Система защиты прав и интересов детей

Глава 12. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

Глава 12. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;

усиление координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

принятие мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию;

создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей — жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Меры, направленные на реформирование законодательства Курганской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей:

участие в разработке программы по внедрению восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

усиление роли уполномоченного при Губернаторе Курганской области по правам ребенка путем принятия соответствующих нормативных документов, определяющих компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов;

совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.

Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия:

поэтапное введение дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления;

создание психолого-педагогических учреждений, отделений, служб для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

совершенствование регионального законодательства о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

[1]

внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период:

организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;

разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда;

создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом;

организация индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с несовершеннолетними, находящимися в следственных изоляторах и воспитательных колониях;

организация межведомственного сопровождения несовершеннолетних, условно осужденных и осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы, с целью контроля за исполнением с их стороны возложенных судом обязанностей и ограничений;

организация разъяснительно-правовой работы для родителей и подростков об условиях назначения и порядке исполнения уголовных наказаний, в том числе и не связанных с лишением свободы.

Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей — жертв насилия:

проведение рейдовых мероприятий по выявлению и изъятию с улиц безнадзорно, бесконтрольно находящихся детей;

организация и проведение межведомственных профилактический акций, операций, направленных на пресечение фактов реализации несовершеннолетним спиртосодержащей и табачной продукции;

объединение усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;

создание отделений, служб, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей — жертв насилия.

>
Комплексная безопасность детей
Содержание
Распоряжение Правительства Курганской области от 28 декабря 2012 г. N 423-р «О региональной стратегии действий в интересах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система защиты прав и интересов детей

Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью любого правового государства и гражданского общества. Их нарушение приводит не только к тому, что страдают дети здесь и сейчас, но и оказывается негативное влияние на будущие поколения, а также это отражает правовую культуру и моральный уровень всего современного общества.

Российским законодательством именно на родителей возложена приоритетная обязанность по воспитанию и содержанию своего ребенка, его защите. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также защищать права и законные интересы во всех, без исключения, случаях их нарушения. При этом родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, разрешения и доверенности (ст. 64 СК РФ).

Статья 8 СК РФ предусматривает следующие способы защиты прав детей:

Судебный порядок. Защита прав детей, либо восстановление нарушенных прав осуществляется судами по правилам гражданского, уголовного либо административного судопроизводства.

Родители, будучи законными представителями своих детей, от своего имени, но в интересах детей, вправе обратиться в суд. В зависимости от характера противоправных действий, а также нарушенных прав несовершеннолетнего, порядок, сроки и форма обращения могут различаться.

Читайте так же:  Условия получения материнского капитала на первого ребенка

Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда один родитель обращается в суд для того, чтобы взыскать со второго родителя алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Данная ситуация безусловно относится к категории семейных правоотношений, т.к. регулируется нормами СК РФ (ст. ст. 80-88, 99-120), но в тоже время порядок обращения в суд регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ), и относится к исковому производству. Это значит, что родитель должен обратиться в суд с исковым заявлением. Обращаться можно в суд по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства — на свое усмотрение (ч. 3 ст. 29 ГПК РФ). При этом обращаться для взыскания алиментов необходимо в районный суд.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по делам о взыскании алиментов на содержание ребенка составляет 150 рублей.

Ключевые документы, которые истец должен приложить к исковому заявлению: копии искового заявления для суда и ответчика; копия квитанции об оплате государственной пошлины; копии паспорта истца, а также свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие, что второй родитель не исполняет своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.

Итогом обращения в суд с подобным исковым заявлением станет решение суда о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка. В случае неисполнения решения суда взыскание алиментов будет производиться судебными приставами в порядке исполнительного производства.

Обращение в компетентные органы, к которым можно отнести: органы министерства внутренних дел (полицию), прокуратуру, органы опеки и попечительства. Необходимо отметить, что вышеуказанные органы действуют только в пределах их компетенций.

К примеру, органы прокуратуры действуют на основании ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (далее – Закон о прокуратуре РФ), и могут предъявить иск о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявить в суд, органы опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона о прокуратуре РФ); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ; ст. ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); вносить предостережение о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона о прокуратуре РФ); опротестовывать при наличии оснований акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (ст. 23 Закона о прокуратуре РФ).

Органы внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются в своей деятельности ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях в РФ, СК РФ и иным законодательством. Сотрудники ОВД вправе участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Вместе с тем, для защиты прав и законных интересов детей родители и их законные представители вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации города. Среди полномочий данных комиссий можно отметить: профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность органов опеки и попечительства регулируется Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве». В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого органы опеки и попечительства: предъявляют иски о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК РФ участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В последнее время в области защиты и охраны прав, свобод и законных интересов детей набирает значение Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и в отдельных субъектах России. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», основными задачами уполномоченного по правам ребенка являются: осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов детей; обеспечение гарантий государственной защиты детей; содействие беспрепятственной реализации и восстановлению их нарушенных прав, свобод и законных интересов; совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей; разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; содействие в совершенствовании законодательства в данной сфере.

[3]

Следует упомянуть, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.

Читайте так же:  Куда нужно идти чтобы подать на развод

Член Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Артем ВОРОБЬЕВ

Глава II. Защита имущественных прав и интересов ребенка (ст.ст. 18 — 22)

Глава II. Защита имущественных прав и
интересов ребенка

Статья 18. Право на содержание

Родители (законные представители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае невозможности получения содержания от своих родителей (законных представителей) несовершеннолетние дети имеют право на получение в судебном порядке алиментов от других членов семьи (дедушка, бабушка, совершеннолетние братья и сестры).

Лицо, обязанное содержать ребенка, вправе заключить соглашение о размере алиментов и порядке их уплаты. При отсутствии такого соглашения взыскание алиментов на несовершеннолетних детей производится в судебном порядке.

При непредъявлении лицом, осуществляющим воспитание и содержание ребенка, иска о взыскании алиментов, если это ущемляет интересы ребенка, органы опеки и попечительства обязаны предъявить иск в суд по собственной инициативе.

Взыскание алиментов в размере, установленном соглашением сторон или решением суда, а также задолженности по алиментам производится из заработной платы или иного дохода плательщика.

При недостаточности заработка или иного дохода алименты удерживаются из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также денежных средств, вложенных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае уклонения родителей от обязанности по содержанию своих детей суд вправе на основании заявления заинтересованных лиц или органов опеки и попечительства, прокурора объявить розыск и привлечь таких родителей к ответственности.

В период розыска родителей, а также в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации взыскание алиментов невозможно, размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Право на долю имущества семьи

Дети не имеют права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

При безвозмездной передаче в собственность семьи государственного или муниципального имущества (в том числе жилого помещения) ребенку независимо от возраста гарантируется право на долю в передаваемом (приватизируемом) имуществе.

Ребенок вправе участвовать в имущественных и иных связанных с ними отношениях только в случаях и порядке, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае злоупотребления родителями (законными представителями) полномочиями по управлению недвижимым и движимым имуществом, принадлежащим ребенку на праве собственности, органы опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав по управлению указанным имуществом и передаче этого имущества в доверительное управление.

При отказе родителей (законных представителей) признать за ребенком право собственности на долю в имуществе семьи, ребенок может обратиться за защитой своих имущественных прав и охраняемых законом интересов в органы опеки и попечительства либо в суд.

Споры об определении доли ребенка в общем имуществе семьи и ее выделе рассматриваются в судебном порядке с обязательным привлечением органов опеки и попечительства.

Статья 20. Право на социальную поддержку

Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в соответствии с нормативами, установленными законами Ивановской области.

Социальная поддержка семей, имеющих детей, оказывается в виде выплаты единовременных и ежемесячных пособий на содержание ребенка, а также предоставления мер социальной поддержки, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами в Ивановской области.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов и исходя из социально-экономических условий могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки отдельным категориям детей.

Социальная поддержка оказывается в приоритетном порядке детям из малоимущих семей, детям, лишившимся родительского попечения и переданным на воспитание в приемную семью, детям граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, а также семьям, имеющим детей-инвалидов.

Дети в случае инвалидности, потери родителей имеют право на государственное социальное обеспечение.

Все виды социальной поддержки семьям, имеющим детей, оказываются по месту фактического проживания детей и используются только на обеспечение потребностей ребенка. Пособия на детей выплачиваются одному из родителей (лицу, его заменяющему).

При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание родители (лица, их заменяющие) утрачивают право на получение пособия, иные выплаты и льготы на детей, за исключением случаев, когда по действующему законодательству родители детей, помещенных в детские учреждения, сохраняют право на получение части пенсии. Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, в полном размере.

Средства, выделяемые на содержание детей в приемной семье, патронатной семье, определяются договорами между органами опеки и попечительства и приемными родителями, патронатными воспитателями и не могут быть ниже размеров, установленных законом Ивановской области.

Детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских учреждениях, пенсии по случаю потери кормильца и алименты перечисляются на счет по вкладу на имя ребенка в порядке, установленном действующим законодательством.

ГАРАНТ:

Законом Ивановской области от 27 декабря 2001 г. N 88-ОЗ действие части одиннадцатой статьи 20 настоящего Закона было приостановлено на 2002 г.

Законом Ивановской области от 28 марта 2001 г. N 9-ОЗ действие части одиннадцатой статьи 20 настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Часть одиннадцатая статьи 20 утратила силу

Информация об изменениях:

Статья 21. Жилищные права

Защита жилищных прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области.

Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на жилое помещение, находящееся в пользовании родителей (усыновителей) по договорам найма (поднайма), аренды (субаренды). Это право сохраняется за ним в случае обмена или раздела жилого помещения.

Читайте так же:  Ребенка обижает одноклассник

Для вселения несовершеннолетних детей на жилую площадь, на которой проживают его родители, не требуется согласия других членов семьи.

В случае предоставления семье по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда учитываются несовершеннолетние дети, а также не родившийся, но зачатый ребенок, начиная с 22-недельного срока беременности матери.

Несовершеннолетние дети, проживающие с родителями (усыновителями), другими лицами и являющиеся членами их семьи либо бывшими членами семьи, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями имеют право стать участниками приватизации занимаемого помещения в общую совместную или общую долевую собственность.

Отказ включить несовершеннолетнего ребенка в приватизационные документы или приватизация в общую долевую собственность с определением ребенку меньшей доли по сравнению с другими членами семьи, а также распоряжение долей, принадлежащей ребенку, могут быть осуществлены родителями (усыновителями) ребенка, а также их опекунами (попечителями) только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.

Для жилых помещений, приобретаемых семьей в собственность за счет частичной оплаты жилья (получения жилищных субсидий) из средств предприятий, организаций или местного бюджета, устанавливается правовой режим общей долевой собственности, в части, оплаченной в виде субсидий из средств бюджетов, каждого члена семьи, включая детей.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

По решению суда лица, лишенные родительских прав, могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения, если их совместное проживание с детьми признано невозможным.

Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договору социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, в том числе временно отсутствующие, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Обмен жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, производится их законными представителями с предварительного разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет — самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Статья 22. Наследственные права

Несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), а также ребенок умершего, родившийся после смерти, обладают правом наследования в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Отказ от принятия наследства, если это соответствует интересам ребенка, возможен только после получения законными представителями предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

>
Защита прав и интересов ребенка с ограниченными возможностями развития (ст.ст. 23 — 28)
Содержание
Закон Ивановской области от 6 мая 1997 г. N 9-ОЗ «О защите прав ребенка» (принят Законодательным Собранием 24 апреля.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.
Читайте так же:  Развод в декрете с одним ребенком

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ :

Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников. Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения. До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо. По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Как осуществляется защита прав ребенка?

В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних. В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание. Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц. Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.

В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних. Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д. Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.
Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов заполненный

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Защита прав несовершеннолетних детей

Оглавление:

Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации совершеннолетия гражданин достигает в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста к несовершеннолетним гражданам применяется термин «дети». Семейным Кодексом определяется перечень прав ребенка, которые должны выполняться вне зависимости от условий проживания и воспитания несовершеннолетнего.

Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

[2]

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.

Источники

Литература


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  5. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
Система защиты прав и интересов детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here