Права ребенка механизм правовой защиты

Права ребёнка и формы его правовой защиты.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
prava_rebyonka_i_formy_ego_pravovoy_zashchity.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Права ребёнка и формы его правовой защиты.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

6) изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

· Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

· предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

[2]

· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

Читайте так же:  Как детдома делают бизнес на усыновлении детей

· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

· расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

· введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

· составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

· распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

· создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

· разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

· контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка содержит сценарий и презентацию (активную игру в форме ток-шоу «Сто к одному»). Вопросы, которые затрагивает игра, касаются содержания Конвенции о праавх ребёнка. Материал подо.

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго.

Разработка урока » Права ребёнка и их защита» с использованием материалов пособия для учащихся Я-Гражданин России Я.В. Соколов (книга 14 п. 3).

Сценарий внеклассного занятия с презентацией к Всероссийскому дню защиты прав ребёнка«Права детей – забота государства» (классный час).

Классный час распространяет правовые знания, способствует повышению правовой культуры школьников.

Права ребёнка – ключевая категория, определяющая качественные показатели положения детей во всём мире.20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций был принят международный документ о прав.

Права ребенка: механизм правовой защиты

Люди обладают правами человека с момента своего рождения. Это полностью относится к несовершеннолетним. Но гарантированы ли дети от дискриминации, недоедания, пороков воспитания, от насилия со стороны родителей — в семье, взрослых — на улице, своих сверстников — в школе? К сожалению, на все эти вопросы приходиться отвечать отрицательно.

Проблема прав ребенка в Российской Федерации на сегодняшний день важна и актуальна.

Несмотря на то, что российское законодательство устанавливает правовую основу защиты прав и свобод несовершеннолетних во всех отраслях права, налицо тот факт, что российское общество сегодня пока не в состоянии оградить подрастающее поколение от пагубного влияния средств массовой информации, обеспечить полноценную социальную защиту детям в сфере образования, здравоохранения, предоставить возможность всесторонней реализации семейных прав ребенка, осуществить надлежащую уголовно-правовую и гражданско-правовую защиту детей.

В соответствии с данными статистики после социально- экономических преобразований конца 80-х начала 90-х годов резко возросла детская преступность, детский алкоголизм, многократно участились случаи детской токсикомании и наркомании. Опять появились беспризорность и бродяжничество, участилось бегство детей из их семей и других детских учреждений, возросло социальное сиротство. В демократической России, вставшей на путь правового государства, почти легально распространяются записи детского порно, детей, практически в буквальном смысле слова, покупают и продают.

Читайте так же:  Заявление на алименты с рождения ребенка

По сравнению с прошлыми годами увеличилась смертность детей в возрасте от одного до четырнадцати лет и подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет. Сохраняются неблагоприятные тенденции заболеваемости детей и подростков туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, а также иными венерическими заболеваниями. В Российской Федерации за последнее десятилетие резко сократилась рождаемость, с каждым годом все меньше и меньше детей идет в сады и школы.

В этих условиях настораживает отсутствие четкой государственной социальной политики в области прав ребенка, пугает тот факт, что государство до сих пор так и не разработало в полном объеме комплекс мер способных обеспечить полноправное, благополучное, полноценное развитие детей.

Несмотря на глобальность проблемы прав ребенка для современного российского общества, данная проблема подробно не исследуется и во многом остается не разработанной. Лишь немногие авторы касаются этой темы в своих работах, освещение проблем прав ребенка в средствах массовой информации, крайне немногочисленно.

В связи с тем, что часть 4 ст.15 Конституции РФ гласит о том, что общепризнанные причины и нормы международного права являются составной частью правовой системы страны, рассмотрим сначала юридический механизм международно-правовой защиты прав ребенка.

§2. Механизм защиты прав ребенка в России

Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей.

В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.

Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма защиты прав ребёнка

Рубрика: 20. Международное право

Статья просмотрена: 6543 раза

Библиографическое описание:

Розгон, О. В. Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма защиты прав ребёнка / О. В. Розгон. — Текст : непосредственный, электронный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/526/ (дата обращения: 18.04.2020).

Видео (кликните для воспроизведения).

Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, европейское право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же мере, что и взрослых. Разница заключается только в том, что ребёнок нуждается в большей защите и опеке.

Семья ― это естественная среда ребёнка, и влияние родителей на ее воспитание и жизнь является доминирующим. В семье берут начало мировоззрение, морально-эстетические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентиры, то есть все те качества, которые впоследствии будут составлять ее сущность как человека. На формирование личности детей влияет характер отношений между родителями и всеми членами семьи, обращение родителей-воспитателей к труду, их участие в общественной жизни, их интересы, ценностные ориентиры, которые аккумулируют в себе запросы общества и готовят ребёнка к жизни в нём.

На сегодня воспитание детей ― это не только духовное развитие и моральная поддержка, но и материальное обеспечение, которое не каждая семья способна в полной мере обеспечить.

Семья является средой для физического, духовного, интеллектуального, культурного, социального развития ребёнка, его материального обеспечения и несет ответственность за создание надлежащих для этого условий. Права ребёнка на проживание в семье, родительскую заботу, общение с родителями признаны мировым сообществом как основополагающие. Невыполнение родителями своих обязанностей приводит к нарушению других, не менее важных прав ребёнка: права на здоровое развитие, на уважение к собственной чести и достоинству, даже права на жизнь. Ребёнок должен иметь чётко определённые права, которые должны защищаться государством.

Анализируя состояние развития правового регулирования, началом правовой деятельности в отрасли защиты прав ребёнка можно считать создание Международного союза защиты детей в 1923 г. Союз разработал и утвердил первый международный акт — Декларацию прав ребёнка. Эта декларация вошла в историю как Женевская декларация, которая включала пять основных принципов и сыграла важную роль в создании атмосферы борьбы за права ребёнка.

Декларация впервые в то время, когда было сплошным использование детского труда в форме эксплуатации детей на производстве без учета их физического состояния, поставила вопрос о запрещении принудительного детского труда. К тому же сама Декларация впервые затронула вопрос об обязательстве государств установления обязательного образования для детей как будущего развития человечества.

[1]

В последнее время Украина все больше уделяет внимания приведению законодательства относительно защиты прав детей в соответствие с европейскими стандартами.

Отдельным положением, которое касается защиты прав ребёнка, стал после принятия Заключительного акта в 1975 г. вопрос относительно кодификации данного международно-правового направления. Основным документом стала, без сомнения, Конвенция о правах ребёнка 1989 г. В дальнейшем, развивая её положения, был принят ряд резолюций и рекомендаций на рабочих встречах представителей разных стран. В частности, заслуживают на внимание Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 29–30 сентября 1990 г.), результатом которой стал созданный Комитет ООН о правах ребёнка (CRC); Всемирный конгресс против сексуальной эксплуатации детей (Стокгольм, 1996), где представители более 70 государств приняли документ, что включает Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, и соответствующий план действий; Берлинская конференция «Дети в Европе и Центральной Азии» (Берлин, 16–17 мая 2001 г.); Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей (Нью-Йорк, 8–10 мая 2002 г.).

Читайте так же:  Выплаты на третьего ребенка в осетии

В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребёнка», одобренной на 44-й сессии Ассамблеи ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 г.) и ратифицированной Постановлением Верховной Радой Украины от 27 февраля 1991 г. № 789-ХІІ, государства-участники должны уважать и обеспечивать все права, предусмотренные этой Конвенцией, относительно каждого ребёнка, который находится в пределах их юрисдикции.

Россия также является участницей Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г. и нормы, закрепленные в ней, включены в правовую систему РФ.

Вопросы относительно правового статуса и защиты ребёнка регулируются разными документами, которые базируются на общих положениях Конвенции о правах ребёнка от
20. 11. 1989 г.

Защита ребёнка является главным заданием социального государства, в котором наивысшей ценностью определяется человек.

Как отмечено в Преамбуле Конвенции о правах ребёнка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития при любых обстоятельствах, ребёнок в результате его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Ребёнок ― это физическое лицо до достижения ним 18-летнего возраста (ст. 1 Конвенции о правах ребёнка). Ребёнок, который не может жить в своей семье (временно или постоянно) имеет право на особенную защиту. Государство должно обеспечить ребёнку надлежащий надзор в соответствии со своими национальными законами: усыновление, передачу на воспитание в приёмную семью или в соответствующие учреждения по уходу за детьми.

Международные обязательства Украины ― это свидетельство того, что Украина гарантирует свободу и достоинство своих детей, создает условия их всестороннего развития. Страны, которые подписали эту Конвенцию, провозгласили себя гарантами защиты прав всех представителей человечества, определили условия защиты несовершеннолетних, исходя из права на семью, которая является основой общества и естественной средой для развития. Приоритетным было определено право на благополучие и гармоничное развитие личности детей, что позволит им научиться жить в мирном обществе, достоинства, толерантности, свободы, равноправия и солидарности.

Конвенцией закреплены такие права, как право ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая право на сохранение семейных связей, право ребёнка на воспитание, включая право на учебу, на достаточный жизненный уровень (ст. 8 Закона Украины «Об охране детства»), на свободное высказывание мысли, на получение информации, а также право на защиту от всех форм насилия, в том числе от насилия в семье. Впрочем существует грустная статистика относительно того, что многие дети не имеют возможности использовать эти права, проживание в семье нередко составляет угрозу нормальному интеллектуальному и физическому развитию, здоровью и даже жизни детей.

Анализ традиционных «публичных» семейных конвенций показывает, что в них наряду с международными стандартами, относящимися к публично-правовым предписаниям, содержатся нормы, регулирующие гражданские правоотношения. Например, в Конвенции о правах ребёнка 1989 г. имеются нормы, относящиеся к личным неимущественным отношениям: положения, закрепляющие право ребёнка на имя с момента его рождения, неимущественное право знать своих родителей, нормы, посвященные иностранному усыновлению.

Ратификация и обнародование Конвенции ООН о правах ребёнка привела к быстрому повышению количества влиятельных негосударственных организаций, которые отстаивали права детей. Во многих европейских государствах даже создавались союзы таких НГО. Роль НГО не уменьшилась, хотя несколько изменилась после утверждения парламентом независимого представительства относительно защиты прав детей.

Принятая в 1989 г. Конвенция ООН о правах ребёнка символизирует общемировое задание улучшить положение всех детей. На мировом саммите по защите прав детей в 1990 г. группа мировых лидеров заявила: «Благосостояние детей требует политической воли на наивысшем уровне, и мы намереваемся проявить эту волю. Мы торжественно присягаем уделять первоочередное внимание обеспечению прав детей». Конвенция определяет «государств-участников», которые должны регулярно отчитываться Комитету по защите прав ребёнка. В его состав входят 10 экспертов, избранных государствами-участниками, в задания которых входит мониторинг за реализацией Конвенции. Комитет по защите прав ребёнка поощряет правительства государств-участников к созданию специальных механизмов и структур для решения вопросов детей, определяя это как общие показатели реализации Конвенции. Комитет уделяет особенное внимание созданию независимых представительств по защите прав детей. Понятно, что каждое государство-участник определяет свои цели и задания для независимых представительств по защите прав детей. Они отличаются в зависимости от разницы в статусе детей и наличия разных государственных и негосударственных органов и институтов, которые влияют на «детские» вопросы внутри государства [1, с. 14].

Следовательно, международное законодательство в отрасли охраны прав ребёнка является продолжением и развитием юридических норм и положений, отмеченных в основных документах, принятых международным сообществом за последние 55 лет. Вместе с тем, следует отметить, что развитие международно-правовых норм в сфере охраны прав ребёнка за последние годы стало самостоятельным направлением международного правового процесса.
Литература:

    Пшенична Н. Досвід утворення та функціонування інституту уповноваженого із захисту прав дітей (омбудсмен) в Європі // Вісник представництва EVERYCHILD в Україні. ― Вип. 2. ― 2003. ― С. 13–14.

    Права ребенка механизм правовой защиты

    Согласно Закону о защите прав детей обязанностью каждого жителя является охранять безопасность своих и других детей, не позднее, чем в тот же день сообщать полиции, сиротскому суду или другому органу защиты прав ребенка о любом насилии над ребенком, о нарушении его прав или другой угрозе, а также, если лицо подозревает, что у ребенка есть предметы, вещества или материалы, способные угрожать жизни или здоровью самого ребенка или других лиц.

    Присоединением и ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка Латвийское государство обязалось обеспечить не только все права ребенка, установленные конвенцией, но и создать эффективные национальные механизмы защиты прав (административные, судебные и др.), использованием которых обеспечивается защита прав детей.

    Согласно конвенции, а также Закону о защите прав детей, первые лица, которые обеспечивают защиту ребенка и его прав, это – родители или опекуны ребенка. Это – лица, которые прямо или косвенно соприкасаются с ребенком в повседневной жизни, и которых ребенок обычно слушается и воспринимает как пример. Эти лица – главные, которым важны интересы, развитие и благополучие ребенка, и которые обязаны вовлекаться в осуществление механизма защиты прав детей.

    Выбор наиболее подходящих механизмов защиты прав, защиты нарушенных прав ребенка, зависит от характера и существа нарушения прав, а также от того, кто и насколько ограничил соответствующие права. Латвийские нормативные акты предусматривают, что права и интересы ребенка в отношениях с родителями и опекунами защищает сиротский суд. В случае совершения преступления, при котором подвергается угрозе жизнь, здоровье ребенка, устранение нарушения прав ребенка осуществляет полиция, прокуратура, суд. В свою очередь, за обеспечение прав ребенку на социальное обеспечение несет ответственность учреждения государства и самоуправления, например, социальные службы самоуправлений. В государстве защиту прав ребенка согласно своей компетенции обеспечивают учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, все органы государства и самоуправления, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи детям.

    Читайте так же:  Обязательно менять права после смены фамилии

    Если права ребенка нарушены решением, принятым государственным или муниципальным учреждением, родители ребенка или лица, их заменяющие – опекуны вправе оспорить или обжаловать решение в вышестоящем учреждении. Существенно, что каждое государственное или муниципальное учреждение, принимая решение, затрагивающее права и интересы ребенка, должно его мотивировать. В решении должны быть указаны также применимые нормы законов, а также пояснение, почему именно эти нормы и в этом случае используются. В соответствующем решении должна быть информация и о том, где и в какой срок можно оспорить или обжаловать это решение.

    О том, какой механизм защиты прав используется, и состоялось ли нарушение прав ребенка в соответствующей ситуации, лицо вправе проконсультироваться, также обратившись в Бюро омбудсмена.

    Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей

    Рубрика: 20. Международное право

    Дата публикации: 03.11.2015

    Статья просмотрена: 1239 раз

    Библиографическое описание:

    Логачева, Н. Д. Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей / Н. Д. Логачева, К. А. Тюренкова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 252-256. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9069/ (дата обращения: 18.04.2020).

    Научная статья посвящена анализу становления международного механизма защиты прав ребенка. Права детей оказываются под большей угрозой, чем права взрослых людей, прежде всего потому, что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права. Речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и являетсямеханизмом защиты прав ребенка.

    Ключевые слова: права детей, механизм защиты прав детей, ООН.

    В современном мире проблема защиты прав и свобод человека занимает центральное место в системе международных отношений. Во многих международных договорах государства декларируют, что уважение прав и свобод человека — это главный фактор мира, справедливости и благополучия, необходимый для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами как субъектами международного права. Права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными.

    Права детей являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. При этом, хотя ребёнок и обладает теми же правами, что и взрослый, но вследствие своего неполного физического и умственного развития, он должен быть обеспечен особыми правами.

    Поэтому вопросы защиты прав детей являются ключевой категорией, определяющей их положение в мире. Однако до недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне государств, местных сообществ, семьи.

    В данной статье предпринята попытка выделить основные этапы становления и развития международного правового механизма защиты прав детей.

    Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения [7, с.67].

    Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло в 1792 г. во Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка» [8, c. 14].

    Становление института защиты прав детей на международном уровне многие авторы связывают с деятельностью Лиги Наций и образованием под ее эгидой в 1919 году Комитета детского благополучия. Основной целью создания данного органа являлись разработка и реализация мер, направленных на борьбу с детской беспризорностью, рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Первым документом, создающим правовую основу защиты прав детей, стала Женевская Декларация 1924 года [3, с.321].

    Декларация прав ребенка (Женевская декларация) была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла из пяти принципов. Несмотря на формулировку названия, в Женевской конвенции не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того, что должно быть сделано для детей. В качестве принципов были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

    Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

    Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.

    Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946г., после распада Лиги Наций. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь. П. 5 ст. 25 Декларации посвящен праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Таким образом, в Декларации был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.

    Примечательно, что Всеобщая декларация прав человека является первым международным документом, который не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1) [8, c.84–85].

    В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, для защиты отдельных категорий прав индивидов — детей, были приняты несколько важных документов, в частности, Декларация прав ребенка 1959 г. При всей своей краткости эта Декларация зафиксировала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем в этом документе не только конкретизируются права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделяются в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [4, c.76].

    Читайте так же:  Лишение родительских прав на какой срок

    Вэтой Декларации вновь фиксируется положение о «специальной oxране и заботе» по отношению к ребенку, и провозглашаются принципы защиты прав детей: равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования; первоочередность при получении защиты и помощи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

    Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г. перечисляются все фундаментальные права ребенка, области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле.

    Принятые в 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Все эти документы затрагивают в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи [6, c.16].

    Пакт о гражданских и политических правах закрепляет норму о праве семьи на защиту со стороны общества и государства, в частности, ст. 24 Пакта специально регулирует правовое положение малолетних детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении со стороны его семьи, общества и государства. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах не только повторяются ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же закреплены мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

    Однако эти документы не имели конкретизирующего значения в части регламентации прав и законных интересов ребенка. Большая их часть продолжала или повторяла положения Женевской декларации 1924г.

    Международное сообщество признало необходимость принятия единого международного документа, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Поэтому в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Работа над Конвенцией продолжалась 10 лет, и 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан.

    В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Идеи Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем, поэтому в литературе она получила название «Великой хартией вольностей для детей», а иногда и «Мировой Конституцией прав ребенка».

    Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями [9, c.47–48].

    Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

    Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

    Дети являются самым ценным капиталом каждого общества, а неразрывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важное значение для любого общества. До начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция стала кодифицированным актом по правам ребенка. Сегодня Конвенция представляет собой фундаментальный международным юридическим документ, утверждающий новую концепцию, признающую, что ребенок является человеческим существом, представляющим собой самостоятельный субъект права; ребенок не является собственностью своих родителей; ребенок является личностью, обладающей всем комплексом прав, установленных законодательством

    1. Агушева Г. Г., Баданин Д. Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект // Ювенальное право. Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10–15.
    2. Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. София, 1979. — 216 с.
    3. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Чудаков М. Ф. Минск: Новое Знание, 2001–572 с.
    4. Долинская Л. М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах // Цивилист № 4. 2008. С.75–77.
    5. Ильина О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. — М.: Городец, 2006. — 192 с.
    6. Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3. С.16–19.
    7. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. Москва: Норма, 2011. — 288 с.
    8. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С.83–102.
    9. Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка // Российский юридический журнал № 1. 2000. С.47–48.

    Источники

    Литература


    1. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

    2. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

    3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
    4. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
    5. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
    Права ребенка механизм правовой защиты
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here