Защита прав детей социальным педагогом

Социальный педагог

Социальный педагог школы

Ситникова Ольга Юрьевна

График работы: Пон. — Пят. с 09.00 до 18.00, Суб. 09.00 — 14.00

Контактный телефон: 353-57-72

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.

Основные направления работы социального педагога

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами правопорядка.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.

Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Работа с детьми группы риска

Функции социального педагога

  • аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин),
  • прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка),
  • коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды),
  • профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска),
  • охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты),
  • психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов),
  • посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Социальный педагог работает с различными категориями населения:

[1]

  • Малообеспеченными, многодетными семьями.
  • Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • С учащимися, состоящими на учете в ПДН, КДН, внутри школы, в «группе риска».
  • С детьми-сиротами.
  • С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.

Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

ПДН полиции № 8 Кировского района, ул. Петухова,д. 57, эт. 5 т. 232-16-11

КДН Администрации Кировского района, ул. Петухова, д.18 к. 217 т. 227-48-70

Комплексный центр соц. населения, ул. Сиб. — Гвардейцев, 59. т. 342-96-63

Городской центр образования и здоровья «Магистр» ул. Дм.Шамшурина, д. 6 т.222-26-10, ул. Паласса, д. 28 т. 342-92-71, 349-03-65

Центр психолого — педагогической поддержки молодежи «Пеликан», ул. Зорге, д. 42 т.342-07-93, ул. Сиб. — Гвардейцев, д. 3 т. 315-41-13

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
статья по теме

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

Скачать:

Вложение Размер
metody_zashchity_prav_detey.docx 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 -летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

Технологии социально — педагогической работы по защите прав детей

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

1) профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

2) контроль за соблюдением прав детей;

3) собственно защиту детей [8, с. 34].

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

  • вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);
  • контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;
  • условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
  • специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);
  • тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов) [9, с. 24].

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей;
  • оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.). [9, с. 25]
Читайте так же:  Документы на алименты на ребенка без брака

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [9, с. 25].

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ;
  • оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость [9, с. 26].

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;
  • если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот [9, с. 27].

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми [9, с. 27].

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов [9, с. 28].

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь .

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей [9, с. 28].

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе [9, с. 28].

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

1. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 16 — 28.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 — 46.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

Читайте так же:  Справка форма 25 мать одиночка

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2010).

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).

7. Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт / В.В. Волков — Н.Новгород: НГЦ, 2003.

8. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / Общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. — Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. — 170 с.

9. Колтовская М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. — М.: ИСПС РАО, 2004. — С. 23-28.

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья на тему

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педагог осуществляет социальную защиту учащихся.Основным направление социально-педагогической службы — решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме. В рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей .

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno-pedagogicheskaya_zashchita_prav_rebenka_v_ou.doc 168 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья .

[3]

1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня защищенности.

2. Защита прав и своевременное оказание социальной помощи и поддержки лицам в ней нуждающимся.

3. Профилактика асоциального поведения и правонарушения, охрана жизни и здоровья.

Социально-педагогическая защита прав ребенка в школе осуществляется в соответствии с «Конвенцией ООН» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и законодательством Российской Федерации в области семейной политики .

Основные «правозащитные» функции социального педагога.

  • Социально — информационная функция: информирование несовершеннолетних по вопросам их прав, а также социальной защиты, помощи, поддержки.
  • Социально-правовая функция: содействие соблюдению прав ребенка в ОУ и семье, в реализации правовых гарантий различных категорий детей и подростков, привлечение при необходимости, юристов для консультирования по вопросам жилищных, семейно-брачных, трудовых и гражданских правонарушений.
  • Социально-психологическая функция: содействие созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
  • Социально-педагогическая функция: консультирование родителей по вопросам воспитания детей, преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций.

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума;
  • просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и др.).
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности); (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, СП)

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, родит. собр.)
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами, отделом по вопросам семьи и детства, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики семейного неблагополучия социальной защиты населения «Эдельвейс»; (ФОТО- инд. беседы с уч-ся)
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость. (ФОТО — кл. час)

. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; (ФОТО –посещение)

. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.
Читайте так же:  Внебрачные дети андрея миронова

. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

[2]

. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь . Социальный педагог:

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей. (ФОТО – посещение, беседы)

. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе. (ФОТО)

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Рассмотрим мониторинг реализации профилактических мероприятий МБОУ СОШ №3 села Шедок, на котором прослеживается положительная динамика снижения количества семей и учащихся, состоящих на профилактическом учете (Рис. 1; Рис.2):

Эти данные подтверждают, что разработанные нами программы и этапы работы с семьями и учащимися, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. А значит, работа социально- педагогической службы проводится в правильном направлении – это решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме.

Вопрос 1. Деятельность социального педагога по охране прав ребенка.

Место и роль социального педагога в системе защиты прав детей

Литература

1. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / общ. ред., сост. О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. – Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. – 170 с.

2. Колтовская, М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. – М.: ИСПС РАО, 2004. – С. 23–28.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

4. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – 12 декабря. – URL: http://pravo.by/main.aspx?gu >

5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. – 272 с.

6. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования : учеб.-метод, пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск: Новое знание, 2007. – 346 с.

Вопрос 1. Деятельность социального педагога по охране прав ребенка.

Деятельность по защите прав детей является одной из наиболее важных среди различных сфер деятельности социального педагога. Деятельность по защите прав детей включает в себя: правовое воспитание и просвещение учащихся; выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях; защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых.

Правовое воспитание и просвещение детей. Правовое воспитание – составная часть идеологического воспитания, и его успешное осуществление во многом зависит от уровня организации воспитательной работы в учебном заведении. Содержание правового воспитания направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Условия воспитания правовой культуры личности: совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся; организация правового просвещения педагогов, родителей и обучающихся; профилактика противоправных действий; создание в учреждении образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности, разнообразие содержания применяемых методов, приемов и средств правового воспитания; контроль за соблюдением прав и обязанностей обучающихся; взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.

Правовое просвещение детей предполагает повышение уровня правовой культуры детей, знакомство с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Формирование правовой культуры и правовое просвещение необходимо осуществлять на основе комплексного планирования этой деятельности. В системе правового воспитания и просвещения можно использовать следующие направления деятельности: обучающее направление (организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, оформление стендов на правовую тематику), консультативное направление, факультативное направление (проведение различных семинаров, конференций, факультативных занятий), инициативное направление (создание различных молодежных объединений).

Защита законных прав и интересов учащихся. Особенность социально-педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых специалист выполняет лишь отдельные операции.

2. Защита прав ребенка на развитие способностей. Реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения – важное условие профилактики серьезных отклонений в поведении ребенка. Деятельность по защите прав ребенка на развитие способностей предполагает: выявление социальной направленности личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.д.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности; совместное с педагогом-психологом ведение учета детей с ярко выраженными способностями; поиск совместно с родителями путей и средств определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; совместный с представителями администрации учреждения образования поиск возможности для создания в рамках данного учреждения различных групп, студий для занятий по интересам; информирование учащихся о имеющихся в городе клубах, кружках, спортивных секциях и т.д.

Читайте так же:  Смена водительского удостоверения при смене фамилии документы

4. Защита имущественных прав детей. Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. (статья 19, Закон РБ «О правах ребенка»). Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать следующие направления: информирование, повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей; организация консультативной работы; охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав ребенка (обращение в соответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участи в судебных процедурах). При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совместно с родителями, осуществляется последними.

6. Защита прав детей из малообеспеченных семей. Основные направления деятельности социального педагога: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений; оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг; направление в случае необходимости в службу психологической помощи; организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей; оказание помощи в трудоустройстве.

7. Защита прав детей из многодетных семей. Основные направления деятельности социального педагога: выявление и учет таких семей, составление комплексной характеристики (количество членов семьи, наличие других родственников, пол, возраст, место работы, материальное положение семьи, жилищные условия, состояние здоровья, наличие асоциального поведения и т.д.); определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи; помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о возможных льготах; консультирование, педагогическая помощь; социальный патронаж семей, контроль успеваемости и межличностных отношений детей; периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи.

9. Защита прав детей-сирот. Можно выделить следующие виды социально-педагогической помощи: информационная помощь (обеспечение детей информацией об их правах, льготах, деятельности различных социальных служб и спектре оказываемых ими услуг); социально-правовая помощь (направлена на соблюдение прав детей, содействие в реализации правовых гарантий), социально-экономическая помощь (содействие в получении пособий, адресной помощи), социально-психологическая помощь (создание благоприятного микроклимата); социально-педагогическая помощь (преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций). Основные задачи социального педагога: выявление детей-сирот, защита их прав в виде представления интересов в различных инстанциях, устройство и контроль за условиями их проживания, социальная реабилитация и адаптация, ведение соответствующей документации, посредническая деятельность между учебным заведением и различными общественными организациями.

10. Защита прав детей, которые стали жертвами насилия и жестокого обращения. Социальному педагогу необходимо знать следующие факторы, способствующие жестокому обращению с детьми: неполная или многодетная семья, конфликтная семья, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, социальная изоляция вследствие особенностей вероисповедания, болезни одного из членов семьи, материальных трудностей, низкий уровень образования и профессионализма родителей, юные родители с неадекватными родительскими навыками. При возникновении подозрений о жестоком обращении с ребенком социальному педагогу необходимо предпринять следующие действия: незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений (беседа с самим ребенком, родственниками, друзьями, наблюдение за внешним видом ребенка, поведением и условиями проживания), вместе с педагогом-психологом провести беседу с родителями. Если предположения подтвердятся, информация направляется в органы защиты детства, где принимается решение о дальнейшей судьбе ребенка.

11. Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их замещающих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняя связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся на стадии разрушения. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации. Безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей; усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивно-воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства; несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет систему социальных, правовых и иных мер, которая направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

— разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

— разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

— проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

— проведение просветительской деятельности среди несовершеннолетних;

— организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории детей;

Читайте так же:  Правовое положение детей ювенальная юстиция реферат

— защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Деятельность педагога социального по защите прав ребенка

Деятельность педагога социального по защите прав ребенка

В перечень важнейших функций и задач, которые решает социальный педагог, защищая права детей, входит разрешение конфликтов, возникающих у ребенка в семье и школе, оказание детям иной помощи и поддержки в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, приводящей к социальному сиротству. Параллельно происходит формирование банка данных о неблагополучных семьях, в которых возможно вытеснение ребенка и переход его в группу социальных сирот. Выявление, как и последующие этапы работы с семьей, имеет целью нормализацию внутрисемейных отношений.

В качестве критериев, позволяющих выявить семейное неблагополучие и установить уровень жизнедеятельности детей как членов семьи, выступают следующие:

• положение ребенка в семье и обеспечение его основных прав, в том числе права на охрану жизни и здоровья, на необходимые для полноценного развития условия (обеспеченность необходимым питанием, одеждой, обувью, возможность учиться и др.);

• возможность, а также желание и способность родителей обеспечить соблюдение прав ребенка (осуществление ухода за ребенком, санитария и гигиена жилища, реализация потребности ребенка в пище, одежде; обеспечение познавательного развития и интересов ребенка и др.);

• общее положение семьи и ее окружения (состав семьи, семейные доходы и бюджет, наличие стабильной работы, социальные связи семьи, потребности и возможности получения компетентной социально-педагогической помощи и поддержки).

В основные функции социальной службы входят:

• диагностическая — изучение на основе современных достижений социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;

• прогностическая — составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу:

• консультативная — разработка предложений и методик по коррекции поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактике или стимуляции того или иного социального процесса, явления;

• предупредительно-профилактическая — разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов;

• представительная — представление интересов и защита социальных прав коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.

В целом меры, которые принимаются социальным педагогом или социально-педагогической службой школы по отношению к выявленной неблагополучной семье, могут быть следующими:

— постановка на один из видов учета (группа «риска», ВШК, КНД) самого ребенка или семьи (неполной, патронатной и т.д.), где воспитываются несовершеннолетний, нуждающийся в государственной защите;

— информирование заинтересованных лиц и учреждений о проблеме данной семьи или ребенка; представление и защита интересов детей и их семей во взаимоотношениях с различными государственными и общественными структурами;

— участие социально-педагогического учреждения (СПУ) и районных служб (Центр занятости населения, ЖЭС и т.д.), лечебно-профилактических учреждений в коррекционно-реабилитационной работе с подростком и его семьей;

— принятие согласованных мер с органами внутренних дел, КДН, управлением образования, администрацией исполкома.

Основанием для постановки родителей или лиц, их заменяющих, на профилактический учет в КДН могут стать такие действия законных представителей ребенка:

1. Уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию детей (родители не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду) или злоупотребление родительскими правами, использование этих прав в ущерб интересам детей (создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, совершению преступлений и пр.).

2. Жестокое обращение с детьми (физическое или психическое насилие, унижение человеческого достоинства детей), в том числе неоднократное оставление родителями малолетних детей без присмотра или без средств существования (родители не ночуют дома или не проживают вместе с детьми).

3. Оказание на детей вредного влияния антиобщественным поведением, в том числе злоупотребление одним или обоими родителями спиртными напитками либо немедицинское употребление психотропных или наркотических веществ.

4. Содержание детей в антисанитарных условиях.

5. Наличие у родителей психического заболевания, опасного для окружающих.

Если же, несмотря на все усилия представителей социально-педагогической службы нормализовать взаимоотношения в семье не удается, применяется крайняя мера в виде лишения родительских прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, социальный педагог является человеком, знающим основные проблемы ребенка. Совместно с представителями органов опеки и попечительства этот специалист участвует в организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса ребенка. При необходимости социальный педагог организует встречи ребенка с его кровной семьей или другими родственниками, контролирует безопасность ребенка.

Источники

Литература


  1. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

  2. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  4. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Защита прав детей социальным педагогом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here