Усыновления подхо дящего ребенка в подходящую семью

Усыновления подхо дящего ребенка в подходящую семью

1. На основе ретроспективного анализа собственного детства докажите, что семья — незаменимый фактор развития человека

2. Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи»

3. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Выскажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия.

6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов — это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сделайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близнецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе).

7. Объясните, как вы понимаете принцип усыновления «подходящего ребенка в подходящую семью».

Усыновления подхо дящего ребенка в подходящую семью

вершенно убедительно следует вывод: большинство из них развивается и воспитывается очень хорошо, хотя само собой разумеется, что и в этих семьях появляются разного рода трудности.

Однако встречаются еще неудачные и несчастные усыновления. О них становится известно разными путями. Иногда приемные родители сами приходят на обследование, и уже по тому тону, которым они говорят о ребенке, четко видно их раздвоенное, а порой и неприязненное отношение к ребенку. Свое усыновление они напряженно комментируют, делают вывод о том, что уже ничего сделать не могут, так как им достался плохой ребенок, у него проявляются особенности его родителей и т. д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Некоторые приемные родители выходят из равновесия в связи с тем, что ребенок не отвечает их ранее созданным представлениям. Они требуют от него больше, чем может он дать, согласно имеющимся у него предпосылкам. В то же время родители совсем эмоционально его не поддерживают. Эти родители обычно очень строги к нему, особенно в период полового созревания, так как даже не пытаются понять всю сложность процессов, протекающих в организме ребенка в этот период его развития. В семье начинаются конфликты, которые могут перерасти в постоянное напряжение и способствовать распаду усыновительского союза.

Когда оцениваются и подробно рассматриваются причины менее благополучных и совсем неудачных усыновлений, то наблюдается одно общее обстоятельство: выбраны неподходящие родители или неподходящий ребенок. Возможна еще одна причина: родители и ребенок по всем данным подходили для усыновления, однако взаимно именно они не подходили друг к другу. Таким образом, надо соблюдать принцип: подходящий ребенок в подходящую семью.

Различные ошибки в процессе усыновления обычно возникают, с одной стороны, из-за неточной и неполной оценки претендентов или ребенка, с другой стороны, из-за недооценки факта, требующего принимать во внимание семью как нечто целое. Нельзя, например, пожертвовать приемными родителями и предложить им для усыновления ребенка, страдающего серьезными недостатками психического развития. Нельзя также приносить в жертву детей, передавая их на усыновление людям, ко-

Усыновления подхо дящего ребенка в подходящую семью

торые хотят иметь ребенка по каким-либо причинам, хотя совершенно очевидно, что они не смогут дать ему счастливого детства. Иногда приходится узнавать, что решение об усыновлении первоначально приняла, например, только мать, чтобы скрепить нарушенные супружеские отношения. Супруги стали обвинять друг друга, так как с появлением ребенка в какой-то степени потеряли покой и комфорт. Всю свою неудовлетворенность в жизни и семейный разлад они переносят на приемного ребенка.

Ребенок не может быть счастливым в тяжелой семейной обстановке. У него очень быстро начнут проявляться различные трудности и нарушения в поведении. В таких случаях необходимо воспитывать и лечить целую семью, а не ссылаться на отрицательные качества в характере ребенка.

Приведем два примера из практики усыновлений, понимая, что краткое описание сложного случая в определенной мере упрощает ситуацию. Однако, возможно, они вызовут стремление к размышлению всех тех людей, которые общаются с усыновленными детьми.

. Незамужняя женщина примерно тридцати пяти лет взяла на воспитание девочку грудного возраста. Она не хотела выходить замуж. Ее решение усыновить ребенка явилось результатом ответственных раздумий. Родственники женщины не возражали и очень благоприятно приняли ребенка в свою семью. Женщина была интеллигентным, образованным человеком, мечтающим о ребенке. У нее были все основные предпосылки для усыновления ребенка. Позже она проявила себя как очень хорошая мать.

Несмотря на то что девочка родилась от нравственно запущенной матери, у которой было несколько детей и суд лишил ее материнства, в новой семье девочка развивалась очень хорошо, наполняя счастьем жизнь не только своей матери, но и всех ее родственников. Однако в этой ситуации было одно «но»: приемная мать девочки решила скрывать правду о ее происхождении, будучи уверена в том, что это приведет только к добру. Она полностью не продумала всю ситуацию. В дошкольном возрасте девочка с естественным детским любопытством спросила: «Почему у остальных детей есть папы, а у меня нет?» Мать уверяла ее, что так им жить лучше, так как

6 возрастов приемного ребенка: главные особенности усыновления

Читайте также

Светлана Карамова: «Дима и Ваня ждали нас 15 лет»

Блог Ольги Гоголевой. Про психолога

Можно ли усыновить здорового ребенка? Мнение эксперта

Анна Золотова: «За эти пять лет мы прожили историю про любовь и счастье»

Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

О разных возрастах приемных детей, воспитании и развитии рассказывает психолог фонда «Измени одну жизнь», приемная мама Ирина Гарбузенко.

От нуля до года

Ребенок в кровной семье появляется с нуля, поэтому отношения между приемным родителем и грудничком естественны.

В них сразу вырабатывается привязанность. Родители «донашивают» ребенка, у них есть время вырасти до мам и пап, научиться любить. Если будущая мама до принятия ребенка жила для себя, посвящала жизнь карьере, то ей надо быть готовой к кардинальным переменам.

Младенца необходимо год, а лучше два, нянчить самостоятельно, не полагаясь на нянь. Как правило, матери с грудными детьми быстро выгорают, ведь они должны целиком посвятить себя малышам.

Очень важно решить, кто будет помогать с малышом. Ребенок до года – это «кот в мешке». В этом возрасте нельзя диагностировать ряд заболеваний, предсказать, как будет развиваться и выглядеть ребенок в будущем. Беря младенца, мы как бы рожаем. Какого родила или приняла, такого и люблю.

[2]

От года до трех

У детей в этом возрасте уже «определяется» внешность. Родители могут поговорить с ребенком, узнать, что болит: зуб, глаз, живот. Видно, что ребенок может ходить и разговаривать.

Читайте так же:  Раздел земельного участка находящегося в муниципальной собственности

Детям в этом возрасте снимают многие диагнозы, которые были поставлены при рождении. Ребенка уже можно отдать в детский сад, но надо быть готовыми к тому, что он будет отставать от сверстников. Этого не нужно бояться, дети в этом возрасте быстро нагоняют ровесников. Зато у малыша из детского дома к 3-м годам еще не будет кризиса трех лет: «Я сам», потому что он еще не привязан к родителям.

Перед усыновлением обязательно нужно узнать историю ребенка, и, исходя из нее, подойти к вопросам воспитания. Если малыш попрошайничал на улице – это одно, а если его воспитывала мама – другое. Ребенок, у которого в этом возрасте была привязанность к матери, легче поверит и пойдет на контакт с другим значимым взрослым.

От трех до шести

Это «волшебный» возраст, когда ребенка буквально распирает от любви. Он верит в сказки, но и впервые узнает, что есть смерть. В это время малыша нельзя начинать готовить к школе. Нужно его «напитать» максимальной любовью, потому что в будущем он будет много сил тратить на учебу. Это время игры, путешествий вдвоем, волшебных историй. Родители должны как можно больше времени посвящать ребенку, потому что это очень важный для него период.

У малыша впервые формируется представление о справедливости, добре и зле. Именно оно будет им двигать в будущем, когда он будет думать не головой, а сердцем. Первое время с ребенком нужно обращаться, как с грудным, то есть говорить – ты есть, и это счастье. Дальше он должен пройти возраст «от года до трех», когда усваиваются правила поведения и безопасности.

Но ему нельзя прививать академические знания, любая учеба должна быть в формате игры. В этом возрасте уже видно, что ребенок немного отстает в развитии. Он вряд ли сразу будет отличником, но отставание можно нагнать. Главное понимать, что малышу предстоит еще многое узнать, например, как выражать любовь.

От шести до 12

В этом возрасте главное – не сломать ребенка. Приемные родители берут на воспитание школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, он не нагулялся, не получил достаточного количества любви, но ему уже предстоит отправиться на учебу.

Не нужно требовать от ребенка необыкновенных успехов. Главное, к чему необходимо быть готовым, — это к диалогу со школой.

Важно, чтобы родители всегда оставались на стороне ребенка и осознавали, что в первом классе нельзя многого требовать. Малыш из детского дома вряд ли когда-нибудь будет отличником в школе, зато он будет ходить в кружки, играть в футбол, обнимать и целовать маму, с радостью проводить время вместе и с удовольствием помогать по хозяйству.

Дети всегда хотят быть успешными, поэтому неудачи в учебе они компенсируют дома. В этом возрасте невозможно предугадать будущий характер ребенка. Нельзя ставить штампы, если, например, он украл деньги. Важно также не упустить здоровье: ребенок должен отдыхать, спать и хорошо кушать, а за ум можно взяться и в 10 классе. Очень важно слушать своего сына или дочь, так можно избежать многих ошибок.

От 13 до 15

В подростковом возрасте дети пересматривают ценности: им пора отделяться от взрослых, с которыми они срослись, поэтому они ищут в них недостатки. Если ребенок не найдет недостатка в маме или папе, то просто не сможет от них «отлипнуть», ведь как от таких хороших можно уйти?

Прежде чем брать подростка, нужно узнать, как ребенок попал в детский дом. Важно поговорить с работниками и волонтерами, потому что руководство может скрывать, что дети принимают наркотики и ездят домой, где видят, как родители употребляют алкоголь. Будущим родителям необходимо понимать, с чем они могут столкнуться.

Детям в этом возрасте в детских домах ставят хорошие оценки на занятиях, чтобы у них не пропала мотивация. Ребенок будет рассказывать потенциальным родителям те вещи, которые они хотят от него услышать. Если папа скажет, что любит читать, то подросток повторит. Но это не так, потому что чтение – это удовольствие, а в детских домах его получают иначе.

Первое время дети хорошо себя ведут в приемной семье, но потом они начинают проверять «границы». Если мамы и папы взяли подростка, то не должны сразу «закручивать гайки». Наказания будут только ухудшать ситуацию, так как это унижение, а в прошлой жизни у сирот этого было слишком много.

Принимающая семья становится профессиональной. Приходится сдерживаться, следить за своими поступками, словами, повышать квалификацию. Важно знать телефоны учителей и детских комнат милиции, контролировать, куда пошел ребенок и с кем он дружит. Простроить теплые, уважительные отношения. У подростка обязательно должна быть своя комната, чтобы он мог почувствовать себя «в домике».

Если отношения налажены и накладок нет, то нужно переходить к следующему этапу – посмотреть, в каких сферах лучше всего развивается ребенок и предложить ему записаться в секции. Со временем детдомовские привычки начнут исчезать, сгладятся, ребенок станет похож на приемных родителей.

Ребятам из детского дома необходимо привить понимание, что они не несчастные сиротки, которых нужно жалеть, и государство не вечно будет им помогать, а материальные блага появляются благодаря труду. Приемные родители также должны быть готовы к тому, что ребенок будет их сравнивать с кровными родственниками, тут хорошо бы с одной стороны не перехвалить кровных родственников, а с другой не обидеть подростка плохими словами о его семье.

[3]

От 15 до 17

Отношения с детьми старшего возраста — это своеобразное супружество. Ребенок думает, что уже сложился, на самом деле еще не осознал, кто он и что делать дальше.

Родители, решившие взять юношу или девушку, обязательно должны для начала попробовать гостевой режим. Желательно для этого выбрать период летних каникул. Все подростки в это время – дети, которые долго спят, хорошо едят, веселятся и гуляют.

Скорее всего, придется подыскать хороший колледж. Подростку необходима своя комната, в которую он всегда сможет вернуться, а мамы и папы должны дать ему уверенность, что он больше не один, и у него есть семья.

Нужно вырабатывать в юношах и девушках самостоятельность, учить просить помощи, потому что наши дети этого не умеют. Мы как сторонние наблюдатели можем подсказать, прекратить правонарушение, но заставить не в силах.

Любовь и терпение. И не забывать заботиться о себе и близких.

«Усыновление, опека или приемная семья? В чем отличия для ребенка и для родителей. Юридические и психологические аспекты». Текстовая расшифровка вебинара

Физическое и психическое здоровье

Здоровью кандидатов в усыновители уделяется максимальное внимание.

Это не только позволяет обезопасить пристраиваемых детей, но и гарантирует физические и психические возможности кандидатов осуществлять надлежащее воспитание приёмного ребёнка.

Все кандидаты в усыновители обязаны предоставить в органы опеки и попечительства медицинское заключение, выданное лицензированным медицинским учреждением.

Медицинское обследование включает в себя прохождение терапевта, инфекциониста, фтизиатра, психиатра и нарколога. Кроме того, необходимо будет сдать кровь на предмет наличия инфекции ВИЧ и гепатита B и C. Как видите, процедура усыновления ребёнка не требует идеального здоровья всех систем организма.

Кандидаты могут вполне иметь, например, глазные заболевания или проблемы с органами пищеварения. Подобные заболевания не будут препятствием для принятия ребёнка в семью. Медицинское заключение даёт подтверждение того, что у кандидата отсутствуют заболевания, непосредственно препятствующие усыновлению.

Читайте так же:  Согласие на временную опеку

Осмотр врачом-психиатром – один из важнейших моментов медицинского освидетельствования.

Не выявленные нарушения психики у кандидатов могут иметь плачевные последствия для усыновленных детей.

Любой подтвержденный психиатрический диагноз будет препятствием для усыновления даже в случае длительной ремиссии.

Наличие жилплощади, удовлетворяющей санитарным нормам

Для успешного прохождения процедуры усыновления кандидаты должны иметь постоянное место жительства.

Каких-либо чётких норм соответствия жилых помещений Жилищным кодексом или иными нормативными актами не предусмотрено.

Тем не менее, проверка жилищно-бытовых условий является обязательной для усыновителей. Оценка пригодности жилья для проживания ребёнка осуществляется на усмотрение лиц, проводящих проверку.

К моменту проведения проверки, может создать приемная семья условия для ребенка – желательно оборудовать детскую или хотя бы отдельное спальное место, а также приобрести некоторое количество игрушек. Это ясно даст понять проверяющим, что ваши намерения серьёзны и обдуманы. Недопустима антисанитария в жилых помещениях.

Наличие положительного заключения от психолога

Если психиатр даёт заключение исключительно с медицинской точки зрения, то психолог рассматривает общую готовность и возможность кандидатов быть усыновителями.

Вопросы психолога будут направлены на выявление мотивации будущих родителей к усыновлению, искренность желания принять неродного ребёнка.

Кроме того, кандидатам будут предложены психологические тесты и анкеты, позволяющие составить наиболее полный психологический портрет. Процедура не является формальной, и относиться к ней нужно ответственно. Ответы на любые вопросы должны быть прямыми и искренними.

Традиционная семья (зарегистрированный брак, традиционная ориентация)

Совместное усыновление возможно только традиционными семьями, зарегистрировавшими брак надлежащим образом в органах ЗАГС.

Сожительство не приравнивается к семье, но в этом случае ничто не препятствует оформить усыновление только одним лицом. Второе лицо в этом случае не будет документально выступать в роли родителя.

Может ли стать приемным родителем пенсионер?

Законодательно людям пенсионного возраста не запрещается усыновление.

Но необходимо помнить, что органы опеки всегда действуют в интересах ребёнка. Каждый отдельный случай разбирается индивидуально.

Кандидату в усыновители придётся доказать возможность уделять ребёнку достаточно внимания и обеспечивать его всем необходимым на протяжении долгого времени.

Если уверенности в собственных возможностях нет, или органы опеки выступают против подобного усыновления, стоит рассмотреть иные вариант устройства детей, например, опеку или гостевой режим.

Читайте также

Бесплатные вебинары для приемных родителей и специалистов

Как восстановить отношения с кровной семьей. Опыт успешного детдома

Мария Пичугина (Капилина) — детский психолог, более 17 лет работает с патронатными семьями и приемными детьми. Работает в системе профессионального семейного устройства с детьми и семьями на всех этапах процесса (выявление ребенка, нуждающегося в государственной защите – подготовка и устройство ребенка в семью – сопровождение семей с приемными детьми). В 2002 г. по приглашению Министерства образования РФ выступала в качестве эксперта при оценке деятельности патронатных площадок. В июле-октябре 2011 г. по приглашению ЮНИСЕФ и Минобрнауки РФ выступала в качестве эксперта при разработке программ профилактики социального сиротства в России. В настоящее время – психолог-консультант БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и центра «Про-мама». Дает индивидуальные и семейные консультации, работает с приемными семьями в кризисе, занимается диагностикой и коррекцией эмоциональных и поведенческих проблем у приемных детей разного возраста. Наталья Карагодина – юрист, специалист по гражданскому, семейному и уголовному праву. Приемная мама. В АНО Центре «Про-мама» проводит консультации для приемных родителей и семей в кризисе.

ВВЕДЕНИЕ

Мария Пичугина: При выборе формы семейного устройства родители ориентируются на свои возможности, на социальную ситуацию, на то, что будет происходить с имущественной точки зрения для их приемного ребенка и для них самих, и на свои гражданские права. Все эти вопросы важны при выборе формы устройства. Как детский психолог и терапевт, я знаю, что в процессе жизни ребенка в семье возникают моменты, когда родителям бывает нужна помощь – и не потому, что они плохо справляются со своими обязанностями или не знают, как поступить, а потому, что они хотят поступить, как можно лучше, и для этого им бывает нужно еще чье-то мнение, кроме собственного, чтобы они в результате приняли наиболее подходящее их семье решение. Часто родителей интересует точка зрения самого ребенка – что важно для него: усыновлен ли он, или он находится на другой форме устройства. Имеет значение и тема оплаты труда родителей, и еще целый ряд вопросов.

Наталья Карагодина: «Как юрист и специалист по семейному устройству и адвокат, который имеет определенную практику по консультированию как приемных, так и кровных родителей и родственников, могу сказать, что все вопросы, которые возникают на стадии подготовки к семейному устройству, как правило, оказываются связанными с психологическим состоянием приемной семьи. В действительности, и об этом говорит мой опыт юриста и приемной матери, эти психологические вопросы бывают важнее. Законодатели не могут регулировать всё настолько подробно и в таких деталях, чтобы мы могли заранее получить ответы на все наши вопросы. Поэтому то, как вы справитесь с ситуацией будет говорить о вашей готовности, решимости и желании. И при этом вам потребуется сопровождение, в том числе юридическое и психологическое».

ЕСЛИ РОДСТВЕННИК ДЕТЕЙ НЕ СОГЛАСЕН НА ИХ УСЫНОВЛЕНИЕ

Вопрос от Ирины: я оформляю в приемную семью 2 мальчишек 8 и 10 лет. Они очень привязались и хотят жить со мной. Но у них есть старший брат, 23 года, который обещает им забрать их. Но пока у него нет такой возможности. Опека требует его согласие. Он не дает категорически. Дети с ним общаются и скучают. Я всячески пытаюсь с ним дружить – не получается. Младший мальчик считает дни, когда я его заберу. Что делать?

Наталья Карагодина, юрист: К сожалению, более 90% детей, находящихся в детских учреждениях и подлежащие семейному устройству, являются «социальными сиротами», это значит, что они имеют родственников – родителей, бабушек, дедушек. Или, как в этом случаев, братьев. Именно брат имеет преимущественное право взять своих несовершеннолетних родственников под опеку. Судя по всему, у него нет особенного желания это сделать. Исходя из моего опыта, это происходит редко. Очень часто обещают, очень часто противодействуют, не дают согласия, но и сами не берут. Я хочу прояснить этот вопрос правовой точки зрения: согласие брата, который не является опекуном детей, для передачи детей под опеку, усыновление или другие формы семейного устройства – не требуется. И его противодействие и действия органов опеки в данном случае неправомерны. Думаю, более подробно сейчас останавливаться на этом не нужно, но я попрошу Ирину написать мне в почту и я объясню, как двигаться дальше.

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПРИЕМНЫЕ МАЛЬЧИКИ

Мария Пичугина, психолог: Я хочу к предыдущему вопросу добавить, что здесь важны несколько моментов:

  1. Очень важно потенциальной маме действительно знать свои права для того, чтобы ее позиция была уверенной.
  2. Нужно учесть, что мальчики, пока они маленькие, тянутся к маме, к женщине.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ КРОВНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

ЕСЛИ БИОЛОГИЧЕСКАЯ МАМА СНОВА СТАЛА МАМОЙ

Вопрос: обязаны ли органы опеки оповещать о рождении очередного ребенка биологической мамой нашего усыновленного сына. Имеем ли мы в этом случае первоочередное право усыновления этого и последующих детей нашей био-мамы. Либо же мы должны написать какое-то заявление об оповещении нас в этом случае.

Наталья Карагодина, юрист: Нет, такого преимущества закон не предусматривает. Иногда кровная мама при потере родительских прав на одного ребенка, воспитывает других своих детей. О том, что она родила ребенка, она вас не должна оповещать, так же, как и органы опеки. И преимущественного права усыновители и опекуны конечно же не имеют. Но разумеется, если ребенок, брат или сестра, оказываются в детском учреждении, то тот факт, что у вас воспитывается старший брат или сестра этого ребенка, может сыграть свою положительную роль при оценке возможности помещения ребенка в семью.

Читайте так же:  Мать одиночка при рождении второго ребенка
Видео (кликните для воспроизведения).

ЧТО ДЕТИ ХОТЯТ УЗНАТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Мария Пичугина, психолог: Дорогие будущие и действующие приемные родители, очень часто у родителей, уже после того, как ребенок появляется в семье, возникают вопросы – какая из форм устройства для ребенка полезнее. Я предложила вам вопросы в начале нашего семинара, и вы, отвлекшись от своей личной ситуации, могли обратить внимание на то, как это происходит с общей точки зрения. Итак, примерно с какого возраста ребенок может оценить имущественные и правовые вопросы адекватно? Очевидно, что уже примерно в подростковом возрасте дети имеют достаточный социальный опыт, достаточно умственно развиты для того, чтобы понять, какие права у них: имущественные и гражданские. С чем связаны вопросы, которые задают дети? Первое: чем младше ребенок, тем большее значение для него имеет не юридический аспект, а эмоциональные отношения. И когда маленький ребенок интересуется вопросами, усыновлен ли он, или такая же ли у него фамилия, как у других членов семьи. Прежде всего это вопрос о принадлежности и крепости отношений. И тогда нужно говорить с ребенком именно об этом.

МЕНЯТЬ ЛИ ФАМИЛИЮ ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ

Некоторые дети хотят поменять фамилию не потому, что они плохо относятся к тому роду, из которого они произошли, к биологической семье, а потому, что они могут бояться, что представители кровной семьи их заберут. Или ребенок хочет избежать вопросов со стороны окружающих — почему у тебя не такая фамилия, как у мамы и папы. И понятно, что тогда нужно решать эти вопросы – т.е. если ребенок тревожится, нужно работать с его тревожностью. Самим родителям стоит поговорить с ним об этих переживаниях и сомнениях, сказать, что они его не бросят, что он действительно их ребенок. Здесь очень важно отношение самих приемных родителей к этой теме. Потому что, безусловно, если у родителей есть какие-то тревоги и страхи, в первую очередь они отразятся именно на ребенке. Потому что они создают некое напряжение и неуверенность в общей атмосфере, и это передается ребенку.

“ЧТО МНЕ ДОСТАНЕТСЯ, КОГДА ВЫ УМРЕТЕ?”

«ВЫ ВОСПИТЫВАЕТЕ МЕНЯ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ!»

«А ТЫ – МОЯ НАСТОЯЩАЯ МАМА?»

Часто младшие дети начинают интересоваться формами семейного устройства. На самом деле маленький ребенок по сути спрашивает: «Ты настоящая мама для меня?» То есть его интересует, любите ли вы его, не бросите ли. И когда маленькие дети начинают спрашивать, усыновленные они или нет, их волнует надежность отношений. И тут очень важно объяснить ребенку: «Я тебя выбрала и приняла, я тебя никому не отдам, ты мой, и никогда в этом не сомневайся».

КАКУЮ ФАМИЛИЮ ВЫБРАТЬ ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ

ГЛАВНОЕ – АТМОСФЕРА В СЕМЬЕ

Подводя итог, скажу, что в первую очередь для ребенка важна эмоциональная атмосфера в семье и надежность отношений с родителями, а уже затем не юридическая форма устройства. Второе — в подростковом возрасте ребенок может действительно начать понимать фактическую сторону вопроса, и бывает полезно это с ним обсудить. Но даже в подростковом возрасте ребенок редко бывает объективен и все равно может винить взрослых, и тогда важно работать именно с чувствами. И самое главное, конечно, не терять этих отношений с ребенком. А также избегать ситуаций, в которых ребенок может почувствовать себя виноватым или предателем.

ГОВОРИТЬ ЛИ РЕБЕНКУ, ЧТО ОН – УСЫНОВЛЕННЫЙ?

ЕСЛИ СОХРАНЯТЬ ТАЙНУ УСЫНОВЛЕНИЯ…

В случае замалчивания ребенок может оказываться заложником этой тайны. Во-первых, вам ему придется постоянно врать, то есть находиться в постоянном напряжении. Все возникающие несоответствия придется ему как-то объяснять… В общем, в какой-то момент получается абсурдная ситуация, когда вы сделали хорошее дело — у вас приемный ребенок, он фактически второй раз родился, благодаря вам получил возможность нормальной жизни — а вы вынуждены чувствовать себя какими-то преступниками и скрывать это, как что-то плохое. То есть, по сути, скрывая факт того, что ребенок приемный, родители решают не то, приемный он или нет, потому что ребенок приемный, и в его жизни это все уже произошло. А также не то, узнает ли сам ребенок об этом, потому что по сути это не подконтрольный родителям вопрос, поскольку очень трудно обеспечить соблюдение этой тайны. Фактически они достигают одного: ребенок остается один на один со всеми возникающими вопросами, со своими смутными подозрениями и наконец с ошеломляющей новостью, которую он может услышать в неподходящий момент от неподходящих людей. В общем, вы можете поставить ребенка под удар и оставить его одного в этой ситуации.

…И ЕСЛИ ЕЕ РАСКРЫТЬ

КОГДА РАССКАЗАТЬ ПРАВДУ РЕБЕНКУ

ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ!

Также хотим напомнить, что вы всегда можете обратиться в центр Про-мама (г. Москва) за консультацией к психологу, социальному работнику или юридической поддержкой. Если у вас какая-то кризисная ситуация, или многодетная семья, проблемы в отношениях между родителями, развод или повторный брак, когда вы фактически становитесь приемным родителем ребенку своего супруга, то возникают вопросы, которые можно и нужно обсудить со специалистами. Желаем вам удачи!

Электронный адрес, на который можно прислать вопросы: [email protected]

Электронная почта для юридических консультаций (в Теме письма нужно написать «для центра Про-мама»): [email protected]

Телефон для записи на консультацию в центр «Про-мама» (г. Москва) +7 916 273 71 89

Формы семейного устройства

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается вотношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставлениеему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, атакже за расходованием средств.

Читайте так же:  Жена кокорина подала на развод

Патронатная семья – опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени – выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Приемная семья

Содержание статьи:

Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на детей сирот. Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья.

Возраст приемных родителей

Согласно Семейному кодексу РФ приемными родителями не могут быть совершеннолетние лица.

Верхний возраст приемных родителей ничем не ограничен. То есть любое совершеннолетнее лицо имеет право ходатайствовать о принятии ребёнка в семью.

Но органами опеки и попечительства, а также психологами, проводящими собеседования, будут учитываться возрастные особенности кандидатов в усыновители. Отказать в усыновлении, ссылаясь на возраст, государственные органы не имеют права.

Но имеют место ситуации, когда, например, по заключению психолога кандидатам запрещают усыновлять детей определенной возрастной категории (чаще всего малолетних) и предлагают принять в семью ребёнка, соответствующего рекомендациям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были лишены социальными службами родительских прав. Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (глава 21), и сопровождается Федеральным положением (законом) №48 о попечительстве над ребенком сиротой.

Приемные родители – это лица, находящиеся в зарегистрированном браке или одинокие граждане готовые взять на себя ответственность воспитать ребенка, лишенного опеки родных родителей. Ребенок, передающийся на попечение, в юридическом аспекте именуется приемным ребенком.

Новый закон о приемных семьях, принятый весной 2015 года, ввел еще одно новое понятие — профессиональная приемная семья. По этой программе приемные дети направляются в семьи социальных работников.

Какая разница между приемной семьей и опекой?

  1. Требования к родителям в случае оформления приемной семьи более лояльные (если сравнивать с получением статус опекуна).
  2. Оформление документов более сложное, чем опека. Причина – необходимость составления специального договора. Органы опеки могут и отказать претендентам в заключении соглашения, если решат, что главная цель будущих родителей улучшение материального обеспечения.
  3. Приемным родителям государство выплачивает пособие.
  4. В отличие от опеки, возможны контакты ребенка с родными родителями или родственниками.

Основные особенности приемной семьи в сравнении с усыновлением:

  • разный правовой статус приемного ребенка. Усыновление – это формирование полноценной семьи и в юридическом и в социальном плане. Усыновители становятся полноправными его родителями, ребенок получает их фамилию. Приемная семья – это оказание помощи ребенку в воспитании, предполагает сохранность его родной фамилии и связи с близкими;
  • усыновление гораздо сложнее в оформлении;
  • усыновление не предполагает финансовой поддержки в виде ежемесячных государственных выплат пособий.

Дети, передаваемые в приемную семью:

  1. Дети, родителей полностью или частично лишенных родительских прав.
  2. Дети, родителей-инвалидов не способных самостоятельно заботится о своем ребенке.
  3. Ребенок со статусом сироты, без вести пропавших родителей.

Законом определено, что в одной семье не может воспитываться более 8 детей из детского дома.

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

Содержание договора по передачи ребенка сироты на воспитание в новую семью установлено статьей 153 СК РФ.

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году: единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет — 7 857,64 рубля, достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей. Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • свидетельство о заключении брака;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.
Читайте так же:  Алименты на ребенка сколько рублей

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

[1]

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ, установленных для региона.

Список законов

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Нюансы процедуры усыновления, или какими должны быть приемные родители

Решение взять приёмного ребёнка в семью – очень ответственный шаг, требующий не только абсолютной уверенности в своих намерениях, но и непоколебимой решительности.

Будущим приёмным родителям предстоит пройти нелёгкий путь до того момента, когда они смогут взять за руку нового члена семьи.

Ведь требования к приёмным семьям предъявляются самые строгие. Органы опеки и попечительства, передавая ребёнка в семью, должны быть уверены в благонадёжности приёмных родителей.

Отсутствие непогашенной судимости и проблем с законом

Ни одна процедура усыновления не обходится без заключения об отсутствии судимости у кандидата. Наличие проблем с законом ставит под сомнение возможность кандидата дать ребёнку надлежащее воспитание и привить ему соответствующий нормам общества образ жизни. Речь идёт также и о погашенной судимости.

Но не каждая судимость будет препятствием для принятия положительного решения по вопросу усыновления. Если совершенные преступления относились к категории небольшой или средней тяжести, суд с учётом иных обстоятельств может разрешить усыновление. Устойчивое финансовое положение, достаточное для содержания семьи

Финансовое положение будущих усыновителей подтверждается справкой с места работы или декларацией о доходах. Для разрешения на принятие ребёнка в семью не требуется заоблачных доходов. Заработная плата должна быть стабильна, а её размер не быть меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте.

Требования к приемной семье

Государство весьма лояльно относится к желанию усыновить или удочерить ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Поэтому строгие требования к приемным родителям по возрасту, семейному положению, количеству детей в семье будущих родителей не предъявляются. Но при этом есть перечень, ограничивающий ряд лиц в возможности брать приёмного ребёнка.

Кто не может выступать в качестве приемных родителей:

  • недееспособные или ограниченно дееспособные лица, признанные таковыми по решению суда;
  • лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них;
  • лица, ранее отстраненные от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • нетрудоспособные лица;
  • лица, имеющие заболевания, которые препятствуют возможности нахождения ребёнка в семье. К подобным болезням относятся туберкулез, инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость;
  • лица, не имеют дохода, соответствующего прожиточному минимуму;
  • лица, имеющие или имевшие судимость.

Данные критерии призваны оградить детей, оставшихся без попечения родителей, от недобросовестных усыновителей и неблагоприятных условий жизни, а не выявить наиболее предпочтительных лиц среди кандидатов.

Отсутствие алкогольной и наркотической зависимости

Очевидно, что лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, не могут заниматься воспитанием ребёнка и создавать для него приемлемые условия жизни.

В связи с этим при рассмотрении кандидатов обязательным условием является заключение от врача-нарколога.

Не стоит надеяться на усыновление, если будущий родитель стоит на учёте в психонаркодиспансере.

Полная семья

При семейном устройстве детей-сирот предпочтение, безусловно, отдаётся семьям максимально приближенным к портрету идеальной ячейки общества: молодые здоровые пары, отличающиеся образованностью и создающие о себе благообразное впечатление.

Полнота семьи также относится к предпочтительным качествам, но не является строгим критерием выбора. Одинокий кандидат может беспрепятственно претендовать на роль усыновителя.

На сегодняшний день практика передачи ребёнка одному усыновителю достаточно широка, и органы опеки, стремясь улучшить условия жизни детей, не препятствуют этому.

Наличие хорошей характеристики, как достойного члена общества, способного воспитать приемного ребенка

Чаще всего характеристику выдают усыновителям по месту их работы. Работодатель имеет возможность наблюдать своих работников в повседневных условиях и привычной для них обстановке.

В характеристике, как правило, отражаются:

  • отношение лица к выполняемой им работе;
  • отличительные личностные качества;
  • коммуникативные навыки;
  • отношения с руководством и коллективом;
  • наличие вредных привычек;
  • общее впечатление от взаимодействия с сотрудником.

По отзыву работодателя можно судить об образе жизни кандидата и его отношении к возложенным обязанностям. Отрицательная характеристика будет существенным недостатком при рассмотрении вопроса возможности усыновления.

Процедура усыновления – длительный, сложный и трудоёмкий процесс. Но кандидатов, уверенных в своём решении и преисполненных желания подарить ребёнку счастливое детство, не остановит большое количество процедур и условностей.

+7 (499) 288-73-46

Видео (кликните для воспроизведения).

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источники

Литература


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  4. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  5. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
Усыновления подхо дящего ребенка в подходящую семью
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here