Работа с ребенком при разводе родителей

Как помочь ребенку пережить развод родителей: советы психолога

Развод тяжел для всех членов семьи. Когда в силу определенных жизненных обстоятельств два человека решают разойтись и пойти по жизни раздельно, боль утраты не покидает обоих до тех пор, пока сердечные раны не утихнут и не затянутся. А что в такой ситуации остается делать детям? Ведь для них рушится целый мир и сложно понять, почему теперь мама и папа живут порознь. Сообщить ребенку о подобном решении всегда непросто, понять, что переживает маленький член семьи, тоже получается не всегда. Родители совершают типичные ошибки в объяснении детям причин расставания и тем самым усугубляют психологическую обстановку в семье. Как помочь ребенку благополучно пережить развод родителей и что по этому поводу думают психологи, читайте в материалах этой статьи.

Жить ли вместе ради ребенка?

Развод родителей – это довольно тяжелое событие для каждого ребенка. Поэтому если вашу семью постигло такое несчастье, то очень важно для обоих из родителей сделать переживания ребенка менее болезненными.

Крах в отношениях обычно случается не запланировано, хотя и внезапным это событие назвать нельзя. Просто в силу каких-либо обстоятельств мужчина и женщина делают выбор: продолжать жить вместе ради ребенка или развестись и стоить свою жизнь отдельно друг от друга. Решение это всегда непростое, особенно если в семье есть дети.

Одни считают, что не стоит травмировать психику собственных детей, и продолжают жить вместе, оставаясь при этом друг другу совершенно чужими людьми. Однако, наивно думать, что дети не видят и не понимают истинного положения вещей в семье, где мама и папа просто сосуществуют на общих квадратных метрах.

Совместная жизнь «ради ребенка» несет в себе несколько подводных камней, о которых родители могут даже не догадываться.

Во-первых, дети прекрасно чувствуют ложь и фальш. Обманывая ребенка, даже во спасение (как считают многие подобные пары, что так они и поступают), родители учат свое чадо лжи.

Во-вторых, дети копируют не только поведение взрослых, но и жизненные ситуации. В семье, где папа уважительно относится к маме, дети тоже будут стремиться повторить такие отношения в будущем в своей семье.

Мальчики будут учиться уважать девочку, женщину с ранних лет. Девочка, когда вырастет, будет подсознательно искать мужчину, похожего на отца.

Какой пример для подражания, какую модель семейных отношений подадут родители своим детям, если будут жить вместе только ради детей, не испытывая друг к другу ничего, кроме досады, ненависти или безразличия?

В-третьих, вряд ли дети оценят такую жертву, когда вырастут. А родители, могут остаться у разбитого корыта, так и не устроив свою жизнь.

Мы не призываем рушить семьи, не пропагандируем разводы и всячески поддерживаем желание супругов наладить отношения, если их семейная лодка дала течь. Но, если ситуация складывается таким образом, что лучшим ее решением будет развод, то лучше оформить отношения соответствующим образом. Главное, как об этом сказать ребенку.

Как сообщить ребенку о разводе

С какого возраста можно сообщить ребенку о подобном решении родителей? Подходящего возраста в этом случае нет, просто на каждом из этапов взросления дети по-разному способны воспринимать такую информацию и реагировать на нее.

Если ребенок еще мал, и ему нет трех лет, то разговаривать на эту тему с ним бесполезно. Лучше всего подождать до тех времен, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы о втором родителе.

Самым оптимальным возрастом считается возраст около трех лет. Ребенку дошкольного возраста можно сообщить всего лишь о том, что вместе с папой больше жить не получится.

Однако важно отметить, что, несмотря на это, он будет также часто видеться с ним, как и раньше. Например, при поездке к бабушке, во время встреч ребенка с отцом, когда он будет приходить к ребенку в гости и т.д.

Ребенку подросткового возраста можно сообщить уже больше информации. Важно не критиковать другого родителя в присутствии ребенка, не говорить о своих негативных чувствах к бывшему супругу.

Более взрослый ребенок может догадаться о происходящем уже до разговора, поэтому лучше не оттягивать время, иначе это может привести к потере доверия ребенка.

Важно! На какой бы возраст не припало объяснение с детьми, ни в коем случае нельзя выплескивать им весь негатив, накопленный переживаниями вследствие развода. Не настраивайте детей против второго родителя, то, что у вас не сложилась совместная жизнь, не должно сказаться на отношениях между вторым супругом и вашим ребенком.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_reb_i_semey_pri_razvode.doc 28.5 КБ

Как общаться с родителями после развода

Как стало известно, развод родителей – это тяжелое событие для любого ребенка. Уход из семьи одного из любимых родителя – это большое потрясение для психики малыша. Однако следующим нелегким событием становится – это появление новых родственников.

Привыкание ребенка к новой семье, а также к ситуации появления еще одного папы являются для ребенка еще одним стрессовым событием. Поэтому важно помочь ребенку, придерживаясь следующих правил:

  1. Не нужно осуждать действия и слова бывшего супруга при ребенке.
  2. Не стоит запрещать ребенку общаться с родственниками, которые были близки с ним до развода. Лучше, если ребенок будет жить в той же среде, которая была для него привычна. Это поможет ему преодолеть тяжелый стресс.
  3. Не стоит делать из ребенка разведчика, который будет посвящать о новой жизни бывших супругов.
  4. Ребенок любит обоих родителей, и это чувство следует уважать. Если принято решение убрать личные вещи бывшего супруга, нужно спросить мнение ребенка, как он отнесется к данному действию. При любых событиях, где участвует малыш, должно учитываться его мнение, будь то встреча с родителем или простой телефонный разговор.
  5. Главное, очень важное правило – не стоит рассматривать ребенка как свою собственность.
  6. Не стоит в присутствии ребенка проявлять негативные чувства и эмоции в сторону его «новых» родителей, особенно называть их словами «мачеха» и «отчим». Они не вызывают положительных чувств, а только пугают малыша. Позитивные взаимоотношения с «новыми» родственниками будут для ребенка более полезны, чем негативные, они помогут быстрее пережить травмирующие ситуации.
Читайте так же:  Куда обратиться для лишения родительских прав матери

Необходимо помнить, что новые члены семьи – это желание родителей, а не ребенка. Он не просит развода родителей, не просит «нового» папу – это, прежде всего, желание взрослых, поэтому и решать конфликты стоит только взрослым.
Развод – это травмирующее событие для всех членов семьи. Но особенно болезненно переживает его ребенок. Нужно помнить, что любая ошибка, любое действие родителя во время этого тяжелого процесса может сказаться на развитии малыша. Важно помочь ребенку справиться с бурей негативных эмоций, полученных во время распада его любимой семьи, и тогда в будущем он скажет за это спасибо.

Работа педагога-психолога с ребенком и семьей при разводе

Описаны этапы работы с ребенком и семье при разводе:

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_pedagoga-psihologa_trushechkinoy_t.v._ds_no5_razvod_sokrashch.ppt 1.73 МБ

Предварительный просмотр:

С чем связаны переживания детей при разводе

В зависимости от степени зрелости (т.е. от своего возраста) каждый ребенок по-особенному видит и воспринимает развод родителей.

[1]

Маленькие дети до 6 месяцев почти не замечают новых, изменившихся ситуаций. Они могут забыть родителя, который отсутствует, буквально в течение нескольких дней, при условии хорошего ухода и достаточного внимания других родственников.

Дети от полугода до полутора лет начинают чувствовать перемены в настроении родителей. Они уже могут по своему переживать изменения в семье, ощущают длительное отсутствие одного из родителя, могут грустить и волноваться.

У ребенка, которому уже исполнилось полтора года, развод может спровоцировать возникновение страхов и фобий, а порой негативно сказаться и на его психическом развитии, и даже на отношениях со сверстниками в будущем.

Для детей возраста от трех до шести лет развод является наиболее тяжелым эмоциональным событием. Это потрясение дается им довольно трудно.

Дети не понимают истинных причин случившегося, довольно часто считают себя виновниками данной трагедии, просят изменить все, обещая вести себя хорошо. После развода ребенок может приобрести новые качества, негативно сказывающиеся на его развитии. Он может стать более тревожным и подозрительным, менее уверенным в себе, скромным и застенчивым.

Возраст от шести до девяти лет в период развода также опасен для ребенка. Непривычное отсутствие в жизни одного из родителей может спровоцировать у ребенка затяжную депрессию.

Он начинает чувствовать себя менее защищенным, растерянным, более уязвимым и тревожным. Все это может привести к неврозам, а затем даже и к патологическим привычкам. В школе ребенок может начать отставать в обучении, появляются изменения в поведении. Он начинает баловаться, не реагировать на замечания педагогов.

Изменения происходят и в отношениях с родителями. Ребенок может начать обманывать, грубить и конфликтовать с родителями. Может появиться агрессия, которую очень тяжело контролировать.

Порой возникает ситуация, когда ребенок негативно относится к одному из родителей, порой это проявление доходит даже до ненависти, в то время, когда с другим он более ласковый и доброжелательный.

Дети школьного возраста (от шести до двенадцати лет) могут начать винить в разводе одного из родителей, считая его виновником случившегося. У ребенка формируется свой взгляд на возникшую ситуацию.

В подростковом возрасте развод родителей – это менее болезненное событие. В этом возрасте он более адекватно видит причины развода, может предвидеть дальнейшие взаимоотношения с обоими родителями.

Как помочь ребенку пережить развод: советы психологов

Облегчить переживания ребенка могут адекватные и цивилизованные отношения обоих родителей. Понятно, что им самим нелегко в сложившейся ситуации, но ребенок должен понимать, что он не обязан выбирать, кто ему милее: мама или папа. Он должен чувствовать, что отношения родителей к нему не изменились из-за состоявшегося развода.

Психологи советуют несколько приемов, которые помогут ребенку пережить развод родителей более-менее безболезненно.

Главные ошибки родителей при разводе

При разводе страдают все члены семьи. Родители, испытывая друг к другу негативные чувства, порой допускают грубейшие ошибки в своем поведении. Это плохо сказывается и на психическом здоровье их детей, и на их дальнейшем развитии. Психологи разделяют поведенческие ошибки взрослых на несколько групп.

Рассмотрим основные ошибки родителей при разводе:

  1. Ссоры и конфликты в присутствии ребенка. Подобное поведение взрослых ставит ребенка в тупик. Ему нереально сложно принять сторону кого-то из родителей, да и не стоит этого делать, откровенно говоря.
  2. Стремление бывших супругов общаться через ребенка. «Передай папе, что он ….», «скажи маме, что ….». Подобная модель поведения характеризует взрослых не с лучшей стороны. Как бы сильно вы не были обижены на супруга, не стоит втягивать в свои «войны» детей.
  3. Манипуляция ребенком при попытке вернуть отношения с бывшим супругом. Если крах отношений неизбежен, не стоит «запугивать» супруга тем, что общаться с ребенком он не сможет. Особенно опасно это делать в присутствии самого ребенка.
  4. Игнорирование чувств и переживаний ребенка. Если ребенок расстроен, переживает, поговорите с ним по душам, объясните свои чувства, опишите ему ситуацию, ближайшее будущее, расскажите, как будет складываться ваша жизнь при новых обстоятельствах.
  5. Превращение ребенка в яблоко раздора, а также в предмет торгов.
  6. Попытка получения собственной выгоды в обмен на встречи с ребенком.
  7. Привлечение в конфликтные ситуации других родственников, которые, чаще всего, мешают, а не помогают найти компромиссные решения.

Если вы хотите, чтобы ребенок пережил ваш развод без приобретения психических заболеваний, не повторяйте ошибок тех, кто из-за них поплатился здоровьем собственных детей.

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

Читайте так же:  Форма заявления о взыскании алиментов на ребенка

1.1. Цветовой тест М. Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.

Цель: выявление особенностей личности.

1.3. «Лесенка характера» Дембо — Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.

Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.
1.Первичная консультация:

— знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);

-знакомство с ребенком, установление контакта;

[3]

-диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта — занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка . На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»
консультация на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА.

Подписи к слайдам:

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей. «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…» Педагог-психолог (Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка — д/с №5), арттерапевт: Трушечкина Т.В.

ИНФОРМАЦИЯДЛЯВЗРОСЛЫХ Развод — тема чрезвычайно сложная. Один развод не похож на другой. И, тем не менее, если спросить людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно также было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Люди реагируют на него обилием разнообразных эмоций, таких, как чувство гнева, злости, вины, греха, печали, страха, облегчения, неизбывной тоски, и т. д. И, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон , на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как сказать детям «об этом».. . Если возможно, поставьте вашего ребенка в известность о предстоящем разводе до того, как вы действительно разойдетесь с вашим супругом. Это даст ему возможность обдумать горькую новость, частично преодолеть первоначальный шок и переговорить с каждым из вас о том, что это означает для него. Нужно предоставить детям не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать им вопросы и поговорить о своих чувствах. Им нужно дать время «переварить» создавшееся положение, приспособиться к нему. Не думайте, что одного разговора по душам будет достаточно, чтобы разрешить все проблемы. Ребенку порой бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами. В таких случаях рекомендуется побуждать его к этому через занятия рукоделием, игру в кукольный театр или рассказывание историй. Такие занятия предоставляют родителям уникальную возможность проникнуть в сокровенные мысли и чувства своих детей. Объясняя причины развода своему ребенку, следите за тем, чтобы ваш язык был понятен и доходчив. Исследования свидетельствуют, что очень многим детям причины развода не объяснялись вообще, или объяснение давалось на языке, недоступном для их понимания.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей. Психологическая помощь родителям и детям, переживающим развод. индивидуальное консультирование. семейное консультирование. групповая работа (для детей). Примерные этапы работы. 1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д. 2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации. 3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта. 4. Поиск внутренних ресурсов и построение планов на будущее.

Педагог-психолог детского сада, Трушечкина Татьяна Владимировна, приглашает Вас на консультацию, где мы вместе постараемся найти выход из сложившейся ситуации и поддержать нашего малыша. Основные направления психологической помощи детям в ситуации развода родителей: Игровая терапия – игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки.. Ребенок обращается к самому себе, заново постигает и принимает свои чувства. Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

Читайте так же:  Требование об оспаривании отцовства

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний , способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Сказкотерапия –Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из 9 занятий. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия — коррекция эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): страх, гнев. В основу разработки сказкотерапевтических занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт

Сказки для детей, чьи родители разводятся.. . Расставание (Анна Смирнова) Принцесса двух королевств История про Энни (Жила-была девочка, похожая на тебя. ) (Дорис Бретт) Совместное творчество: . Деловая игра для родителей. Тема: «Роль отца в формировании личности ребенка»

Песочная терапия: Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии). Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик Блок «Моя семья». Тема: «Семейный портрет». Развитие навыков семейных отношений, открытой и конструктивной коммуникации, укрепление позитивного отношения к себе и другим. Песочница делится на 2 равные части:на одной работает-родитель, на второй-ребенок. Строим мир семьи при помощи миниатюрных фигурок. Отработка упражнений: «Признательность», «Комплимент», «Ладошки»( мама и папа ), «Подарок моей семье». Притча «Алмазные россыпи»

То, что работает. Вариации игри «Я люблю» и «Интервью» (социо-игровая педагогика Е.Е.Шулешко) Способствует развитию у ребенка умения встать на место другого, разумно мыслить, преодолеть эгоцентризм. Проявляет положительное отношение к себе и окружающим людям: «Я люблю. » Ребенок по очереди садится на один из двух стульев и пытается себе представить:«Если я девочка-. я люблю..» «Если я мальчик-. я люблю..» «Если я мама-. я люблю..» «Если я папа-. я люблю..» «Интервью»: Чем взрослый отличается от детей?(Ростом) Ребенок встает на стульчик и пытается побыть взрослым, входит в роль, представляется, сообщает, где работает, что любит. и т.п. Игра-беседа : « Папа уехал в командировку . » как подготовка к разводу родителей. Проводится совместно с матерью ребенка. Обыгрываем и обсуждаем вопросы: Представь, что папе нужно уехать в срочную командировку. Мы остались с тобой..Давай вместе подумаем: Как мы постараемся обойтись без его присутствия? Что же мы можем делать вместе? Чем заниматься? А что мы уже умеем делать?Чем бы ты хотел(а) мне помочь по дому?

Проблема влияния развода на психологическое состояние подростков и пути его решения в рамках телефонного консультирования

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить.

Существенная часть обращений абонентов за психологической помощью на Детский Телефон Доверия связана с переживаниями детей и подростков развода родителей.

Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.[4].

Рассмотрим причины развода родителей.

  • Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.
  • Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя.
  • Подростки часто боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Авторами отмечается, что часто подростки начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.[2].

Исследования различных авторов показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети.

У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении.

Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Подростки могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий.

Читайте так же:  Сон муж подал на развод

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.[4].

Особенности переживания детьми ситуации развода родителей:

Психолог – консультант телефона доверия может оказать помощь по многим направлениям, в том числе и по проблематике травматической ситуации для ребенка в результате развода родителей. Специалист постепенно убеждает ребенка в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, что он также не должен втягиваться в конфликт между родителями. В то же время психолог помогает родителям осмыслить поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка [7].

Специфика поведения родителей в ситуации развода.

  • Разведенные женщины сталкиваются с материальными трудностями и чувствуют недоверие и осуждение со стороны окружающих.
  • Но многие находят и положительные моменты: свободно распоряжаются своим временем, налаживают личную жизнь и общение с детьми.
  • Чтобы снизить для ребенка травматичность ситуации, важно искренне обсуждать сложившую ситуацию. При этом в разъяснениях важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего.
  • Таким образом, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать необходимые условия для полноценного воспитания.
  • Отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание ребенка. В семье, где единственный воспитатель мать, ей необходимо осуществлять обе функции. Одинокой матери следует быть особенно внимательной к выбору средств воздействия.
  • Следует избегать нравоучений, угроз и наказания в отношении ребенка.
  • Важно стремиться к сближению с ребенком, чтобы устанавливать с ребенком доверительный контакт. Лучше поговорить с ребенком, если он будет спрашивать о причине развода, говорить правду (адаптировав информацию к возрасту ребенка.).

Возрастные особенности развития детей, переживающих травму развода родителей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем, насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей. [3].
Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам.
Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 — 11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.
Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома.
Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования различных авторов показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности. Так, наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. [9].

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов: [2].

  • Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние.
  • Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий». Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.
  • Степень адаптации родителей к факту развода. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.
  • Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. [2].
  • Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей).

Рекомендации психолога-консультанта абоненту по взаимодействию с ребенком и его воспитанию в ситуации развода родителей.[10]

Литература.

1. Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.
2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.
3. Глушко Т. Как пережить развод? СПб., 2002.
4. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
5. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 14–21.
6. Кент М. Стратегия развода. СПб., 1993.
7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. М., 1991.
8. Нарицын Н. Н. Свадьба, развод и наоборот. М., 2002.
9. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.
10. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2004 (2006).

Галкина Е.Н., педагог-психолог ДТД

Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Читайте так же:  В каком суде рассматривается раздел имущества

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.


Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Методика «Дополните предложения»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2. Правовые аспекты проблемы развода

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

[2]

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих»* человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

Видео (кликните для воспроизведения).

* в данном контексте чужой — пришедший из другого рода, не родственник.

Источники

Литература


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
Работа с ребенком при разводе родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here