Права детей ювенальная юстиция

Дети: приказано уничтожить,
или Ювенальная юстиция в действии.
Защита прав ребенка на Западе как способ разрушения семьи и общества

Фото: Стефани Кляйн / Flickr.com

Я ходила с двумя детьми в открытый детский садик – платное учреждение, где мамы смотрят за своим ребёнком сами. Администрация детсада заявила на меня в Barnevern, что я «в депрессии», а мой старший Андреас не всегда смотрит в глаза взрослым, когда с ним разговаривают. В Норвегии принято часто улыбаться, показывая свой позитивный настрой и благополучие (даже если этого нет), таков их менталитет. Я пояснила, что дело в различии в культуре поведении, и депрессия здесь ни при чем. Нелегко было избавиться от Barnevern. Они ходили к нам домой и в детский садик, наблюдать за моим сыном. Они решили за нас, что Герман (младший) пойдёт в садик с одного года, и ещё пытались заставить нас принять назойливые и наглые «советы» Veiledning. Говорили, что Андреас (в 2,5 года!) отстаёт в языке, стесняется взрослых и чтобы привлечь внимание детей постарше забирает у них игрушки. Поэтому администрация детского садика и Barnevern решили, что он должен быть под их присмотром.

Мы с мужем наняли адвоката. Он объяснил нам, что мы должны добиваться освобождения из-под «опеки» социалистов. Наша участковая медсестра сказала только хорошее о нашей семье и показала, что развитие Андреаса для ребёнка его возраста вполне удовлетворительно. Она предложила, что сама походит к нам 6-8 раз с «советами», и мы с мужем решили, что уж лучше медсестра, чем надзиратели Barnevern. Но и после этого нас продолжали запугивать и говорили, что подадут жалобу в областную администрацию. Это дело длилось почти 6 месяцев. Я пережила очень тяжёлое время, в постоянном страхе, что детей могут забрать…

Barnevern – это своего рода общество «защиты» детей. Оно забирает детей в бедных семьях, у матерей-одиночек. Их не волнует, что лишение маленького ребёнка родителей всегда является для него большим шоком, что это разрушает детскую психику.

Граждане Норвегии имеют очень большие выгоды от гражданства и хорошо защищены экономически. Например, после развода государство оплачивает обучение женщины; оплачивает услуги адвоката бедной семье; инвалиды получают хорошее пособие и т.д. Казалось бы, с правами человека здесь все в порядке. Однако они грубо нарушаются, причем начиная с детства. Так, в Норвегии детей с детства учат жаловаться друг на друга в различные инстанции. Сидят, например, на уроке два норвежских мальчика, лучших друга, и первый списывает у второго. Второй подходит к учителю и говорит, что его друг списывает, а на перемене мальчики, как ни в чём не бывало, идут вместе пить кофе.

В Норвегии так называемые социалисты пытаются воплотить в жизнь идею о том, что все должны одинаковыми. Все дети должны ходить в детский садик с года, дети должны быть хорошо адаптированы к социальной среде, хорошо воспитаны. Если ребенок отличается от других, выделяется из общей массы (даже если стеснительный, или непоседливый), принимается за работу Barnevern. Эти социалисты уверяют, что умеют формировать детей. Это их логика: легче формировать маленького ребёнка, чем подростка, который уже испорчен.

Причины для подачи жалобы в эту организацию могут быть различными. Например, если родители «заставляют» ребёнка убирать в комнате и выносить мусор, это называется принудительным использованием детского труда.

Эта организация имеет весьма широкие полномочия. Основанием для того, чтобы забрать ребёнка от родителей, может быть мнение одного человека – классного руководителя, врача, медсестры, заведующей детсадом, работника самого Вarnevern, если вы им не понравились, просто даже случайного человека, недоброжелателя… Они говорят о соблюдении прав человека и заботе о детях. Но они не понимают или не хотят понимать, что если ребёнка забрали от родителей, травма детской психике уже нанесена, и это уже никакими средствами не вылечишь…

Обычно Barnevern вызывает родителей на встречу письменно. Они должны бросить всё и немедленно явиться, иначе их забирает полиция, где бы они ни находились. Затем в Barnevern заводится конкретное дело. Начинается сбор информации, звонки в различные инстанции. Сотрудники Barnevern ходят наблюдать за детьми в школу, детский садик, опрашиваются врачи, учителя, работники детского садика, медсестры по контролю за детьми (которые определяют детское питание, контролируют рост, вес ребенка и т.д.). Ходят также на дом и надзирают за тем, как родители воспитывают детей. Причем приходят без звонка, без предупреждения; могут неожиданно постучать в дверь, а если не пустите – значит, оказываете сопротивление властям, а это повод для того, что забрать у вас детей.

Еще Barnevern заставляет родителей принимать программу Veiledning – это «давание советов» по воспитанию детей. В таком случае они ходят домой раз в неделю и ставят воспитание ваших детей под полный и неограниченный контроль; заявляются в детский садик, школу, всюду, куда ходит ребёнок. Это может продолжаться годами.

У многих матерей в Норвегии есть двое, трое, четверо детей. Если кто-то из соседей доносит в Barnevern на мать-одиночку, которая лишь выглядит уставшей, к ней в дом приходят и делают произвольные выводы о том, что дети ее не слушают, она не справляется. Сначала забирают у неё детей на одни выходные в месяц, а со временем могут и вообще забрать и отдать в приёмные семьи. Если родители вдруг ссорятся, то это тоже одна из причин, чтобы забрать детей.

Одна дама невзлюбила в детском садике мою знакомую и донесла в Barnevern, что её сын якобы плохо воспитан. А они работают с детьми, как со взрослыми, оценивая их достоинства и недостатки. Они пытались найти в мальчике недостатки, доказать, что родители не занимаются его воспитанием и что детей нужно забрать. Мать была вынуждена сбежать с семьёй в Южную Норвегию из-за боязни потерять детей.

Проблемы с Barnevern неоднократно возникают у живущих в Норвегии выходцев с Украины. Одна из причин в том, что они дают детям конфеты в середине недели, а в Норвегии принято давать конфеты только в выходные. Соседи, школа, детский садик жалуются в Barnevern, что родители портят детям здоровье и зубы. Когда у маленького ребёнка высокая температура и он простужается, у нас принято вызывать скорую и лечить. А в Норвегии большинство родителей детей от простуды не лечит – «само пройдёт». Поэтому здесь могут заявить на вас в Barnevern, что вы детей «залечиваете».

Читайте так же:  Подать на алименты какие документы необходимы мать

Были случаи, когда у наших украинских граждан забирали детей и отдавали в приёмные семьи, потому что они не хотели идти на сотрудничество с Вarnevern и оказывали сопротивление.

На одну русскую семью соседка написала жалобу о том, что она использует свою дочь как домработницу, «незаконно использует детский труд». Это соседка подглядела, что дочь (7 лет) выносит мусор из дома, пылесосит в своей комнате, а также застилает свою постель и вытирает дома пыль.

Одна норвежка поругалась со своим сожителем. За ее ребёнком смотрела прабабушка. Прабабушка позвонила в полицию. На следующий день их вызвали на встречу в комитет, и после этого стали ходить с наблюдениями. У ребёнка были колики, а мать «выглядела уставшей». Комитетчики сказали, что ребёнка заберут на время, чтобы она отдохнула, но её обманули и ребёнка не вернули. Случаи коликов бывают разные, мой старший сын от 5 недель до 3 месяцев вообще не спал и часто кричал. Если в такой сутуации какой-то «доброжелательный» сосед подал жалобу о коликах вашего ребёнка, то вы можете его потерять.

Татьяна приехала в Норвегию из Сочи и вышла замуж в Осло. Муж стал выпивать, и она уехала с трехлетним ребёнком к матери на север страны. Ей положено от государства пособие и оплата обучения. Для этого она должна написать не одно письмо и написать грамотно. Но она не знает норвежских законов и языка. К ней пришли из Barnevern и забрали ребенка: комитет по правам детей решил, что у неё нет дохода, она не знает язык – значит, ребёнок будет жить в приёмной семье.

Об организации Barnevern в прессе только негатив. Профессор университета в Бергене Марианэ Сколань (61 год) была свидетелем во многих делах и говорит, что знакома с проблемой изнутри. М.Сколань была приглашена в газету «Moss Dagblad» высказать своё мнение о норвежском Комитете по правам детей, за работой которого она следит много лет. По ее словам, они совершают ошибки в 99 процентах дел. Как правило, комитет выбирает тех родителей, которые многого не понимают и поэтому дают собой управлять. И еще за работу в Barnevern платят хорошие деньги, поэтому его работники очень старательны.

Многие дети становятся депрессивными, когда прибывают в приёмный дом. Здесь они также бывают подвержены издевательствам. Все данные статистики говорят о том, что многие из них портятся, вырастают с криминальными наклонностями, злоупотребляют алкоголем и принимают наркотики. Большое количество заключённых выросли в приёмных домах. «Дети не верят никому в этом обществе взрослых, – говорит Марианэ Сколань. – Они замыкаются в себе и думают: «Как я буду вести себя в обществе, которое так со мной поступило?». Эти люди из Комитета виноваты во многих сломанных жизнях»…

Проблемы с алкоголем, преступность и насилие становятся причиной постоянного увеличения числа детей и подростков, которые принудительно помещаются в учреждения Комитета. Так, например, в 2001 году от родителей были изолированы 6 215 детей. Всего в этом году комитету пришлось разбираться в судьбе более чем 33 тысяч детей. Другими словами, на каждую тысячу детей в мероприятиях комитета были задействованы 23 ребенка. Исследователи считают, что в Норвегии от 10 до 20 % детей и подростков растут и развиваются в неудовлетворительных условиях, что является причиной серьезных психологических проблем, страха и депрессии.

В спецзаведениях Barnevern 90 процентов подростков становятся наркозависимыми! В нескольких норвежских интернет-изданиях опубликовано интервью с 17-летним подростком. Его жизнь в Barnevernet началась, когда ему было 13. Он жил в коммуне возле Бергена и у него было плохое поведение в школе. Ему поставили диагноз «гиперактивность», и подросток был отобран у родителей и помещён в спецзаведение Комитета. Под здешним попечительство он начал курить гашиш. «Это как большой нарколагерь. Люди приходят сюда, чтобы купить, продать или употреблять наркотики», – говорит 17-летний! По его словам, в организации об этом знают и это их не волнует. «На дому родители бы не разрешили этим заниматься. А здесь свобода» (. ) «Ежедневные контакты с работниками учреждения ограничиваются их одноразовым вечерним посещением квартиры, где я живу, – для того, чтобы убедиться в том, что все дома, – рассказал мальчик. – Речь не всегда идёт о гашише. Несколько месяцев назад умерла девушка от передозировки. Она начала употреблять героин в спецзаведении детской организации».

Комитет по защите прав детей – серьезная международная организация, имеющая неограниченные полномочия и хорошо отлаженный механизм действия. В перечне мероприятий, призванных защитить права ребенка и улучшить условия их содержания – довольно широкий выбор средств: от помощи психологов, преподавателей, материальной и консультативной поддержки до лишения родителей прав на ребенка и помещения ребенка в другую семью. За последние шесть лет в среднем около 400 детей каждый год в результате действий Комитета передаются на «попечительство» государства. Как отмечается в одной из российских публикаций, из структуры, изначально призванной помогать родителям, Barnevern превратилась в карающий меч, от которого невозможно избавиться на протяжении всей жизни. Благодаря ее деятельности многие семьи оказываются разрушенными.

Ювенальная юстиция: ее значение и роль в защите прав несовершеннолетних

Депутатова А.В.
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
студентка 1 курса магистратуры

Ювена́льная юсти́ция ( лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia — правосудие ) — правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними [1] .

[3]

Система ювенальной юстиции — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управления исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Выбор темы о введении ювенальной юстиции вызван тем, что это проблема сейчас очень актуальна, т.к. насилие по отношению к детям становится довольно распространённым явлением не только в нашей стане, но и во всем мире, а также является одной из самых распространённых причин преступности несовершеннолетних. В подтверждение своих слов, приведу статистические данные. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, на данный момент, за период: январь-июль 2017 года, всего по России Выявлено 23 349 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [2].

Цель данной работы:

  • выявить положительные и отрицательные стороны введения ювенальной юстиции;
  • обратить внимание на рост преступности несовершеннолетних;
  • познакомить с содержанием проекта о введении ювенальной юстиции в нашей стране;
  • показать отношение общества в целом и конкретно студентов РГУП к данной проблеме.

Субъектами исследования явились студенты РГУП, среди которых было проведено анкетирование по теме: «Защита прав детей».

Читайте так же:  Документы на очередь на квартиру матери одиночке

Предметом исследования стала проблема роста преступности несовершеннолетних.

Опыт зарубежных стран и России по введению Ювенальной юстиции.

Некоторые страны уже давно пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции, Швейцарии (кантон Женева), Японии, Новой Зеландии.

Существуют две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада, Австралия, и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и других европейских государств. Основное различие между данными системами состоит в различной подсудности судов по делам лиц, не достигших совершеннолетия. В странах, принадлежащих к англосаксонской системе, суды по делам несовершеннолетних рассматривают только те правонарушения и преступления, которые не являются тяжкими и особо тяжкими, а все дела о совершении тяжких преступлений рассматриваются судами общей юрисдикции. Напротив, в континентальных странах все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается.

Например, французы считают, что у них «не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы». Ввиду этого во Французской Республике функционирует только одна детская исправительная колония закрытого типа, рассчитанная на пятьсот мест. По мнению французов, главное, чтобы ребенок, совершивший проступок, осознал свою вину и не повторял содеянное. Достижение такого результата возможно в том случае, если подросток, имеющий проблемы с законом, не брошен на произвол судьбы. Такими детьми во Франции занимаются специально обученные работники социальных служб, психологи и школьные преподаватели, эффективно внедряющие в школах систему общественного порицания.

Изучение зарубежного опыта показало, что во многих развитых и развивающихся странах мира применяется новый подход к реагированию на правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними, в виде так называемого восстановительного правосудия [3].

В России работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних активно велась с 2005 года. Как предполагается, она должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В частности, был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации» и как законопроект был предложен общественными организациями. Была разработана концепция Ювенального суда г. Ростова-на-Дону (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних районных судов города). С 2001 года в Ростовской области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на введение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. А в марте 2004 года в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд [4].

Отдельные элементы ювенальной юстиции, приближенные к мировым стандартам, на сегодняшний день введены в Ростовской, Нижегородской и Саратовской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. К ним можно отнести: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; специализированную службу, специальные работники которой оказывают помощь следователю и судье в исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних и др.

Практика работы специализированных судей (на опыте Ростовской области) показала высокую эффективность уголовно-правовых мер, применяемых к подросткам. Так уровень рецидива среди подростков, осуждённых ювенальных судом составляет 3-4 %. В то время удельный вес лиц, осуждённых к лишению свободы, крайне не значителен и составляет 7,8% от общего числа лиц, дела которых рассмотрены судом (это в 2 раза меньше общероссийского показателя). Одновременно имеет место широкое применение специализированными судьями принудительных мер воспитательного воздействия (20,5%), в каждом третьем случае подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, что в три раза больше, чем в целом по России [5]. Все это позволяет утверждать, что введение ювенальной, юстиции позволит хотя бы в некоторой степени оградить детей от насилия со стороны взрослых, а также будет способствовать снижению детской преступности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение ювенальной юстиции позволит улучшить существующую систему по работе с несовершеннолетними.

Отношение подростков к проблеме введения ювенальной юстиции в РФ.

Для того, чтобы проанализировать ситуацию с проблемой защиты прав ребёнка в понимании молодёжи, среди обещающихся Российского государственного университета правосудия было проведено анкетирование, вопросы которого были связаны с этой проблемой.

Ответы показали, что студенты так или иначе связаны с проявлением насилия, большинство из отвечающих понимают всю сущность влияния воспитания родителей и говорят «НЕТ» насилию в семье: 69% опрошенных считают, что в семье недопустимо насилие, однако 23% все же допускают насилие родителей по отношению к детям, 8% затруднились ответить. Это позволяет сделать вывод о то, что представляя себя родителями, используя опыт своей семьи, молодые люди смогут воспитывать своих детей в будущем без насилия. О том же свидетельствует ответ на вопрос: «Должен ли ребёнок иметь преимущество при защите своих прав?», на которые положительно ответили 57% опрошенных. Так же, больше половины, участвовавших в опросе не считают аморальным обращение ребёнка в суд, защищая свои права при родительском насилии.

Ответ на вопрос: «Где ребёнку лучше: в неблагополучной семье или в детском доме?», показал, что студенты понимают необходимость поиска выхода из сложной ситуации, необходимость зашиты детей от насилия со стороны родителей: 61% опрощенных ответили, что ребёнку лучше в детском доме.

Интересен ответ на вопрос: «От чего зависит умение ребёнка защищать свои права?»: 41% опрошенных считают, что от воспитания, 31% — от знания законов и 28% — от желания защищать свои права. Это показывает, что студенты понимают важность влияния именно родителей на ребёнка.

Итак, проведённое анкетирование позволяет сделать вывод о том, что студенты понимаю. Суть проблемы домашнего насилия и проблемы защиты прав ребёнка правоохранительными органами. Хочется надеяться, что став родителями, сегодняшние молодые люди не перенесут негативный опыт семей своих родителей на собственные семьи. Хочется надеяться, что в случае введение ювенальной юстиции эти «новые родители» сумеют использовать ее преимущества на благо семьи, на благо воспитания детей.

9 февраля 2013 года в Москве проходил первый съезд родителей, на котором выступал Президент России В.В. Путин. Он сказал, что получит 141 тысячу обращений от противников введения ювенальной юстиции. Президент заверил, что в случае введения ювенальной юстиции мнение общества будет учтено и обязательно, будут приняты во внимание российские семейные традиции.

В заключении хочется отметить, что проблема нарушения детско-родительских отношений не является чем-то новым и исключительным для современного общества. Она существовала всегда. Но в последнее время она становится особенно актуальной по причине роста детской преступности и увеличения количества детей, выключенных из активной социальной жизни общества и нашедших себе «психологическое убежище» в употреблении наркотических препаратов и других асоциальных формах поведения, истоки которых связаны с семьёй и нарушение семейных отношений.

Читайте так же:  Установление и оспаривание отцовства определяется законодательством

С учётом того, что корни большинства проблем личности ( особенно в период становления) следует искать в семье, назрела острая необходимость разработки специальных мер для защиты прав детей, средством чего вполне может стать введение системы ювенальной юстиции. При этом, конечно, нужно понимать, что система зашиты детей должна быть построена на нашей культуре, наших ценностях, и ввести ее можно только после широкого общественного обсуждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] К. М. Никитина — М., Ювенальная юстиция (учебное пособие), 2008 — С. 12.

Права ребенка в Финляндии: плюсы и минусы

Права ребенка в Финляндии учитываются не только родителями, но и государством. Родители не получают преимущество только из-за того, что они зачали дитя. Родительский статус нужно заслужить. Воспитание в Финляндии проходит по принципу ни кто зачал, а кто воспитал. У финнов считается стыдно, когда один из родителей после развода не помогает своим отпрыскам. Даже если чадо живет отдельно от отца, но регулярно получает от него финансовую поддержку, папа имеет на него такие же права, как и другой родитель.

Финны – неспешный народ и их детей тоже не спешат повзрослеть. Но, на ровне с этим, они получает прекрасное образование и уже в юном возрасте имеют свое мнение и не боятся его озвучивать. Никогда финское государство не будет принимать скоропалительные решения в детских проблемах, а будут анализировать полученные сведения и тщательно проверять.

Ювенальная Юстиция в Финляндии

Ювенальная юстиция занимается правами детей и охраной «их детства». По сути, это судебно-правовая система, которая занимается вопросами младшего поколения до их совершеннолетия. Они решают не только вопросы воспитания и образа жизни, но и уголовно-правового характера.

Основой всех нормативов является Конвенция ООН:
  • опека;
  • правонарушения;
  • время посещения при разводе;
  • социальная защита;
  • усыновление и лишение родительских прав.

Специалисты по проблемам молодежи считают методы Ювенальной Юстиции грамотными и разработанными на высшем уровне. Меры применяются только в том случае, если есть аргументированные факты о том, что отпрыск нуждается в их защите. Перед тем, как лишать родителей их прав, проводятся беседы со всеми участниками процесса.

Если будут веские основания того, что механизмы заботы и обеспечения несовершеннолетних не работают, будут приняты суровые меры.

Важно! Многие жители Финляндии уверенны, что Ювенальная юстиция делает семейное законодательство крепче и справедливее.

Организации защиты детей в Финляндии

Права ребенка в Финляндии защищают специальные организации, и ни одна финская семья никогда не будет решать проблемы в одиночку.

Если отпрыск стал «трудным», сами родители сообщат об этом в те органы, которые занимаются этим вопросом. Опекой занимается финляндский округ и там готовы принять и выслушать младших или их представителей в любое время.

Власти очень внимательно следят за благополучием каждой семьи. У каждой финской ячейки общества есть свой социальный работник, который регулярно ее посещает и профессионально оценивает ситуацию.

Служба защиты, которая называется Lastensuojelu, не отнимает малышей по первым признакам семейной не стабильности, а наоборот, оказывает всевозможную поддержку, чтобы исправить положение.

Родителям может быть предложена помощница по хозяйству, личный психолог, помощник по школьной успеваемости, наставник в личных и интимных вопросах. Многие сами обращаются за помощью в службу и считают, что это организация не ущемляет их права, а наоборот помогает выйти из сложной ситуации.

Служба поддержки не собирает компромат на родителей или их окружения, не настраивают чад против своих родных. Служба старается не предавать огласки проблему, а решать ее внутри семьи. Любые провокации в СМИ по этим вопросам – это происки недоброжелателей, которые желают подорвать авторитет государственных структур этой страны.

[2]

Ужасы про детей

Чтобы обсуждать процедуру того, как в Финляндии отбирают детей, нужно понять, за что родители могут лишиться своего чада. Рассмотрим основные моменты этого вопроса. Финские детки могут легко поменять место жительства и переехать из родного дома в приют, даже после анонимной жалобы на то, что предки избивают своих отпрысков. На самом деле достаточно одного шлепка, который видели сторонние наблюдатели.

Если ущемляются права деток или резко понижается социальный статус ячейки общества, то детей могут легко забрать, но перед этим попробуют помощь семье исправить положение. Ни для кого не секрет, что финны часто усыновляют малышей из России. Интернет кишит ужасными историями о том, как финские люди издеваются над детьми из России. На самом деле в большинстве случаев – это наговоры.

Если внимательно изучить принципы воспитания младшего поколения и органы опеки и попечительства, то можно легко понять, что издеваться над детьми никто не позволит. Но больше поднимается вопрос о не справедливости органов по отношению к русским ячейкам общества, которые переехали в Финляндию. Рассмотрим самую нашумевшую историю:

Одна финка позвонила в органы опеки и сообщила, что их соседи, русская семья, систематически избивают свое дите. Служба незамедлительно отправила своего работника в детский сад, где находился отпрыск и был проведен осмотр. У девочки был обнаружен небольшой синяк на запястье, и ребенка сразу же отдали в приемную семью.

Так, по крайней мере, ситуацию описывала российская пресса, но не было учтено несколько важных фактов. Многие говорят, что на российских женщин в Финляндии объявлена охота, с целью лишения родительских прав. Такие громкие заявления ни одна статья не подкрепляет фактами, поэтому верить в такие истории весьма опрометчиво. Финны трепетно относятся к вопросу о несовершеннолетних, но обвинять их в том, что они разделяют семьи по национальному признаку, не стоит.

Принципы воспитания детей в Финляндии

Финская семья считается полноценной, даже если биологические родители в разводе. Отчимы и мачехи прекрасно заменяют детям родных и они не испытывают при этой неполноценность или ущемление своих прав. Любовь между несовершеннолетними и взрослыми ровная, без фанатизма.

У финнов нет понятия «определения места жительства отпрыска после развода». Подрастающее поколение вправе жить то с мамой, то с отцом. У родителей на первом месте стоят их чадо и его воспитание, а потом уже работа. Не будет, оправдаем тот факт, что родители постоянно в работе, а их отпрыски предоставлены сами себе, даже если эта занятость направлена исключительно на благоустройство жизни детищ.

Финны оставляют своих детей дома, когда собираются на вечеринку. На каждом праздники предусмотрены специальные помещения, где будут веселиться дети гостей. Финны не сваливают воспитание своего ребенка бабушкам и дедушкам. Наказывать детей физически строго запрещено. Достаточно будет одной жалобы, чтобы лишится родительских прав. Жители финской страны очень терпеливы и добры к своим отпрыскам.

Читайте так же:  Турция разрешение на вывоз ребенка за границу

Если детей несколько, то любые подарки и блага делятся поровну. Даже в раннем возрасте отпрыск имеет право на собственное мнение. Права детей защищаются и контролируются. В основном финские семьи рожают каждый год, чтобы не было большого интервала в возрасте.

В школе проводятся собрания не раз в три месяца, как принято в России, а каждую неделю. Родители встречаются с учителями и обсуждают прошедшую неделю. Финны глубоко уверенны, что главное, чтобы ребенок чувствовал их любовь. Размер банковского счета всегда второстепенный вопрос. Учебные программы этой страны признаны самыми эффективными в мире, несмотря на то, что многим они могут показаться странными и даже причудливыми.

Полезное видео: основные принципы защиты прав ребенка в Финляндии

Права детей ювенальная юстиция

При этом выступающие за внедрение в нашей стране ювенальной юстиции напирают на то, что это понятие означает всего лишь реабилитационное правосудие для подростков. Впрочем, предлагаемые изменения в законодательство и порядок правоприменения затрагивают уже и такие сферы, как профилактика детской преступности, социальное положение семьи и защита прав несовершеннолетних. При этом не только отдается безусловный приоритет правам ребенка, но и рассматриваются они вне контекста семейных отношений и прав родителей на воспитание своих чад. О том, что реализация этого принципа в крайнем своем выражении может привести к тому, что ребенка могут изъять из семьи, так как мать запретила ему перед обедом есть сладкое, на собственном опыте смогла узнать живущая в Финляндии Валентина Путконен.

Сторонники ювенальной юстиции ссылаются на Конвенцию о правах ребенка, к которой присоединилась и наша страна, но ведь в этом международном документе зафиксированы, в том числе, право на заботу родителей и право на то, чтоб ребенка с ними не разлучали.

Еще в 1998 году был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Помимо несовершеннолетних с отклонениями в поведении и детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, к этой категории были отнесены и те, кто воспитывается в малоимущих семьях. Появившиеся в 2008 году в Семейном кодексе положения предусматривают изъятие из семей детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации». А ведь по умолчанию малоимущими являются не только неполные, но и просто молодые семьи, решившие завести детей, – родители просто в силу возраста еще не сумели приобрести достаток, который мог бы удовлетворить тетенек из социальных служб. Да и эффективность работы соцработников зачастую оценивается не по количеству семей, которым удалось оказать помощь, а по числу детей, которых изъяли у отцов и матерей.

[1]

Таким образом, опасности потерять своих чад подвергаются многие родители в нашей стране, и особо остро чувствуют пагубность предлагаемой и уже входящей в нашу жизнь ювенальной системы православные, в семьях которых нередко бывает по три, пять и более детей.

В ответ на чаяния людей Архиерейский Собор сформулировал позицию Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции. В принятом 4 февраля 2013 года документе во избежание «жонглирования» формулировками, как это принято сейчас при обсуждении данной темы, прежде всего, сформулированы ключевые понятия. Так, под «ювенальной юстицией» понимается, во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников, во-вторых — совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие.

Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности. О том, какими должны быть отношения в семье, напоминает, в частности, пятая Заповедь Божия: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). А апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21).

«Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства», — констатируется в документе. В частности, выражается поддержка усилиям государства, направленным на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. При этом в случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении, напоминает Собор, принявший документ.

Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. «При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях, — напоминают участники Собора. — Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей».

В «Позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» подчеркивается: недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях.

Авторы документа напоминают, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них — это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи. Так, в православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе.

Кроме того, отмечается необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества.

В принятом Собором документе упоминается, что современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других: «Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение».

Читайте так же:  Как меняется судьба при смене фамилии

Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви; в ряде этих стран введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства, отмечается в документе. Более того, даже если в каких-то странах система ювенальной юстиции не противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить возможность ее введения с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения.

Какое-либо ущемление преимущественного права родителей на воспитание детей справедливо не приемлется широкими кругами общества, и Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней. «Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети», — отмечается в документе.

В нем также говорится о том, в законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям.

При этом говорится о недопустимости сбора, электронной обработки, хранения и несанкционированного распространения избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

Церковь напоминает о неприемлемости существующей практики изъятия ребенка из семьи под предлогом недостаточного уровня материального благосостояния: «Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей».

Отмечается, что такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому, с позиции Церкви, акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры — изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, в документе упоминается о реальной угрозе возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, — то есть, по сути, возможно создание системы доносительства и стимулирования несовершеннолетних к нему. Данные варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка, отмечают участники Архиерейского Собора.

Церковь свидетельствует: «Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний. Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода. Примечательно, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок, и, согласно статье 20, соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью. Таким образом, при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание не только ближайших родственников, но и крестных родителей стать опекунами ребенка, поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей и восприемниками в соответствии с традициями Русской Православной Церкви».

По мнению участников Собора, любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов; полезным является и участие духовенства в дискуссиях по данной проблематике.

В принятом Архиерейским Собором документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» говорится, в частности, о необходимости отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью.

При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, — на благочиннических уровнях. Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях, — говорится в документе. — Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти».

Источники

Литература


  1. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.

  2. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  5. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
Права детей ювенальная юстиция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here