Закон об основах профилактики домашнего насилия

Законодателями предложен комплекс мер по защите прав лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию

Согласно законопроекту семейно-бытовое насилие представляет собой умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

Законопроект направлен на защиту супругов, в том числе бывших, лиц, имеющих общего ребенка (детей), близких родственников, а также совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство иных лиц, связанных свойством. Нарушителем является лицо, достигшее восемнадцати лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.

Профилактика семейно-бытового насилия включает в себя оказание помощи лицам, подвергшимся насилию, выявление и устранение причин и условий его возникновения, пресечение насилия как явления, привлечение к ответственности виновных лиц.

Профилактическое воздействие осуществляется в формах правового информирования, профилактической беседы, учета и контроля, помощи в социальной адаптации и реабилитации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, применения специализированных психологических программ, выдаче защитного предписания, а также судебного защитного предписания. Одновременно могут применяться несколько форм профилактического воздействия.

К примеру, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону, с использованием сети «Интернет», предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю. Неисполнение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

Нарушители обязаны участвовать в профилактических мероприятиях, получить вынесенные в их отношении защитные предписания, соблюдать установленные запреты.

В законопроекте приводится перечень субъектов профилактики семейно-бытового насилия, а также определены их полномочия в осуществлении мер профилактики.

Полный текст законопроекта, подготовленного членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, опубликован на сайте Совета Федерации для общественного обсуждения.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Проект закона о профилактике семейно-бытового насилия

Обсуждение концепции законопроекта на официальном сайте Совета Федерации, как и было предусмотрено, продолжалось две недели.

[2]

Дискуссия вызвала значительный интерес со стороны общества. Поступило 11 186 комментариев, представляющих различные точки зрения. Все они будут проанализированы, конкретные предложения по корректировке концепции законопроекта будут переданы рабочей группе на рассмотрение.

Благодарим за проявленный интерес. Планируем продолжить практику общественного обсуждения социально значимых законодательных инициатив на официальном сайте Совета Федерации.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

2 декабря 2019 года

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Законодателями предложен комплекс мер по защите прав лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию

Согласно законопроекту, семейно-бытовое насилие представляет собой умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

Законопроект направлен на защиту супругов, в том числе бывших, лиц, имеющих общего ребенка (детей), близких родственников, а также совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство иных лиц, связанных свойством. Нарушителем является лицо, достигшее восемнадцати лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.

Профилактика семейно-бытового насилия включает в себя оказание помощи лицам, подвергшимся насилию, выявление и устранение причин и условий его возникновения, пресечение насилия как явления, привлечение к ответственности виновных лиц.

Профилактическое воздействие осуществляется в формах правового информирования, профилактической беседы, учета и контроля, помощи в социальной адаптации и реабилитации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, применения специализированных психологических программ, выдаче защитного предписания, а также судебного защитного предписания. Одновременно могут применяться несколько форм профилактического воздействия.

К примеру, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону, с использованием сети «Интернет», предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю. Неисполнение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

Нарушители обязаны участвовать в профилактических мероприятиях, получить вынесенные в их отношении защитные предписания, соблюдать установленные запреты.

В законопроекте приводится перечень субъектов профилактики семейно-бытового насилия, а также определены их полномочия в осуществлении мер профилактики.

Полный текст законопроекта, подготовленного членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, опубликован на сайте Совета Федерации для общественного обсуждения.

Нужен ли в России Федеральный закон о профилактике семейно-бытового насилия?

Ежедневно в новостной ленте появляются заголовки следующего содержания: «Мать и отец в Ленобласти изнасиловали свою дочь», «Россиянин десять лет избивал жену и зарезал ее на глазах у сына», «Безногая россиянка зарезала избивавшего ее и ребенка мужа», «В Подмосковье 18-летний парень до смерти забил сына» и т.д.

[1]

Каждый год в нашей стране жертвами домашнего насилия становятся тысячи людей, и это только по данным официальной статистики. В 2017 году количество преступлений, совершенных на бытовой почве, уголовные дела о которых закончены расследованием, составило 95 518, в 2018 году данный показатель составил 85 878 преступлений. Реальное число жертв семейно-бытового насилия сложно зафиксировать из-за повышенной латентности (скрытности) данного вида преступности.

Домашнее насилие можно определить как физическое, сексуальное, экономическое или психологическое насилие, направленное на супруга, партнера, ребенка или другого члена семьи.

Среди проявлений домашнего насилия преобладают следующие деяния: убийство (ст.105 УК РФ); убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ); убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ); умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111 – 115 УК РФ); побои (ст. 116.1 УК РФ); истязание (ст. 117 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) и т.д.

Наиболее высоким уровнем виктимности (виктимность — склонность стать жертвой преступления) обладают следующие категории лиц: несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста, умственно неполноценные лица, инвалиды, иммигранты, различного рода социальные меньшинства. Таким образом, любой человек может оказаться жертвой домашнего насилия.

Читайте так же:  Изменить при усыновлении день рождения ребенка

Широкая распространённость, повышенная латентность домашнего насилия, столь частые тяжелые последствия для здоровья и психики жертв этих преступлений и стремление общества к борьбе с этим негативным явлением наглядно свидетельствуют о необходимости профилактики данной категории преступлений и помощи жертвам насилия. Однако до сих пор в России не принят федеральный закон, направленный на профилактику домашнего насилия.

Краткий анализ нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что они, в основном, направлены на предотвращение неблагоприятных для жертв последствий в случаях, когда вред им уже нанесен, а также на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия. Некоторое развитие в законодательстве получили вопросы выявления и социальной профилактики насилия в отношении лиц, подвергающихся насилию.

Законодательного регулирования требуют также и другие проблемы, среди которых следует выделить следующие:

— профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере;

— социальная поддержка жертв семейно-бытового насилия;

— защита личности от семейно-бытового насилия;

— создание системы специальных социальных служб.

Необходима разработка уголовно-правовой доктрины, отвечающей современным социальным потребностям российского общества и адекватной криминогенной ситуации в стране, предполагающей стремление к достижению социальной справедливости, которая выражается не столько в неотвратимости ответственности виновных, сколько в гарантиях всесторонней защиты и социальной поддержке лиц, подвергшихся насилию в семье. Эти вопросы можно решить путем принятия закона «Об основах профилактики семейно-бытового насилия в семье».

Более сорока вариантов законопроекта о профилактике домашнего насилия были представлены в Государственную Думу Российской Федерации, но закон так и не принят.

Не сыграл положительной роли в борьбе с домашним насилием принятый в 2017 году Федеральный закон «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Суть изменений сводится к исключению из текста нормы слов «в отношении близких лиц», что является декриминализацией семейных побоев и переводом их из состава уголовных преступлений в разряд административных правонарушений (статья 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Уголовная ответственность за такие действия будет наступать, только если правонарушение совершено лицом, ранее подвергшимся административному наказанию за аналогичное деяние (статья 116.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях профилактики в том числе домашнего насилия ряд правозащитников разработали проект федерального закона «О запрете пропаганды насилия, жестокости, преступлений и правонарушений». Авторы данной законодательной инициативы предлагают дополнить КоАП РФ новой статьей 13.15.1 – «Пропаганда преступлений и административных правонарушений, насилия и жестокости». При этом в тексте данного законопроекта пропаганда насилия и жестокости определяется, как «распространение такой информации, которая направлена на формирование в сознании лиц, которым она адресована, установок или стереотипов агрессивного, насильственного поведения либо имеющее целью побудить или побуждающее их к актам противоправного насилия или жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания, восхваления или представления как нормы поведения либо в качестве приемлемого или предпочтительного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем». Однако данный проект получил шквал критики со стороны правозащитников и депутатов и в конечном счете не был принят.

Таким образом, в нашей стране жертвы домашнего насилия не получают должной защиты своих прав и интересов со стороны государства и продолжают терпеть издевательства со стороны своих родственников и сожителей.

Совфед опубликовал законопроект о профилактике домашнего насилия

Законопроектом вводится определение семейно-бытового насилия: это «умышленное деяние (действие или бездействие), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического, и (или) психического страдания, и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».

Документ предусматривает введение защитных предписаний (будут оформляться сотрудником органа внутренних дел) и судебно-защитных предписаний, призванных оградить жертву домашнего насилия от агрессора.

Неисполнение предписания виновным в домашнем насилии

Нарушение виновным в домашнем насилии вынесенного ему защитного предписания может повлечь штраф в размере до 3 тыс. рублей или арест до 15 суток, а судебного защитного предписания — штраф до 5 тыс. рублей, арест до 15 суток или обязательные работы, следует из имеющейся в распоряжении ТАСС рабочей версии проекта поправок в Кодекс об административных правонарушениях, входящего в пакет с законопроектом о профилактике домашнего насилия.

За нарушение судебного защитного предписания предлагаются более жесткие административные меры. «Неисполнение гражданином судебного защитного предписания влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, или административный арест на срок от пяти до 15 суток, или обязательные работы на срок от 50 до 100 часов», — говорится в проекте поправок.

Как заявила в четверг председатель СФ Валентина Матвиенко, базовый законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» еще раз будет подробно обсуждаться с общественными организациями, в том числе выступающими против этой инициативы, а также с представителями традиционных конфессий. По ее словам, в течение двух недель будут собраны предложения и идеи заинтересованных лиц.

Проект предусматривает, что обычные защитные предписания будут оформляться на месте сотрудником органов внутренних дел на срок до 30 суток с возможным продлением до 60 суток. Защитным предписанием нарушителю могут запретить домашнее насилие, вступление в контакт и общение с жертвой, в том числе по телефону и по интернету, попытки выяснить ее местонахождение. На время действия защитного предписания нарушитель будет стоять на профилактическом учете в органах внутренних дел. Если есть опасения, что защитное предписание не обеспечит безопасность жертвы насилия, сотрудник органа внутренних дел вправе обратиться в суд за судебным защитным предписанием, оно будет выдаваться уже на срок от 30 суток до года. Судебным предписанием агрессора могут также обязать пройти специализированную психологическую программу, покинуть общее с жертвой место проживания, передать пострадавшей стороне ее личное имущество и документы.

О проекте

Как заявила в четверг председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, законопроект еще раз будет подробно обсуждаться с общественными организациями, в том числе выступающими против этой инициативы, а также с представителями традиционных конфессий. По ее словам, в течение двух недель будут собраны предложения и идеи заинтересованных лиц. Матвиенко также заверила, что конструктивные предложения будут учтены в итоговом варианте законопроекта.

Читайте так же:  Доверенность на сопровождение ребенка в артек

С целью подготовки документа в Совете Федерации по поручению председателя верхней палаты парламента была создана специальная рабочая группа. Как сообщала ранее первый зампред комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, Совфед до 1 декабряпроведет работу по анализу состояния законодательства и правоприменительной практики, касающейся семейно-бытового насилия, и подготовит законопроект к внесению на рассмотрение нижней палаты парламента.

В феврале 2017 года был принят закон о декриминализации побоев в семье, который перевел побои в отношении близких родственников из разряда преступлений в административные правонарушения в случаях, когда действия совершены впервые.

Матвиенко сообщила, что законопроект о профилактике бытового насилия в семье будет размещен на сайте Совета Федерации в пятницу для ознакомления и направления предложений по его доработке. По ее словам, законодатели еще раз направят законопроект в общественные организации, пройдет диалог с теми из них, которые высказываются против этой инициативы.

Закон о профилактике домашнего насилия прошел парламентские слушания

Содействие в примирении сторон

Некоммерческие организации (НКО) могут содействовать примирению жертв домашнего насилия со своими обидчиками. Об этом говорится в рабочей версии законопроекта о профилактике домашнего насилия.

«В сфере профилактики семейно-бытового насилия общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе оказывать правовую, социальную, психологическую и иную помощь лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию, содействовать примирению лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, с нарушителем», — говорится в тексте.

Кроме того, предлагается дать право НКО проводить «информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений, а также участвовать в индивидуальной профилактической работе с нарушителями».

Согласно рабочей версии законопроекта, профилактика семейно-бытового насилия основывается в том числе на принципах поддержки и сохранения семьи, индивидуального подхода к каждой семье и к каждому лицу, подвергшемуся семейно-бытовому насилию.

Психологическое сопровождение

Организации специализированного социального обслуживания будут предоставлять услуги по психологическому сопровождению нарушителей закона о профилактике семейно-бытового насилия в РФ. Как говорится в проекте закона, такие организации при психологическом сопровождении агрессоров смогут привлекать общественные объединения и некоммерческие организации, работающие в сфере профилактики семейно-бытового насилия, а также благотворительные, религиозные организации и индивидуальных предпринимателей.

Согласно документу, основная задача такой специализированной психологической программы — выявить причины семейно-бытового насилия, а также провести профилактику в этой сфере.

Эти же организации смогут предоставлять срочные услуги жертвам насилия по их собственному заявлению или по инициативе должностных лиц органов и организаций, участвующих в реализации мер профилактики семейно-бытового насилия. Так, они смогут проводить социальную реабилитацию жертв и оказывать им в пределах своей компетенции содействие в предоставлении правовой, медицинской, социальной, психологической помощи, не относящейся к социальным услугам.

Также эти организации будут вести учет данных об оказании помощи лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию, и предоставлять статистическую информацию об оказанных услугах. Одновременно они смогут информировать органы внутренних дел о фактах или угрозах насилия.

Профилактика насилия

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В свою очередь член комитета Госдумы по образованию и науке Татьяна Касаева сообщила, что законодатели пришли к необходимости введения в этой сфере термина «защитное предписание». «На данный момент мы вводим два вида защитных предписаний: защитное предписание в чистом виде и судебное защитное предписание», — сказала она, не пояснив суть нововведений.

Депутат также обратила внимание, что законодательство сейчас работает таким образом, что государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь и делает это только тогда, когда уже совершилось преступление. При этом меры профилактики «крайне слабые или не прописаны в законодательстве вообще». «Мы сошлись в одном, что надо начинать с профилактики. Можно сколько угодно ужесточать законодательство, придумывать разные меры, где-то ослаблять закон. Но если мы не будем вести системную работу в части того, чтобы этих фактов не было вообще, все бесполезно», — уверена Касаева.

Также в качестве одной из основных задач депутат видит координацию работы всех заинтересованных ведомств и организаций. «Это неправильно, когда прокуратура занимается одним, МВД — другим, общественники — третьим. Потому что в МВД может быть информация, что в семье есть факты насилия, которые еще не перешли ни в уголовную, ни в административную плоскость. А другие органы, например, органы опеки, могут эти факты не знать. Меры нужны комплексные», — убеждена парламентарий.

Она назвала большим заблуждением расхожее мнение, что домашнее насилие совершается только в отношении женщины. «Все не так. Помимо этого, домашнему насилию у нас могут подвергаться и дети независимо от возврата. И это страшно, потому что это незащищенный слой населения. И мужчины иногда тоже подвергаются домашнему насилию», — сказала Касаева. «Надо смотреть здесь не только в контексте феминистическом, что женщин бьют, но и в целом всей семьи. Еще есть пожилые люди, есть инвалиды. Те, кто в силу своего физического здоровья себя не могут защитить, даже на помощь позвать не могут», — продолжила она.

Депутат подчеркнула, что законопроект нужно подготовить таким образом, чтобы он одновременно не стал орудием шантажа, например, при разводе супругов. «Это тоже важно, чтобы это не стало элементом шантажа. Тема очень сложная, аспекты очень сложные», — заключила она.

Сообщения о фактах насилия

Обращение граждан, которым стало известно о фактах или угрозах семейно-бытового насилия, могут стать основанием для осуществления профилактических мероприятий. Согласно тексту инициативы, предлагается установить, что основанием для осуществления мер профилактики семейно-бытового насилия может послужить как заявление гражданина, подвергшегося такому насилию, или членов его семьи, так и обращение граждан, «которым стало известно о свершившемся факте семейно-бытового насилия, а также об угрозах его совершения в отношении лиц, находящихся в беспомощном или зависимом состоянии».

Кроме того, основаниями для принятия мер предлагается считать сведения, поступившие из органов государственной власти, от организаций и от должностных лиц, а также установление сотрудником правоохранительных органов факта совершения или угрозы насилия и решение суда. Кроме того, законопроект предписывает, что медицинские организации будут извещать органы внутренних дел «о фактах обращения лиц, в отношении которых есть основания полагать, что вред их здоровью причинен непосредственно семейно-бытовым насилием».

Читайте так же:  Обидеть ребенка может каждый

Агрессоры покинут место совместного проживания с жертвами

Агрессор, поднимающий руку на домочадцев, в случае соответствующего судебного решения обязан покинуть место совместного проживания с жертвой насилия. «Судебным защитным предписанием на нарушителя могут быть возложены следующие обязанности. покинуть место совместного жительства или место совместного пребывания с лицами, подвергшимися семейно-бытовому насилию на срок действия судебного защитного предписания», — говорится в проекте.

Такая мера будет применяться, только если у нарушителя есть возможность выселиться в другую квартиру, в том числе арендованную по договору найма, договору найма специализированного жилого помещения «либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ».

Судебное защитное предписание будет выдаваться на срок от месяца до года, им может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакт с жертвой насилия, пытаться выяснить ее местонахождение.

Также законопроект предполагает выдачу еще одного вида защитного ордера, но уже полицейскими. Речь идет о защитном предписании на срок 30 суток с момента его вынесения, но документ может быть продлен должностным лицом органа внутренних дел до 60 суток. На время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль. Выдача защитного предписания полицией не предполагает выселения нарушителя из квартиры, где он проживает с жертвой домашнего насилия. Санкции за нарушения защитного предписания или судебного защитного предписания в опубликованном на сайте Совфеда проекте не уточняются.

Рабочая неделя в Госдуме началась с парламентских слушаний на тему семейно-бытовых отношений и преступлений в этой сфере.

Софья Русова

Слушания организовал Комитет по контролю и Регламенту и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, активно занимающийся разработкой законопроекта «Об основах системы профилактики домашнего насилия в Российской Федерации». Сам законопроект обсуждался до этого на круглых столах, конференциях, дебатах, в СМИ и становился предметом ругани в социальных сетях.

По данным социологов, которые представили свои доклады в Госдуме, жертвами насилия в семье в большинстве случаев — до 75% — становятся женщины. Когда речь идет о супружеском насилии, их доля достигает 91%. Если бы закон был уже принят, вероятно, судьба сестер Хачатурян, как и тысяч других, но не получивших известности женщин, сложилась иначе.

И тем не менее, как рассказала депутат Татьяна Плетнева, открывшая слушания, в комитет поступило порядка 300 писем против закона о домашнем насилии, и всего 100 в его поддержку. Правозащитники отмечают, что такая активность связана с тем, что долгие годы государственными структурами поддерживаются движения, позиционирующие себя как патриотические, антизападные и православные одновременно. «Среди них немало агрессивных и невежественных людей, которые даже не читая закона, его осуждают», – рассказал один из участников слушаний.

Активно ведут себя члены Всероссийского Родительского Сопротивления: ходят по всем круглым столам и общественным мероприятиям, рассказывая о ужасах западного мира и о том, как закон может разрушить традиционные семейные ценности и стать «серьёзной угрозой национальной идентичности и безопасности» .

Насилию дали определение

[3]

Адвокат, руководитель Центра помощи пострадавшим от домашнего насилия Мари Давтян, выступившая на слушаниях с докладом рассказала, что законы против домашнего насилия существуют в более чем 100 странах мира. Россия – одна из последних стран как в Совете Европы, так и в СНГ, которая еще не приняла своего.

«Домашнее насилие – это системная проблема и решать ее нужно, создавая систему профилактики, которая будет включать в себя и необходимые определения, чтобы не было разночтений у правоприменителей, а также механизм межведомственного взаимодействия для того, чтобы полиция, социальные службы и медицинские организации могли работать вместе как по каждому частному случаю на местах, так и в целом на федеральном уровне. Закон должен оградить потерпевших от новых случаев домашнего насилия защитными предписаниями», – отметила адвокат.

В законопроекте разработана система мер профилактики домашнего насилия, организация защиты, даны определения основным понятиям.

В частности, определены виды насилия, которым подвергается человек. В качестве меры защиты предполагается введение института защитного предписания сроком от одного месяца до двух, когда на время его действия лицо, в отношении которого оно вынесено, ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется контроль. Защитным предписанием в соответствии с законом лицу, в отношении которого оно вынесено, запрещается: 1) совершать домашнее насилие 2) преследовать пострадавшего 3) предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, пострадавшего от домашнего насилия, если это лицо находится в месте, неизвестном лицу, в отношении которого вынесено защитное предписание. Также, согласно законопроекту, государственные соцработники обязаны незамедлительно и бесплатно предоставлять по просьбе пострадавшего временное жилое помещение. Большое внимание в законе уделяется и вопросам организации помощи в социальной адаптации пострадавшим от домашнего насилия.

16 раз писала заявления о побоях

Мари Давтян рассказала, что в год в Центр помощи пострадавшим от домашнего насилия при Консорциум женских НПО, которым она руководит, поступает более 1200 обращений от пострадавших: «Я хочу обратить внимание на то, что наша практика свидетельствует о том, что проблема домашнего насилия – эта масштабная проблема, которую сегодня невозможно решить за счет существующих механизмов. Конечно, конфликты бывают в каждой семье, но тут речь идёт не о них, а именно о систематическом насилие со стороны более сильного по отношению к более слабым. Чаще всего его жертвами становятся женщины, дети и пожилые люди».

Адвокат отметила, что 97% пострадавших, которые обратились в полицию, не получили от полиции помощи: «Это далеко не всегда связано с тем, что полицейские имеют определенное предубеждение к этим делам и не имеют специальной квалификации (хотя эта проблема тоже существует), но сегодня полицейским чаще всего просто нечем помочь потерпевшим. Полицейские признают, что у них нет никаких реальных механизмов защиты пострадавших в ситуациях, когда риск повторного насилия очевиден, но само насилие еще не произошло. Пока нет механизма защитных предписаний, которые могли бы оградить пострадавших от новых случаев насилия, полиция просто вынуждена ждать, когда вместо побоев, которые наказываются в административном порядке, произойдет преступление и будет причинен вред здоровью. Так, например, в прошлом году в Перми, мужчина ранее привлекавшийся к ответственности за побои забил свою пожилую мать до смерти. До этого женщина 16 раз писала заявления о побоях в полицию».

Читайте так же:  Заявление на алименты с рождения ребенка

Говоря об определенных мифах, которые распространяются вокруг законопроекта адвокат отметила, что закон против домашнего насилия не имеет никакого отношения к ювенальной юстиции и направлен на другое: он никак не изменяет существующей сегодня системы работы органов опеки и не дает им никаких полномочий.

По словам других экспертов, опасаться массовых злоупотреблений в случае если закон будет принят не стоит. Российская практика жестко карает за ложные доносы, а перспектива спасения жизни человека намного важнее исключительных случаев возможных манипуляций с законом. Безусловно, критика закона в предлагаемом варианте высказывается со стороны некоторых адвокатов. Например, адвокат Алексей Скляренко в интервью «Бизнес ФМ» отметил, что возникает вопрос будут ли правоохранительные органы действительно этими делами заниматься и что делать, если агрессор не будет выполнять предписание. Адвокат из Казани Надежда Муратова высмеяла определение «экономического насилия», назвав его «шедевром». При этом отметим, что в Стамбульской конвенции (международное соглашение Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье) принятой в 2011 году экономическое насилие признается одной из форм домашнего насилия.

«Меня некому было защищать»

Дети, девочки и девочки- подростки часто терпят и скрывают акты насилия в отношении них, которые совершаются дома, в школе, кружках, в компаниях друзей и просто на улице. Говорить о произошедшем не просто даже многие годы спустя.

Алиса (имя изменено) несколько лет подвергалась сексуальному домогательству со стороны старшего брата. Хотя прямого полового контакта между ними не было, осознать произошедшее и признать то, что в отношении нее было совершено, она смогла только к тридцатилетнему возрасту. С братом она не общается, а на вопрос, почему она не рассказала хотя бы маме, ответила, что однажды попыталась, но мама ей не поверила, посчитав это выдумкой.

Елена, которой сейчас больше 40 лет, дважды за один день была изнасилована – в парке и в подъезде своего дома. Заявление в полицию Елена не написала, посчитав, что огласка может повредить ее карьере учительницы.

Еще одна история – это история девочки из хорошей и любящей семьи. В 16 лет Оксана (имя изменено) познакомилась с молодым человеком на 6 лет ее старше. Через какое-то время он пригласил ее в гости, она приехала. Были разговоры, музыка и алкоголь. Оксана была девственницей и не хотела вступать в половые отношения с этим человеком. Она была изнасилована и избита. «Натягивая брюки на свои ноги в кровоподтеках я думала не о себе, а что скажу родителям. Я считала себя виноватой. Он несколько раз мне повторил, что «я сама к нему пришла». Это сейчас я понимаю, что его вообще нужно было посадить. Но я тогда ничего этого не понимала. Прошло немало времени, но я до сих пор не могу рассказать этого родителям и я до сих пор не могу полюбить себя. Думаю, тот эпизод пагубно сказался на мне: я осознаю, что у меня заниженная самооценка, у меня были проблемы в отношениях с мужчинами. Мне не хотелось жить, потому что я не знала, кто бы мог меня защитить».

Необходимость принятия закона, который бы защищал от домашнего насилия любого члена семьи обсуждается много лет, однако сейчас у него есть все шансы быть принятым: в Совете Федерации заявили, что до первого декабря будет подготовлен итоговый вариант регулирующего текста о профилактике домашнего насилия.

В конце дня в официальном аккаунте Госдумы во Вконтакте прошло голосование “Нужен ли закон о профилактике домашнего насилия”. По итогам его голосования “за” высказалось 87 %. Осталось немногое — чтобы депутаты Госдумы его приняли.

Совфед намерен до 1 декабря подготовить законопроект о профилактике домашнего насилия

МОСКВА, 16 октября. /ТАСС/. Совет Федерации принял решение до 1 декабря провести работу по анализу состояния законодательства и правоприменительной практики, касающейся семейно-бытового насилия, и подготовить к внесению в Госдуму законопроект в этой сфере. Об этом сообщила в среду первый зампред комитета СФ по социальной политике Инна Святенко.

«Совет Федерации поставил себе сроки до 1 декабря провести работу [по подготовке законопроекта] вместе с депутатами Госдумы для того, чтобы появился законопроект, который можно вносить в Госдуму. Поэтому сейчас мы проводим консультации и совместно с депутатами работаем над данным законопроектом», — сказала Святенко на пресс-конференции, посвященной будущему закону о семейно-бытовом насилии.

Она отметила, что это очень сложный закон, так как «описать всю ту эмоциональную и моральную составляющую того, что происходит в области семейно-бытового насилия, действительно очень сложно». «Потому что юридический язык достаточно сухой, тем не менее проблема существует. И актуальность темы семейного-бытового насилия видна в тех сводках, которые мы с вами, к сожалению, регулярно получаем от правоохранительных органов», — сказала сенатор.

При этом Святенко подчеркнула, что важно услышать позицию правоприменителей. «Если мы хотим, чтобы этот закон действительно работал, мы, конечно, должны учесть все нюансы», — добавила она.

История вопроса

В настоящее время к внесению в Госдуму готовится законопроект о профилактике бытового насилия в семье. Как сообщалось ранее, согласно инициативе, жертвы насилия получат право на реабилитацию и охранный ордер (запрет виновным в домашнем насилии приближаться к своим жертвам). С целью подготовки соответствующего законопроекта в Совете Федерации была создана специальная рабочая группа по поручению председателя верхней палаты парламента Валентины Матвиенко.

В конце 2018 года зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина сообщила, что работа над проектом закона об основах профилактики семейно-бытового насилия завершается. В документе идет речь о так называемом охранном ордере, который позволит изменить сложившуюся практику, когда жертва рукоприкладства вынуждена уходить из дома и прятаться от агрессора в кризисном центре. Система охранных ордеров уже действует в ряде стран (в Белоруссии и Казахстане).

Читайте так же:  Камасутра домашнее насилие над своими дочерьми

В феврале 2017 года был принят закон о декриминализации побоев в семье, который перевел побои в отношении близких родственников из разряда преступлений в административные правонарушения в случаях, когда действия совершены впервые.

В новость были внесены изменения (12:54 мск) добавлена информация по тексту.

Нужен ли в России Федеральный закон о профилактике семейно-бытового насилия?

Ежедневно в новостной ленте появляются заголовки следующего содержания: «Мать и отец в Ленобласти изнасиловали свою дочь», «Россиянин десять лет избивал жену и зарезал ее на глазах у сына», «Безногая россиянка зарезала избивавшего ее и ребенка мужа», «В Подмосковье 18-летний парень до смерти забил сына» и т.д.

Каждый год в нашей стране жертвами домашнего насилия становятся тысячи людей, и это только по данным официальной статистики. В 2017 году количество преступлений, совершенных на бытовой почве, уголовные дела о которых закончены расследованием, составило 95 518, в 2018 году данный показатель составил 85 878 преступлений. Реальное число жертв семейно-бытового насилия сложно зафиксировать из-за повышенной латентности (скрытности) данного вида преступности.

Домашнее насилие можно определить как физическое, сексуальное, экономическое или психологическое насилие, направленное на супруга, партнера, ребенка или другого члена семьи.

Среди проявлений домашнего насилия преобладают следующие деяния: убийство (ст.105 УК РФ); убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ); убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ); умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111 – 115 УК РФ); побои (ст. 116.1 УК РФ); истязание (ст. 117 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) и т.д.

Наиболее высоким уровнем виктимности (виктимность — склонность стать жертвой преступления) обладают следующие категории лиц: несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста, умственно неполноценные лица, инвалиды, иммигранты, различного рода социальные меньшинства. Таким образом, любой человек может оказаться жертвой домашнего насилия.

Широкая распространённость, повышенная латентность домашнего насилия, столь частые тяжелые последствия для здоровья и психики жертв этих преступлений и стремление общества к борьбе с этим негативным явлением наглядно свидетельствуют о необходимости профилактики данной категории преступлений и помощи жертвам насилия. Однако до сих пор в России не принят федеральный закон, направленный на профилактику домашнего насилия.

Краткий анализ нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что они, в основном, направлены на предотвращение неблагоприятных для жертв последствий в случаях, когда вред им уже нанесен, а также на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия. Некоторое развитие в законодательстве получили вопросы выявления и социальной профилактики насилия в отношении лиц, подвергающихся насилию.

Законодательного регулирования требуют также и другие проблемы, среди которых следует выделить следующие:

— профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере;

— социальная поддержка жертв семейно-бытового насилия;

— защита личности от семейно-бытового насилия;

— создание системы специальных социальных служб.

Необходима разработка уголовно-правовой доктрины, отвечающей современным социальным потребностям российского общества и адекватной криминогенной ситуации в стране, предполагающей стремление к достижению социальной справедливости, которая выражается не столько в неотвратимости ответственности виновных, сколько в гарантиях всесторонней защиты и социальной поддержке лиц, подвергшихся насилию в семье. Эти вопросы можно решить путем принятия закона «Об основах профилактики семейно-бытового насилия в семье».

Более сорока вариантов законопроекта о профилактике домашнего насилия были представлены в Государственную Думу Российской Федерации, но закон так и не принят.

Не сыграл положительной роли в борьбе с домашним насилием принятый в 2017 году Федеральный закон «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Суть изменений сводится к исключению из текста нормы слов «в отношении близких лиц», что является декриминализацией семейных побоев и переводом их из состава уголовных преступлений в разряд административных правонарушений (статья 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Уголовная ответственность за такие действия будет наступать, только если правонарушение совершено лицом, ранее подвергшимся административному наказанию за аналогичное деяние (статья 116.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях профилактики в том числе домашнего насилия ряд правозащитников разработали проект федерального закона «О запрете пропаганды насилия, жестокости, преступлений и правонарушений». Авторы данной законодательной инициативы предлагают дополнить КоАП РФ новой статьей 13.15.1 – «Пропаганда преступлений и административных правонарушений, насилия и жестокости». При этом в тексте данного законопроекта пропаганда насилия и жестокости определяется, как «распространение такой информации, которая направлена на формирование в сознании лиц, которым она адресована, установок или стереотипов агрессивного, насильственного поведения либо имеющее целью побудить или побуждающее их к актам противоправного насилия или жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания, восхваления или представления как нормы поведения либо в качестве приемлемого или предпочтительного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем». Однако данный проект получил шквал критики со стороны правозащитников и депутатов и в конечном счете не был принят.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в нашей стране жертвы домашнего насилия не получают должной защиты своих прав и интересов со стороны государства и продолжают терпеть издевательства со стороны своих родственников и сожителей.

Источники

Литература


  1. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  2. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

  3. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  4. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
  5. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Закон об основах профилактики домашнего насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here