Ребенка обижают в школе как помочь

Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них ответственность, заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется помощь взрослых, которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.

В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.

Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.

При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.

Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

[2]

Не стоит делать следующее:

  1. Оставлять ребенка один на один с проблемой, якобы для того, чтобы развивать самостоятельность. Скорее всего, малыш не готов к такой ситуации, и задача родителей должны— научить его давать отпор обидчику.
  2. Переводить его в другой класс или школу. Конечно, бывают ситуации, в которых действовать нужно немедленно, чтобы спасти ребенка, однако гарантии того, что травля не повторится на новом месте, нет. К тому же школьнику нужно адаптироваться в новом классе, что может усугубить проблему.
  3. Решать конфликт исключительно своими силами — разбираться с недоброжелателями и их родственниками, а также преподавателем. Так можно еще больше навредить, спровоцировав усиление агрессии врагов и их наставников. Не стоит действовать, не посоветовавшись с самим малышом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Что делать родителям, если ребенка обижают в школе

Школа — это важная ступень в жизни любого человека. От ощущения комфорта и уверенности в себе зависит развитие способностей сына или дочери и желание учиться. В том, что делать родителям, если ребенка обижают в школе, поможет разобраться психология. В такой ситуации ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек.

Ребенка обижают в школе — признаки

Обычно, юные преступники выбирают жертву среди воспитанных, скромных и впечатлительных детей, так как у них не хватает мужества дать отпор. Цель унижений — почувствовать удовлетворение, получить власть над другим человеком, повысить репутацию в круге общения. Жертва в свою очередь, редко обращается за помощью, ребенку стыдно говорить, что он не может решить проблему самостоятельно или она кажется ему, слишком личной. Как же понять, обижают в школе или нет?

Типичными признаками являются:

  • нежелание посещать школу — прогулы уроков, имитация болезни
  • отсутствие друзей — избегает встреч со сверстниками, не приглашают на праздники, нет друзей среди одноклассников
  • снижение успеваемости — плохие оценки, отсутствие мотивации
  • изменение поведения — ребенок становится раздражительным или впадает в депрессию
  • бессонница, плохой аппетит
  • суицидальные мысли — интерес к самоубийцам, чтение книг или статей на эту тему, попытки
  • заниженная самооценка
  • необъяснимая потеря вещей — часто «теряются» или портятся личные вещи от канцелярии до одежды и денег на обед.

Если замечено перечисленное, прежде всего, необходимо уведомить руководство образовательного учреждения, после чего, обратить внимание на ребенка.

Выбор жертвы

Многие люди думают, что травле подвержены люди, которые отличаются от других своей внешностью или социальным статусом. На самом деле высмеивать могут любого человека. Стоит только раз оступиться — репутации конец. Различный доход или особенности внешности не могут влиять на травлю и обуславливать ее. Намного большее значение имеют семейные отношения.

Читайте так же:  Алименты супруга уход ребенок инвалид

Если человек умеет давать отпор, он спокоен и самоуверен, то любые шутки над ним очень быстро прекращаются. Нападкам чаще всего поддаются:

  1. «Жертвы», которые постоянно сомневаются и находятся в состоянии апатии. Они никогда не отвечают на оскорбления и не стоят за себя.
  2. «Агрессоры», которые в большинстве случаев сами нападают на других, что приводит к бурным провокациям.
  3. Дети из неблагополучных семей — плохо одетые, неряшливые, не желающие учиться.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.

Достаточно выполнять некоторые рекомендации:

  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, хвалить, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство — одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы. Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.

Обижают в школе: как помочь ребенку, правильные действия

Издевательства в школе — драматичное и неприятное осложнение школьной жизни, оставляющее душевные шрамы. Как узнать, что ребенка обижают в школе и что делать в этом случае?

Запугивания и насмешничество в образовательном учреждении, это разновидность моббинга, который практикуется среди сотрудников на работе. Преследуемый недоброжелателями ребенок, слышит в свой адрес унизительные прозвища, терпит публичные высмеивания, порчу имущества и физические нападки. Также это могут быть текстовые сообщения с угрозами на мобильном телефоне или электронной почте (киберзапугивание, подробнее здесь). Сексуальное домогательство наиболее распространено среди подростков, это относится и к комментариям о фигуре, вульгарным шуткам, попыткам снять часть одежды. Как правило, подростки воспринимают подобное, как очередную шутку или уходят в себя, страдая от комплексов неполноценности. Родители узнают об этом слишком поздно — когда ребенок вырос или подвергается серьезному нападению, которое невозможно скрыть.

Как понять, что ребенка обижают: основные признаки

Нежелание идти в школу. Ребенок ищет любые предлоги, чтобы не пойти в ненавистную ему школу и избежать общения с коллективом. Он начинает систематически прогуливать, искать причины, чтобы остаться дома, становится молчаливым и замкнутым, отказывается обсуждать школьную жизнь и своих друзей.

Нежелание идти в школу и подвергаться травмирующей ситуации может проявить себя на уровне соматики: у ребенка появляются систематические головные боли, расстройство пищеварения, он начинает часто болеть.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Читайте так же:  Изменить при усыновлении день рождения ребенка

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова: Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.


— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

Читайте так же:  Указ путина о материнском капитале

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Как помочь ребенку, если его обижают

Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах. Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах. Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.

Ни один ребенок не виноват в том, что он стал жертвой издевательств.

Каждый человек имеет право быть чувствительным и слабым.

Никто не имеет права вредить человеку, применять действия унижающие личность.

Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым. Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие. Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.

Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы. Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого. Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр. Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.

Что предпринять, если ребенка обижают в школе:

  • вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
  • сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
  • встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
  • запомнить договоренность с учителем и его решение
  • связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
  • когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
  • если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
  • уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.

Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями. Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.

Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов. Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно). Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой. Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова. Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.

Фото: © EAST NEWS

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое.

Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе

. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель

— то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Читайте так же:  Какие выплаты положены при опеке над ребенком

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Фото: © EAST NEWS

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт.

При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Если ничто не работает

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Как быть, если ребёнка обижают в школе? В прошлый раз мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Читайте так же:  Заявление о выдаче сертификата на материнский капитал

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.

Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.

Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

[3]

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.

Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.

Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Источники

Литература


  1. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
Ребенка обижают в школе как помочь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here