Социальная защита прав ребенка на образование

Статья 11. Защита прав ребенка на образование

Статья 11. Защита прав ребенка на образование

1. Ребенок имеет право на образование, и ему гарантируется получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Отчисление ребенка из государственного или муниципального образовательного учреждения до получения им основного общего образования допускается только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы государственной власти Томской области совместно с органами местного самоуправления обеспечивают доступность образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения. Решением органов местного самоуправления могут быть определены категории семей, нуждающихся в дополнительных льготах или компенсациях по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, за счет средств местных бюджетов.

3. Контроль за исполнением государственных образовательных стандартов образовательными учреждениями, расположенными на территории Томской области, в соответствии с действующим законодательством осуществляется органами управления образованием Томской области.

4. В соответствии с принципами обеспечения основных гарантий прав ребенка администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями или религиозными организациями.

5. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, в местах, доступных для детей и родителей или законных представителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессу.

6. Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование может финансироваться за счет средств областного и местных бюджетов, а также иных, не запрещенных действующим законодательством источников.

7. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления могут создавать дополнительные условия для развития и обучения детей путем предоставления им специальных стипендий, премий, материальной помощи, открытия нетиповых образовательных учреждений.

>
Защита прав ребенка на охрану жизни и здоровья
Содержание
Закон Томской области от 26 августа 2002 г. N 68-ОЗ «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/7800786/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Социальная защита детей в сфере образования

Социальная защита ребенка

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

§ в сфере семейных отношений:

§ в сфере образования:

§ в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

§ гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

§ бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

§ гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

Читайте так же:  Сколько платят за опеку над ребенком

§ социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

§ социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

§ право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

§ организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также

§ на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

§ организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство.Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, апопечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

http://megaobuchalka.ru/1/30228.html

Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Дата публикации: 03.02.2015 2015-02-03

Статья просмотрена: 2176 раз

Библиографическое описание:

Стешенко, Я. Д. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений / Я. Д. Стешенко, С. Н. Степанько. — Текст : непосредственный, электронный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/50/ (дата обращения: 18.04.2020).

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

— развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

Читайте так же:  Права жены при разделе имущества

— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

— воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

— качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

— доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

— приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

— соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— непрерывность и системность образования;

— единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Читайте так же:  Порядок отказа от отцовства

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2. Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4. Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6. Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

http://moluch.ru/young/archive/1/50/

Социальная защита прав ребенка на образование

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста («Конвенция о правах ребёнка», ст. 1).

Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

основные международно-правовые стандарты прав ребенка:

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 03.12.1986 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990 г.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) – 29.12.1985 г.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; вступила в силу 02.09.1990 г.

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14.12.1974 г.

Венская декларация и программа действия (1993 г.).

Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.1990 г.

ребенок в Российской Федерации имеет право на:

Право на жизнь, Право на имя, Право на гражданство, Отсутствие дискриминации, Право на свободу совести и религиозных убеждений, Право на жизнь с родителями, Право на труд, Право на отдых, Право на защиту жизни и здоровья, Право на образование, Право на отсутствие рабства, Право на жилище, Право на свободу слова, Право на получение информации, Право пользоваться достижениями культуры, Право создавать семью, Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

[3]

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Семейный кодекс РФ

предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сотрудничество образовательных учреждений с органами правопорядка и социальной защиты населения.

Источники законодательства об образовании.

Субъекты образовательного права.

http://studopedia.ru/19_303644_zakonodatelstvo-rossiyskoy-federatsii-kak-instrument-zashchiti-prav-rebenka.html

Вопрос №11 Защита прав ребенка в сфере образования

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации. Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как, «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки».

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;

· выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

· на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;

· на перевод в другое образовательное учреждение;

· на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности:

Читайте так же:  Какие жилищные условия необходимы для усыновления ребенка

· право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных организаций, учреждаемых либо политическими партиями либо религиозными организациями.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы. Данное право несовершеннолетних расширяет те возможности защиты своих прав, которые были рассмотрены нами как формы защиты своих прав.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав,но они не должны препятствовать образовательным процессам. Это право, по сути, дублирует право Конвенции о правах ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

· в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право – это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.

В законе «О защите прав ребёнка» гарантируются следующие права в области образования, которые являются дополнительными к гарантиям, определённым на федеральном уровне:

* за счёт собственных средств органы местного самоуправления вправе вводить компенсации за содержание детей в дошкольных учреждениях.

* плата родителей за содержание в дошкольных учреждениях детей, у которых выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулёзных детских учреждения, не взимается.

* не допускаются ограничения при поступлении ребёнка в государственное образовательное учреждение, также основанием для отказа не могут быть результаты тестирования и иные формы проверки знаний и навыков детей.

* для детей из малообеспеченных семей в общеобразовательных учреждениях в течение учебного года дополнительно устанавливается компенсационная выплата на питание (финансирование – за счёт средств краевого бюджета).

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:

· право свободно выражать своё мнение;

· право на свободу мысли, совести и религии;

· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

· право на пользование услугами здравоохранения;

· право на образование;

· право на отдых и досуг[17].

Конституции РФ гарантирует всем жителям страны следующие основные права и свободы[18]:

· Право на уважение личности. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

· Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь – это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. По этому праву должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Таким образом, учитель, перехвативший записку ученика, не имеет права ее читать.

· Право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Например, два учителя истории могут по-разному истолковывать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского.

· Свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Российская конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви.

http://lektsii.org/13-256.html

Социально-педагогическая защита прав ребенка

1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;

После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

— вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

— обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

— целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

— формирование экокультуры детей;

— пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;

— информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;

— контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.

Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подза­конных актах.

Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:

— организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа­циям, связанным с реализацией права на образование

— продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;

— выступать экспертом по факту соответствия отдельных реше­ний школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

— содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности

— представлять интересы ребенка

3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:

— государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;

— допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;

— ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); — образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

Читайте так же:  Подать на алименты после развода какие документы

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

— выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

— совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

— добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

— совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

— совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:

-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);

-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);

-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства

5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Рос­сийской Федерации, количество детей, нуждающихся в государ­ственном попечении, из года в год увеличивается.

[1]

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечитель­ство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несо­вершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Опекуны и попечители подбираются органом управления об­разованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений на­чального профессионального образования осуществляется на­блюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, уче­бой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела по­допечных детей дополняются два раза в год следующими доку­ментами:

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения ро­дителей (первичный, региональный и федеральный), осуществ­ляется органами опеки и попечительства, соответствующими орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным ко­дексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено по­становлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ра­нее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

В задачи социального педагога входит популяризация прием­ной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (пат­ронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о переда­че ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попе­чительства выдает приемным родителям удостоверение установ­ленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства при­емным родителям оказывается необходимая помощь и осуще­ствляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).

Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную се­мью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможно­сти быть приемными родителями.

Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на полу­чение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ре­бенка.

оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при не­посредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он нахо­дится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опе­ки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/13/43544.html

Литература


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

  3. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  4. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  5. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
Социальная защита прав ребенка на образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here