Развертывание советников по вопросам защиты детей

Мы проводим эту работу в странах, в которых дети сталкиваются с серьезными проблемами в области защиты, включая похищения, вербовку в вооруженные силы, убийство, калечение.

Учет вопросов защиты детей в рамках миссии

Все группы в рамках миссии обязаны содействовать защите детей. Советники по вопросам защиты детей сотрудничают с другими подразделениями, в частности полицией ООН, секциями по вопросам верховенства права, прав человека, по судебным вопросам, а также с военнослужащими, с тем чтобы обеспечить учет вопросов защиты детей в их работе.

Наблюдение и отчетность

Мы вносим вклад в подготовку докладов для Совета Безопасности, которые не только оказывают давление на вооруженные силы и группы, но и служат обоснованием ответных и превентивных мер. Дополнительную информацию см. на веб-сайте Дети в условиях вооруженного конфликта.

Проведение переговоров с вооруженными группами

Наши миссии проводят переговоры с вооруженными группами по разработке планов действий, направленных на то, чтобы положить конец нарушениям прав детей. Недавно такие планы действий были приняты в Южном Судане и Демократической Республике Конго.

Информационно-пропагандистская деятельность

Глава миссии по поддержанию мира является высшим должностным лицом Организации Объединенных Наций в стране и обладает уникальными возможностями для воздействия на правительство в целях отстаивания интересов детей. Например, в Дарфуре ЮНАМИД провела успешную работу в поддержку отмены смертной казни в отношении бывших детей-солдат.

Создание потенциала

Мы работаем с национальными партнерами в целях укрепления их способности преодолевать проблемы в области защиты детей. Например, в Южном Судане МООНЮС направил в НОАС сотрудника по вопросам защиты детей в целях оказания поддержки осуществлению плана действий, призванного положить конец вербовке и использованию детей.

Правовая реформа

Мы содействуем разработке новых законов по защите детей. Например, группа по вопросам защиты детей нашей миссии на Гаити играла ведущую роль в процессе по подготовке и представлению в парламент недавно принятого закона о борьбе с торговлей детьми.

Повышение осведомленности

Мы используем наши радиостанции, проводим мероприятия и кампании в целях широкого информирования о вопросах защиты детей и содействия выявлению путей, позволяющих предотвратить нарушения прав детей, вовлеченных в конфликт. Например, в Демократической Республике Конго МООНСДРК совместно с правительством ДРК запустила кампанию «Кадога больше воевать не будут» по предотвращению вербовки и использованию детей вооруженными силами и группами на территории ДРК.

Читайте так же:  О признании недействительным сертификата материнского капитала
Подготовка кадров

Все советники по вопросам защиты детей занимаются организацией подготовки кадров в миссиях, с тем чтобы каждый миротворец обладал знаниями и навыками в области защиты детей. В рамках ЮНАМИД был создан учебный и информационно-справочный центр, в котором проводятся еженедельные занятия и имеется читальный зал для сотрудников, где они могут ознакомиться с законами и литературой по проблемам, касающимся детей.

Наша политика

Все сотрудники операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира не только обязаны в своей работе и во взаимодействии с национальными и местными субъектами поощрять и обеспечивать права детей, но и придерживаться самых высоких международных норм и стандартов, закрепленных в правовых документах и руководствах по правам детей, и соблюдать их.

В своей работе мы руководствуемся резолюциями Совета Безопасности о детях и вооруженных конфликтах и политикой ДОПМ-ДПП-ДПВ в отношении защиты детей.

Мы работаем в партнерстве с ЮНИСЕФ и Канцелярией Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах.

Советники по вопросам защиты детей

Хотя каждый сотрудник операции по поддержанию мира, включая наших военнослужащих и сотрудников полиции, играет определенную роль в деле защиты детей, в странах, в которых конфликты в наибольшей степени отражаются на положении детей, у нас также есть специальные советники, которые помогают миссии направлять ее ресурсы на решение проблем детей.

  • Глава операции по поддержанию мира проводит работу по обеспечению приоритетности вопросов защиты детей в мирном процессе.
  • Военный персонал миссий по поддержанию мира играет решающую роль в обеспечении защиты детей и извещении сотрудников по вопросам защиты детей о нарушениях в отношении детей, а также помогает выявлять и освобождать детей, находящихся в вооруженных группах.
  • Полиция ООН проводит совместную с национальной полицией работу по обеспечению прав детей, имеющих проблемы с законом.
  • Специалисты по судебным вопросам обеспечивают закрепление прав детей в национальном законодательстве.

Советники по вопросам защиты детей являются штатными специалистами, которые направляются в миссии в целях оказания помощи в выполнении мандата на защиту детей. Их работа охватывает:

[3]

  • включение проблем детей в повестку дня по вопросам обеспечения мира и политики;
  • обеспечение того, чтобы вопросы защиты детей стали неотъемлемой частью деятельности миссии. Это осуществляется в рамках работы по актуализации проблематики и консультированию руководства миссии;
  • подготовку новоприбывших миротворцев по вопросам защиты детей в дополнение к подготовке по вопросам защиты детей, которую должен пройти каждый миротворец до развертывания операции;
  • защиту интересов: советник по вопросам защиты детей выступает в качестве защитника, посредника и специалиста, консультирующего руководство миссии по вопросам защиты детей;
  • наблюдение и отчетность в отношении наиболее серьезных нарушений, касающихся детей;
  • взаимодействие с ЮНИСЕФ и другими субъектами в области защиты детей в процессе принятия последующих мер и реагирования на отдельные случаи;
  • налаживание диалога с правонарушителями, с тем чтобы покончить с серьезными нарушениями в отношении детей. Советники по вопросам защиты детей играют ключевую роль в этом процессе. Такой диалог привел к подписанию военными и вооруженными группами планов действий и принятию мер по освобождению детей.

Как мы изменяем ситуацию к лучшему?

Направление советников по вопросам защиты детей в миссии по поддержанию мира позволило усовершенствовать работу миссий по решению проблем детей как на политическом, так и на оперативном уровнях и добиться конкретных результатов на местах:

  • посредством политической разъяснительной работы миссий по поддержанию мира и субъектов в области защиты детей удалось обеспечить учет проблем детей в мирных процессах;
  • при поддержке миссий по поддержанию мира были освобождены тысячи детей, находившихся в вооруженных силах и группах в различных странах, включая Демократическую Республику Конго, Центральноафриканскую Республику, Южный Судан и Судан, в партнерстве с ЮНИСЕФ и национальными субъектами;
  • сотрудники по вопросам защиты детей организовали для тысяч военных и гражданских миротворцев подготовку по вопросам прав и защиты детей. Эти миротворцы, развернутые в удаленных и труднодоступных районах, действуют в качестве глаз и ушей субъектов в области защиты детей на местах, предоставляя информацию о нарушениях и предотвращая нарушения в отношении детей сторонами конфликта.

Деятельность по защите детей глазами очевидцев

Документы по теме

Защита детей в Демократической Республике Конго

Ди Брилленбург Вурт является главой секции по защите детей в МООНСДРК в Демократической Республике Конго.

— Не могли бы вы рассказать о своей работе?

— Я руковожу группой из примерно 30 советников по вопросам защиты детей, которые проводят работу по наблюдению и отчетности в отношении нарушений прав детей на ежедневной основе. Собранная ими информация анализируется и включается в статистические данные механизма наблюдения и отчетности (МНО).

Статистика имеет существенное значение, однако важно никогда не забывать о том, что у каждого ребенка, о котором мы сообщаем, есть своя история о том, что происходило с ним до того, как случилось нарушение, в период совершения нарушения и после него.

Эта информация помогает нам понять динамику и характер нарушений, получить представление о преступниках и их методах. Это помогает нам разрабатывать превентивные меры. Например, вербовка детей вооруженными группами по-прежнему является огромной проблемой. Анализ помогает нам понять, как действуют различные вооруженные группы. Исходя из этого, мы можем разработать адресные превентивные меры, а также взаимодействовать с лидерами, опираясь на глубокие знания о методах их деятельности.

В Конго имеется много вооруженных групп, примерно 40–45. При общении с командирами вооруженных групп я использую собранную нами через МНО информацию в качестве аргументов в защиту интересов детей. В некоторых случаях я предъявляю фактологические бюллетени, содержащие информацию о нарушениях в отношении детей, совершенных группой под командованием того или иного командира в течение нескольких лет. Я делаю это для того, чтобы мы не тратили время на прения в духе «мы не занимаемся вербовкой детей» и сразу могли приступить к обсуждению путей оказания помощи детям, с тем чтобы они смогли вырваться из их рук и реинтегрироваться. Поскольку это производит впечатляющий эффект на командиров, они сразу начинают относиться к тебе серьезно.

В ДРК был достигнут значительный прогресс в решении проблемы вербовки детей правительственными вооруженными силами.

На самом деле, когда мы приступили к осуществлению плана действий, некоторые говорили мне, что ВСДРК никогда не прекратят заниматься вербовкой детей.

Я полагала, что это возможно. Теперь мы все знаем, что это возможно.

[1]

Ссылки на веб-сайты в Интернете, на которых опубликованы интервью с советниками по вопросам защиты детей и рассказы об их деятельности.

Учись, действуй, защищай: учебный курс по вопросам защиты детей для всех миротворцев

Подготовка до начала развертывания операций имеет важное значение для всего военного персонала. Департамент миротворческих операций (ДМО) разработал новые передовые стандарты подготовки военного персонала. В ходе этого учебного курса они узнают, как предотвращать нарушения в отношении детей и сообщать о них, как взаимодействовать с другими субъектами в области защиты детей, и повысят уровень своей осведомленности о том, как вести себя с детьми. Наша цель состоит в том, чтобы обучить 100 тыс. миротворцев, которые станут защитниками детей.

Читайте так же:  Синдром обиженного ребенка

Резолюции и директивы

Следующие резолюции и директивы Совета Безопасности регулируют работу операций по поддержанию мира в области защиты детей.

Резолюции Совета Безопасности

Подкаст к Всемирному дню ребенка

20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, посвященный детям всего мира, которые растут в охваченных войной районах, и призванный подтвердить нашу приверженность отстаиванию их прав и принятию решительных мер. В этом подкасте генерал-лейтенант Бабакар Гай, помощник Генерального секретаря и военный советник Департамента миротворческих операций Организации Объединенных Наций, рассказывает о своих встречах с детьми в качестве бывшего командующего силами Миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго и об успехах и трудностях в деле интеграции вопросов защиты детей в повседневную работу солдат. Прослушать подкаст можно здесь.

Где сегодня работают советники по вопросам защиты детей?

Советники по вопросам защиты детей работают в следующих операциях по поддержанию мира:

Права детей в России. Защита прав детей в России

Права детей граждан России представляют собой свод принципов, зафиксированных в отечественных и международных документах. На мировом и национальном уровне существует достаточно много актов, регламентирующих статус лиц, не достигших 18-ти лет. Рассмотрим далее, как осуществляется защита прав детей в России.

Нормативная база

В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

  • Семейный кодекс РФ.
  • Декларацию прав ребенка.
  • ФЗ, регулирующий деятельность опекунских и попечительских советов.
  • ФЗ, устанавливающий основы системы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Указ Президента, согласно которому осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка России.
  • Кодекс об административных правонарушениях и другие акты.

Семья

Она должна быть у каждого ребенка. Семья необходима для обеспечения полноценного физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. В этой связи приоритетным способом устройства ребенка выступает усыновление. У каждого несовершеннолетнего есть возможность знать своих родителей. Исключением из этого положения может выступать случай, когда должна быть сохранена тайна усыновления. Кроме этого, каждый ребенок имеет право получить заботу родителей. Это положение включает в себя несколько пунктов, являющихся прямыми обязанностями отца и матери. Так, родители должны обеспечить заботу о:

  • Здоровье.
  • Развитии.
  • Образовании.
  • Материальном обеспечении.

Неисполнение обязанностей родителями может привести к лишению их прав на ребенка. При таком решении несовершеннолетний будет передан под опеку соответствующих органов или ближайших родственников. Ребенок, проживая в семье, должен быть обеспечен надлежащим питанием, одеждой, жильем, развлечениями и медицинским обслуживанием. Для наиболее полной реализации прав ребенка на получение необходимого содержания, уход малышам должен предоставляться в дородовой и послеродовой периоды.

Речь, в частности, идет о надлежащем медобслуживании, пособиях, предусмотренных государством. Внутри семьи дети должны получать необходимое воспитание в любви и взаимном уважении. При этом несовершеннолетние должны быть ограждены от всякого насилия, жестокости, эксплуатации. Дети не могут быть объектами торговли ни в какой форме. Воспитание несовершеннолетних в семье должно быть ориентировано на развитие личности, осознание ответственности за свои поступки.

Общение с родственниками

Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

Главные права детей в России

Несовершеннолетнему с рождения должно принадлежать имя, фамилия и отчество. Первое родители выбирают по обоюдному согласию. Отчество дается по имени отца. В том или другом субъекте РФ могут быть установлен иной порядок. Права детей в России включают в себя возможность несовершеннолетнего иметь семью и общаться с родственниками. Социально, психически или физически неполноценным несовершеннолетним должен быть обеспечен специфический режим, особое обучение и забота, необходимые им ввиду их состояния.

Права детей в России содержат положение об обеспечении малолетних обязательным, бесплатным общим образованием. При возникновении экстренных ситуаций несовершеннолетние должны получить необходимую помощь одни из первых. Нормативными актами запрещено принимать детей на работу при не достижении ими установленного возрастного минимума, поручать деятельность, которая может стать опасной для его жизни, здоровья, нравственного развития. Права детей в России включают в себя также возможность получать воспитание в атмосфере дружелюбия и терпимости, взаимопонимания и соблюдения их интересов.

Сохранение свобод и интересов

Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами. В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители. Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован).

Особые случаи

Видео (кликните для воспроизведения).

Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.

Источники

Литература


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  4. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
Защита прав детей в мире
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here