Права ребенка и формы их правовой защиты

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

Семинар №1.

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

План.

Общая характеристика категории «права ребенка».

Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка («Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990)).

Основные российские документы о правах детей. Характеристика.

4. Несовершеннолетний в системе отечественного законодательства:

Понятие правоспособности и дееспособности

Этапы дееспособности

Особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних.

Общая характеристика категории «права ребенка»

Говоря о правах ребенка, следует принять во внимание несколь­ко основных положений[1]:

Права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.

Права ребенка не следует отождествлять с его элементарны­ми потребностями.

О правах ребенка, так же как и о правах человека, следует говорить с точки зрения отношения «власть — личность». Если ребенок имеет право, значит государство обязано обеспечить ему возможность этим правом воспользоваться.

Права ребенка так же как и права человека, подлежат огра­ничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в це­лях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Если ребенок/человек имеет определенное право, значит дол­жны существовать процедуры его исполнения (востребования). На­личие права означает возможность предъявления претензий/обжа­лования, иначе право остается пустой декларацией.

Дети подлежат власти родителей, и именно родители, в пер­вую очередь принимают решение об их воспитании и формирова­нии у них мировоззрения. У родителей могут быть самые разнооб­разные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это, разве что родители не выполняют своих обязанностей по отношении к ребенку или зло­употребляют своей властью над ним.

Родители являются законными опекунами ребенка и его представителями в государственных органах, а также в случае нару­шения его прав.

Права ребенка, так же как и права человека, признаются за каждым и не зависят от исполнения им обязанностей.

Нельзя лишить прав, равно как нельзя приостановить их дей­ствие. Если ребенок не выполняет своих обязанностей, его можно наказать, например, лишив поощрения или привилегий, но нельзя лишать ребенка прав.

Права ребенка не вытекают из каких-либо воспитательных концепций или теорий.

Итак, права ребенка — это, в общем смысле, права человека, с той лишь разницей, что некоторыми правами дети начинают пользоваться по мере созревания и осознания своего положения. Не обла­дая способностью совершать правовые действия, дети не могут сами добиваться осуществления своих прав. От их имени действуют ро­дители или законные опекуны.

Таким образом, ребенок с момента рождения имеет необходимые права, признанные мировым сообществом и российским правом.

Понятие правоспособности

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность).

В содержание правоспособности входят:

— право иметь имущество на праве собственности;

— право наследовать и завещать имущество;

— право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

— создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими субъектами;

— совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

— избирать место жительства;

— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

То есть правоспособность позволяет человеку быть владельцем, к примеру, квартиры, перешедшей к человеку по наследству, хотя ему всего лишь, предположим, три года, и он еще даже не умеет говорить как следует. Тут важно обратить внимание, что лицо до 18-летнего возраста способно иметь имущество, но никак не способно этим имуществом распоряжаться – продать его, сдать в аренду или что-то другое. Возможность не просто иметь права, но и использовать их появляется у человека только вместе с обретением им дееспособности.

Понятие дееспособности

Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Этапы дееспособности

Законом предусматриваются определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности.

1. До достижения 6 лет ребенок не может совершать никаких юридически значимых действий и поэтому он считается недееспособным в силу совершенной незрелости психики.

Полная дееспособность.

Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-ти летнего возраста.

Обычно дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия (человеку исполняется 18 лет), но в отдельных случаях можно приобрести полную дееспособность раньше.

Что это за случаи?

Первый— вступление в брак до достижения восемнадцати лет. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. А при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.

Второй – работа по трудовому договору, дающая право получить дееспособность через органы опеки или в суде.

Процесс обретения этого вида дееспособности называется эмансипацией.

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Дееспособность бывает разного объема:

  1. Полная дееспособность (наступает в изложенных выше случаях).
  2. Частичная дееспособность (граждане от 14 до 18 лет).
  3. Ограниченная дееспособность (у людей, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками; ограничивается их возможность совершать сделки).
  4. Отсутствие дееспособности или недееспособность (малолетние дети до 14 лет, а также взрослые люди с серьезными психическими заболеваниями).
Читайте так же:  Как выгодно подать на алименты

Семинар №1.

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

План.

[3]

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Права ребенка и формы его правовой защиты.
консультация (старшая группа) на тему

данный материал предназначен для ознакомления прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
права ребенка 28 КБ

Предварительный просмотр:

Права ребенка и формы его правовой защиты.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ребенок – это лицо не достигшее возраста 18 лет.

Как родители, так и государственные органы обязаны соблюдать и защищать предусмотренные Конституцией Российской Федерации законные интересы и права ребенка. Закон о защите прав ребенка включает в себя правовую систему и разработанные юридические формы защиты прав детей по которым;

Ребенок имеет право:

— на охрану здоровья ( бесплатная медицинская помощь, профилактика и диагностика заболеваний, лечебно-оздоровительная работа, диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение и т.д.);

— на охрану труда ( гарантированное вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск — при приеме на работу детей младше 15 лет; льготы при совмещении работы с обучением, ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест при трудоустройстве и т.п. — для работников моложе 18 лет);

— на отдых и оздоровление ;

— право жить и воспитываться в семье ( предпочтение семейного воспитания — передача на усыновление, в семью опекуна/попечителя, в приемную семью, — воспитанию в детском учреждении);

— право знать своих родителей (если они известны);

— право на получение заботы со стороны родителей ( обеспечение питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.);

— право на совместное проживание со своими родителями (в том числе, если они проживают на территории другого государства);

— право ребенка на общение с обоими родителями , в том числе и с родителем, проживающим отдельно, и другими родственниками (независимо от расторжения брака или признания его недействительным);

— право свободно выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (например при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п.), а также в ходе любого касающегося его судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка старше 10 лет обязателен. Это предполагает, что лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать его пожеланиям;

— право самостоятельно защищать свои права ( обращаться с просьбой о защите своих прав в орган опеки и попечительства, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону, а также к прокурору);

— право самостоятельно обращаться в суд и быть участником гражданского процесса ( для детей старше 14 лет). Ребенок не может обращаться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав, кроме случая отмены усыновления по его просьбе (после достижения им 14 лет).

— на защиту от информации , наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (запрет пропаганды национальной, расовой, социальной и религиозной нетерпимости и неравенства, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, ограничение распространения не рекомендуемой детям до 18 лет печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, а также социальная, психологическая, педагогическая, санитарная экспертиза настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей).

Права ребенка. Основные документы

галина новикова
Права ребенка. Основные документы

Основные документы:

-Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

-Семейный Кодекс РФ (1996).

-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

-Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правамии свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на всестороннее развитие;

— на уважение человеческого достоинства;

Читайте так же:  Как отменить решение суда о разводе

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Акция «Права ребенка» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33 «Звёздочка» села Александровского АКЦИЯ «Права Ребенка».

Досуг «Права ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» КОНСПЕКТ ДОСУГА «ПРАВА РЕБЕНКА».

Консультация для родителей «Права ребенка» Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены Основные положения В соответствии с международными.

«Права ребенка». Консультация для родителей Права и обязанности родителей Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Важнейшим среди родительских прав и.

Консультация «Защитим права ребенка» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также.

Педагогический совет «Права ребенка» 1. Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. Право на детство есть у любого ребенка с рождения, но период.

Права ребенка в семье «Права ребёнка в семье» Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Дошкольное детство.

Права ребенка в сказках Существует несколько документов, закрепляющих права человека. Как мы видим из схемы, наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются.

Российские документы о правах ребенка Российские документы о правах ребенка. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией.

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Читайте так же:  Внебрачный ребенок макгрегора

Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Видео (кликните для воспроизведения).

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Утверждена на заседании кафедры

(протокол №__ , «_______ » 2010 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность — 050706.65 Педагогика и психология

Разработана на основании

ГОС ВПО (2000г. с изменениями 2005 г.)

Конькина Е.В. к.п.н., доцент

кафедры общей педагогики

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины — формирование у студентов в процессе изучения законодательной и нормативной базы функционирования системы образования РФ правовых знаний и умений, необходимых для работы в образовательном пространстве,

Задачи курса:

— раскрыть роль правовых знаний в современной системе российского образования;

— изучить основы законодательства, регулирующие отношения в сфере образования;

— раскрыть основные принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление о:

[2]

— об отраслях права;

— правовой культуре, как важной составляющей профессионального мастерства;

— государственной политике в области образования.

Студент должен знать:

— основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования;

— основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования Особенности управления образовательными учреждениями;

— полномочия, права и обязанности субъектов образовательного процесса;

— формы государственного контроля за качеством образовательного процесса.

Студент должен уметь:

— применять в своей профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие отношения в системе образования;

— оказывать необходимую помощь коллегам и обучающимся по правовым вопросам;

— грамотно оценивать управленческие решения и адекватно реагировать на них.

Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах)

Виды учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия (всего)
Лекции
Практические занятия (семи­нары)
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Курсовые работы (рефераты)
Вид итогового контроля (за­чет, экзамен) Зачет
Зачетные единицы

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование тем Лекции Семинары, практикумы
1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования 2 ч.
2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ 2 ч. 2 ч.
3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности 2 ч.
4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений 2 ч. 2 ч.
5.Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного пространства 2 ч. 2 ч.
6.Основные правовые акты международного образовательного законодательства. 2 ч. 2 ч.
7. Платная образовательная и коммерческая деятельность образовательных учреждений 2 ч. 2 ч.
8.Договорные отношения в системе образования 2 ч.
9. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. 2 ч.
Итого: 22 ч. 14 ч.

Содержание разделов дисциплины

Тематика лекций

Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования[

Понятие образования. Основные структурные элементы системы образования. Система образования в Российской Федерации. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.

Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ «Об образовании» и Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой.

Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.

Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.

Создание образовательного Кодекса Российской Федерации.

Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Права ребенка и их защита

Ирина Зырянова — Серебрякова
Права ребенка и их защита

Что же это такое? Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в документах. История этого вопроса уходит далеко в прошлое. Еще в 10веке был зафиксирован первый документ «Русская правда», 99 статей которого посвящалось детям сиротам. В настоящее время существует множество документов, касающихся прав детей, самые распространенные из них вы можете увидеть в буклете.

Помимо документов РФ также существуют и международные, например Конвенция о правах ребенка — это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребенка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух.Главная идея Конвенции: «Ребенок не только объект права, требующий защиты, но и субъект права, которому предоставлен спектр прав человека».

Читайте так же:  Материнский капитал за границей

Конвенция прав ребенка имеет 54 статьи и делится на 4 группы прав:

А) Право на воспитание.

Основные статьи: право на имя, гражданство, отдых, досуг, игры, на воспитание в семье или приемную семью, право на свободу мысли, совести, религии.

Б) Право на защиту.

Основные статьи: право на защиту от всех форм дискриминации, защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от психического и физического насилия (что относится к жестокому обращению видно из предоставленной консультации, защиту от похищения и торговли, от грубого обращения, от экономической и сексуальной эксплуатации.

В) Право на развитие.

Основные статьи: право на жизнь, на социальное обеспечение, на образование, на уровень жизни, необходимый для развития.

Г) Право на активное участие в жизни общества.

Основные статьи: право получать и передавать информацию, право быть заслушанным в ходе судебных разбирательств.

Защита прав ребенка и его достоинства – важное направление работы с семьей. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

• информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

[1]

• работа по коррекции детско-родительских отношений.

Помимо работы с родителями обязательно должно присутствовать правовое просвещение среди детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Формы работы здесь могут быть разнообразными, это и беседы, и обучающие ситуации, и инсценировки, просмотр мультфильмов, чтение специализированной литературы и другие.

Право на счастье составляет самое

неотъемлемое право человека.

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Современные дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие.

Права ребенка и формы его правовой защиты. Соотношение российского и зарубежного законодательства

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество подчеркнуло, что действие прав человека распространяется на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка.

В 1945 г., вскоре после своего создания, ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. В 1946 г. ООН учреждает Детский Фонд ЮНИСЕФ, в котором видит механизм международной помощи детям.

Проблемы защиты прав ребенка отражены в принятых ООН в 1966г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной посыл ее 10 социальных и правовых принципов: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государств, принявших ее.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция — документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отно­шения.

Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок-

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически — об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

— о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;

Читайте так же:  Свидетельство о рождении ребенка иностранным гражданам

— о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;

— о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;

— о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;

— о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Основные нарушения прав ребенка в школе

1. Игнорирование прав и свобод ребенка. Проявления:

— неприятие детства как особой субкультуры наряду с взрослой культурой;

— пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);

— представление о ребенке как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;

— пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);

— государственная типовая школа остается основным местом образования;

— не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);

— распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство:

— психологическое, психическое насилие;

— система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;

— выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;

— отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 пет;

— перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

Насилие — любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

Выделяются два вида насилия над детьми — физическое и психическое.

Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом, Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

— угрозы в адрес ребенка:

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка:

— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

— ложь и невыполнение взрослым обещаний (обязательств);

— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка, — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, Жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка. Проявления:

— расписание не соответствует нормам валеологии;

— сверхнормативное увеличение учебного плана;

— проведение более двух контрольных, проверочных работ в день;

— большие объемы домашних заданий;

— у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением. Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях. Поскольку речь идет о школе, особое место занимают проблемы реализации права на образование.

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

— на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

— на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

— на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

— на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

— на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

— на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

— на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

— на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

— на продолжение образования в образовательном учреждении после получения образования в семье при условии положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих, на любом этапе обучения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Источники

Литература


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  5. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Права ребенка и формы их правовой защиты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here