Проблемы в сфере защиты прав детей кратко

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

Понятие детства рассматривается многоаспектными подходами к его определению в разных областях знаний, что в свою очередь затрудняет четкое определение объекта социальной защиты. В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый» [1, с. 387], именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. В Семейном кодексе РФ также устанавливается, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет» (ст. 54) [2, с. 33].

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 13 июля 1990г. позволила обществу по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности. Детство стало рассматриваться как «…социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка» [3, с. 28].

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка.

Система социальной защиты детства — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов [3, с. 33].

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Но, к сожалению, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно. Объектом социальной защиты детства в широкой трактовке являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка нуждаются в специальной охране и заботе.

В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты. Ведущую роль среди этих субъектов занимают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы. Средства массовой информации также выступают в роли субъектов социальной защиты детства. СМИ пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства. Но на наш взгляд, главнейшим субъектом социальной защиты детства была и будет семья — важнейший институт социализации ребенка. В Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64), определены основы правовой защиты детей от насилия в семье (ст. 77) [3, с. 45].

В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, реализуются усилиями нескольких министерств и ведомств (образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел РФ и экономического блока). Однако, на наш взгляд, все эти программы не в полной мере охватывают детей, а лишь направлены на определенную их категорию. Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:

– всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей;

– многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг;

– единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах;

– осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума;

– охрана права каждого ребёнка на социальную защиту [4, с. 48].

Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович [4, с. 50].

1.В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и всей системы в целом;

Читайте так же:  Поменять загранпаспорт в связи со сменой фамилии

Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы;

Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;

суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства;

министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Известна федеральная целевая программа «Дети России», излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 1090-р) [3, с. 38].

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие:

а) финансовую базу;

б) многочисленные здания, сооружения;

в) систему государственных пособий на детей.

Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

– убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства;

– использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при проведении мероприятий по охране детей;

– стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства;

– анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.

Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании алиментов в пользу детей).

Институт социальной защиты детства имеет богатую отечественную историю своего становления и развития. В течение многих веков становления российского государства он видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания к детям. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение ролей. Достаточно широк был диапазон форм социальной защиты детства — основными формами выступали различные учреждения, которые носили дифференцированный характер и предоставляли широкий спектр услуг. Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие — правильное применение методов и форм социальной защиты детства. А чтобы выполнить это условие, необходимо четкое определение объектов социальной защиты детства.

Литература:

1. Декларация прав ребенка // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. – М., 2011 – 672 с.

[1]

2. Семейный кодекс РФ. – М., 2004. – 77 с. Молодые исследователи социальной работы

3. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д, 2010. – 473 с.

4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. – М., 2009.

Статья «ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ»
статья на тему

Статья для педагогов и родителей. Опубликована в информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области» № 14, 2011 год, стр. 101. В статье раскрыты основные направления соблюдения и защиты прав детей. Обозначены проблемы жестокого обращения с детьми в обществе.

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Ноздрина О.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 42» Управления образования мэрии г. Магадана

Организация Объединенных Наций во Все общей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребенка (1959 г.) провозгла сила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на осо бую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуаль ное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Проблемы соблюдения и защиты прав де тей условно рассматривается в двух направ лениях:

[2]

• Социально-правовое направление вклю чает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, обра зовательных, культурных и других детских
учреждений.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использо вании правовой базы. Кроме того, дети и мно гие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возмож ности реализовать ее статьи в жизнь.

• Психолого-педагогическое направление
предполагает создание благоприятных условий:
соответствующей атмосферы, стиля жизни,
общения в семье и в образовательном учрежде нии.

Одним из проблемных моментов системы защиты прав ребенка в России является про блема взаимодействия внутригосударствен ных организаций, осуществляющих защиту прав ребенка. В докладах Генеральной про куратуры РФ приводится множество случаев с трагическими исходами насилия в отноше нии детей, когда ответственные органы вла сти были хорошо информированы о тяжелой ситуации в семье, но проявили недопустимую пассивность.

Следующая проблема российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребен ка в России почти всегда направлена на раз рушение семьи. Зачастую, единственным спо собом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличи вает количество детей, оставшихся без попе чения родителей. По мнению Уполномочен ного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова, посещение неблагополучной семьи и изъятие ребенка из семьи — это уже следствие проблемы. Все эти шаги уже очень поздние. Так же неясность и отсутствие в за конодательстве каких-либо чётко понятных критериев оснований для отобрания ребёнка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребёнка, направленное на защиту его прав, не выпол няет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы.

Читайте так же:  Заявление о похищении ребенка образец

В основном преступления против детей со вершаются в семье. Насилие в семье порож дает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демон стрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в соб ственную семью. У большинства родителей вы зывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуаци ях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, боль шинство же не придают значения пережива ниям детей, не стремятся установить причи ну переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у де тей формируются, прежде всего, в семье.

Еще одна проблема — отсутствие в нашей стране культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ре бенка. В большинстве случаев граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи, не говоря уже о самих детях.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его лич ности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период до школьного детства. Недаром врачи-психиа тры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хро нический, недостаток любви. Специалисты от мечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирова ния личности, но и в жизни взрослого чело века. Так, например, 80—85% преступников не имели эмоциональных контактов, то есть нормальных теплых отношений со своими ро дителями. Таким образом, жестокое обраще ние с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе дума ет, иначе ведет себя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема защиты прав ребенка имеет мно гоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детско го сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, пе дагогов, психологов. Защита прав ребенка -задача номер один для всех нас. Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпи мости к проявлениям жестокого обращения: детьми, выявлять и пресекать подобные слу чаи. «26 миллионов детей и подростков, жи вущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми стать ее достойными гражданами».

Вопр основные проблемы защиты детства

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

В проблеме охраны и защиты детства условно можно выделить два главных аспекта:
1) социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и других детских учреждений);
2) психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, учебно-воспитательных учреждениях и т.п.).

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 5651 раз

Библиографическое описание:

Мальсагова, Б. Х. Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации / Б. Х. Мальсагова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37151/ (дата обращения: 18.04.2020).

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

[3]

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Читайте так же:  Иск взыскании алиментов содержание ребенка

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Проблемы безопасности детей в Российской Федерации

Рубрика: 13. Семейное право

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Матненко, М. А. Проблемы безопасности детей в Российской Федерации / М. А. Матненко. — Текст : непосредственный, электронный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/8444/ (дата обращения: 18.04.2020).

Читайте так же:  Взыскание алиментов до вынесения решения суда

Политика России в сфере обеспечения безопасности детей является неотъемлемой составной частью общей политики государства.

Ущемление прав ребенка в Российской Федерации продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем общества. Признание детей самостоятельными субъектами права требует выработки гарантий для обеспечения и защиты их как носителей данного права, поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в том, чтобы обстановка, в которой он развивается как до, так и после рождения была безопасной. Забота о безопасности детей предполагает создание не только со стороны родителей, но и со стороны государства безопасных условий для их полноценной жизни. Государство путем должной поддержки извне проводит особую социальную политику защиты семьи и детства. Обеспечение безопасности детей тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей.

Как показывает практика, имеют место‭злоупотребление ро‭дителями такими нео‭тъемлемыми правами ребенка, как право‭ жить и во‭спитываться в семье, на ро‭дительскую забо‭ту и любо‭вь, уважение чело‭веческо‭го‭ до‭сто‭инства. Широ‭ко‭ распро‭страненные в ро‭ссийско‭м о‭бществе пьянство‭ и нарко‭мания со‭про‭во‭ждаются распадо‭м лично‭сти, и чело‭век превращается в жесто‭ко‭е и агрессивно‭е существо‭, в о‭бществе ко‭то‭ро‭го‭ живут дети, набирающиеся о‭трицательно‭го‭ о‭пыта и приво‭дящего‭ в будущем к их девиантно‭му по‭ведениюСреди средств защиты прав ребенка главно‭е место‭ занимают право‭вые средства. Их до‭стато‭чно‭ бо‭льшо‭е ко‭личество‭, но‭ эти меры не всегда применяются на до‭лжно‭м уро‭вне. На сего‭дняшний день бо‭лее 140 но‭рмативно‭-право‭вых акто‭в прямо‭ или ко‭свенно‭ направлены на защиту прав детей.‬

В связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия во всем мире ярко проявилась острота вопросов защиты детей, Российская Федерация в 1990 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая оказала большое влияние на Семейный кодекс РФ, особенно в части, посвященной правам ребенка в семье. Так, ч.2 ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1, с. 15]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [2, с. 26].

О явном неблагополучии в положении детей в нашей стране говорилось в совместном докладе Независимого института социальной политики и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей» [3, с. 35]. В нем указываются обстоятельства, оказывающие губительное воздействие на подрастающее поколение. Среди них основное место занимает бедность семей с детьми. Как отмечается, «В самом уязвимом положении с точки зрения бедности находятся дети в возрасте от 1–2 лет и дети из многодетных семей».

Не менее значимая причина, оказывающая крайне нежелательное воздействие на ребенка, заключается в неблагополучии его семьи, где формируется его физическое и духовное здоровье. Ярким свидетельством этого служат статистические данные о лишении родительских прав.Так, число‭ лиц лишенных ро‭дительских прав, со‭ставило‭ в 2007 г. — 66 090 чело‭век, в 2010 г. — 55 847 чело‭век, в 2011 г. — 50 788 чело‭век, 2012 год — 44,1 тыс. человек, в 2013 году таковых было 40 тыс. [4, с. 72–73]. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12 % — в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5 % — за злоупотребление родительскими правами. Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике социального сиротства/

Развод родителей, неполные семьи, снижение авторитета материнства, стимулирует увеличение численности детей нуждающихся в государственной помощи. По сообщениям Минздрава РФ, в России каждый год регистрируется 12–13 тыс. отказов от новорожденных детей [5, с. 14].

Согласно мировой статистике, в 30–50 процентах случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети. Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и надзору над детьми.

Так же остро стоит вопрос, о том, что в России отсутствует дееспособная система защиты ребенка от ненадлежащего информационного контакта в СМИ. Средства массовой информации становятся источником информационного насилия, негативно воздействуют на здоровье и благополучие ребенка. Обеспечение информационной безопасности — это деятельность, направленная на предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

1 июня 2012 г. Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [6, с. 23]. В отличие от предыдущих документов его характеризует понимание и четкий перечень проблем, стоящих перед государством. Особое внимание в Национальной стратегии уделяется раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми. Эта работа должна осуществлятся при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комисий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства. Для эффективной защиты прав детей в Российской Федерации необходимо постоянно проводить профилактическую работу по выявлению, оздоровлению и реабилитации таких семей.

В Национальной стратегии говорится о таких основных задачах как:

 сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

 повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;

Читайте так же:  Сообщать ли о смене фамилии

 обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

 обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и самореализации. Для того, чтобы создать эффективную систему защиты интересов ребенка, нужен действенный контроль со стороны государственных органов, а также проведение своевременной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми. С наступлением XXI в. тревога за подрастающее поколение, если не достигла своего апогея, то возросла многократно [7, с. 56].

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат. На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.

Взаимо‭связь интересо‭в ребенка, семьи, го‭сударства о‭чевидна. Право детей на безопасность не может рассматриваться в разрыве от развития общества и государства. Лишь гармоничное сочетание безопасности личности, семьи, государства и общества позволит в конечном итоге обеспечить безопасность детей.‬

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 года. // Собрание Законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  3. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. М., 2011.
  4. Нечаева А. М. Национальная стратегия действий в интересах детей и семейное законодательство. // Государство и право. 2013. № 2. — 98 с.
  5. Данные Федерального статистического наблюдения № 103 — РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Гарант.
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. № 23. ст. 2994.
  7. Нечаева А. М. Правовая охрана детства в России. // Государство и право. 2011. № 6. — 87 с.

Скачать:

Вложение Размер
zhurnal_1.docx 369.89 КБ

Похожие статьи

Дети России как фактор национальной безопасности

В начале XXI века в России насчитывалось около одного миллиона детей-сирот

На их долю приходится более 80 % всех случаев раннего ухода из жизни» [8].

Кислицына О. А. Здоровье детей — богатство нации: тенденции, факторы риска, стратегия сбережения / О. А. Кислицына.

Феномен жестокого обращения с детьми | Статья в журнале.

ребенок, жестокое обращение, проблема насилия, Россия, насилие, защита детей, Российская Федерация, полноценная жизнь, комплексная проблема, ведомственная принадлежность.

Детская беспризорность в контексте проблемы национальной.

семья, жестокое обращение, ребенок, насилие, проблема, отношение, член семьи

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России — одна из самых острых и актуальных.

Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов.

Реализация положений Стратегии национальной безопасности.

Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 (далее – Стратегия), национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных.

В течение 2013 г. реализовывался План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р.

Новая редакция отсрочки отбывания наказания – новые проблемы

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв.

Российская Федерация, СК РФ, родитель, ребенок, РФ, срок, УК РФ, орган опеки, обязанность родителей, административный штраф.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот.

В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г. долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %.

Источники

Литература


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  3. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
  4. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  5. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
Проблемы в сфере защиты прав детей кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here