Раздел участка сервитут

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Читайте так же:  Домашнее насилие синоним

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

Статья 33. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)

Статья 33. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)

1. В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса, статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков может быть установлен публичный или частный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком.

2. Ограничения прав по использованию земельных участков (распоряжению земельными участками) и территории, в пределах которых устанавливаются такие ограничения, определяются на основании федеральных законов, законов Свердловской области, технических регламентов, строительных и иных нормативов и договоров между сторонами.

3. Ограничения прав собственника недвижимого имущества (сервитуты) устанавливаются в соответствии с действующим законодательством для нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

4. Если сервитут относится к части земельного участка, то на плане земельного участка показываются границы действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то нанесение непосредственно на план земельного участка границ действия сервитута не требуется.

5. В случаях когда ограничения прав собственников, пользователей и арендаторов земельного участка не были отражены в ранее выданных документах, удостоверяющих право на земельный участок, а в действительности на территории земельного участка требуется установление ограничения прав или когда такая необходимость появляется с возникновением нового объекта недвижимости, установленное ограничение прав должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

В данном случае регистрация ограничения прав (сервитута) устанавливается за счет средств юридического или физического лица, в интересах которого устанавливается данное ограничение (сервитут), или администрации городского округа (при установлении публичного сервитута).

6. Сервитут может быть публичным или частным.

7. Частный сервитут устанавливается в отношении земельного участка в случае:

— строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся на соседних участках;

— проведения работ по инженерной подготовке территории, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стенок;

— необходимого прохода или проезда через земельный участок;

— права использования земельного участка (его части) для прокладки, ремонта и эксплуатации коммунальных или индивидуальных линий электропередачи, линий связи, газопровода и иных коммуникаций;

— права размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;

— других нужд иного собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

8. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

9. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

10. Публичный сервитут может быть установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, администрации городского округа в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства или населения городского округа, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний, действующего проекта планировки и проекта межевания.

11. Органы местного самоуправления городского округа имеют право устанавливать публичные сервитуты — ограничения для владельцев земельных участков на использование этих участков и расположенных на них объектов, связанные с обеспечением общественных нужд применительно к земельным участкам, частям земельных участков и иным объектам недвижимости, принадлежащим физическим или юридическим лицам.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Читайте так же:  Классный час ювенальная юстиция 10 класс

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

12. Сервитут может быть срочным или постоянным.

13. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

14. В случаях если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия у него, в том числе путем выкупа, данного земельного участка с возмещением органом, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случае недостижения соглашения об установлении сервитута спор может быть разрешен в судебном порядке.

15. Границы зон действия публичных сервитутов обозначаются на основании проектов межевания на градостроительных планах земельных участков и отражаются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости.

16. Ограничения прав (сервитуты) подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество, и сохраняются при переходе прав на земельный участок к другому лицу. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации ограничения прав, является план земельного участка с указанием его кадастрового номера.

17. Частный сервитут может быть установлен и прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

18. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

>
Ограничение прав на землю
Содержание
Решение Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 30 апреля 2009 г. N 5/14 «О первой части Правил.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Образование частного сервитута

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Выделяется два вида сервитутов – частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается для определенных нужд, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, для связи и трубопроводов, для обеспечения водоснабжения и мелиорации и для иных нужд собственника земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний земельный участок.

Публичный сервитут устанавливается на законодательном уровне в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.


Сервитут на земельный участок может быть установлен несколькими способами:

[2]

– по договоренности сторон,

– на основании судебного решения,

– в порядке, установленном законом.

Собственник земельного участка или другой недвижимости вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования таким соседним участком (то есть сервитута). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 г. “О государственной регистрации недвижимости”.

Сервитут может устанавливаться как в отношении всего земельного участка, так и в отношении части земельного участка. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.

Для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о сервитуте, необходимо подготовить межевой план на образование части земельного участка. Основанием для формирования такого межевого плана будет являться заключенное между собственником участка и собственником соседнего земельного участка соглашение об установлении сервитута.

Сведения о местоположении границ сервитута в пределах земельного участка в межевом плане указываются на основании геодезических обмеров, в ходе которых определяются координаты характерных точек границ такого сервитута.

Межевой план подготавливается кадастровым инженером в форме электронного документа в формате XML, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Если Вам необходимо внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о части земельного участка, обременяемой сервитутом, наши специалисты проконсультируют Вас и подготовят для Вас все необходимые документы.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Об установлении сервитутов при судебном разделе земельных участков

В редакции по состоянию на 25 октября 2017 г.

В судебной практике нередки случаи раздела или выдела земельных участков с одновременным установлением сервитутов для прохода к выделяемым участкам или к постройкам.

Между тем при буквальном толковании действующего законодательства нужно сделать вывод, что в части установления сервитутов такие судебные решения не соответствуют закону по следующим причинам.

1. Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Видео (кликните для воспроизведения).

Из данной нормы видно, что сервитутом обременяется соседний земельный участок.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

[1]

На момент принятия судом решения о разделе или выделе земельного участка вновь образуемые части исходного земельного участка еще не существуют как самостоятельные объекты недвижимости. Таковыми они станут лишь после государственного кадастрового учета. Другими словами, еще не существует соседнего земельного участка, который можно было бы обременить сервитутом.

Читайте так же:  Этапы усыновления ребенка

2. Следующий аргумент касается процессуальной стороны вопроса. Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Обращаясь в суд с иском о выделе земельного участка, истец не заявляет самостоятельного искового требования об установлении сервитута. На этой стадии, как правило, невозможно определить условия сервитута и сформулировать более-менее конкретное исковое требование о сервитуте. К тому же ни одна из сторон спора обычно не желает выделять себе земельный участок, доступ на который возможен лишь путем установления сервитута.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, устанавливая сервитут без соответствующего искового требования, суд выходит за пределы заявленных требований, что является грубым нарушением процессуального закона.

3. Надо сказать, что сама идея установления сервитутов одновременно с разделом исходного земельного участка или выделом его долей не новая и вполне рациональная.

Например, в Древнем Риме в процессах о разделе земельных участков по реальным частям судья мог своим решением одной части участка предоставить вещный сервитут на другую часть (Барон Ю. Система римского гражданского права. Выпуск второй. Книга II. Владение. Книга III. Вещные права. М., 1898. С. 108 – 109).

Также Г. Дернбург писал, что в Древнем Риме при посредстве суда сервитуты могут быть непосредственно установлены в процессах о разделе имущества (Дернбург Г. Пандекты. Вещное право. СПб., 1905. Т. I. Ч. 2. С. 241).

Однако наше действующее законодательство такой возможности установления сервитутов не предусматривает.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Обременение сервитутом: понятие, виды, условия, особенности

Земельный и Гражданский кодекс предусматривают определенные ограничения при использовании земель для собственника участка и третьих лиц. В их числе можно выделить общие ограничения, которые указывают на невозможность нанесения ущерба окружающей среде и третьим лицам при использовании участка.

Но есть в законодательстве и указания на конкретные ограничения. Одним из таких является сервитут, который подразумевает право на ограниченное пользование чужим участком.

Особенности обременения земельного участка сервитутом

При установлении сервитута его осуществление должно быть как можно менее обременительным для собственника участка.

При желании оспорить установку публичного сервитута гражданин может указать на следующие причины:

  • постановление местных властей не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой;
  • были нарушены его права и предпринимательские интересы;
  • незаконно возложены какие-либо обязанности или созданы препятствия для экономической деятельности.

Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон или в судебном порядке. Истцом в этом случае будет выступать лицо, требующее установки сервитута.

На судью будет возложена обязанность определить целесообразность установки сервитута и создать условия, чтобы такое обременение наносило минимальный ущерб собственнику. При необходимости суд может назначить проведение независимой экспертизы.

Если же сторонам удалось договориться, то они заключают соглашение об установке сервитута. Такой документ можно подписать только с собственником участка (не с землепользователем/арендатором). Он имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному заверению у нотариуса.

Минэкономразвития указал на следующие обязательные составляющие соглашения:

  • данные сторон;
  • информация об участке, на который устанавливаются обременения (его кадастровый номер, площадь и точное месторасположение);
  • цели и задачи установки сервитута;
  • пределы действия (месторасположения) обременения на участке;
  • величина платы за сервитут, порядок и периодичность ее внесения;
  • права и обязанности сторон.

Какие документы понадобятся сторонам для заключения соглашения? Это паспорта; подтверждение прав собственности владельца; документ, определяющий положение сервитута на земле (кадастровый паспорт или выписка). Таким образом, чтобы обременить землю сервитутом, предварительно необходимо выполнить кадастровые работы для определения конкретных параметров сервитута (его точные пространственные характеристики).

Объектом сервитута земля становится только после получения официального статуса и регистрации ограничений в Росреестре.

Заявление об установке сервитута может подать как инициатор обременений при наличии у него подписанного соглашения, так и собственник участка. После выполнения указанных регистрационных отметка об установке сервитута появляется в ЕГРП.

В законодательстве содержатся основания для прекращения сервитута. Стоит сказать, они отличаются для частных и публичных сервитутов. В последнем случае прекращение сервитута возможно при отсутствии общественного интереса в нем (иначе он так и продолжит свое действие). Отменяется он через принятие соответствующего акта.

Перечень условий для прекращения частного сервитута более широк. Это может быть соглашение сторон; аннулирование обстоятельств, обусловивших необходимость установки обременений; истечение срока действия сервитута и пр.

Таким образом, установка сервитута является своего рода компромиссом между возможностью и необходимостью. Публичный сервитут исходит из преобладания нужд населения перед интересами собственника. Частный сервитут устанавливается по согласию сторон или при невозможности решить определенные задачи без установки сервитута.

Условно все сервитуты разделяются на сервитуты прохода, дающие право на проведение определенных работ, необходимые для размещения публичных объектов.

При установке сервитута четко определяются его границы и правила пользования. Собственник участка вправе рассчитывать на компенсацию или защиту своих интересов в суде.

Читайте так же:  Социальная защита и ювенальная юстиция соотношение

Как установить сервитут на часть земельного участка? Что нужно знать при его оформлении?

Что такое сервитут? Это вещное право, содержанием которого является возможность ограниченно (в определенных пределах) пользоваться чужой недвижимостью(в нашем случае – земельным участком (ЗУ)).

Его суть в том, что оно дает собственнику какой-то недвижимости, пользоваться чужой землей, в ситуациях, когда он не может беспрепятственно реализовать свое право пользоваться этой недвижимостью без установления сервитута (например, через ЗУ гражданина «А» проходит единственная дорогая к дому гражданина «Б», поэтому «Б» вынужден просить установить право ограниченного пользования участком «А», чтобы пройти к себе домой).

Данное вещное право можно установить только тогда, когда у владельца недвижимого имущества нет иных вариантов реализовывать свои права по пользованию им (П. 7 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 – далее Обзор).

Порялок установления

Предположим, собственник земли согласен на его обременение в части, в суд идти не пришлось. Рассмотрим порядок действий, направленных на установление сервитута.

Составление соглашения

Соглашение должно содержать:

  • Данные о сторонах.
  • Сведения об участке (кадастровый номер, вид использования и др.).
  • Причины и цели обременения.
  • Содержание сервитута.
  • Пространственные границы сервитута.Именно здесь вы можете указать на пользование частью ЗУ, индивидуализировав ее, например, с помощью указания на объекты, находящиеся на этой части, либо иным образом.
  • Срок.
  • Условия об оплате и др.

О том, как составляется типовое соглашение сервитута, можете узнать тут.

Сбор документов

Сервитут подлежит государственной регистрации, потому необходимо собрать пакет документов, а именно:
  • заявление одного из собственников;
  • соглашение;
  • документы, подтверждающие право на обременяемый ЗУ и на недвижимость, для пользования которой устанавливается обременение;
  • документ об уплате госпошлины.

Регистрация

На основании предоставленных документов Росреестр осуществляет регистрацию обременения в течении срока, установленного ст. 16 ФЗ о регистрации и вносит сведения в реестр.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали здесь.

Какие участки могут быть обременены сервитутом?

Земельный кодекс различает две разновидности сервитутов: частный и публичный. Установление частного сервитута регулируется ГК. Цели установки сервитутов следующие:

[3]

  • обеспечение прохода через участок;
  • прокладка и эксплуатация ЛЭП, трубопроводов;
  • налаживание водоснабжения и мелиорации;
  • другие нужды собственника, которые невозможно обеспечить без установки сервитута.

Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширительной трактовке.

Публичный сервитут может затрагивать только земельный участок (не иную недвижимость).

Установить публичный сервитут власти вправе только в закрытом перечне случаев. Обременение может быть установлено:

  • обеспечение прохода/проезда через участок;
  • размещение межевых/геодезических знаков;
  • использования земли для ремонта коммунальных/инженерных/электрических сетей и транспортной инфраструктуры;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды;
  • прогон скота;
  • сенокос и выпас скота;
  • использование земли в целях охоты и ловли рыбы;
  • временное пользование для проведения изыскательских/научно-исследовательских работ;
  • доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут обычно устанавливается с опорой на общественное мнение и с учетом результатов проведенных слушаний.

Жильцы часто не знают, что входит в текущий ремонт многоквартирного дома и нужно ли за него платить.

Согласно законодательству РФ имеет право на бесплатное получение земельного участка. Как его получить в пользование, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Какие документы понадобятся для заключения сделки купли-продажи? Мы рассказали об этом здесь.

Оформление неполного обременения земли

Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).

Законодатель выделяет частный и публичный сервитут. В основании разграничения лежит интерес, в чью пользу он устанавливается. Первый – в пользу конкретного лица для обеспечения его нужд. Тогда как установление публичного сервитута направлено на обеспечение нужд государственных или муниципальных, нужд населения и строго в целях, указанных в ч. 4 ст. 23 ЗК РФ. Узнать больше о разнице между частным и публичным сервитутом можно тут.

Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

Формулировки нормативных положений гражданского и земельного законодательства, регулирующих данное вещное право (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ), говорят об обременении всего участка: в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч. 5 ст. 23 ЗК РФ), предоставления права ограниченного пользования соседним участком (ч. 1 ст. 274 ГК РФ).

Однако в земельном законе можем найти нормы, которые говорят о возможности установления сервитута на часть земли: п. 2 ч. 1 ст. 39.25 ЗК РФ, ч. 4 ст. 39.25, ч. 5 и ч. 6 ст. 39.26 ЗК РФ, но эта возможность распространяется на случаи, когда речь идет об участке, собственником которого является государство, субъект РФ, муниципалитет.

В таком случае в ЕГРН должны быть сведения о части земельного участка (п. 11 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – далее ФЗ о регистрации).

Что такое обременение земельного участка сервитутом?

Он может вводиться через соглашение или принудительную административную резолюцию. В результате установления земельного сервитута определенная часть участка переходит в пользование другого лица под обременение.

Собственник вправе сам ограничить себя в правах на пользование участком в пользу другого лица, которое претендует на эту землю. На первый взгляд сложно понять, чем мотивируется добровольное желание собственника ограничить себя в правах и его согласие на установку обременений.

На практике основные причины установки сервитута такие:

  • третье лицо вынужденно использовать данный участок, даже несмотря на препятствия собственника;
  • собственнику представляется более целесообразным узаконить ограничения, чем позволить распоряжаться землей бесконтрольно;
  • ущерб от сервитута незначителен;
  • собственник получает денежное вознаграждение за установление обременения.

Но не всегда вопросы установки сервитута решаются в добровольном порядке.

Гражданин (группа лиц), который становится обладателем сервитута, получает только право свободного пользования частью участка. Он не вправе иметь какие-либо имущественные притязания на землю, продавать/сдавать в аренду и пр.

Читайте так же:  Злостное уклонение от неуплаты алиментов

Обычно сервитут устанавливается в тех случаях, когда на участке соседа требуется установить свой имущественный объект или произвести определенные работы (проложить канализационные трубы, ЛЭП и пр.) Право требовать установки сервитута у граждан и госструктур зафиксировано в Гражданском кодексе (ст.274).

Законодательно прописаны следующие разновидности сервитутов:

  • сервитут перемещения (например, через данный участок будет осуществляться прогон скота или проезд);
  • строительный;
  • мелиорации (на участок будет подводиться или отводиться вода);
  • горный (используется для добычи полезных ископаемых);
  • коммунальный (для размещения и ремонта коммунальных объектов).

Сервитут может иметь срочный характер (когда необходимо только выполнить определенные работы) или же устанавливаться бессрочно (обычно когда речь идет об обеспечении доступа на какой-либо объект). Сервитут на неопределенный срок может действовать пока в нем есть необходимость (по умолчанию срок обременений составляет 49 лет).

Вводится ограничение на безвозмездной основе. Но Земельный кодекс закрепил за собственником право на истребование платы за сервитут, если такое обременение существенно ущемляет права собственника. Размер такой платы может определяться по соглашению сторон, решением суда или на основании рекомендаций региональных нормативно-правовых актов.

При определении размера платы учитываются такие показатели, как:

  • номинальная стоимость участка земли;
  • размер ущерба собственника;
  • процентное отношение размера сервитута к общей площади участка;
  • размер упущенной выгоды.

Данные показатели определяются экспертным путем и суммируются.

Если установка сервитута ведет к невозможности его использования собственником, то он вправе требовать его выкупа государством или физлицом на рыночных условиях.

В качестве объекта сервитута выступает обремененный сервитутом земельный надел. Обычно на таких участках располагаются лесополосы, водоемы и места прохода к ним.

Субъектом сервитута становится непосредственный инициатор установки обременения. Это может быть владелец соседнего участка, юрлицо, городские и муниципальные власти и пр.

Важно понимать, что сервитут — это только обременение земли. Ее владелец остается полноправным собственником участка. Он также может проводить абсолютно любые сделки с землей: продавать ее, дарить, сдавать в аренду и пр.

При этом будущий владелец участка получит его вместе с зарегистрированным обременением (сервитут не привязан к личности владельца, а только к конкретному участку). Скрыть факт установки сервитута не получится: он будет отображаться в выписке из ЕГРП.

Сам по себе сервитут не может выступать субъектом экономических отношений, т.е. он не продается/арендуется и пр.

На каких основаниях это можно сделать?

Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права. Сервитут служит конкретной цели: например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в соглашении об обременении. В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ.

Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Пример расчета платы

Согласно «Временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут» (утв. Росземкадастром 17.03.2004), которой активно пользуются суды РФ, плата должна быть соразмерна убыткам, которые понес собственник недвижимости, в связи с ограничением его прав (п. 2.1).

Для расчета указанной величины не обойтись без специальных познаний в оценке, поэтому в соглашении устанавливается единовременная или ежемесячная плата, которая устраивает обе стороны. При невозможности договориться, стороны обращаются в суд или к оценщику. В свою очередь, суды также полагаются в своих решениях на мнение экспертов.

Так, в решении Арбитражного суда Самарской области А55-33436/2018 размер соразмерной платы был установлен судом на основании заключения эксперта: соразмерная плата в месяц за пользование частью земельного участка в размере 3 376 руб., а также определен размер убытков, которые составили согласно заключению 202 128 руб., в том числе: 143 048 руб. затраты на биологическую рекультивацию, 59 080 руб. недополученные расходы.

Решением Арбитражного суда Москвы А40-151826/2017 на основании экспертизы сделан вывод, что величина соразмерной платы составит: 259 842 (Двести пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок два) рубля в год.

Методику определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок мы более подробно рассматриваем в отдельном материале.

Итак, формально установить сервитут на часть земельного участка и зарегистрировать возможно только в случае его нахождения в государственной и муниципальной собственности (только для таких участок законом предусмотрена возможность занести в кадастр недвижимости сведения о части земельного участка).

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако фактически это сделать можно и на основании соглашения, и на основании судебного акта, потому что эти документы предусматривают определение сферы действия и содержания обременения, от которых зависит и размер платы за сервитут.

Источники

Литература


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  4. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  5. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
Раздел участка сервитут
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here