Приоритетной защиты прав и интересов детей

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Читайте так же:  Алименты на ребенка сколько рублей

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи подразумевает под собой государственную защиту наиболее уязвимых участников семейных правоотношений, не способных обеспечить себя в потребностях для своего существования.

Нетрудоспособность — это состояние человека, характеризующееся не способностью выполнять трудовую деятельность, по причине возраста, заболевания, увечья, либо по другим предусмотренным законом причинам.

Различают временную и стойкую нетрудоспособность (инвалидность). Временная нетрудоспособность характеризуется обратимостью, то есть в течение небольшого периода времени способность к труду восстанавливается. Стойкая же нетрудоспособность (или инвалидность) характеризуется постоянной или длительной, полной или частичной потерей трудоспособности[89].

Нетрудоспособными признаются: инвалиды I, II и III группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети до 18 лет, а так же старше, обучающиеся по очной форме обучения, но не старше 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, граждане по достижении ими 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно) не имеющие права на пенсию предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», граждане из малочисленных народов Севера по достижению ими 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно) [90].

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[91].

В целях защиты прав и интересов нетрудоспособных Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает целый ряд статей.

Ст. 85 СК РФ обязывает родителей содержать своих нетрудоспособных детей, даже после их совершеннолетия, в случае если общая сумма дохода нетрудоспособного меньше прожиточного минимума[92].

Предполагается, что отношения в семье между родителями и детьми должны строиться на взаимопонимании и добровольной взаимопомощи, но бывает, что совершеннолетние трудоспособные дети отказываются заботиться о своих нетрудоспособных родителях, тогда к этому их принуждает суд.

Ст. 87 СК РФ призвана защитить права нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей, обязывая детей содержать и заботиться о них[93]. Дети обязаны обеспечивать минимальным содержанием своих нетрудоспособных родителей, и в не зависимости от дохода, семейного положения и других факторов, эта обязанность является для них безусловной. Не распространяется эта норма только на случаи, когда судом установлено, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей, и случаи когда родители были лишены родительских прав.

Но если в судебном порядке можно взыскать с совершеннолетних трудоспособных детей алименты, и тем самым выполнить предусмотренное законом право на содержание, то принудить заботиться о своих родителях в судебном порядке невозможно. Эта норма закреплена в нормах права, но является нравственной. Однако моральная помощь, поддержка, уход и внимание, учитывается при некоторых вопросах, решаемых судом. Например, если нетрудоспособный родитель обращается в суд, требуя взыскать алименты со своих детей, из которых только один осуществляет непосредственный уход за ним, суд может принять это во внимание, и назначить уменьшенный размер алиментов тому из детей, который осуществлял уход.

Следующая норма, служащая защите прав нетрудоспособных, закреплена в ст. 89 СК РФ, которая обязывает одного супруга материально обеспечивать второго супруга, но только в случае его нетрудоспособности и нуждаемости[94]. Конечно же, такого рода внутрисемейные вопросы должны решаться добровольно, и трудоспособный супруг должен оказывать всяческую материальную и моральную помощь нетрудоспособному супругу. Но в случаях когда доверие в семье утрачено, и разрешить вопрос о содержании по взаимному согласию не получается, нуждающийся супруг обращается в суд. В отличие от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей, обязанность содержать нетрудоспособного супруга не является безусловной, и зависит от того, достаточно ли средств у супруга, с которого взыскиваются алименты.

Читайте так же:  Смена осаго при смене фамилии

Можно предположить что ситуация когда бывший нетрудоспособный супруг требует взыскания алиментов через суд встречается чаще.

Норма, закрепленная в ст. 90 СК РФ наделяет правом требовать бывшего нетрудоспособного супруга, или ставшего нетрудоспособным в течение года после расторжения брака, средства на свое содержание, в случае нуждаемости[95].

Так же государство большое внимание уделяет социальной помощи инвалидам, защите их прав и интересов, ведь их численность в России довольно высока. Целью такой помощи является создание условий для комфортной жизни лиц с ограниченными возможностями, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами.

С целью правовой поддержки инвалидов, государством введены в действие несколько законов. Это закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[96], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[97], Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»[98]. И хотя их реализация на практике достаточна проблематична, государство старается обеспечить защиту прав и интересов граждан, нуждающихся в его особой защите.

Проведя анализ современной законодательной базы, на основе которой базируются принципы семейного права, можно сделать вывод о том, что в настоящее время многие положения претерпели изменения, ввиду чего необходима детальная регламентация правовых норм регулирующих основополагающие идеи семейного права.

Так по действующему законодательству лицам с 16 лет, желающим заключить брак, согласие родителей на это не требуется. Можно предположить что лицо, не достигшее 18 лет, еще не вполне способно правильно оценить ситуацию, понять серьезность принятого решения, а руководствуется только своими чувствами, которые в этом возрасте проявляются особенно сильно. Это говорит о необходимости включить в семейное законодательство норму, не позволяющую вступать в брак лицам до 18 лет, если у них на это согласия родителей (или попечителей, при отсутствии родителей). Так же было бы целесообразно требование на согласие родителей, для лиц желающих вступить в брак, и не достигших 23-х лет, в случаях, когда они находятся на обеспечении у родителей, не имеют работы и не могут содержать семью. Исследования говорят о том, что Россия является страной, где регистрируется самое большое количество разводов на 1000 человек. Так по статистике в России распадается каждый второй брак, и государству необходимо принимать меры для избегания распада семей. Принятие данной нормы может помочь сдержать молодых людей от принятия необдуманных решений, и впоследствии создать более крепкую семью.

Подводя итоги, делая выоды Семейный кодекс обязывает мужа платить алименты жене в период беременности и до достижения ребенком трех лет, не делая никаких исключений. Эта норма призвана защитить права женщины и ребенка, но не всегда правильно реализуется практически. Ведь бывают случаи, когда женщина не осуществляет уход за ребенком, но законодательство не предусматривает такие случаи. Если по физиологическим причинам ребенок до 1 года должен находиться с матерью, а сама женщина восстанавливает после родов, то в возрасте от одного года до трех лет уход за ребенком может осуществлять и отец, например, если женщина имеет более высокооплачиваемую работу. Для регулирования этого вопроса, нужно изменить норму, и обязывать мужа платить алименты жене (и бывшей жене, если беременность наступила до расторжения брака) в период беременности и до достижения ребенком одного года. После одного года алименты должны выплачиваться тому родителю, который непосредственно осуществляет уход за ребенком. Изменение этой нормы семейного законодательства поможет избежать несправедливых ситуаций, когда мать ребенка не осуществляет уход за ним, а отец ребенка обязан платить ей алименты.

(Исправить)В совершенствование нуждаются и нормы законодательства, регулирующие правовое положение ребенка. В том числе нужно установить минимальный возраст ребенка в 11 лет, с которого он может быть передан в гостевую семью. После 11 лет ребенок более сознателен, хорошо понимает происходящую ситуацию, и временное нахождение в семье несомненно будет ему на пользу. Ребенок младше 11 лет, часто не понимает, почему после некоторого времени пребывания в семье ему необходимо вернуться в специализированное учреждение для детей-сирот. С другой стороны, статистика показывает, что число семей, которым был передан ребенок для временного проживания, и пожелавших впоследствии оставить ребенка у себя, чрезвычайно высоко. Но так бывает не всегда, и возвращение в специализированное учреждение ребенка до 11 лет, может стать серьезной психологической травмой для него.

Несмотря на некоторые проблемы при реализации семейного законодательства, оно развивается и совершенствуется, имея целью более эффективно решать семейные вопросы.

Заключение.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Принципы семейного права делятся на общеправовые, отраслевые и принципы институтов права. И семейные правоотношения регулируются на основе всех этих принципов. Отраслевые принципы характерны только для семейного права, и каждый из них реализуется во всей совокупности норм, формирующих отрасль семейного права.

Отраслевые принципы закреплены в Семейном Кодексе Российской Федерации, к ним относятся:

1. Признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа.

Каким документом определяется понятие «интересы ребенка»?

В законодательстве нет определения понятия «интересы ребенка». Однако данный термин достаточно часто упоминается в нормативных актах и, прежде всего, в Семейном кодексе РФ.

В частности, в п. 3 ст. 1 СК РФ указано, что регулирование семейных отношений осуществляется в том числе в соответствии с принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. В п. 1 ст. 65 СК РФ установлено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и т.д.

Понятие «интересы детей» часто используется и в международном праве. Так, в п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года (далее — Конвенция) установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 18 Конвенции родители или- в соответствующих случаях — законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Несмотря на то что конкретного перечня интересов ребенка не предусмотрено ни одним нормативным актом, анализ норм, где данное понятие упоминается, позволяет сделать вывод о том, что под интересами ребенка понимается обеспечение всех условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития ребенка.

В том случае, если возникает спор, затрагивающий интересы ребенка, вывод о наличии или отсутствии их нарушения определяется органами опеки и попечительства или судом с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.

Читайте так же:  Любовница подала в суд на установление отцовства

ПРИОРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Анализируя нормы Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), мы видим, что понятие «интересы ребенка» является одним из наиболее употребляемых.

В научной статье Нечаевой А.М. «Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты» отмечено, что данное понятие упоминается применительно к различным правовым ситуациям более 40 раз. Таким образом, «интересы ребенка» пронизывают всю сферу отношений, связанных с правовым положением ребенка в семье[1].

Так, интересы ребенка упоминаются: в рамках перечисления его прав (ч.2 п.2 ст. 54, ч. 1 п.1 ст. 56 СК РФ); в качестве критерия для деятельности органов опеки и попечительства, на которых государство возложило защиту несовершеннолетних (ст. 121 СК РФ); в ходе решения вопроса о целесообразности устройства ребенка в семью, заменяющую родительскую, – под опеку (попечительство), на усыновление в приемную семью (п. 1 ст. 145, п. 1, 3 ст. 124, п. 2 ст. 131 СК РФ); в процессе разрешения судом споров о воспитании (п. 3 ст. 65, ч.1 п. 3 ст. 67, ч.2 п.1 ст. 68, п. 4 ст. 72 СК РФ)[2]; при необходимости заслушать мнение несовершеннолетнего по вопросу, который затрагивает его интересы (ст. 57 СК РФ)[3]; в рамках норм, регулирующих судебный процесс по расторжению брака (п.1 ст. 23, п.2 ст. 24 СК РФ); в ходе рассмотрения вопроса о признании брака несовершеннолетнего недействительным (п. 2 ст. 29 СК РФ); в процессе изменения имени, фамилии несовершеннолетнего (п. 1 ст. 59 СК РФ); в процессе записи усыновителя в качестве родителя (ст. 136 СК РФ); в ходе восстановления родительских прав (п. 4 ст. 72 СК РФ); при определении имущественных долей при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ)[4].

Однако, это далеко неполный перечень прямых ссылок на интересы ребенка в тексте СК РФ. Необходимо понимать, что кроме прямого указания, есть и косвенные отсылки в иных статьях.

Подобное широкое употребление термина «интересы ребенка» связано с тем, что законодатель исходит из принципа приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предусматривает особые меры их охраны и защиты. Отметим, что несмотря на то, что перечень интересов ребенка в семейно-правовой сфере достаточно внушительный, в законодательстве не закреплены прямо их признаки, то есть может сложиться впечатление, что они в принципе не поддаются определению. Но это не так. Для выявления сущности интересов ребенка, целесообразно обратиться к международно-правовым актам, где впервые они получили свое закрепление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, преамбула к Конвенции о правах ребенка 1989 года закрепляет положение, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Следовательно, на государства-участники ложится обязанность по обеспечению максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка.

Нормы международного права повлияли на многие национальные кодексы[5], в том числе на СК РФ 1995 года. К примеру, в п. 3 ст. 1 СК РФ, который закрепляет основные начала семейного законодательства, развитие несовершеннолетних названо объектом защиты его интересов. Это положение находит свое отражение в конкретных статьях СК РФ. Например, ч. 2 ст. 63 СК РФ возлагает на родителей обязанность заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Таким образом, можно сделать вывод, что основу интересов ребенка составляет его развитие.

Несмотря на то, что вопросы обеспечения прав и интересов детей достаточно широко освещены в доктринальной литературе, и попытки определения понятия интересы ребенка были предприняты в большом количестве научных трудов, унифицированный подход к данной правовой категории до сих пор не выработан[6].

Обращает на себя внимание авторская концепция интересов ребенка, представленная О.И. Шолгиной в ее диссертационном исследовании. В соответствии с данной концепцией, под интересами ребенка следует понимать оптимальные и объективно обоснованные условия проживания, содержания и воспитания ребенка, обеспечивающие его физическое, психическое, нравственное и духовное развитие[7].

Обратим внимание на то, что традиционно содержание интересов ребенка раскрывается с точки зрения осуществления родительских прав и обязанностей, а также сквозь призму процессуальных особенностей рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей[8].

Согласно ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей на происхождении детей от родителей, удостоверенном в установленном законом порядке. При этом отметим, что родительское правоотношение возникает между ребенком и каждым из родителей.

[2]

Если родителей как участников родительского правоотношения законодатель наделяет правам и обязанностями, то их несовершеннолетних детей — только правами. При этом большинству прав ребенка корреспондируют обязанности родителей[9].

Родительским правам и обязанностям присущи определенные особенности. Так, родители наделены равными правами и несут одинаковые обязанности в отношении своих детей, не имеет значения, ребенок родился в зарегистрированном браке или нет, признано отцовство в добровольном или судебном порядке. Кроме того, родительские права и обязанности ограничены во времени и прекращаются при достижении ребенком восемнадцати лет или приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет.

Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ при осуществлении прав и обязанностей родителями должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации интерес ребенка законодательно превалирует над родительскими обязанностями, однако при этом ни содержание данного понятия, ни механизмы его реализации, ни взвешенная критика самой ситуации приоритета интересов ребенка не наблюдается. Данная тема безусловно требует дальнейшего научного исследования и дискуссии на страницах научны юридических и других трудов.

11 Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. – 2012. – № 1.– С. 77.

2

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif» style=»float: left; margin: 0 10px 5px 0;»/>Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013. № 2(3). С. 41-45.

3 Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 61-63.

4 Шиловская А.Л. Имущественные права несовершеннолетних // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.2016. С. 72-74.

5 Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 2. С. 16.

6 Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопознания: психологическая теория права Л.И. Петраржицкого. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр-ва. Москва,2004.

7 Шолгина О.И. Интересы ребенка как объект семейно-правового спора: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М.,2011. – С.10.

8 Шиловская А.Л. Проблемы совершенствования института лишения родительских прав В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Ю.С. Руденко, А.В. Семенов.2013. С. 322-328.

9 Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 40-42.

[3]

Список литературы

1. Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопознания: психологическая теория права Л.И. Петраржицкого. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр-ва. Москва, 2004.

Читайте так же:  Права детей ювенальная юстиция

2.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.gif» style=»float: left; margin: 0 10px 5px 0;»/>Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013. № 2(3). С. 41-45.

3. Шиловская А.Л. Имущественные права несовершеннолетних // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 72-74.

4. Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 61-63.

6. Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 40-42.

7. Шиловская А.Л. Проблемы совершенствования института лишения родительских прав В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. 2013. С. 322-328.

8. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 2. С. 16.

Принцип приоритета семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

После первичной социализации ребенок попадает в коллектив дошкольного учреждения, школы или учреждения дополнительного образования, в котором он «уравнивается» с другими детьми. Это одна из причин, по которой законодатель делает акцент на приоритете семейного воспитания, когда ребенок может получать индивидуальный подход, в соответствии со своими личными особенностями. Так же семья помогает ребенку наиболее широко получить социальный опыт, постепенно расширить кругозор, ведь в семье он контактирует с людьми разного пола, возраста и профессий.

В России правовое положение ребенка определяется в ст. 54-60 СК РФ, которые подчеркивают, что ребенок — самостоятельный субъект семейных правоотношений, а не объект, зависимый от родителей. При решении всех важных спорных вопросов, касающихся непосредственно несовершеннолетнего, его жизни и воспитания, его мнение всегда учитывается[85]. Таким образом, государство гарантирует обеспечение реализации прав ребенка, их охрану и защиту. Раздел VI в Семейном кодексе отдельно посвящен вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и регулируют такие формы принятия на воспитание детей как усыновление, опека, попечительство и приемная семья.

Ребенком законодатель признает лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, и наделяет такими правами, как:

— Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 п. 2 СК РФ). При отсутствии родителей или лишении их родительских прав, это право в установленном законом порядке обеспечивают органы опеки и попечительства.

— Право знать своих родителей, если это представляется возможным (ст. 54 п. 2 СК РФ).

— Право ребенка получать родительскую заботу, воспитание, всесторонние развитие, уважение его человеческого достоинства и обеспечение его интересов (ст. 54 п. 2 СК РФ).

— Право на совместное проживание с родителями, если это не противоречит интересам самого ребенка (ст. 54 п. 2 СК РФ).

— Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 п. 1 СК РФ). Это право за ребенка осуществляют родители (лица, их заменяющие), или органы опеки и попечительства, при их отсутствии.

[1]

— Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, либо лиц их заменяющих (ст. 56 п. 2 СК РФ).

— Право на общение с обоими родителями и родственниками, даже в случае их проживания в разных странах (ст. 55 п. 1 СК РФ).

— Право на общение с родителями, в установленном законом порядке, в случае нахождения ребенка в экстремальной ситуации, такой как нахождение в медицинском учреждении, арест, задержание, и другие (ст. 55 п. 2 СК РФ).

— Право ребенка выражать свое мнение по всем семейным вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ).

— Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

— Право получать содержание от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ) [86].

В Семейном кодексе так же определены способы воспитания детей, которые родители выбирают по своему усмотрению.

Ст. 60 СК РФ запрещает родителям при воспитании детей использовать пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство отношение, оскорблять или эксплуатировать детей, наносить какой-либо физический, психологический или нравственный вред[87]. В зависимости от выбранного способа воспитания, и его влияния на ребенка, семьи делят на благополучные и неблагополучные. Неблагополучная семья — определение субъективное и относительное, но без сомнений можно сказать что семья, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, не обеспечивают семью, жестоко обращаются с детьми — является неблагополучной. В этом случае является невозможным осуществление права ребенка жить и воспитываться в семье своих родителей, так как это противоречит интересам самого ребенка, угрожает его физическому и психологическому здоровью. В такой ситуации ребенок имеет право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, которые передают ребенка на воспитание, отдавая предпочтение семейным формам устройства детей, таким как усыновление, опека, попечительство, патронажная семья. Только в случае невозможности ни одного из этих способов устройства, органы опеки и попечительства передают ребенка в специализированные учреждения.

Проанализировав нормы законодательства, определяющие правовое положение ребенка, можно сделать вывод, что семейная форма воспитания детей является приоритетной и исчерпывающей для политики государства, и служащей сокращению числа детей-сирот.

Становление законодательной базы принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Изучая историю Древней Руси можно сделать заключение, что дети в те времена не были самостоятельными субъектами права, и рассматривались только как «дополнение» к родителям, находясь полностью под их властью. Жизнь ребенка принадлежала родителям, которые могли по своему желанию распоряжаться ею, например, продать ребенка, если семья испытывала тяжелое финансовое положение. Такие случаи были не редки, и пресекались законом только в случаях, когда ребенка продавала собственная мать. За какой-либо вред причинный ребенку, будь то физический или психологический, и вовсе никто не нес ответственности.

Историю о правовом положении ребенка можно начать с правления Ярослава Мудрого, который составил наиболее значимый правовой источник Древней Руси «Русскую Правду»[43]. «Русская Правда» содержала первые нормы о правовом положении ребенка, особенно много таких норм закреплялось в последней редакции. В ней не было ни одной статьи, которая запрещала бы родителям применять насилие в отношении ребенка, так же не предусматривалось никаких наказаний за преступление против ребенка. Подробно рассказывается о детях, как о наследниках, наделяя мать правом по своему усмотрению оставлять в наследство имущество любому из своих детей, как сыну, так и дочери. Хотя преимущество в наследственных правах имели сыновья. Вдова была обязана сохранять унаследованное ей имущество до совершеннолетия детей, для последующей его передачи[44].

Читайте так же:  Количество убитых женщин домашнее насилие

Первый случай опекунства над ребенком зафиксирован в 879 году, и упомянут в летописи так: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо детеси вельми», что означает назначение Рюриком опекуна для своего сына[45].

Как уже ранееКрещение Руси изменило модель семейных отношений, и на смену языческим обычаям пришли обычаи церковные, регулируемые византийскими нормами — Номоканоном, который был расширен и дополнен постановлениями, получив название Кормчей книги. Изменилась и «Русская Правда», которая теперь делит детей на законных и незаконнорожденных, последние из которых не имели права на получение наследства[46].

Данный период можно охарактеризовать большой ролью церкви в жизни детей, которая заботилась о сиротах и нуждающихся, давая им обучение ремеслам и грамоте, что помогало им в дальнейшем устройстве. В целом, можно сказать, что отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, на Руси было гуманным, а помощь им считалась благим делом.

«Домострой» устанавливал полную и безграничную власть отца, при абсолютном отсутствие прав у детей. Настоятельно рекомендовалось бить детей, в целях их воспитания: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»[47]. То есть, физическое насилие не только не наказывалось, но и поощрялось, как благо для нравственного воспитания ребенка.

Следующей важным нормативно-правовым актом является Соборное Уложение 1649 года, которое объединяет в себе церковное и светское право. В нем впервые устанавливается наказание за убийство ребенка отцом — это год тюрьмы и церковное покаяние. При обращении родителей к публичным властям, с просьбой наказать своего ребенка кнутом — его наказывали, не разбираясь в причинах, основываясь только на жалобе родителей. Рождение внебрачного ребенка было уголовно наказуемо для обоих родителей, даже в случае последующей регистрации брака. Это влекло большое число случаев, когда родители избавлялись от новорожденных, которые появлялись вне брака, что бы избежать наказания и общественного порицания[48].

Эпоха Петра I стала новым этапом для отношений между родителями и детьми, которые теперь регулировались светским правом. С этого времени родители были обязаны не только воспитывать своих детей, заботясь об их будущем, но и обеспечивать их по своим возможностям. Были внесены большие изменения в наследственное право и опекунство. Впервые государство защищает незаконнорожденных детей, создавая для них госпитали. Указ царя гласил: «Оставшихся без родительской власти подкидышей или рожденных, лиц мужского пола до 7 лет воспитывать, а потом посылать и школы определенные, а лиц женского пола обучать грамоте и другому мастерству». Опекуном можно было стать тремя способами: по законным правилам; по завещанию родителей; по назначению правительства[49].

В период правления Екатерины II произошло еще одно важное изменение в положении незаконнорожденных детей: крестьянский ребенок, оставшийся без попечения родителей, передавался на воспитание родственникам или односельчанам, а не воспитателю, которому он принадлежал как крепостной[50].

В 1785 году законодательно закрепляется разница между опекой и попечительством: опека до 14 лет; попечительство от 14 до 21 года. В это время создавалось много специализированных учреждений, целью которых была помощь детям-сиротам и нуждающимся. В том числе это были воспитательные дома в Москве и Петербурге, воспитанникам которых государство обещало дать образование. В тоже время распространяется практика передачи детей в приемную семью, но только со строгим соблюдением сословия. Усыновление или удочерение является скорее исключением, и в крестьянских семьях практически не встречается, за редкими случаями отсутствия прямых наследников. Правовое положение ребенка по-прежнему характеризуется бесправием, полным подчинением родительской власти, вне зависимости от пола ребенка и возраста[51].

Ситуация улучшается с принятием Свода законов Российской Империи в 1832 году. Так дети от 14 до 17 лет наделялись правом участвовать в установление опекунства, и даже просить о замене опекуна. В своде более подробно описывается процедура усыновления, предоставляя усыновителю возможность передачи своей фамилии, титула и герба[52].

Так же в этом вопросе является важным Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных», который разрешает не только узаконивать незаконнорожденных детей, но и усыновлять их[53].

Признание того, что дети являются равными по правам со взрослыми, и одновременно требуют особого внимания со стороны государства, находит отражение в «Декларации прав ребенка» от 25 сентября 1917 года[54]. На основе этой декларации К.Н. Вентцель написал документ для Учредительного собрания об «Отделение школы от государства и декларация ребенка», состоящий из 18 пунктов. Каждый пункт этого документа говорил о праве детей не подвергаться никакому насилию, в том числе и со стороны родителей, о праве на свободу, на условия необходимые для развития его потенциала и талантов, на образование[55]. Но в условиях Гражданской войны, сложном экономическом положении страны, этот документ оказался практически бесполезным.

Ранее приведенный…испа 16 сентября 1918 года на собрание ВЦИК принимается «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», который законодательно закрепляет то, что родители осуществляют свои родительские права исключительно в интересах ребенка, а в случае невыполнения этих условий, суд может лишить их этих прав. Усыновление по данному кодексу запрещалось, в целях избегания злоупотреблений со стороны усыновителей, и могла быть назначена только опека. Кодекс полностью уравнивает во всех правах законнорожденных детей, и детей, рожденных вне брака. На родителей возлагается обязанность по подготовке детей к общественно-полезной деятельности, их воспитание и содержание[56].

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, если разделить этот принцип на две части: приоритета семейного воспитания детей и заботы об их благосостоянии и развитии, то можно сказать, что первый является для России новым, а второй существовал еще со времен советской власти.

Источники

Литература


  1. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

  2. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
  5. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
Приоритетной защиты прав и интересов детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here