Ребенок обижает одноклассников что делать

Бьет одноклассников, плюет в учителя: причины детской агрессии глазами психотерапевта

Ребенок обижает и бьет сверстников – с этой проблемой сталкиваются многие родители. Почему так происходит и как с этим бороться, рассказываем в новом выпуске проекта «Личные истории: записки психотерапевта».

Разобраться в тонкостях детской психики нам вновь помогает психотерапевт, психиатр клиники «УГМК-Здоровье» Антон Сабанцев.

Семилетнего первоклассника Витю (имя изменено) к доктору привели отчаявшиеся родители: их ребенок настолько агрессивен, что его вот-вот выгонят из школы. Мама и папа, которые всегда старались создать для мальчика комфортную и теплую атмосферу дома, оказались не в силах разобраться, почему их сын столь ужасно ведет себя в обществе.

Витя был долгожданным ребенком, с самого рождения его любили и баловали

Малыш с раннего детства был капризным и беспокойным. Невролог, на прием к которому сводили мальчика, заподозрил, что такое поведение может быть индикатором патологий, возникших во время беременности матери и при родах. Эти патологии могли сказаться на запоздалом развитии зон мозга, которые отвечают за самоконтроль.

Однако сначала родители не волновались. Малыш в том же возрасте, что и другие, начал говорить первые слова, так же, как и все, сделал первые шаги.

Проблемы начались, когда Вите было три года и он пошел в детский сад. Каждый день воспитатели жаловались на ребенка: бьет других детей, отбирает игрушки, не сидит на месте, капризничает. Провинившегося мальчика регулярно ругали и ставили в угол.

Но чем больше нареканий было в его адрес, тем хуже он себя вел

Дома папа пытался объяснить сыну, что обижать других – плохо, но Витя только кивал и делал по-своему. Мама же считала, что так происходит потому, что мальчик скучает по родителям, когда находится в саду, и старалась окружить его лаской и заботой. По первому требованию она покупала ему шоколадку или игрушку, вела гулять в парк или на аттракционы.

Когда Вите исполнилось шесть, у него родился младший брат, и мама не могла уделять ему столько же внимания, сколько раньше. Ребенок стал еще более капризным и теперь обзывал не только сверстников, но и воспитателей. Последние вздохнули с облегчением, когда он, наконец, покинул детсад. Но в ужас пришла учительница, в класс к которой попал мальчик.

Практически с первого дня в школе он начал хулиганить– отбирал вещи у одноклассников, бил их, устраивал скандалы на уроке и однажды даже плюнул в учительницу. Последняя, отчаявшись, пересадила его на последнюю парту, где он сидел в одиночестве и сам себя развлекал.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Лишь бы молчал и не мешал другим детям», — думала педагог.

Впрочем, неусидчивый и гиперактивный Витя мог сам по себе встать и уйти с урока, продолжал «отрываться» на переменах. Никакие воспитательные беседы и наказания не помогали, и родители, наконец, решили показать сына психологу.

Комментарий детского психотерапевта клиники «УГМК-Здоровье» Антона Сабанцева: «В данном случае первопричиной агрессии мальчика стал биологический фактор – последствия родовой травмы, что вылилось в недостаточность функции самоконтроля. Кроме того, изначальная гиперопека со стороны мамы тоже негативно сказалась на поведении ребенка. В результате для него стало серьезной травмой то, что после рождения младшего брата родители не смогли уделять ему так много внимания, как он привык. В результате к достижению школьного возраста ребенок уже испытывал серьезный внутренний дискомфорт и сформировал свою агрессивную модель поведения.

Он решил, что чем хуже он будет себя вести, тем больше ему будут уделять внимания

И, собственно, добивался этого. При этом он осознавал, что окружающие считают его плохим, но другого способа реализовать себя не видел.

В данном случае только беседы с психологом не помогли – мальчику пришлось назначить еще и медикаментозное лечение. Именно препараты помогли справиться с биологическим фактором, в результате чего Витя научился контролировать свое поведение. Помогла и работа с родителями – они постарались наладить дружеские отношения с сыном, отдали его в хоккей. Когда ребенок гиперактивен, приобщать его к спорту очень важно – ведь именно на тренировках и соревнованиях он может полностью выплескивать ту накопившуюся энергию, которую раньше тратил на негативные поступки. В случае с Витей это тоже помогло: мальчик сразу же стал одним из лучших нападающих команды, его наконец-то начали хвалить, и его самооценка значительно повысилась.

Учительница, получив пояснительную записку от психолога, также пересмотрела свое поведение, пересадила ребенка поближе к себе и стала уделять ему немного больше внимания, чем остальным детям. Весь этот комплекс мер привел к тому, что поведение Вити улучшилось: он перестал бесконтрольно бить одноклассников, срывать уроки, стал стремиться получать хорошие оценки.

Наконец-то окружающие стали видеть в Вите не потенциального преступника, а нормального первоклашку.

Однако столь агрессивное поведение мальчика можно было предотвратить раньше. Родителям следовало бы привести сына к специалисту еще в три года, как только он начал проявлять гиперактивность и жестокость в детском саду. Возможно, тогда даже не пришлось бы применять медикаментозное лечение, так как существуют и другие альтернативные методики. Но в том состоянии, в котором привели Витю, они бы уже не подействовали.

Заметили, что ваш ребенок становится неоправданно агрессивным, на него стали жаловаться воспитатели? Не тяните, обратитесь к специалисту! Возможно, именно сейчас его помощь позволит избежать более серьезных проблем в будущем!»

Что делать, если ребенок обижает других детей? Решение от психолога

Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.

Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.

Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.

Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.

Читайте так же:  Обязанности созаемщика по ипотеке в случае развода

Советы психолога

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.

Как не допустить агрессивного поведения ребенка

Существуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в саду или школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.

Ваш отпрыск должен и может участвовать в различных музыкальных и творческих конкурсах – это помогает ему развивать адекватную самооценку и не обращают внимания на издевательства других.

Больше внимания уделяйте своему чаду. Иногда агрессивное поведение является следствием того, что ребенок считает себя ненужным родителям, лишней обузой и эти чувства проявляются в его отношении к одноклассникам.

Но самым важным будут ваши взаимоотношения внутри семьи (опять же, любые преобразования своего чада, начинаются с себя. Вот – самый быстрый способ изменить себя). Если маленький человечек видит в отношении себя физическое насилие (даже проявляемое в виде наказания), то он автоматически переносит эту линию поведения на окружающих.

Проанализируйте данные факторы, и вы сможете ответить на вопрос, почему ваш ребенок может обидеть других малышей. Если не можете сделать этого самостоятельно – обратитесь за советом к психологу и покажите ему своего киндера.

Что делать, если ребенка обижают в школе

Подготавливая ребенка к школе, многие родители переживают не только по поводу его будущей успеваемости, но и о том, как сложатся его взаимоотношениях со сверстниками и сможет ли он «вписаться» в коллектив. Сегодня, к сожалению, дети нередко проявляют жестокость к своим одноклассникам, превращая их ежедневное пребывание в школе в настоящую каторгу. И что самое печальное, так это то, что такого рода гонение делает из обычного ребенка изгоя, которого то и дело пинают, осмеивают, унижают и даже бьют. Что делать родителям, если их ребенка обижают в школе? Как помочь и какие меры предпринять?

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова: Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

[2]

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Если ребенок пришел домой и откровенно рассказал родителям о том, что его обижают в школе – это признак достаточно доверительных отношений. Но такими искренними отношениями может похвастаться далеко не каждая семья. Более того, мальчишки вообще считают, что бежать к близким и рассказывать о такой унизительной проблеме или, как еще говорят, «прятаться за материнской юбкой» — противоречит настоящим мужским принципам. Поэтому-то в большинстве случаев мама и папа даже и не догадываются, что их чадо испытывает сложности в общении с коллективом одноклассников.

Чтобы понять, что ребенка обижают сверстники, родителям нужно постоянно следить не только за его физическим здоровьем, но и за моральным состоянием. Признаками наличия детских конфликтов в школе могут быть следующие:

  • постоянное угнетенное/озлобленное состояние по возвращении домой;
  • нежелание рассказывать о том, как прошел день в школе;
  • ребенок постоянно ищет предлог, чтобы не пойти на занятия;
  • резко возникают проблемы с успеваемостью;
  • просит купить новые вещи (ручки, карандаши, пенал, резинки и т.д.), так как не может найти старые или они у него почему-то поломались;
  • одежда (или рюкзак) школьника испачкана грязью, порвана или разрисована ручкой/маркером/мелом;
  • ребенок возвращается из школы с синяками и при этом оправдывается, что его он «заработал», упав с лестницы или по дороге домой.

Обнаружив такие признаки у своей крохи, мамы и папы естественным образом пытаются заступиться за сына или дочку, направляя весь свой праведный гнев на родителей обидчика и на невнимательных учителей. Но правильным ли будет такое поведение и не усугубит ли это и без того пошатнувшееся положение ребенка в школьном коллективе?

Читайте так же:  Возмещение материнского капитала на строительство дома

Как вести диалог с учителем, если ребенка обижают в школе

Тщательно продумайте, что именно вы будете говорить учителю (классному руководителю). Не забывайте, учителя тоже люди, и, если вы придете к ним с обвинениями, они станут защищаться, тогда конструктивного диалога не получится.

Расскажите о проблеме спокойно, подкрепите свой рассказ фактами. Сообщите ваше понимание причины и то, как вы видите решение проблемы.

Спросите учительницу, как, по ее мнению, можно погасить конфликт.

Договоритесь о своих действиях, что будете делать вы, а что педагог.

Если ребенка обижают в школе, куда обращаться

Если администрация школы не идет вам навстречу, надо привлечь на свою сторону закон.

  • Во-первых, напишите заявление на имя директора школы и зарегистрируйте его.
  • Во-вторых, узнайте, какие официальные органы в вашем городе отвечают за соблюдение прав ребенка. Например, инспекция по делам несовершеннолетних. Возможно, работает специальная «горячая линия», где подскажут, как получить юридическую помощь в случае буллинга.
  • В-третьих, будьте моральны готовы, что при обострении конфликта или бездеятельности педагогов придется перевести ребенка в другую школу. Его психологический комфорт важнее других обстоятельств. Но помните, что в уже сложившемся детском коллективе ваши сын или дочь будут «новенькими», а это тоже трудная роль. Так что советы психолога, как научить ребенка постоять за себя и в этом случае актуальны.

А что еще можно сделать?

Прочитала отклик моей подписчицы. Она пишет: «Всю школу терпела издевательства. Пыталась поначалу жаловаться родным и учителям. Но ничего не помогло. Перевести в другую школу тоже не смогли. Отстаивала себя сама, как могла, жутчайший ежедневный стресс. В последних классах все совсем достало, пошла на тхэквондо, дала сдачи, все стало прекрасно».

Частично этот опыт, по-моему, стоит позаимствовать. Запишитесь в спортивную секцию, в которой ребенку помогут стать сильным и ловким. Известно, что спорт воспитывает бойцовский характер, уверенность в себе.

Тем более это следует сделать, если с ребенком никто не хочет дружить. В секции ваш школьник обязательно подружится с новыми ребятами, потому что у них будут общие интересы.

Будьте всегда надежным защитником вашего ребенка, помогайте ему бороться за свои права. И тогда, если даже вы столкнетесь с тем, что ребенка травят в школе, вы с этой конфликтной ситуацией справитесь.

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова. Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Что советуют делать психологи?

Объектом «травли», как уверяют психологи, может стать абсолютно любой школьник. Неблагозвучная фамилия, невыполнение нормативов на физкультуре, смешной дизайн рюкзака или, наконец, неровный прикус – и все, ребенок моментально становится предметом насмешек, грубости и нередко насилия. Если, к примеру, обижают мальчика, то родители, как правило, стараются не встревать в конфликт, так как таким своим действием они могут навредить авторитету сына или не дать ему усвоить суровый жизненный урок «Нужно научиться самому за себя постоять!». Но такая реакция на детскую проблему не всегда ее решает. Как же тогда поступить? Психологи советуют следующее:

1. Откровенный разговор – это первое, что нужно сделать родителям, если их ребенка обижают. Вам следует разобраться с корнем конфликта. Для этого нужно понять, по какой причине ребенок вдруг стал непопулярным в классе и всячески попытаться устранить ее. Ваш сын или дочь немодно одевается? Что ж, тогда самое время пройтись по магазинам за новым гардеробом. Сын не может подтянуться нужно количество раз или пробежать норматив? Тогда запишите его на какую-нибудь спортивную секцию, где он не только станет более выносливым и спортивным, но и более уверенным в себе. И так далее – к любой задачке можно найти свое решение.

2. Второй не менее важный совет – научить ребенка правильным навыкам взаимоотношений с одноклассниками. Не забывайте, что уверенность в себе – это не только врожденная черта характера, ее также можно воспитать в себе. Что делать для этого? Больше общаться, бороться со своими страхами, принимать участие в общественных мероприятиях, уметь постоять за себя в нужную минуту, а также уметь прощать, уступать друзьям. Все это поможет сформировать личность, для которой общение с новым коллективом уже не будет проблемой.

3. Постарайтесь делать акцент на сильные стороны своего чада и при удобном случае представьте их в школе. Например, у вашего сына математический склад ума, талант к решению сложнейших задач. Тогда вы можете подтолкнуть его к участию в школьных олимпиадах, где он сможет проявить себя и повысить собственную самооценку. Или ваша дочь талантливо рисует — запишите ее в художественную школу, а на классном собрании в школе намекните учителю, что ваша дочь легко сможет нарисовать шикарный плакат для грядущего Дня учителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Важно научить ребенка постоять за себя, если его обижают в школе. Но, обучая его каким-то приемам, объясните ему, что кулаками проблему можно не только не разрешить, но и усугубить, а драка – это всегда крайняя мера, на которую вынуждают серьезные действия со стороны оппонента-обидчика. Конечно же, это не значит, что нужно тихонько стоять в углу, когда тебя туда загоняют пинками мальчишки-забияки – здесь нужно раз и навсегда дать понять, что ты не будешь этого терпеть и умеешь дать отпор.

5. Квалифицированная помощь специалиста-психолога также может стать решением. Конечно же, решением для ребенка-изгоя, а не для обидчика. Если вы заметили, что ребенок просыпается по ночам из-за кошмаров или вздрагивает от вашего прикосновения, наотрез отказывается идти в школу или вообще замыкается в себе – не тяните с посещением психолога, иначе школьный конфликт может перерасти в серьезную психологическую травму.

6. Смена школы – это не выход из ситуации, но такое решение также не стоит отбрасывать. Случаются такие проблемы, что решить их иначе не представляется возможным (например, ребенка изо дня в день избивают и всячески жестоко издеваются, причем все ваши попытки это прекратить не увенчиваются успехом).

7. Объясните своему ребенку, что если его обижают школьники, то жаловаться родителям – вовсе не зазорно или унизительно. Так вы всегда сможете вовремя прийти к нему на помощь и правильно отреагировать на случившееся.

Наконец, поймите, что от того, каким будет его становление в школьном коллективе, зависит ни много ни мало, а его будущее общение в самых различных коллективах (в университете, на работе, в семье). Старайтесь внушать ему, что именно недостатки и достоинства делают его таким уникальным и это вовсе не означает, что он «не такой», как остальные. У него есть достаточно силы и мужества, чтобы отстоять свою точку зрения и дать отпор любому обидчику.

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

Читайте так же:  Какая помощь положена матерям одиночкам

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты — «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Ребенка обижают в школе — что делать родителям

Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.

Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.

Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

Читайте так же:  Можно ли оформить доверенность на несовершеннолетнего ребенка

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Почему ребенок вдруг стал изгоем?

Конечно же, для каждого родителя его чадо – самое что ни на есть уникальное создание, которое в принципе не имеет недостатков ни в характере, ни во внешности. Но, увы, с таким мнением могут не согласиться окружающие дети, так как они в первую очередь замечают именно его недостатки, а не сильные стороны. Почему так происходит?

Все дело в том, что маленький человек, в силу самых разных причин, пока что не может проявить перед сверстниками свои преимущества. Причины, по которым ребенка обижают в школе, как правило, носят либо физический, либо психологический характер. К таковым можно отнести:

  • полноту;
  • наличие отклонений от стандарта внешности, болезни;
  • плохую физическую подготовку;
  • неопрятный вид;
  • низкий социальный статус;
  • неуверенность в себе;
  • заниженную самооценку;
  • сложности в общении;
  • низкую/слишком высокую успеваемость;
  • закомплексованность;
  • замкнутость, т.д.

Как раз на этих слабостях и «выигрывают» одноклассники-задиры: обижая кого-то, они пытаются самоутвердиться за чужой счет и заработать высокий авторитет среди ровесников, показывая, насколько они сильны и властны над теми, кто попросту не умеет дать отпор.

Причины того, почему детей обижают в школе, также могут быть административного характера. Иными словами, для хулиганов администрация учебного заведения создала идеальные условия: классные руководители и учителя не обращают внимания на появившиеся конфликты среди одноклассников, не обращаются к родителям с проблемой ученика, не проводят беседы с ребятами о важности дружбы и честности, игнорируют жалобы детей и т.д. Решить проблему в таких ситуациях становится еще сложнее для мам и пап, чей ребенок попал в немилость сверстников, но даже такая «задачка» имеет свое решение.

Каких детей обижают чаще всего

Обижают слабых, застенчивых, неуверенных в себе, интровертов, тех, у кого мало или вообще нет друзей, детей с нетипичной внешностью или физическими недостатками, очень полных или наоборот слишком худеньких, детей, которых чрезмерно опекают родные, то есть «маменькиных сынков». Пожалуй, главное – обижают тех ребят, которые в конфликтной ситуации не могут постоять за себя.

Обидчиками в большинстве случаев бывают физически сильные, те, кто стремится к лидерству, но плохо учится, юные властолюбцы, которые хотят подчинить себе других и командовать ими. Буллер (таким термином определяют обидчика) не сочувствует другим и не представляет себя на месте того, кого он обижает.

Обидчик и его жертва – это как две стороны медали. Вы удивитесь, но у них есть общая черта – они не умеют правильно решать социальные проблемы.

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Одна потасовка у мальчишек или выяснения отношений у девочек – это не буллинг. Когда же издевательства, запугивание, насилие становятся систематическими и приобретают жесткие формы, надо бить тревогу.

От мам, которых я консультировала, довелось услышать: «Сын пришел из школы мокрый, грязный. Говорит, что упал в лужу. Я, конечно, его отругала. А на следующий день опять то же самое. Буквально клещами из него вытащила, что это его специально толкал в лужу одноклассник. Да еще и пригрозил: «Пожалуешься, хуже будет!»

«Дочка вся в слезах. Мальчишка из их класса ручкой исчеркал весь альбом для рисования. Но что меня больше всего возмутило, никто из ребят за нее не заступился! Почему наши дети такие равнодушные?!»

Хорошо, если ваши сын или дочка сами рассказали вам об обидчиках. А если они молчат? Что может подсказать вам, что они столкнулись с этой бедой?

[1]

Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него испорчены вещи или они вовсе пропали. Он не может объяснить, на что потратил карманные деньги. Не хочет идти в школу, даже начинает болеть (жалуется на живот или головную боль). Ребенок стал нервозным, часто плачет. Ну, а синяки и царапины буквально прокричат вам, что проблема очень серьезная.

Конечно же, вы не хотите, чтобы ваше дитя стало жертвой и терпело насмешки, издевательства, пинки и вымогательство агрессивных сверстников. Злу нужно противостоять.

Чтобы знать, как правильно поддерживать ребенка в ситуации буллинга, читайте мою статью «Как правильно поддерживать ребенка»!

Стоит ли говорить ребенку «дай сдачи!»?

Это непростой вопрос, потому что, если ребенок поймет буквально, то драка может ухудшить ситуацию. Когда начнется разбирательство – «кто первый начал» — нет гарантии, что правда будет на вашей стороне.

Мне приходилось слышать от некоторых мам и такое: «Я пришла в школу, схватила за шиворот обидчика сына и пригрозила, что размажу его по стенке», «Я сказала, что сама сделаю с этой гадкой девчонкой то, что она с моей дочкой делает». Скорей всего, маленькие агрессоры испугаются таких угроз взрослых людей. А как отреагируют на это их родители? Не исключено, что вместо решения конфликта вы получите его обострение.

Читайте так же:  Внебрачные дети андрея миронова

Но и это не главное. Поступая так с чужими детьми, вы нарушаете права другого ребенка! Чем тогда вы сами отличаетесь от школьного агрессора?

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не «нарубить дров» на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: «3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка»

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше.

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

[3]

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Источники

Литература


  1. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
  4. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Ребенок обижает одноклассников что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here