Выявление насилия над ребенком

Признаки сексуального насилия над ребенком

Любое действие сексуального характера, направленное на ребенка со стороны взрослого или другого ребенка, является сексуальным насилием. Оно причиняет физический и эмоциональный ущерб и имеет долгосрочные последствия для организма ребенка.

Любое действие сексуального характера, направленное на ребенка со стороны взрослого или другого ребенка, является сексуальным насилием. Оно причиняет физический и эмоциональный ущерб и имеет долгосрочные последствия для организма ребенка. Наконец, это преступление. При этом выявить факты сексуального насилия над ребенком крайне сложно. Дети стесняются и боятся рассказывать другим людям о произошедшем. В большинстве случаев насильником является кто-то, кого ребенок знает и кому доверяет. Это может быть член семьи или же кто-то из близкого окружения. Однако иногда речь идет и об абсолютно незнакомом лице.

[2]

Как выявить проблему?

Не следует быть слишком подозрительным в отношении возможного сексуального насилия. На самом деле, риск столкнуться с ним невелик. Стабильная ситуация в семье еще больше снижает этот риск. Однако родителям необходимо всегда следить за любыми подозрительными моментами в поведении ребенка. Следующие физические и поведенческие симптомы должны вызвать у вас подозрения:

Если вы наверняка знаете, что ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, сообщите об этом в полицию. Обязательно отведите его на осмотр к врачу, а также попросите того порекомендовать вам хорошего детского психолога. Всячески содействуйте полиции в выслеживании насильников.

Рекомендации

Определенные ситуации повышают риск стать жертвой сексуального насилия. Ваш ребенок входит в группу повышенного риска, если он:

  • Живет в семье разведенных и/или приемных родителей.
  • Живет в сельской местности или регионе с низким уровнем жизни.
  • Становился жертвой другого типа насилия, к примеру, физического или психологического.
  • Проводит много времени наедине с посторонними взрослыми людьми (учителями, священниками, тренерами, сиделками и т.д.).

Девочки и дети с умственной отсталостью чаще становятся жертвами насильников. Наконец, помните, что сексуальное насилие по отношению к ребенку может быть как со стороны лица противоположного, так и того же пола.

http://mojdoktor.pro/priznaki-seksualnogo-nasilija-nad-rebenkom/

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Читайте так же:  Жестокое обращение с детьми лекция

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-diagnosticheskih-metodov-v-rabote-po-vyjavleniyu-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Профилактика психологического насилия над детьми с интеллектуальными нарушениями

Елена Карамчакова
Профилактика психологического насилия над детьми с интеллектуальными нарушениями

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разной степени и детьми с наследственными патологиями.

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

[3]

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в любых закрытых местах.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

Читайте так же:  Проблемы установление отцовства материнства

Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Профилактическая работа по психологическому насилию включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т. д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик.С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Что должны знать дети, чтобы защитить себя. Какая работа должна проводиться непосредственно с детьми.

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. От родителей и ближайшего окружения ребёнка требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями, взрослые должны научить ребёнка находить выходы из сложных, вызывающих фрустрацию ситуаций – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.

Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми. В последнее время достаточно часто мы слышим эту фразу «Синяя лента апреля». Но, как правило, знают о ней только педагоги и психологи. Это.

Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация.

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с интеллектуальными нарушениями «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши» Задачи: • учить понимать обращенную речь, действовать по словесной инструкции; • активизировать.

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2017 г. Современная жизнь несёт.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Работа с детьми дошкольного возраста над дикцией В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия: «Сказки учат многому…» Автор- составитель:.

http://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-psihologicheskogo-nasilija-nad-detmi-s-intelektualnymi-narushenijami.html

7 вопросов о насилии над детьми: Выявление, статистика и возможность обезопасить своего ребенка

Совместно с ЮНИСЕФ постарались ответить на важные вопросы, касающиеся сексуального, физического и эмоционального насилия в отношении детей.

Читайте так же:  Раздел имущества собственников

Похожие

– Как необходимо работать с детьми, которые пережили насилие?

Каждому ребенку, пережившему любой вид насилия, нужно предоставить медицинскую, социальную, психологическую и юридическую помощь – ведь последствия насилия могут стать необратимыми. Тут важен комплексный подход и вовлечение нескольких профессионалов: социального работника, психолога и юристов. При этом нужно помнить о родных и близких, которым также нужна поддержка, чтобы они понимали последствия травм и могли помочь своему ребенку справиться с ними.

К сожалению, на сегодня в стране не хватает центров и обученных специалистов, которые могут оказать подобные услуги. В Актау, при поддержке акимата области и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), местное общественная организация «Мейрим» реагирует на случаи насилия в отношении детей. Специалисты центра работают с жертвами и свидетелями насилия, а также с их семьями. Важно, чтобы такие услуги были доступны повсеместно.

– Сообщают, что большинство случаев насилия над детьми случаются внутри семьи – это ближайшие родственники или знакомые. Почему так происходит?

Зачастую у насилия «знакомое лицо» – это родители, опекуны, соседи, знакомые, родственники, то есть те люди, которых ребенок знает и кому доверяет.

Такова ситуация во всем мире и Казахстан не исключение. Часто взрослые не знают, что такое насилие и каковы последствия для ребенка. Мы провели исследование о том, как люди относятся к насилию у нас в стране, и очень много людей – больше 50 процентов – не считают шлепок или подзатыльник насилием. Хотя это мешает развиваться ребенку и унижает человеческое достоинство. Основа развития и процветания любого общества – это развитие детей, возможность каждого ребенка достичь своего потенциала. К сожалению, даже такие, так называемые легкие формы насилия, не позволяют ребенку развиваться полноценно. Если ребенка бьют и унижают, то вероятность того, что он тоже будет применять насилие, вырастает. Поэтому насилие принимает цикличный характер и оно передается из поколения в поколение. Это подтверждено нашим исследованием в Казахстане, а также глобальными исследованиями ЮНИСЕФ во всем мире.

Как можно обезопасить ребенка от этого, если ты родитель?

Нужно уметь установить доверительные отношения, чтобы ребенок мог открыто сообщать о случаях неуместного поведения со стороны взрослых. Взрослым же нужно помнить, что молчание неприемлемо. Если вы стали свидетелем насилия над ребенком и ничего не делаете, то этим вы показываете ребенку, что насилие – нормальное явление. Это касается и бытового и сексуального насилия. Каждый человек играет определенную роль в прекращении насилия над детьми. Нужно положить конец табу и начать открыто обсуждать эти вещи, включая сексуальное насилие.

В этом году мы запустили коммуникационную кампанию по профилактике насилия в отношении детей. Мы работаем над повышением осведомлённости населения о негативных последствиях насилия в отношении детей. В начале работы нам важно было донести до людей, каковы последствия любых форм насилия для ребенка, чтобы каждый понимал, что насилие имеет множество форм и что угрозы, шлепок и «шапалак» – тоже из этой категории. Сейчас мы постепенно переходим к обсуждению позитивных примеров воспитания, то есть примеров позитивного родительства.

– Куда могут обратиться люди в Казахстане, которые переживают или пережили сексуальное насилие в детском возрасте?

В Казахстане работают горячие линии 111 и 150, куда могут обратиться как дети, так и взрослые. Звонки бесплатны и анонимны. Важно своевременно обращаться в уполномоченные органы, чтобы могло быть возбуждено уголовное дело и все факты, имеющие важность для дела, были зафиксированы. Не менее важно иметь доступ к своевременной психологической реабилитации.

– Какова статистика по детскому насилию в Казахстане?

Важно отметить, что насилие в отношении детей – это проблема глобального характера. По имеющимся данным, 1 миллиард несовершеннолетних по всему миру, а это половина всех детей от 2 до 17 лет, за прошлый год подвергались эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

Согласно нашим исследованиям, более 75% взрослых в Казахстане поддерживают насильственные формы дисциплинирования детей. 47% детей подвергаются психологической агрессии, 26 – физическому наказанию, а 1 – суровому физическому наказанию. Если в обществе насилие считается «нормальным явлением», то оно по-прежнему причиняет вред ребенку и его последствия могут проявляться всю жизнь. Дети, которые сталкиваются с насилием, могут не иметь видимых признаков насилия, но они могут потерять сон, чувствовать себя плохо или отказаться от социальной активности. Исследования показывают, что дети, пережившие насилие, чаще имеют проблемы со здоровьем в течение всей жизни по сравнению с детьми, которые не были подвержены насилию. Такие дети более подвержены риску возникновения рака, диабета, сердечно-сосудистых заболевания, злоупотреблению запрещенными веществами, депрессии и т. д.

Законодательство Казахстана пока не в полной мере запрещает телесное наказание детей. В мире ситуация меняется. К 2016 году, более 50 стран запретили жесткие формы наказания детей на уровне закона, и еще 50 стран взяли обязательство ввести такой закон. Запретив телесное наказание, государство дает понять, что насилие в отношении детей неприемлемо.

Пример Швеции показывает действенность этих мер. В 1979 г. Швеция на законодательном уровне запретила все формы физического наказания ребенка родителем или воспитателем. Запрет был направлен на то, чтобы изменить социальную норму и сделать физическое наказание неприемлемым. Данный закон, наряду с проведением программы по повышению осведомленности, привел к снижению насилия в отношении детей со стороны родителей. Например, в 1950 году практически все дети в возрасте до 4 лет подвергались ударам со стороны родителя, а к 1980 году таких детей осталось 14%.

– Сексуальное насилие – очень табуированная тема для страны, но случаи, о которых мы узнаем, умножаются. Как можно разговаривать с детьми об этом и помочь защитить им себя? Кто должен работать с детьми?

Данный вопрос носит очень чувствительный характер как для ребенка, так для окружения и государства. В рамках нашего исследования лишь 46% опрошенных взрослых ответили, что сотрудники в сфере образования – персонал детского сада и школы – должны вмешиваться и помогать детям, которые подвергаются сексуальному насилию, а 81 считает, что в таких случаях должны вмешиваться и помогать неформальные сети – родители, родственники и соседи.

Читайте так же:  Закон рф об отказе от лечения ребенка


В целом как специалисты, работающие с детьми, так и неформальное окружение может быть привлечено для оказания помощи пострадавшим детям. Но первостепенную роль защиты прав и интересов ребенка играет государство, и по таким сложным вопросам должны работать только обученные специалисты с соблюдением принципов конфиденциальности, верховенства закона и наилучших интересов ребенка.

Важно учить детей о случаях неуместного поведения в отношении них. Как мы говорили ранее, для этого надо, чтобы ребенок доверял родителю, которому может сообщить. Поведение ребенка, ставшего жертвой насилия, зависит от многих факторов. Личностных особенностей, возраста, уровня доверия к родителям, учителям, социального уклада в обществе и имеющейся инфраструктуры. Например, согласно мировой статистике только 1% детей, переживших сексуальное насилие, сообщают об этом взрослым. Многие молчат, потому что насилие совершается близкими людьми или они боятся наказания.

Часто дети считают себя виноватыми в насильственных действиях, совершенных по отношению к ним.

Информировать детей о возможных рисках в первую очередь должны родители. Воспитывая детей, важно учить их уважительному и ненасильственному общению. Немаловажную роль в повышении осведомленности детей играет детский сад и школа, ведь там дети проводят большую часть времени. Поэтому в каждом образовательном учреждении должен быть доверенный специалист, к кому ребенок может обратиться в случае насилия. Все специалисты, работающие с детьми, должны быть обучены тому, как определять признаки насилия, ведь часто дети скрывают, что пережили насилие. ЮНИСЕФ совместно с уполномоченными органами открыл программу предупреждения насилия в школах. В пилотных школах были созданы команды школьной безопасности, которые способствовали тому, чтобы дети понимали сущность насилия, учились этичному поведению в школе и могли обратиться к ним в случае насилия. Уровень обращения к таким командам рос по мере реализации программы, что говорит о том, что потребность в таких программах существует.

Почему дети становятся основной целью сексуального насилия?

Сам по себе возраст детей и их статус ребенка является фактором риска для любой формы насилия. Дети могут стать жертвой сексуального насилия вследствие того, что они доверчивы, не информированы и не могут защитить себя.

Важные шаги для предупреждения насилия в отношении детей:

Для предупреждения всех форм насилия нужен комплексный подход. Он описан в недавно опубликованном руководстве ВОЗ, ЮНИСЕФ и других партнеров INSPIRE – 7 стратегий по ликвидации насилия в отношении детей.

• В первую очередь необходимо работать на профилактику. Необходимо изменить наше сознание и сделать насилие неприемлемым способом воспитания и общения. Для этого нужно вести разъяснительную работу в обществе.

• Важно, чтобы законодательство полностью запретило насилие над детьми. Важно, чтобы нормы и законы разъяснялись родителям и были обеспечены механизмы реализации.

• Важно учить родителей ненасильственным формам воспитания детей, альтернативам насилию. Создавать и вести программы для родителей. Есть примеры таких программ, например, позитивное родительство.

• Очень хорошие результаты в Казахстане показала программа посещения детей на дому патронажными медицинскими сестрами, которые информируют родителей об уходе за детьми и принимают меры, если видят, что ребенок подвергается насилию в семье.

• Создание безопасной и благоприятной школьной среды играет немаловажную роль.

• Обучение детей социальным и жизненным навыкам.

• Четко закрепленные ведомственные функции по реагированию на насилие.

Детальное описание обязанностей в должностных инструкциях учителей, социальных работников, сотрудников здравоохранения и полиции. И обучение тому, как выявлять насилие и куда направлять выявленные случаи.

• Межведомственное взаимодействие при профилактике, реагировании, чтобы все вовлеченные стороны действовали исходя из наилучших интересов детей.

• Повышение доходов и улучшение экономического положения населения.

http://the-steppe.com/razvitie/7-voprosov-o-nasilii-nad-detmi-vyyavlenie-statistika-i-vozmozhnost-obezopasit-svoego-rebenka

Алгоритм выявления признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования [1] .

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка [2] .

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности [3] .

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Читайте так же:  Где подают на развод в орле

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др [4] .

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования [5] .

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[1]

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

Видео (кликните для воспроизведения).

http://kvasovka.schools.by/pages/algoritm-vyjavlenija-priznakov-nasilija-v-otnoshenii-nesovershennoletnih

Литература


  1. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  5. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
Выявление насилия над ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here