Ювенальная юстиция и перспективы ее развития

Ювенальная юстиция и перспективы ее развития

ПРОБЛЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Малкова Екатерина Александровна

студент 1 курса, кафедра «Теория государства и права» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

Суханов Александр Вячеславович

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

Институт ювенальной юстиции приобрел широкое распространение в странах Западной Европы и США, в связи с чем, Россия оказалась перед очень сложным и противоречивым вопросом: необходимо ли создание специализированной судебной системы для несовершеннолетних в Российской Федерации? Данная проблема вызвала у меня научный интерес, поэтому рассмотрим положительные и отрицательные аспекты данной судебной системы.

Изначально ювенальная юстиция зародилась в июле 1899 года в Чикаго в качестве необходимости нового подхода для рассмотрения дел несовершеннолетних. Благодаря созданию в США ювенального суда и появилось новое для XIX века понятие «несовершеннолетний преступник» — именно оно и стало субъектом судебной системы для несовершеннолетних. По истечению некоторого времени данная судебная система получила свое распространение в Великобритании и Франции, затем и в других европейских странах. Однако в Российской империи американская новелла также получила некое отражение: был создан первый детский суд, который просуществовал всего 8 лет, а затем был упразднен и не приобрел своего распространения в будущем. Начиная с начала XX века, российский народ скептически относился к созданию ювенальной юстиции в своем государстве. На формирование данной точки зрения повлияли различные основательные факты и причины.

В РФ политика внедрения института ювенальной юстиции проводилась вплоть до 2010 года. Сущность данной специализированной судебно-правовой системы должны были составить как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся вопросами несовершеннолетней преступности, контроля за исправительно-реабилитационной деятельностью соответствующих органов и социальной защитой прав и свобод несовершеннолетних. Но в России практически все население активно выступило против введения ювенальной юстиции в судебную систему РФ. Народ получил поддержку в лице президента РФ — Владимира Владимировича Путина. Именно в силу этих причин проект ФКЗ № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов) был отклонен во втором чтении в Государственной Думе.

Крайне негативное отношение российского общества к созданию в судебной системе РФ такого звена, как ювенальная юстиция, базируется на несоответствии ее принципов основам уникального менталитета, истинной народной культуры, старинным традициям и обычаям, духовной сплоченности и непоколебимой веры русского народа. Правовое равенство родителей и детей в России неизбежно приведет ее к разрушению и деградации не только основного социального института — семьи, но и всего общества и государства, а также отдельной личности. Активное внедрение ювенальной юстиции породит колоссальный рост преступности среди несовершеннолетних слоев населения, разрушение семейного правопорядка и семейных ценностей, широкую агитацию среди молодежи порочного и безнравственного образа жизни, демонстрации и протесты в сторону Правительства РФ от лица родителей, массовое лишение родительских прав, а, следовательно, массовое сиротство и суициды в результате сильного удара по несформированной детской психике, а также самоубийства среди самих родителей.

Следующей причиной отрицательного отношения народа и государства России к специализированной судебной системе для несовершеннолетних выступает злоупотребление властью органов ювенальной юстиции. С установлением ювенальной системы ее чиновникам и работникам предоставляется широкий спектр полномочий и возможностей в сфере злоупотребления своими функциями. Например, в случае лишения родителей их прав на ребенка на них возлагается обязанность выплачивать определенную, установленную сумму денежных средств для несовершеннолетнего. На данный момент эта сумма приблизительно составляет двадцать тысяч рублей в месяц. А в связи с несовершенством любой судебной системы разбирательство по поводу нелегального лишения родительских прав может длиться месяцами или даже годами. Поэтому в течении срока рассмотрения данного дела родители ребенка обязаны выплачивать ему указанную денежную сумму, которая со временем вырастет до довольно крупного размера. В случае неспособности родителей ежемесячной выплаты органы ювенальной юстиции смогут на вполне законных основаниях изымать ценные предметы их собственности и недвижимости. Такое положение дел влечет за собой анархию, безработицу, бедность, высоких уровень преступности и социальную деградацию общества.

Очень важным фактом несостоятельности ювенального института является отрицательный опыт в зарубежных странах. Например, во Франции уровень несовершеннолетней преступности возрос в несколько раз, поскольку мягкие условия ювенального правосудия порождают в детях чувство безнаказанности и бесстрашия: подростки занимаются воровством и грабительством, поджогом школ, больниц, магазинов, полицейских участков, убийствами и изнасилованиями. Во Франции почти каждый второй лишен своих родительских прав в силу каких-либо ложных причин и мотивов, но, по мнению ювенальной юстиции, данное изъятие детей является законным и легальным. Еще одним печальным примером может послужить сложившаяся ситуация в Финляндии. В данной стране органы ювенальной юстиции представляют собой мощный механизм порождения фашизма и уничтожения семьи как главного социального института общества. Кроме того специализированная судебная система для несовершеннолетних выступила в качестве главной движущей силы в руках атеистов против устоев христианской церкви и морально-нравственных ценностей верующих [2, с. 75].

В силу всех вышеуказанных причин я могу отметить, что российский народ начал бороться против веяния США и Западной Европы в виде учреждения ювенальной юстиции в России. С конца 2009 года начались массовые протесты, демонстрации, выступления и пикеты, направленные против внедрения ювенального института в судебную систему РФ. Начали образовываться региональные общественные комитеты, посвященные правам родителей, защите традиционных семейных устоев, нравственных и этических соображений.

Данную проблему не оставил без своего внимания и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии XIV Всемирного русского народного собора в своей речи он высказался о ювенальной юстиции и отметил, что никакие органы не имеют права устанавливать родителям, как воспитывать их ребенка и какими методами, какое образование следует ему дать, какое мировоззрение необходимо сформировывать у несовершеннолетнего, какому образу жизни он должен придерживаться. Эта выдающаяся личность подчеркнула важность широкого обсуждения и массовой дискуссии вопроса, касающегося ювенальной юстиции, среди всех социальных слоев российского общества.

[2]

Список литературы:

  1. Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.
  2. Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4.

http://sibac.info/studconf/hum/xx/38106

Ювенальная юстиция в Российской Федерации

В проектной работе автор ставит проблему введения ювенальной юстиции в РФ. Для решения этой проблемы в работе ставятся следующие задачи: выяснить, что так ое система ювенальной юстиции; рассмотреть основные существующие в зарубежных странах системы ювенальной юстиции и их воздействие на семью; проанализировать законы и проекты законов о ювенальной юстиции в РФ и рассмотреть уже существующие итоги; сравнить теоретические основы ювенальной юстиции зарубежных стран и создаваемую систему в РФ; ответить на вопрос о необходимости ювенальной юстиции в РФ.

Читайте так же:  Куда идти чтоб подать на развод

В работе дается структурный анализ существующих зарубежных моделей ювенальной юстиции, акцентируется внимание на результатах каждой модели, описываются основные достоинства и недостатки. Особое внимание в работе уделяется точкам зрения на проблему введения ювенальной юстиции в России.

В заключении автор предлагает свое решение данной проблемы.

Работа будет интересна учащимся при изучении раздела «Право» курса «Обществознание».

Скачать:

Вложение Размер
yuvenalnaya_yustitsiya_prokofeva_olesya.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

2.Модели ювенальной юстиции в зарубежных странах. с.3-10

3.Точки зрения на введение ювенальной юстиции в РФ. с.10-14

4.Ювенальная юстиция в РФ. с. 14 — 17

6. Источники. с.19-20

Есть различные точки зрения на введение в России общегосударственной системы ювенальной юстиции. Некоторые ученые и практики убеждены, что ювенальная юстиция – это вмешательство государства в дела семьи, что недопустимо, поскольку подрывает многовековые социокультурные устои, разрушает традиционную семью. Другие считают, что такой подход к пониманию ювенальной юстиции не совсем оправдан, поскольку, наоборот, за последние годы устои семьи ослабли, снизились ответственность родителей за воспитание и образование детей, воспитательные функции школы, плохо налажен учёт детей, оставшихся без попечения родителей, существующая в России система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт желаемых результатов.

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить необходимость существования ювенальной юстиции в РФ.

Исходя из этого мы ставим следующие задачи:

  1. выяснить, что такое система ювенальной юстиции;
  2. рассмотреть основные существующие в зарубежных странах системы ювенальной юстиции и их воздействие на семью;
  3. проанализировать законы и проекты законов о ювенальной юстиции в РФ и рассмотреть уже существующие итоги;
  4. сравнить теоретические основы ювенальной юстиции зарубежных стран и создаваемую систему в РФ;
  5. ответить на вопрос о необходимости ювенальной юстиции в РФ.

В данной работе представлены различные точки зрения, публикации по проблеме введения ювенальной юстиции, использованы учебные пособия Мелешко Н.П. [1] , а также Исмаилова Б.И. [2] , использовались публицистические статьи.

1. Модели ювенальной юстиции в зарубежных странах

Ювенальная юстиция реализована во многих странах. Как правило, везде она основывается на международных актах в области прав человека. Акцентируем внимание на основных понятиях и документах.

Ювенальная юстиция — система законодательства, регулирующая правоотношения в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, механизм защиты и соблюдения прав несовершеннолетних правонарушителей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. [3]

Система ювенальной юстиции — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу апробации и управления исправительных учреждений для несовершеннолетних [4] .

Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний (в 1899г. В США в Чикаго был учережден первый детский суд. Юстиция получила развитие в Великобритании в 1908г.,серия законов о детях и молодежи ) [5] .

Существует несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная, скандинавская. В отдельных государствах юстиция является частью ювенальной системы органов занимающихся вопросами семьи и правами детей.

Особенностью английской модели ювенальной юстиции является гибкая система мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего, дифференцированная в зависимости от возраста подсудимого и тяжести совершенного преступления. Например, к детям, совершившим преступление в возрасте 10-14 лет, применяются меры связанные с помещением под надзор работника пробации, с возложением обязанности регулярно присутствовать в специальном Центре посещений в течение установленного срока.

Особенностью австралийской модели ювенальной юстиции является применением мер наказания, направленных на возмещение причиненного вреда с помощью механизмов реституции (восстановления) и репарации. Данные меры рассматриваются как альтернативы тюремному заключению, получившие известность в нашей стране как «восстановительное правосудие». Одной из таких мер, используемых в Австралии, является механизм, получивший название «Семейные конференции», которые предполагают совместное обсуждение членами семей несовершеннолетних преступников и их жертв вопроса об адекватной форме заглаживания вины,

возмещения причиненного вреда.

Суды по делам несовершеннолетних в Германии не являются обособленными судебными органами, а представляют собой специализированные отделы в системе общеуголовных судов. Вместе с тем они образуют систему, обладающую всеми признаками самостоятельности, включающую в себя особый состав и специальную подсудность, собственную правовую базу, особые принципы судопроизводства. В системе органов ювенальной юстиции Германии существует специальная социально-психологическая служба.

Ювенальная юстиция Италии представляет собой сложный комплекс социальных институтов и включает в себя непосредственно учреждения системы правосудия, а также другие социальные организации.
Современный институт ювенальной юстиции в Италии включает в себя ювенальные суды, прокуратуру, судебные социальные службы. Все перечисленные учреждения являются подведомственными Министерству юстиции и также тесно сотрудничают с другими заинтересованными группами и организациями, работающими в данной сфере, такими, как полиция, муниципальные социальные службы, волонтерские службы.
Во всех этих странах ювенальный суд формируется и состоит из профессиональных судей и определенного числа ассистирующих им судебных заседателей. Судебные заседатели регулярно отбираются из числа экспертов, профессионально занятых в работе с детьми и подростками в таких сферах, как психология, криминология, социология, психиатрия, и др. Обычно состав судебных заседателей меняется каждые три года.

Ювенальные суды рассматривают дела гражданского, уголовного и административного характера. Возраст минимальной уголовной ответственности в Италии составляет 14 лет. Несовершеннолетние, совершившие правонарушения до наступления 14 лет, согласно законодательству не могут нести ответственность за свои поступки.

[1]

Уголовная ответственность распространяется только на несовершеннолетнего в возрасте 14 — 18 лет и только при условии признания его судом полностью понимающим и осознающим свой поступок. Информация о преступлении поступает в прокуратуру от граждан, полиции и муниципальных социальных служб. Судебное расследование инициируется прокурором в каждом случае, где есть свидетельство о его необходимости. Согласно итальянскому законодательству суд может применить к несовершеннолетнему четыре меры воздействия, три из которых являются альтернативными мере наказания в виде лишения свободы. Ювенальный суд, как правило, использует все альтернативные меры с целью недопущения несовершеннолетнего в тюрьму.

Мера воздействия — это признание правонарушения незначительным. Это происходит в случае, когда проступок незначителен. Вторая мера воздействия — суд может дать судебное прощение в случае, когда правонарушители приговорены к наказанию до двух лет лишения свободы и когда возможно утверждать, что они не совершат повторного преступления [6] .

Применение указанной меры требует сохранения дела несовершеннолетнего на специальном контроле до достижения им/ею 21 года.

При рассмотрении дела в суде могут применяться различные санкции, как и в Англии, причем приоритет отдается мерам, имеющим наибольшую воспитательную ценность. Неоднозначен вопрос о применении к несовершеннолетним такой санкции, как штрафы, т.к. подростки обычно еще не зарабатывают деньги. В некоторых странах, например, в Бельгии, Болгарии, Хорватии, Италии, Польше, Шотландии, Сербии и Испании, назначение штрафов не практикуется. В Финляндии размер штрафа сопоставим с деньгами на карманные расходы, которые могут быть у подростка. В Чешской Республике возможна отсрочка выплаты штрафа [8] .

Читайте так же:  Установление отцовства лаборатория

Скандинавская система (Швеция) использует
идею восстановительного правосудия с воспитательными мерами по отношению к малолетним правонарушителям. Главенствующая роль принадлежит социальному работнику, отсутствует уголовная ответственность до 15 лет, крайне редкие приговоры с лишением свободы до 18 лет. [9]

Исходя из выше сказанного можно сравнить эти системы и выделить общие черты и черты различия.

  1. Рассматриваются в основном уголовные преступления;
  2. Привлекаются специалисты социально-психологической службы;
  3. Наказания мягче, чем в судах общей юрисдикции

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/06/07/yuvenalnaya-yustitsiya-v-rossiyskoy-federatsii

Проблемы становления ювенальной юстиции в России

В настоящее время под ювенальной юстицией в РФ принято пони­мать уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. От­сутствие законодательной базы, определяющей сферу деятельности юве­нальной юстиции, ее цели и задачи, не позволяет говорить о ней как о свершившемся юридическом факте, хотя в порядке эксперимента юве­нальные суды действуют в ряде регионов РФ, например в Санкт-Петербур­ге, Москве; в Ростовской области их уже 14.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолет­них» на российские суды возложена обязанность при рассмотрении уго­ловных дел в отношении несовершеннолетних применять международные нормы ювенального правосудия; рассматривать такие дела должны специ­ально подготовленные судьи с позиций защиты интересов несовершенно­летних.

В проекте закона «О ювенальной юстиции в Российской Федера­ции», разработанного в 2000 г. в рамках Федеральной президентской программы реализации судебной реформы в РФ (но так и не принятого), под ювенальной юстицией понимается судебная система, осуществля­ющая правосудие по делам несовершеннолетних, которая имеет следу­ющие задачи:

• судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

• судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 проекта закона).

В проекте закона ювенальная юстиция рассматривается как часть системы общего правосудия, действующая на общей правовой базе. Несо­вершеннолетний выделяется как особый субъект правовой защиты и су­дебного преследования, а одним из принципов ювенальной юстиции про­возглашается приоритет судебной защиты прав и законных интересов не-

совершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних рассматривается как суд комплексной юрисдикции, в компетенцию которого входят и граж­данские дела по искам несовершеннолетних, иски их законных представи­телей о посягательствах на имущественные, личные неимущественные, трудовые, жилищные и иные права несовершеннолетних.

В проекте закона были предусмотрены следующие виды судов по де­лам несовершеннолетних:

• судья, рассматривающий дела несовершеннолетних единолично (ст. 11);

• коллегиальный суд по делам несовершеннолетних, состоящий из трех судей (ст. 12);

• суд присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 13).

В 2005 г. Советом при Президенте РФ по содействию развития ин­ститутов гражданского общества и прав человека был подготовлен проект федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

В проекте закона под системой ювенальной юстиции понимается со­вокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, непра­вительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, пси­хологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего) (ст. 2).

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении:

• детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, сво­бод и законных интересов, в том числе в первую очередь в отношении бес­призорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних);

• детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

• детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменя­ющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних) (ст. 3).

Профилактика как цель прямо обозначена в ст. 2 проекта закона и закреплена в одном из принципов построения и функционирования сис­темы ювенальной юстиции, приведенных в ст. 4:

• приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка (несовер­шеннолетнего);

• открытость и прозрачность процедур деятельности всех институ­тов системы ювенальной юстиции;

• приоритет профилактического подхода,

• защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего) специализированными государственными органами, органами мест­ного самоуправления, государственными, муниципальными и неправитель­ственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

• расширение восстановительного подхода при осуществлении пра­восудия в отношении детей (несовершеннолетних);

• создание условий для всесторонней социализации ребенка (несо­вершеннолетнего) как предпосылки для его наилучшего развития;

• поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);

• взаимодействие государственных органов, органов местного самоуп­равления, государственных, муниципальных и неправительственных неком­мерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обес­печения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

• доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

• создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответствен­ных за воспитание детей (несовершеннолетних);

• создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовер­шеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять де­ятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интере­сов ребенка (несовершеннолетнего).

Согласно ст. 5 проекта закона законодательство о ювенальной юсти­ции включает:

• Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в РФ»;

• Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»;

• законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

• законодательство об уполномоченных по правам ребенка;

• иное федеральное законодательство, законодательство субъек­тов РФ, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Следует заметить, что законы «О ювенальных судах в РФ» и «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» до сих пор не приняты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 6-8 проекта закона субъектами системы юве­нальной юстиции являются государственные органы и учреждения, входя­щие в систему ювенальной юстиции. К ним относятся:

• уполномоченные по правам ребенка;

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• должностные лица и иные работники прокуратуры, органов след­ствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершен­нолетними);

• специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

• воспитательные колонии и иные специализированные пенитенци­арные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонару­шителей.

Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювеналь­ной юстиции:

• органы опеки и попечительства;

• муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры служб и учреждений.

Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними):

• общественные объединения и иные неправительственные неком­мерческие организации, действующие в интересах детей (несовершенно­летних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и закон­ных интересов;

• негосударственные социальные, исследовательские, диагностичес­кие, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, втом

Читайте так же:  Госпошлина за замену свидетельства о рождении ребенка

числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и без­надзорных детей (приюты);

В соответствии с проектом федерального конституционного закона «О ювенальных судах в РФ» для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специальных судов, действу­ющих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», создаются ювенальные суды.

К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в кото­рых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим — при рассмотрении уголовных и административных дел или одной из заинтере­сованных сторон — при рассмотрении гражданских дел.

Проект закона предусматривает создание ювенальных судебных кол­легий в составе Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ных областей и автономных округов.

Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федераль­ными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях — в составе трех профессиональных судей.

Сущность функций субъектов системы ювенальной юстиции заклю­чается в направленности их непосредственной деятельности (при взаимо­действии с другими субъектами ювенальной юстиции) на профилактику нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и пре­дупреждение правонарушений несовершеннолетних. Формы их деятель­ности зависят от содержания законодательства, которое в настоящее время находится в стадии проектов и обсуждений.

В Москве 13-14 декабря 2005 г. состоялась Международная конфе­ренция «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в сов­ременной России», где Российская Федерация была подвергнута критике за медлительность в учреждении суда по делам несовершеннолетних и соз­дании системы ювенальной юстиции.

Необходимо избегать медлительности и в то же время не допускать излишней поспешности в процессе принятия и апробации ювенального за­конодательства в России, так как темпы роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, не позволяют оставлять указанные проблемы без их оперативного, но взвешенного решения.

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/problemyi-stanovleniya-yuvenalnoy-yustitsii-71460.html

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В РФ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

студент 2 курса, магистрант, Юридический институт имени Ю.П. Новицкого, ФГБОУ ВО «Костромской Государственный Университет»,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос о создании института ювенальной юстиции в РФ. Рассматриваются вопросы представление о том, что есть «Ювенальная юстиция». Отмечены факторы замедляющие развитие института ювенальной юстиции в РФ.

Вопрос гарантии и обеспечения соблюдения права и свобод несовершеннолетних граждан является одним из ключевых в современной социальной политики Российской Федерации. Анализируя данный тезис, необходимо сказать, что гарантия и обеспечение соблюдение указанного права предполагает, что за несовершеннолетним гражданином признает комплекс социально-экономических, политических, личных права и свобод, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в нормативно-правовых актах международного уровня.

Деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на защиту прав и интересов семьи, детей и молодежи составляют объект государственной политики, именуемой как ювенальная юстиция.

Первоначально следует рассмотреть точки зрения ученых относительно понятия «ювенальная юстиций: так, Э.Б. Мельниковой понятие «ювенальная юстиция» рассматривается в узком смысле как правосудие и связывается с ключевым ее звеном – судом, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних. Акцентирует автор на Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных наций, предусматривающих положения относительно отправления правосудия в отношении несовершеннолетних граждан.

В широком смысле «ювенальная юстиция» трактуется как совокупность правовых механизмов, а также, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедурных мероприятий и программ, используемых для обеспечения наиболее полной зашиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также лиц, осуществляющих воспитание, реализуемые системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.[3]

Вообще актуальность вопроса внедрения системы ювенальной юстиции в России не спадает в течение длительного периода.[6] Процесс обсуждения введения ювенальной юстиции сопровождается столкновением большого количества мнений, которые, по-прежнему, не могут привести к действенному результату. Вообще с начала 2010-х годов на территории России проходили шествия, демонстрации, посвященные вопросу введения ювенальной юстиции. Люди, выступающие против ювенальной юстиции, обосновывали свою позицию тем, что ювенальная юстиция это не что иное, как обычная совокупность законов, которые разрушают институт семьи и брака, некоторые ювенальную юстицию сводят к институту, который предоставляет государственным органам возможность вмешиваться в семьи, семейные отношения.

Проблемы, связанные с правовым регулированием ювенальной юстиции в рамках российского законодательства, по-прежнему, актуальны. До того момента, пока права ребенка будут нарушаться, а соответствующие нормативно-правовые акты будут отсутствовать ювенальная юстиция не сможет прижиться в России.

Необходимо сказать, что с целью защиты прав ребенка в России были приняты такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1998 года. А также Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 года.

15 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции».

7 октября 2004 г. состоялось заседание Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, на котором было предложено создать ювенальные суды и внести соответствующие поправки в правовые акты.

11 октября 2004 г. в Госдуме России состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

10 октября 2003 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Этот документ имеет непосредственное отношение и к рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, поскольку акцентирует внимание судей на необходимости прямого руководства такими основополагающими международными правовыми актами, как Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские правила (1985 г.), Эр-Риядские соглашения (1990 г.), предусматривающими перенос акцента с карательных на воспитательные меры в борьбе с преступностью.

Свою позицию по вопросу появления в законодательстве России ювенальной юстиции высказала и Русская Православная церковь, посредством размещения проекта документа «Позиция Русской Православной церкви по ювенальной юстиции». В данном документе образование ювенальных судов и отдельных механизмов, способствующих их функционированию рассматриваются как излишние вмешательство государства в семейные отношения, а также, отношения отцов и детей. Наиболее острой, по мнению представителей РПЦ, является та проблема, что посредством ювенальной юстиции дети будут активно стимулироваться обращаться с разнообразными жалобами в правоохранительные органы, по сути, данную систему можно смело считать как доносительство.

Интересна позиция Н.А. Быданцева, считающего, что для существенного повышения эффективности применения правовых норм о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетних лиц при использовании к таким лица мер воспитательного воздействия, требуется разработать меры, направленные на специализацию дознавателей, следователей, прокуроров и судей. Вместе с тем, заменяя уголовное преследование применением принудительных мер воспитательного характера мы тем самым создаем основу для становления ювенальной юстиции.[2]

Достаточно конструктивной является позиция Н.О. Архиповой, считающей, что ювенальная юстиция представляет собой совокупность органов государственной власти и общественных учреждений, которые в определенной степени связаны с несовершеннолетними лицами, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Цель деятельности таких органов государственной власти и общественных учреждений сведена к формированию такой системы, которая позволяет наиболее эффективно осуществлять профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также осуществлять тесное взаимодействие с судебными органами ювенальной юстиции.[1]

Читайте так же:  Отказа субсидии дети субсидию

Следует рассмотреть те факторы, которые значительно тормозят развитие ювенальной системы в России, среди них:

  1. Отсутствие единой позиции по вопросы создания ювенальной юстиции на территории России;
  2. Отрицательное отношение судейского сообщества по вопросу создания ювенальных судов в судебной системе РФ;
  3. Отсутствие надлежащего объема законодательной базы, которая осуществляла регулирование институтов ювенальной юстиции, также, на разработку и принятие необходимого массива законодательной базы может потребоваться существенное количество, как времени, так и финансовых средств;
  4. Отсутствие должного внедрения идей, характерных для восстановительного правосудия.

Необходимо сказать, что ювенальная юстиция может поспособствовать снижению рецидивной преступности среди несовершеннолетних лиц, в том числе, путем организации индивидуальной работы с каждым несовершеннолетним.

По нашему мнению, именно система ювенальных судов окажет благоприятное воздействие на усиление контроля со стороны государства по отношению к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в том числе посредством организации комплексной работы с привлечением Комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, а также социальными учреждениями и учреждениями системы здравоохранения. Также, посредством ювенальных судов государство имеет возможность добиться снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, актуален вопрос и соблюдения национальных интересов.

Некоторыми авторами высказываются позиции о внедрении не только ювенальных судов, но и ювенальной прокуратуры и адвокатуры.[5]

Следует отметить, что при формировании собственной системы ювенальной юстиции, можно рассмотреть и примеры ювенальных юстиций зарубежных стран, так, в науке выделаются две ключевых модели организации ювенальной юстиции:

  • Первая представлена автономным судом, которые ни коем образом не связан с системой судов общей юрисдикции – Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Именно такая модель предлагается учеными в России.
  • Вторая модель представлена образованием специализированного состава суда общей юрисдикции, который наделен полномочиями по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних – Ирландия, Италия, Швейцария.[4]

Необходимо сказать, что развитие ювенальной юстиции России имеет следующие перспективные направления:

Во-первых, учреждение новых должностей в судах, именуемых как социальные работники, деятельность которых сведена к наиболее полному и объективному рассмотрению уголовных с участием несовершеннолетних граждан;

Во-вторых, требуется совершенствование практики рассмотрение дел судами, в частности, акцентирование внимания на качества присущие личности лица, осуществляющего деятельность по отправлению правосудия, в частности, идеальное знание законодательства, регулирующего вопросы, связанные с несовершеннолетними, также, наличие профильного образования в сфере психологии или педагогики, наличие навыков придания судебному процессу педагогической направленности;

В-третьих, обеспечение открытости и гласности судебного разбирательства на всех его этапах, реализация данного направления возможна только путем поддержания судебной системой и средствами массовой информации тесной связи, взаимодействия.

Вместе с тем, необходимо отметить спорность данного вопроса, его неоднозначность, требующую обсуждения различных точек зрения, проведение исследований в данной области. Только при совокупности аналитических, социально-экономических, исторических и иных данных можно делать следующие шаги в данной области.

Список литературы:

  1. Архипова Н.О. Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальной юстиции в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2011. С. 7 — 8.
  2. Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.09. Томск, 2007. С. 10.
  3. Комарницкий А.В. Основы ювенально юстиции: учебник. – СПб.: Знание, 2015. – с. 105
  4. Хулхачиева И.В. Становление институтов ювенальной юстиции в России и зарубежных странах: историко-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2009.
  5. Штыкова Н.Н. Ювенальная юстиция в США, Англии и России XIX — XX века (историко-правовой анализ): Дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. Н. Новгород, 2001. 185 с.
  6. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 320 с.

http://sibac.info/journal/student/81/157385

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В РФ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

студент 2 курса, магистрант, Юридический институт имени Ю.П. Новицкого, ФГБОУ ВО «Костромской Государственный Университет»,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос о создании института ювенальной юстиции в РФ. Рассматриваются вопросы представление о том, что есть «Ювенальная юстиция». Отмечены факторы замедляющие развитие института ювенальной юстиции в РФ.

Вопрос гарантии и обеспечения соблюдения права и свобод несовершеннолетних граждан является одним из ключевых в современной социальной политики Российской Федерации. Анализируя данный тезис, необходимо сказать, что гарантия и обеспечение соблюдение указанного права предполагает, что за несовершеннолетним гражданином признает комплекс социально-экономических, политических, личных права и свобод, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в нормативно-правовых актах международного уровня.

Деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на защиту прав и интересов семьи, детей и молодежи составляют объект государственной политики, именуемой как ювенальная юстиция.

Первоначально следует рассмотреть точки зрения ученых относительно понятия «ювенальная юстиций: так, Э.Б. Мельниковой понятие «ювенальная юстиция» рассматривается в узком смысле как правосудие и связывается с ключевым ее звеном – судом, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних. Акцентирует автор на Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных наций, предусматривающих положения относительно отправления правосудия в отношении несовершеннолетних граждан.

В широком смысле «ювенальная юстиция» трактуется как совокупность правовых механизмов, а также, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедурных мероприятий и программ, используемых для обеспечения наиболее полной зашиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также лиц, осуществляющих воспитание, реализуемые системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.[3]

Вообще актуальность вопроса внедрения системы ювенальной юстиции в России не спадает в течение длительного периода.[6] Процесс обсуждения введения ювенальной юстиции сопровождается столкновением большого количества мнений, которые, по-прежнему, не могут привести к действенному результату. Вообще с начала 2010-х годов на территории России проходили шествия, демонстрации, посвященные вопросу введения ювенальной юстиции. Люди, выступающие против ювенальной юстиции, обосновывали свою позицию тем, что ювенальная юстиция это не что иное, как обычная совокупность законов, которые разрушают институт семьи и брака, некоторые ювенальную юстицию сводят к институту, который предоставляет государственным органам возможность вмешиваться в семьи, семейные отношения.

Проблемы, связанные с правовым регулированием ювенальной юстиции в рамках российского законодательства, по-прежнему, актуальны. До того момента, пока права ребенка будут нарушаться, а соответствующие нормативно-правовые акты будут отсутствовать ювенальная юстиция не сможет прижиться в России.

Необходимо сказать, что с целью защиты прав ребенка в России были приняты такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1998 года. А также Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 года.

15 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции».

Читайте так же:  Развод родителей для ребенка 3 лет

7 октября 2004 г. состоялось заседание Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, на котором было предложено создать ювенальные суды и внести соответствующие поправки в правовые акты.

11 октября 2004 г. в Госдуме России состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

10 октября 2003 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Этот документ имеет непосредственное отношение и к рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, поскольку акцентирует внимание судей на необходимости прямого руководства такими основополагающими международными правовыми актами, как Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские правила (1985 г.), Эр-Риядские соглашения (1990 г.), предусматривающими перенос акцента с карательных на воспитательные меры в борьбе с преступностью.

Свою позицию по вопросу появления в законодательстве России ювенальной юстиции высказала и Русская Православная церковь, посредством размещения проекта документа «Позиция Русской Православной церкви по ювенальной юстиции». В данном документе образование ювенальных судов и отдельных механизмов, способствующих их функционированию рассматриваются как излишние вмешательство государства в семейные отношения, а также, отношения отцов и детей. Наиболее острой, по мнению представителей РПЦ, является та проблема, что посредством ювенальной юстиции дети будут активно стимулироваться обращаться с разнообразными жалобами в правоохранительные органы, по сути, данную систему можно смело считать как доносительство.

Интересна позиция Н.А. Быданцева, считающего, что для существенного повышения эффективности применения правовых норм о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетних лиц при использовании к таким лица мер воспитательного воздействия, требуется разработать меры, направленные на специализацию дознавателей, следователей, прокуроров и судей. Вместе с тем, заменяя уголовное преследование применением принудительных мер воспитательного характера мы тем самым создаем основу для становления ювенальной юстиции.[2]

Достаточно конструктивной является позиция Н.О. Архиповой, считающей, что ювенальная юстиция представляет собой совокупность органов государственной власти и общественных учреждений, которые в определенной степени связаны с несовершеннолетними лицами, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Цель деятельности таких органов государственной власти и общественных учреждений сведена к формированию такой системы, которая позволяет наиболее эффективно осуществлять профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также осуществлять тесное взаимодействие с судебными органами ювенальной юстиции.[1]

Следует рассмотреть те факторы, которые значительно тормозят развитие ювенальной системы в России, среди них:

  1. Отсутствие единой позиции по вопросы создания ювенальной юстиции на территории России;
  2. Отрицательное отношение судейского сообщества по вопросу создания ювенальных судов в судебной системе РФ;
  3. Отсутствие надлежащего объема законодательной базы, которая осуществляла регулирование институтов ювенальной юстиции, также, на разработку и принятие необходимого массива законодательной базы может потребоваться существенное количество, как времени, так и финансовых средств;
  4. Отсутствие должного внедрения идей, характерных для восстановительного правосудия.

[3]

Необходимо сказать, что ювенальная юстиция может поспособствовать снижению рецидивной преступности среди несовершеннолетних лиц, в том числе, путем организации индивидуальной работы с каждым несовершеннолетним.

По нашему мнению, именно система ювенальных судов окажет благоприятное воздействие на усиление контроля со стороны государства по отношению к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в том числе посредством организации комплексной работы с привлечением Комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, а также социальными учреждениями и учреждениями системы здравоохранения. Также, посредством ювенальных судов государство имеет возможность добиться снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, актуален вопрос и соблюдения национальных интересов.

Некоторыми авторами высказываются позиции о внедрении не только ювенальных судов, но и ювенальной прокуратуры и адвокатуры.[5]

Следует отметить, что при формировании собственной системы ювенальной юстиции, можно рассмотреть и примеры ювенальных юстиций зарубежных стран, так, в науке выделаются две ключевых модели организации ювенальной юстиции:

  • Первая представлена автономным судом, которые ни коем образом не связан с системой судов общей юрисдикции – Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Именно такая модель предлагается учеными в России.
  • Вторая модель представлена образованием специализированного состава суда общей юрисдикции, который наделен полномочиями по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних – Ирландия, Италия, Швейцария.[4]

Необходимо сказать, что развитие ювенальной юстиции России имеет следующие перспективные направления:

Во-первых, учреждение новых должностей в судах, именуемых как социальные работники, деятельность которых сведена к наиболее полному и объективному рассмотрению уголовных с участием несовершеннолетних граждан;

Во-вторых, требуется совершенствование практики рассмотрение дел судами, в частности, акцентирование внимания на качества присущие личности лица, осуществляющего деятельность по отправлению правосудия, в частности, идеальное знание законодательства, регулирующего вопросы, связанные с несовершеннолетними, также, наличие профильного образования в сфере психологии или педагогики, наличие навыков придания судебному процессу педагогической направленности;

В-третьих, обеспечение открытости и гласности судебного разбирательства на всех его этапах, реализация данного направления возможна только путем поддержания судебной системой и средствами массовой информации тесной связи, взаимодействия.

Вместе с тем, необходимо отметить спорность данного вопроса, его неоднозначность, требующую обсуждения различных точек зрения, проведение исследований в данной области. Только при совокупности аналитических, социально-экономических, исторических и иных данных можно делать следующие шаги в данной области.

Список литературы:

  1. Архипова Н.О. Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальной юстиции в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2011. С. 7 — 8.
  2. Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.09. Томск, 2007. С. 10.
  3. Комарницкий А.В. Основы ювенально юстиции: учебник. – СПб.: Знание, 2015. – с. 105
  4. Хулхачиева И.В. Становление институтов ювенальной юстиции в России и зарубежных странах: историко-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2009.
  5. Штыкова Н.Н. Ювенальная юстиция в США, Англии и России XIX — XX века (историко-правовой анализ): Дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. Н. Новгород, 2001. 185 с.
  6. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 320 с.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/journal/student/81/157385

Литература


  1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  2. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  3. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  4. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  5. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
Ювенальная юстиция и перспективы ее развития
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here