Ювенальная юстиция в зарубежных странах сша франция

Содержание

История создания ювенальной юстиции в зарубежных странах

Развитие мировой цивилизации происходило и происходит только в свя­зи с внедрением гуманистических принципов в сознание людей, их поступки и политическую деятельность. Забота о ребенке должна являться неотъемле­мой частью гуманистической политики любого государства, которая наиболее ярко выражается в определении уголовной политики в отношении детей.

Прогрессивные идеи североамериканских поселенцев в XIX и XX вв. проявились и в отношении к несовершеннолетним преступникам.

В 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей и подростков в целях их раздельного содержания с взрослыми преступниками.

В 1869 г. в Бостоне впервые было организовано заседание суда в от­ношении несовершеннолетних.

В Чикаго 2 июля 1899 г. был создан специальный суд по делам несо­вершеннолетних.

Л. И. Беляева в материалах семинара «Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских вузах», состоявшегося в Мос­кве 25-28 апреля 2000 г., приводит данные о том, что первый ювенальный суд был создан в 1890 г. в Австралии; затем ювенальный суд появился в Канаде — в 1894 г. и в Америке — в 1899 г.

Специальные суды для несовершеннолетних позже стали создаваться и в других странах:

• в 1904 г. — в Ирландии (специальная сессия общего суда);

• в 1905 г. — в Нидерландах (временные суды для несовершеннолет­них), в Англии и Уэльсе (первый суд по делам несовершеннолетних), а в 1908 г. — автономная система судов для несовершеннолетних;

• в 1908 г. — в Германии (в судах были объединены функции опекунских судов и судов по уголовным делам в отношении несовершеннолетних), Австрии (опекунские суды для несовершеннолетних), Венгрии (автономная су­дебная система), Италии (специальные суды по делам несовершеннолетних);

• в 1911 г. — в Португалии (трибунал по делам несовершеннолетних);

• в 1913 г. — в Румынии (автономная судебная система по делам не­совершеннолетних) и т. д.

Читайте так же:  Дело о разводах рассматривается в суде

Суд по делам несовершеннолетних является центральным звеном ювенальной юстиции и обладает специфическими признаками, отлича­ющими его от суда общей юрисдикции:

1. На начальной стадии дело, как правило, рассматривает единолич­но мировой судья.

2. От ювенального судьи требуется жизненный опыт и профессио­нальные знания в области психологии, педагогики и медицины. При нали­чии суда присяжных подобные требования предъявляются и к ним.

3. Ювенальный суд использует вспомогательные неюридические службы (социальные, воспитательные учреждения и т. п ).

4. Судебная процедура имеет свои особенности (в центре- судья и несовершеннолетний).

5. Комплексный и смешанный характер юрисдикции (опекунские су­ды, семейные суды и т. п ).

6. Персональная (рассмотрение дел только несовершеннолетних) и предметная (в том числе и взрослых соучастников) подсудность.

Ювенальные суды могут существовать в различных формах:

1) коллегии, составы судов, рассматривающие дела несовершенно­летних и действующие не автономно, а в составе общих судов;

2) «автономные» суды, созданные специально для несовершеннолетних.

В мировой практике наибольшее распространение получили «авто­номные» суды, и тенденция их распространения сохраняется.

Противоречия ювенального суда с принципами общего правосудия выражаются в следующем:

• неформальная процедура ювенального суда;

• использование ювенальным судом неюридических органов,

• объединение ювенальным судом функций гражданского, уголовно­го и административного судопроизводства;

• конфиденциальность ювенального суда.

Под ювенальной юстицией следует понимать специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних.

В учебной литературе принято выделять следующие принципы юве­нальной юстиции:

1. Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юсти­ции и применение к несовершеннолетним принудительных мер воспита­тельного воздействия.

2. Социальная насыщенность ювенальной юстиции, состоящая в исполь­зовании в судебном процессе неюридических специальных знаний, направлен­ных на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, социально­психологической характеристики личности несовершеннолетнего.

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса и его нефор­мальный характер.

Следует отметить большой вклад в определение данных принципов профессора Э. Б. Мельниковой, которая давно и плодотворно занимается проблемами становления ювенальной юстиции в России.

В зарубежной ювенальной юстиции существуют две основные модели:

• англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия и др );

• континентальная (Франция, Германия, Бельгия и др ).

Основное различие между ними состоит не столько в статутном и прецедентном праве, характерном для данных моделей, сколько в под­судности по делам несовершеннолетних.

В странах, принадлежащих к англосаксонской системе, суды по де­лам несовершеннолетних рассматривают только нетяжкие преступления, дела о тяжких преступлениях рассматриваются общими судами.

В континентальной модели все преступления, совершенные несовер­шеннолетними, подсудны только ювенальным судам.

Американская и английская системы ювенальной юстиции имеют свои особенности, которые складывались исторически и содержат свои от­личия в настоящее время.

В первых ювенальных судах в Англии процедура рассмотрения дела происходила отдельно от всех других дел, обычно по утрам, за час до от­крытия общих судов. Дело каждого несовершеннолетнего подсудимого рассматривалось отдельно от дел его соучастников и в присутствии роди­телей или лиц, их заменяющих.

При суде существовали службы, отвечающие за изучение личности несовершеннолетнего, надзор за ним и его устройство.

Современная английская модель ювенальной юстиции отличается гибкой системой мер уголовно-правового воздействия и приоритетной функцией определяет предупреждение преступлений несовершеннолетних на самых ранних этапах, охватывающих дошкольный возраст (детские клу­бы, курсы для родителей, дошкольное обучение и т. д ).

[1]

В Шотландии сложилась система ювенальной юстиции, состоящая из специальных комиссий, осуществляющих слушания по делам детей. Данная система, являющаяся по своей сути альтернативным судопроизвод­ством, получила название «прогрессивной» и позволяет избегать контактов ребенка с судебной системой.

Особенностями американской модели ювенальной юстиции является постепенное ограничение юрисдикции по делам несовершеннолетних, вызван­ное ростом преступности несовершеннолетних, втом числе насильственных преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Использова­ние неформальной процедуры судебного разбирательства стало выявлять на­рушения прав несовершеннолетних на надлежащую защиту.

В 14 штатах существует «конкурентная», или совпадающая, юрис­дикция уголовных судов для взрослых и ювенальных судов,, вопрос о под­судности решает прокурор. В 22 штатах и федеральном округе Колумбия минимальный возраст уголовной ответственности не установлен, в других штатах он составляет от 10 до 15 лет.

В 1990-е гг. в США наметилась тенденция к ужесточению каратель­ной политики, в том числе по отношению к несовершеннолетним.

В марте 2005 г. Верховный суд США принял решение о запрете при­менения смертной казни к лицам, не достигшим возраста 18 лет, а до этого в 19 штатах такое наказание для несовершеннолетних было предусмотрено законодательством. В отношении взрослых смертная казнь применяется до настоящего времени в 38 штатах.

Во Франции для несовершеннолетних созданы и действуют специ­альная судебная система и судебные учреждения, осуществляющие специ­альную юрисдикцию. Судья по делам несовершеннолетних выносит реше­ние в закрытом режиме. Французская ювенальная система доказывала свою эффективность на протяжении длительного периода, ее отличает на­учный подход, использование знаний педагогики, психологии и социоло­гии. Судья действует, как правило, в рамках «кабинетного правосудия», что позволяет достигать взаимопонимания с несовершеннолетним наруши­телем и принимать решения, понятные для подростка.

Значительных успехов в профилактике преступности несовершенно­летних достигла Япония, где отмечается самый низкий уровень преступ­ности. В профилактическую деятельность в Японии в той или иной форме вовлечена значительная часть населения. Семейные суды в Японии — это особая система, не относящаяся к уголовно-правовой сфере, осуществля­ющая защиту несовершеннолетних гражданско-правовыми средствами. Дела на несовершеннолетних правонарушителей в семейные суды посту­пают из прокуратуры для решения вопросов о применении воспитательных мер и мер защиты, а также о применении мер к взрослым, допустившим нарушения прав несовершеннолетнего.

В Швеции модель ювенальной юстиции включает в себя специализа­цию судей по делам несовершеннолетних в составе местных судов, кото­рые разрешают уголовные и гражданские дела. Вся система ювенальной юстиции базируется на службе социальной защиты всего населения, в том числе детей. Профилактическая деятельность осуществляется в 32 юве­нальных центрах, которыми руководит национальный совет. Молодежь вовлекается в программы центров после принятия судебных решений. Осо­бое внимание уделяется детям и подросткам с негативными проявлениями в развитии, им обеспечиваются защита и поддержка. Все мероприятия по социальной помощи осуществляются на муниципальном уровне (коммуна) по месту жительства детей, их родителей, родственников и расположения органов ювенальной юстиции [21] .

Зарубежные модели ювенальной юстиции отличаются разнообрази­ем и различными подходами к отправлению правосудия в отношении несо­вершеннолетних. Объединяет эти модели понимание обществом и государ­ством необходимости благополучного развития ребенка, проведения эф­фективной профилактики правонарушений несовершеннолетних и обеспе­чения безопасности детей от преступных посягательств.

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/istoriya-sozdaniya-yuvenalnoy-yustitsii-71459.html

Ювенальная юстиция в зарубежных странах сша франция

Ю.Ю.берет свое начало от 2-х терминов 1 ювенальный (молодой юный )и юстиция (справедливость и законность).

Юристы рассматривают данное понятие в широк и узком смысле .1 ю.ю.- правосудие по делам несовершенно летних приступников. 2. ю.ю.- особый порядок судопроизводства отдельная система судов для несовершенно летних а так же система социальной защиты и реабилитации несовершенно летних правонарушителей.

Читайте так же:  Мать одиночка документы на квартиру

XIХ в. И завершился созданием специального суда по делам о несовершеннолетних. Суд был создан 2 июля 1899 г. В г. Чикаго (Штат Иллинойс). И 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда свою победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США..
Примеру США, создавшему свой первый суд для несовершеннолетних, последовали другие страны и через небольшой период времени возникли национальные суды для несовершеннолетних в разных странах.
1955Междунородный пакт о гражданских и политических правах запретил вынесение смертного приговора лицам не достигшим 18 л. В данном пакте содкржатся многие нарантии и принцыпы в отношении несовершенно летних , учитывая их возраст и собственное желание участия к перевоспитанию.

Документы :
1.конвенция о правах ребенка
2.минимальный стандар правил косающийся правосудия в отношении несовершенно летних
3.правила оргонизации ООН косающиеся несовершенно летних
4.руководства принцыпов ООН для предупреждения приступлений совершенный несовершенно летними
5.руководста принцыпов в отношении действий в интересах детей в системе уголовногоь провосудия 97г.

Не существует четких норм касающихся возроста привлечения к уголовной ответственности . Конвенция о правах ребенка просто требует что бы государстао устанавливало минимимальне возраст ниже которого детей считают неспособными нарушать закон.

Франция 13 л
В шатландии 16 л
В росии 14 л

В некотрых государст Европы в качестве административных мер использую придупреждению правонорушений.

В шатландии в отношении 10-12 лет реализуеться система групповых консульнт . к которым прибегаю в том случаи если совершено очень крупное преступление . Его разбирают через посредников при котрых присутствуют пострадавшие , нарушитель его родители социальный работник и сотрудник правовых оргонов . Координатор предлагает придти к согласию относительно прекращения дела .

США.
Правовая ситуация в этой стране выдвинула сразу два основных требования к ювенальной юстиции: специализацию судопроизводства и упрощение судебного процесса. Специализацию создатели американской ювенальной юстиции мыслили в следующих формах: слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых; изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения; выделение для слушания таких дел специализированного судьи по делам о несовершеннолетних. Упрощение судебного процесса по делам несовершеннолетних обосновывали необходимостью уменьшить вредное влияние на детей и подростков самой процедуры рассмотрения дел в суде.
Важной особенностью американского суда для несовершеннолетних было то, что ему поручалось руководить учреждениями попечительского надзора над несовершеннолетними, До создания «детских» судов эти функции в США выполняли добровольцы.

Семейные суды являються см. судом . Он рассматривает дела детей от 14-20 лет , если тяжкое преступление совершено в 16 лет о передаю дело в общий суд. При семейных судах существует специальная сеть вспомогательных служб ,которые позволяют реализовать воспитательные функции (медика-психологических консультант к которому прикреплен социальный работник . При семейном суде существует совет который играет роль тритейского судьи (примиряют родителей в случаи развода и рещают с кем останеться ребенок )

Они рассматриваю приступления и право нарушения для несовершенно летних. Приступления взрослых насящих ущерб несовршенно летним . Вопросы семейного права.

Семейные суды во Франции до сих пор считаються эксперемнтом . Все европейские суды особой спецификой не отличаються ,компитенция достаточно широка. Суды одновренно являються судом 1-ой инстинции и опиляционными . Поскольку рассматривают вопросы расторжения браков , усыновления детей , попечения и опеки .
Опекунские суды испании Франции однообразны
австрийский опекунский суд до 21 г. Суды принимают воспитательные меры , в оношении провонарушений , а так же рассмотривают воспит-охранительную функцию в отношении тех кто нуждаеться . В этих 3-х странах суды имею права рассматривать разришение конфликтов между родителями по вопросам воспитания детей.

На сегодняшний день существует несколько различных моделей ювенальной юстиции – континентальная, скандинавская и англосаксонская.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.Наиболее яркими представителями континентальной модели являются Франция и Канада.

Французская система ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности, т.е. в той или иной степени под угрозой. Несовершеннолетние могут являться объектом только мер защиты, обучения или надзора. В каждом конкретном случае ювенальный суд и ювенальный суд присяжных назначат соответствующие меры защиты, надзора и содействия или меры воспитательного воздействия. Меры воспитательного характера применяются и к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. Меры уголовного наказания могут быть применены только в случаях, если особенности личности несовершеннолетнего, а также определенные обстоятельства не позволяют применение к нему мер воспитательного характера. Тем не менее, в практике применяются в основном меры воспитательного характера.

Определенные сходства с французской системой ювенального правосудия представляет канадский опыт.

Работа не сводится только к созданию уголовных

судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую

задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.

2.Говоря о скандинавской модели ювенальной юстиции, рассмотрим, в первую очередь, пример Швеции. В Швеции суть ювенальной юстиции заключается в очень сильной роли социального работника. Социальный работник является важной фигурой в работе с несовершеннолетними. Таким образом, основная работа социального работника в Швеции преследует цель профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетнего.

К группе стран, имеющих «скандинавскую модель» ювенальной юстиции, относится также Дания.

Для обеспечения эффективной работы по предупреждению преступности несовершеннолетних в Дании была признана очевидная необходимость объединения усилий трех сторон (школ, социальных служб и полиции), ответственных за благосостояние и воспитание детей, и создания между ними устойчивых партнерских отношений. Именно эти три структуры располагают достаточно подробной информацией о детях и молодых людях и находятся с ними в тесном контакте по месту их жительства.

3.К англосаксонской системе ювенальной юстиции традиционно относят Великобританию и США. К компетенции английского суда для несовершеннолетних относятся дела о посягательствах взрослых на детей и подростков. Исключением являются дела о соучастии несовершеннолетнего и взрослого в совершении преступления. Эти дела могут слушаться не в суде для несовершеннолетних, а в ином суде, вплоть до суда Короны.

В большинстве штатов США (стране, где впервые зародилась система ювенальной юстиции в XIX веке) система ювенальной юстиции управляется социальной службой, а именно: Агентством социальной службы — в 23 штатах и службой по работе с семьей и детьми — в 6 штатах. В 11 штатах система ювенального правосудия подконтрольна системе правосудия по делам совершеннолетних.

Читайте так же:  Очередь в сад матерям одиночкам

Австралийская модель ювенальной юстиции использует механизмы «восстановительного правосудия». Одним из механизмов, используемых в Австралии, являются «семейные конференции».

http://studopedia.ru/9_195421_zarubezhniy-opit-razvitiya-yuvenalnoy-yustitsii-analiz-zarubezhnih-modeley-yuvenalnoy-yustitsii.html

История и современные модели ювенальной юстиции зарубежных стран

Модели и подходы к ювенальной юстиции в США, которые применялись в разные периоды времени. История ювенальной юстиции в Канаде. Современная ювенальная юстиция в странах романо-германской системы права (на примере стран Латинской Америки и Германии).

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.01.2017
Размер файла 88,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Законодательное регулирование ювенальной юстиции внедряется не только в Коста-Рике и Никарагуа, но также и в других странах Латинской Америки: альтернативы уголовному преследованию на муниципальном уровне в Бразилии, система пробации в Гватемале, реабилитационные центры в Панаме. В отличие от США, где, безусловно, существует законодательная база ювенальной юстиции, но где самые действенные способы борьбы с преступностью несовершеннолетних и их реабилитация первоначально были разработаны группами инициативных людей, не входящих в государственную систему, в странах Латинской Америки все принципы и подходы к реализации программ ювенальной юстиции закреплены на законодательном уровне.

Рассмотрим теперь ювенальное уголовное право Германии, которое выделяется в отдельную отрасль права и распространяется на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (иногда до 21 года). В Германии ювенальная юстиции регулируется тремя основополагающими законодательными актами — Уголовно-процессуальным кодексом, Уголовным кодексом и Законом об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

В Германии действует принцип, что карательные санкции, предусмотренные уголовным правом, заменяются для несовершеннолетних воспитательными мерами (по большинству дел)Юрков В. В. Примирение несовершеннолетнего с потерпевшим в уголовном праве России и Германии. — дисс. на соик. уч. ст. к. юр. н. — Красноярск, 2012. — С. 56. . Однако вопрос о назначении таких мер решается отдельно для каждого конкретного случая: судья или прокурор выносят мотивированное решение о назначении индивидуальных воспитательных мер определенному несовершеннолетнему правонарушителю, которые, на их взгляд, окажут исправительное воздействие на ребенка.

В Германии существует два вида юридической реакции на преступления несовершеннолетних: формальный и неформальный. В рамках формального реагирования на правонарушение судья выносит приговор, в котором определяет вид санкции для несовершеннолетнего (воспитательные меры, принудительные меры воспитательного характера и уголовное наказание в виде лишения свободы). Воспитательные меры, в свою очередь, подразделяются на следующие виды: соблюдение указаний о пребывании в конкретном месте или социальном учреждении; обязанность заниматься учебной деятельностью или общественными работами; обязанность посещения специальных курсов, в том числе тренинга; участие в процедуре примирения Jugendgerichtsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 11. Dezember 1974 (BGBl. I S. 3427), das zuletzt durch Artikel 7 des Gesetzes vom 17. Juli 2015 (BGBl. I S. 1332) geдndert worden ist. . Данный перечень воспитательных мер является открытым, поэтому судьи решают многие возникающие вопросы в рамках судебного усмотрения. К мерам принудительного характера можно отнести предупреждение, наложение обязанности (возмещение ущерба, принесение извинений потерпевшей стороне, уплата денежных средств в государственную казну) и арест. К неформальной реакции на преступления относят отказ прокурора от уголовного преследования или прекращение уголовного дела судьей.

В Германии так же, как и в России, действует институт примирения сторон в уголовном процессе. Прототипами этой модели послужили программы, разработанные в США и Австрии. Изначально институт примирения начал внедряться в ювенальную юстицию Германии в 1984 году на уровне неофициальных проектов. Только спустя 6 лет этот институт был урегулирован в Законе об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних, а еще позже он нашел свое закрепление в Уголовном кодексе ФРГ. УПК Германии также предусматривает возможность примирения сторон и дает право прокуратуре и суду на каждой стадии процесса проверять наличие возможности для такого примирения, а также содействовать ему. В УПК устанавливается необходимость информировать обвиняемого о примирении, также там достаточно подробно регламентируется сама процедура взаимодействия между сотрудниками органов правопорядка и организаций, осуществляющих примирение Юрков В. В. Примирение несовершеннолетнего с потерпевшим в уголовном праве России и Германии. — дисс. на соик. уч. ст. к. юр. н. — Красноярск, 2012. — С. 71. .

Порядка 90% всех дел с участием несовершеннолетних до момента предъявления обвинения разрешаются путем проведения процедуры примирения Там же. — С. 72. . Эта процедура приравнивается к воспитательным мерам, и потому в случае успешного разрешения конфликта между сторонами прокурор вправе отказаться от уголовного преследования несовершеннолетнего. Институт примирения распространяет свое действие на тех несовершеннолетних, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести (он может распространяться и на молодых людей, совершивших тяжкие преступления, но это происходит в редких случаях) Бойльке В., Юрков В.В. Примирение с потерпевшим в системе ювенальной юстиции ФРГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — № 3, 2009. — С. 123132. .

Чтобы начать процедуру примирения, необходимо соблюсти некоторые условия: получить согласие обвиняемого и его законного представителя на участие в программе; собрать необходимое количество доказательств, подтверждающих вину обвиняемого; признание вины обвиняемым не требуется, однако, он не должен отрицать содеянное.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что основными характеристиками ювенальной системы Германии являются:

· приоритет альтернативных уголовному преследованию способов разрешения правовых конфликтов;

· наличие уже устоявшейся системы примирительных процедур, возможность применения которой урегулировано в законодательстве;

· приоритет воспитательных мер по отношению к наказанию; рассмотрение всех дел с участием несовершеннолетних специализированными судами для несовершеннолетних (без возможности передачи дел в общеуголовный суд).

В данном параграфе контрольной работы были рассмотрены подходы к ювенальной юстиции, преобладающие в некоторых странах романо-германской правовой семьи. Так, в странах Латинской Америки, где только начинает развиваться правосудие для несовершеннолетних как отдельный процесс, все инициативы относительно ювенальной юстиции закреплены на законодательном уровне. В Коста-Рике, например, урегулировано право на судебную защиту для ребенка и приоритет альтернативных способов наказания. В Никарагуа созданы специализированные суды для несовершеннолетних. Но пока достаточно сложно говорить об эффективности такого подхода, так как экономические условия, в которых находятся некоторые страны Латинской Америки, «ограничивают» использование и распространение программ ювенальной юстиции. Что касается Германии, то она является классическим примером континентального права в сфере ювенальной юстиции. Действующие институты профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних изначально развивались на законодательном уровне. Также в Германии активно используются примирительные процедуры.

Международные документы и акты рекомендательного характера

1.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы: Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_liberty.shtml (дата обращения: 14.05.2016).

Читайте так же:  Исковое заявление в суд об установлении отцовства

2. Рекомендация Комитета министров совета Европы от 15.09.1999 г. № R (99) 19 государствам-членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах. URL: http://sprc.ru (дата обращения: 09.05.2016).

3. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 24.09.2003 г. № (2003) 20 государствам-членам Совета Европы касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних. Ч. II п. 2. URL: http://mosmediator.narod.ru/index/0-442 (дата обращения: 10.03. 2016).

4. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 17.11.2010 г. по правосудию, дружественному к ребенку. URL: http://soprotivlenie.org/zakon/rekomendacii-komiteta-ministrov-se-po-pravosudiyu-druzhestvennomu-k-rebenku/ (дата обращения: 14.05.2016).

5.

Карнозова Л. М. Использование программ восстановительной ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве: Методическое пособие. — М.: Институт права и публичной политики, 2009.

6. Карнозова Л. М. К модели восстановительной ювенальной юстиции // Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс / Досье на цензуру», 2005 № 4.

7. Карнозова Л.М. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. — М.: Р. Валент, 2010.

8. Карнозова Л. М. Ювенальная юстиция в России: прошлое, настоящее, будущее // URL: http://igpran.ru/articles/2979/ (дата обращения: 14.05.2016).

9. Количественные данные о деятельности территориальных служб примирения за 2013 год // Вестник восстановительной юстиции. — Вып. 11, 2014.

10. Коновалов А. Мониторинг школьных служб примирения за 2013, проводимый в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. — № 11, 2014.

Приложения

Сравнительный анализ «программ, доказавших свою эффективность» http://www.blueprintsprograms.com/programs .

http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625b3bd79b4c43a89521316d26_1.html

Ювенальная юстиция в Швейцарии

Статья просмотрена: 1871 раз

Библиографическое описание:

Добрынина, О. А. Ювенальная юстиция в Швейцарии / О. А. Добрынина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4572/ (дата обращения: 18.04.2020).

Ювенальная юстиция – это правосудие по делам несовершеннолетних, включающее в себя особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов, а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей[1. с.845].

В наши дни отношение к этому правовому институту неоднозначное. С одной стороны, к малолетним преступникам как к особой группе граждан и подход нужен особенный. Дети больше подвержены влиянию, более доверчивы и порой не понимают, что совершают преступление. Долг государства – защитить их и помочь исправиться. Но с другой стороны, из-за того, что зло причинил ребенок, оно не становится автоматически меньше. Многие специально пользуются своим юным возрастом, и предоставляемыми в связи с этим поблажками, чтобы совершать преступления, при этом не нести серьезной ответственности. В этом случае защита нужна уже не детям, а то детей!

[3]

В этой статье я предлагаю Вам познакомиться с тем, как ювенальная юстиция организована в Швейцарии.

Если говорить о подходах, то швейцарцы занимают умеренную позицию: они не уделяют такого большого внимания к чисто процессуальным вопросам, как это происходит, например, во Франции, главное – личность преступника. В Швейцарии существует система социальных работников, психологов и других специалистов по работе с несовершеннолетними. В то же время, система швейцарской ювенальной юстиции строится на учете интересов не только ребенка, но и потерпевших.

Система судов для несовершеннолетних появилась в Швейцарии довольно давно. Изначально, развитие этой системы шло в разных частях страны по-разному: в кантонах французской Швейцарии была создана автономная ювенальная юстиция, в «немецкой» – функции судов по делам несовершеннолетних выполняли опекунские суды, в Женеве создавались специализированных составы судей. [2.]

В настоящее время существует единая для всех кантонов система. Она, прежде всего, основывается на положениях Конвенции ООН о правах ребенка. Швейцария подписала эту Конвенцию в 1997 году, но с некоторыми ограничениями. Согласившись с запретом на применение высшей меры наказания в отношении детей, пыток, издевательств, унизительных действий, она не приняла, в частности, статью 40 и некоторые другие. Что касается внутреннего швейцарского законодательства, то его можно поделить на общегосударственное и кантональное. Основополагающие принципы и документы, например УК, относятся к компетенции конфедерации, а все, что касается процедуры, мер пресечения, мер наказания – к компетенции кантонов. Иными словами, система нормативно-правовых актов, регулирующих ювенальную юстицию, в Швейцарии выглядит следующим образом: во главе – Уголовный Кодекс 1937 года, а наряду с ним существуют 27 процессуальных Кодексов, которые регулируют свои вопросы в каждом отдельном кантоне.

Сейчас уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 10 лет (ранее минимальный возраст субъекта преступления был 7 лет, практика показала, что ранее 10 лет случаи правонарушений, а тем более преступлений крайне редки). Ювенальные суды рассматривают преступления, совершенные человеком до наступления 20-и летнего возраста. То есть, на скамье подсудимых может оказаться и 21-летний, если он нарушил закон, скажем, в 18- 20 лет или ранее.

Каждое, совершенное подростком, преступление должно быть исследовано в особом порядке.

После совершения преступления в судьбу ребенка вмешивается один из следующих органов: ювенальный судья, административные органы или учреждения частной сферы.

Рассмотрим вышесказанное более подробно. Суд является основным органом, рассматривающим дела малолетних преступников. Для того, чтобы начать судебное разбирательство, преподаватель, воспитатель, прокурор или любое другое лицо, должны сообщить судье о факте нарушения закона несовершеннолетним. Судья рассматривает это сообщение и, в зависимости от его серьезности, принимает решение, в соответствии с которым, несовершеннолетний должен предстать перед ним немедленно (у ребенка нет права прийти в другой день или опоздать) или в течение определенного срока (м.б. неделя, месяц и т.д.). Для судьи крайне важно рассмотреть доводы потерпевших, мнение сотрудников опеки и других лиц, которые могут дать характеристику ребенка, а также объяснение самого «виновника торжества». Если преступление или правонарушение действительно имеет место быть, то судья возбуждает следствие и уведомляет об этом прокуратуру, органы опеки и другие государственные органы.

Судьи тесно взаимодействуют с административными органами и учреждениями частной сферы. Если судья считает, что причина совершенного преступления или правонарушения находится в обстановке в семье, отношениях с родителями или климатом в семье, он может принять решение воспитательного характера. [3. с. 67]Такое решение приводится в исполнение административными органами (в каждом кантоне собственный орган, общешвейцарского не существует), которые имеют в своем штате социальных работников и наделены определенными полномочиями. Кроме социальных работников с несовершеннолетним работают психологи, психиатры, они должны представлять судье доклады об изменениях (или их отсутствии) в поведении ребенка. Судья устанавливает определенную периодичность таких докладов, но законом установлен минимум – не реже 1 раза в год. После того, как специалисты соберут всю необходимую информацию, они формируют досье несовершеннолетнего и передают его судье. На этом этап следствия заканчивается, и начинается судебное разбирательство.

Читайте так же:  Выдача дубликата судебного приказа о взыскании алиментов

Если же противоправное поведение ребенка вызвано его наркотической, токсической, алкогольной или иной зависимостью, судья обращается в учреждения частной сферы. Это специальные учреждения, в которых подсудимому будет оказана как психологическая и психиатрическая, так и медицинская помощь. После прохождения несовершеннолетним курса лечения, в ходе разбирательства, судья принимает решение: вернуть ребенка в семью или применить к нему определенные меры воздействия.

После проведения следствия, судья приглашает обвиняемого, его родителей или опекунов и потерпевшего. [3. с. 69]В присутствии всех этих лиц он объявляет приговор и дает по нему разъяснения.

В основном, швейцарские ювенальные судьи стараются завершить дело примирением сторон. Это возможно при наличии трех условий: признания вины, небольшой тяжести правонарушения и обоюдного согласия сторон на примирение. Данная процедура завершается подписанием специального соглашения, в котором предусматривается все от возмещения ущерба, до того, кто возьмет на себя судебные издержки.

Если же по характеру правонарушения или другим причинам примирение невозможно, то применяются меры наказания.

Во-первых, к несовершеннолетнему обязательно прикрепляют социального работника, который может осуществлять наблюдение или оказывать семье помощь в воспитании ребенка.

Наблюдение применяется, когда правонарушение не является серьезным. Они, как правило, вызваны недостатками воспитательного характера. Прикрепленный к семье соцработник периодически приходит и проверяет, как строятся взаимоотношения членов семьи, указывает на ошибки и помогает их исправить. Судья, кроме регулярных отчетов социальному работнику, может обязать родителей пройти курс бесед с психологом. Данный метод воздействия считается наиболее предпочтительным т.к. ребенок остается в семье и не лишается свободы, а кроме того, родители начинают более ответственно относиться к своим обязанностям по воспитанию.

Возможны случаи, когда простого посещения не достаточно, например, родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка и осознают это, но никаким образом не желают это исправить. Тогда, социальный служащий или воспитатель ведет более интенсивную работу непосредственно с ребенком. В этом и состоит главное отличие данной меры от предыдущей: при наблюдении основной упор делается на родителей, а они уже корректируют поведение детей, при оказании помощи в воспитании, поведение ребенка должно меняться под влиянием специалиста. Хотя, нельзя сказать, что в первом случае со стороны государства ребенку не уделяется внимание, а во втором – совсем не проводится работа с родителями. Объект и там, и там – несовершеннолетний, совершивший правонарушение и его семья (именно вместе). Важно в каждом конкретном случае выбрать подходящую меру воздействия, где-то родители могут исправить сложившуюся ситуацию, где-то – эту задачу выполняет соцработник.

Если данные меры по какой-то причине не имеют успеха или ведутся неэффективно, судья может принять решение об изъятии ребенка из семьи. Он помещается в приемную семью или, как в большинстве случаев, в специальное учреждение. Например, это могут быть:

    Учреждения школьного типа

    Специальные центры профессиональной подготовки (для лиц, старше 16)

    Учреждения отдельной направленности (лечение наркомании, токсикомании и т.д.)

    При медицинских учреждениях существуют отделения для подростков с психическими расстройствами [3. с. 71]Если состояние позволяет, то в отношении них проводятся и меры воспитательного характера. Чаше всего такой мерой становятся привлечение к общественно-полезным работам в той же больнице.

    Во-вторых, несовершеннолетнего могут обязать пройти курс лечения, при этом, согласие родителей не имеет значения. Подросток или проходит его амбулаторно, или помешается в одно из указанных выше лечебных учреждений. В дополнение к данной мере, могут применяться наблюдение и содействие в воспитании.

    В-третьих, практически всегда, виновный должен загладить материальный вред, причиненный преступлением. Это происходит путем уплаты штрафа (из собственного дохода ребенка вычитается определенная сумма) или выполнением работ в пользу потерпевшего.

    Помимо всего выше сказанного, суд может наложить запрет на посещение определенных мест, например, клубы, другие увеселительные заведения или места, нахождение в которых будет способствовать развитию у ребенка криминальных черт. За соблюдением этого правила строго следят специальные органы и полиция.

    И, наконец, последняя и самая суровая мера – лишение свободы. Она применяется крайне редко (и то, при ее назначении 8 из 10 случаев – условно), в исключительных случаях. Основанием ее назначения является совершение наиболее тяжких преступлений: убийство, изнасилование и вооруженное ограбление. Максимальный срок для несовершеннолетних преступников – 1 год, досрочное освобождение возможно через ½ назначенного срока.

    Тюрем для несовершеннолетних, в нашем понимании, и швейцарцев нет, у них существуют, так называемые «воспитательные дома». Там могут содержаться лица до 25 лет, но все же, отдельно от тех, кому еще нет 18. Швейцария не признает полной изоляции детей-преступников от семьи. Во многих тюрьмах непосредственное заключение длится всего 14 дней: раз в две недели их отпускают на выходные, причем ездят туда без всякого сопровождения. Однако такое позволено далеко не всем. За время заключения они занимаются по общеобразовательной программе и осваивают одну из предлагаемых специальностей, зарабатывают деньги. Часть отдается на руки, а часть кладется на специальный счет в банке.

    [2]

    Несмотря на такие «мягкие» условия, побеги случаются очень редко [5.]

    Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / А. Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 858с.

    Пиджаков А. Ю. Исторические корни ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – №1. – С. 2-4.

    Рива П. Профилактика преступности несовершеннолетних (опыт Швейцарии) // Материалы международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. – Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. – 66 – 74 с.

    Рива П. Презентация системы ювенальной юстиции в Швейцарии. Законодательная база осуществления ювенальной юстиции. // Материалы международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. – Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. – 32 – 57 с.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://moluch.ru/archive/39/4572/

    Литература


    1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

    2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

    3. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
    4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
    5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
    Ювенальная юстиция в зарубежных странах сша франция
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here