Почему происходит насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми: как защитить ребенка

Когда речь заходит о сексуальном насилии над детьми, мы невольно представляем себе зловещие сцены с участием незнакомца, оказывающегося маньяком и (или) педофилом, но в реальности самый распространенный сценарий иной — это сексуальные притязания со стороны взрослого члена семьи или друга семьи, хорошо ребенку знакомого.

Как распознать беду? И с чего начать разговор с ребенком?

[3]

Насилие в отношении ребенка может проявляться по-разному. В подобных действиях ребенок может выполнять пассивную и активную роль и при этом переживать противоречивые чувства: страх и удовольствие, стыд и желание. Парадокс в том, что если насильнику удается выстроить с ребенком доверительные отношения, тот может даже испытывать удовольствие.

Часто мать не верит или не хочет верить ребенку, когда он пытается рассказать о случившемся. Конечно, сложно допустить и поверить в то, что в своей семье может твориться такое. Проще списать это на детские фантазии и выдумки. Однако детские «сказки» могут оказаться вовсе не фантазиями.

Тревожные сигналы

Узнать о случае насилия или развратных действиях в отношении ребенка со стороны членов семьи, знакомых или посторонних можно по его внешнему виду, поведению, разговорам.

Никогда прежде не наблюдавшиеся ссадины и синяки на лице или на теле ребенка, не склонного к дракам и активным играм, — тревожный сигнал. Особенно если ребенок не вдается в подробности или его рассказ выглядит не совсем правдоподобным.

Пережитое насилие может спровоцировать замкнутость, плохое настроение, подавленность, тревожность, страх, нежелание оставаться наедине со своим обидчиком.

Ребенок может рассказать о случившемся другу или подруге, учителю, матери, но представить это как случай, произошедший с кем-то другим, о чем он узнал из новостей, прочитал в интернете или увидел в кино.

Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка во время рассказа, почувствуйте, что в действительности он хочет этим сказать: просто поделиться шокирующим фактом или просигналить о случившемся лично с ним.

Поза, мимика, жесты, интонация, тембр голоса, смысловые паузы — все это ребенок считывает как сигнал: на чьей вы стороне?

В некоторых случаях ребенок может воспринять действия взрослого как должное и правильное поведение. Субъективные реакции детей на сексуальное совращение неоднозначны: по результатам исследования, 52% американских студентов, переживших сексуальное совращение, восприняли его отрицательно, а 48% — нейтрально и положительно 1 .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того, дети далеко не всегда лишь пассивные объекты сексуальных домогательств: ребенок с разбуженной сексуальностью может сам провоцировать и поощрять взрослого к эротическим контактам. Но мы, взрослые, знаем, что за любые действия сексуального характера в отношении ребенка предусмотрена уголовная ответственность. Если взрослый совершает противоправные действия — он преступник. Поведение ответственного и любящего взрослого должно быть направлено в первую очередь на защиту ребенка.

Правильно построить разговор

Если у вас есть основания подозревать насилие в отношении ребенка, но вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, чтобы говорить с ним на эту тему, лучше обратиться к профессиональному психологу.

Если же вы все-таки решились на откровенный диалог, подумайте не только о том, что будете говорить, но и как. Поза, мимика, жесты, интонация, тембр голоса, смысловые паузы — все это ребенок считывает как сигнал: на чьей вы стороне? заслуживаете ли вы его доверие?

Начало разговора и его сценарий зависят от возраста ребенка, семейных традиций и степени доверия, которая существует между вами. С дошкольником можно поиграть в игры с куклами, наделяя их ролями ребенка и взрослых членов семьи, среди которых будет человек, которого вы подозреваете. Такое игровое взаимодействие позволяет ребенку «проиграть» негативные действия взрослого, если они имели место. Можно предложить сыну (дочери) нарисовать свою семью и затем, обсуждая нарисованное, коснуться взаимоотношений с человеком, который по вашим предположениям мог допускать развратные действия в отношении ребенка.

Дети, которые осознают весь ужас насильственных действий, но не могут им противостоять, часто страдают от ночных кошмаров

Прямые вопросы, требующие однозначного ответа, скорее всего, смутят ребенка и заставят замкнуться. Тем более что ваши предположения могут и не подтвердиться. Важно, чтобы разговор не напоминал ситуацию дознания в суде. Проявите искреннюю заинтересованность в жизни ребенка в целом — побеседуйте о том, что его радует, огорчает, страшит, удивляет, тревожит.

Для открытого разговора с ребенком школьного возраста должна быть располагающая атмосфера. Если в семье существует опыт доверительных бесед на другие темы, то и начать разговор на такую деликатную тему, как предполагаемое насилие, следует с привычных фраз: «Давай пошепчемся», «Ты мне хочешь что-то рассказать?» Но это возможно, если ребенок с ранних лет знает, что он может рассказать обо всем, а вы, взрослый и любящий человек, всегда готовы выслушать и помочь найти выход из любой ситуации.

Если таких доверительных отношений с ребенком не сложилось, попробуйте начать разговор с якобы услышанной или прочитанной истории о неправильном поведении взрослого по отношению к ребенку. Выскажите свое негативное отношение к действиям взрослого и понимание чувств и мотивов поведения ребенка. Дайте понять ребенку, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и защиту.

Преодолеть последствия

Однократное, а тем более повторяющееся насилие со стороны члена семьи, который вынуждает ребенка замалчивать эти действия угрозами или уговорами, наносит ребенку сильную эмоциональную травму. Эти обиды оставляют в его душе ощущение вины, грязи, бессилия и предательства.

Тяжесть последствий насилия зависит от восприятия и возраста ребенка. Ребенок дошкольного возраста, который испытал сексуальные ласки от кого-то из любящих родственников, может и не проявлять признаков психологической травмы. Иногда ее симптомы могут появиться намного позже, когда он начнет понимать, что с ним совершили.

Дети, которые осознают весь ужас, неправильность и противозаконность насильственных действий, но не могут им противостоять, часто страдают от страхов и ночных кошмаров, депрессивных состояний, самобичевания или неконтролируемых вспышек агрессии, направленных на тех, кто слабее их, или на животных.

Читайте так же:  Военная ипотека при разводе супругов с детьми

Нередко они пытаются избавиться от чувства собственной беспомощности и обрести уверенность в себе через насилие по отношению к другим. Чаще такое происходит с юношами, которые, остро переживая свой позор и испытывая чувство вины, пытаются доказать свою мужественность, унижая и проявляя насилие.

Иногда дети и подростки, сталкивающиеся с насилием со стороны отчима или другого члена семьи при молчаливом потворстве матери, убегают из дома или пытаются покончить жизнь самоубийством. Большинство же детей, переживших насилие, замыкаются в себе и не идут на близкие и доверительные отношения с другими людьми.

Однако многие из тех, кто пережил в детстве сексуальное насилие, в состоянии «закрыть» эту страницу своей биографии. Им помогает своевременное выявление травмы и помощь, оказанная грамотным психологом. Но самое главное — рядом с ребенком должен быть близкий человек, которому он доверяет и с помощью которого к нему вернется чувство ценности собственной личности.

Молчать нельзя признаться

В зависимости от обстоятельств дети могут молчать о том, что с ними происходит, или рассказать взрослым о том, что они стали жертвой насилия. От чего это зависит? Мнение психолога Лии Олейник.

Ребенок молчит, когда:

  • чувствует себя ответственным за произошедшее с ним;
  • опасается, что ему не поверят;
  • верит в угрозы того, кто совершил насилие;
  • не хочет огорчать взрослых;
  • приучен не говорить о «плохом»;
  • ему тяжело рассказать, что произошло;
  • приучен не болтать лишнего;
  • уважает взрослых и боится доставить неприятности развратнику в ответ на его просьбу никому не рассказывать о произошедшем.

Ребенок говорит, когда:

  • осознает невыносимость продолжения насилия;
  • страдает от физического вреда;
  • хочет защитить другого ребенка;
  • последствия насилия могут стать очевидными (например, беременность);
  • знает, как предотвращать насилие;
  • доверяет тому, от кого ожидает защиты.

Об эксперте

Лия Олейник — психолог, педагог, кандидат педагогических наук, автор работ по вопросам полового воспитания детей от рождения до 18 лет.

«Застала трехлетнюю сестру за мастурбацией: говорить ли родителям?»

«У нас благополучная семья, и я читала, что дети в этом возрасте активно познают свое тело. Но я боюсь, не нанесет ли сестра себе физическую или психологическую травму. Стоит ли сообщить родителям, или у нее все само пройдет?»

Когда страшно не только детям

Зачастую бывает, что родители не замечают буквально бросающиеся в глаза признаки того, что ребёнок подвергается сексуальному насилию. Иногда они не верят, когда ребёнок прямо рассказывает им о том, что случилось: «Не выдумывай, этого не может быть».

Почему же взрослые предпочитают не видеть и не знать? Потому что это очень сложно и требует большого мужества — признать, что происходит что-то страшное, не вписывающееся в представления о нормальном.

Особенно тяжело, если насильник — сосед, близкий друг семьи, отец или отчим: ведь в данном случае приходится пересматривать все свои отношения с людьми, внутрисемейные отношения. Как, например, будет чувствовать себя женщина, обнаружившая, что её муж насилует её дочь?

Это настолько тяжело, что бессознательно она пытается не замечать ничего, иначе её мир изменится до неузнаваемости. Хотя, конечно, это не оправдывает родителей, избирающих в подобных ситуациях страусиную политику «если я этого не вижу — значит этого нет».

Довольно часто дети переживают эту ситуацию молча. Дело в том, что насильники имеют психологическое влияние на своих жертв, и делают всё, чтобы происходящее оставалось в тайне. Они могут запугивать детей, подкупать их подарками. Иногда они оказываются понимающими собеседниками, которых так не хватало ребёнку. Бывает, что дети не хотят терять их поддержку, несмотря на высокую цену, которую приходится за это платить. Чаще всего дети молчат, если понимают, что близкие люди не готовы услышать правду и поддержать. В таких случаях они охотнее рассказывают о насилии посторонним людям — друзьям, учителям, психологам, соседям.

Как помочь ребёнку, если с ним такое произошло:

1. Поддержите его, скажите, что он хороший, что вы его любите, что теперь всё будет по-другому, что тот плохой человек больше не будет делать неприятных вещей

2. Если ваш ребёнок попал в подобную ситуацию — это тяжёлый стресс и для вас тоже. Чрезвычайно важно позаботиться о себе: дети учатся у родителей тому, как реагировать на ту или иную ситуацию, поэтому от того, как вы будете себя вести, многое зависит.

[2]

Лучшим вариантом будет вам вместе с ребёнком обратиться к психологу, который окажет помощь и ребёнку, и вам. Особенно это важно, если насилие происходило в семье и повлияло на жизнь всех: предстоит не только оценить психологический урон, нанесённый ребёнку, но и восстанавливать ваши с ним отношения.

3. Верьте, что вы вместе всё преодолеете: если поверите вы, то и ребёнок в это поверит. Стройте вместе планы на будущую жизнь, пусть там всё будет так, как вам нравится.

Текст: Наталья Попова, психотерапевт

11 последствий пережитого в детстве сексуального насилия

Слишком часто мне приходится слышать истории о взрослых, которые не замечали, что происходит с их ребенком, или объясняли тревожные перемены в его поведении темпераментом, возрастом. Поэтому я перечислю 11 психических проблем, с которыми часто сталкиваются дети, ставшие жертвой сексуального насилия или домогательств.

Этот список не руководство по диагностике и не может заменить консультацию профессионала. Я попыталась объединить вместе типичные симптомы, которые заставляют людей обращаться за помощью терапевта. Список далеко не полон, и каждый симптом по отдельности может быть вызван и другими причинами. В зависимости от возраста, особенностей пережитой травмы, темперамента и стойкости каждого человека, симптомы могут проявляться по-разному.

1. Диссоциация (ощущение отчужденности от самого себя) — наверное, самый распространенный защитный механизм, с помощью которого психика пытается оградить себя от травмы, вызванной сексуальным насилием. Разум словно сбегает из тела в ситуациях экстремального стресса, ощущения бессилия, сильной боли и страданий.

2. Самоповреждение. Люди, пережившие тяжелую травму, причиняют себе физический вред, пытаясь справиться с мучающей их эмоциональной и психологической болью. Как показывают исследования, порезы приводят к выбросу эндорфинов, дающих временное ощущение покоя и умиротворения.

3. Тревога и страх. У переживших сексуальное насилие система реакции организма на стресс часто чересчур активна. Это проявляется в сильнейших приступах страха, социальной фобии, панических атаках. Организм словно постоянно находится настороже и не может расслабиться.

Читайте так же:  Страны где принят закон о домашнем насилии

4. Кошмары. Жертв насилия, так же как и ветеранов войн, мучают навязчивые болезненные воспоминания и ночные кошмары.

5. Алкоголизм и наркомания. Пережившие тяжелые психические травмы люди часто пытаются найти утешение в алкоголе и наркотиках. Эксперименты с наркотиками в подростковом возрасте нельзя считать нормальными, особенно если подросток знает о возможных последствиях.

6. Гиперсексуальность. Это типичная реакция на ранний и травмирующий сексуальный опыт. Если ребенок очень рано начинает регулярно мастурбировать, проявлять сексуальный интерес (в играх или в жизни), чаще всего это признак того, что он был свидетелем или участником каких-то сексуальных действий взрослых. В юношеском и во взрослом возрасте гиперсексуальность может проявляться в беспорядочных половых связях, занятиях проституцией, съемках в порнографических фильмах.

7. Психотические проявления. У переживших сексуальное насилие в детстве нередко возникает паранойя, возможны галлюцинации и кратковременные психозы.

8. Перепады настроения, вспышки гнева, раздражительность. Детям часто трудно выразить свои чувства словами, поэтому они проявляют их через действия. Иногда так ведут себя и взрослые. Люди, пережившие тяжелые психические травмы, часто страдают от перепадов настроения, раздражительности и нарушений в работе мозга, которые могут приводить к депрессии, мании, тревоге и вспышкам гнева.

9. Проблемы в отношениях, трудности в поддержании долговременных дружеских или романтических отношений. Жертвы домогательств часто перестают доверять другим, начинают опасаться людей, поэтому им трудно поддерживать долговременные отношения, основанные на взаимном доверии.

10. Регрессия (в основном у детей). Энурез (ночное мочеиспускание в постель) и энкопрез (непроизвольная дефекация) у ребенка, которого приучили к горшку, внезапные и необъяснимые истерики или вспышки гнева, необычная импульсивность или навязчивая потребность во внимании и другие резкие перемены в поведении часто могут быть признаком того, что случилось нечто ужасное.

11. Физиологические, психосоматические и аутоиммунные расстройства. Многие врачи и психотерапевты писали о том, что воспоминания о травме словно хранятся в нашем теле, поскольку разум отталкивает их. В психоанализе они называются бессознательными, поскольку они зачастую проявляются незаметно для самого человека. Когда случается немыслимое, разум спасается, используя тело для выражения переживаний, которые нельзя выразить словами.

Об авторе

Михаэла Бернар, психолог-консультант, психоаналитик, работает с детьми и подростками. Ее сайт .

Резюме

Последствия насилия в семье необходимо устранять, начиная с анализа источника проблем. Грамотная психологическая поддержка способна нивелировать разрушительное влияние на личность человека. Запишитесь на бесплатную консультацию к профессиональному психологу Марии Кудрявцевой

Виды насилия над детьми, психоанализ полученных травм и избавление от последствий

Когда взрослые слышат о насилии над детьми, все внутренне уверены, что это их не касается — это не про них. Они могут даже не подозревать, какому тотальному насилию подвергают детей, называя его воспитанием, развитием, просвещением, заботой о будущем ребенка. Именно за этими красивыми словами часто кроются многие виды насилия над детьми.

Как же отличить, какое действие совершается над ребенком — насилие, которое наносит ему ущерб, или благо, которое способствует развитию? Ответим, как распознать насилие и защитить от насилия детей, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Сексуальное насилие над детьми: как преодолеть его последствия

Все родители надеются, что с их ребенком этого никогда не произойдет. Как уберечь детей и что можно сделать для сына или дочери, если несчастье уже случилось? Размышляет психолог Людмила Гридковец.

[1]

Виды психологического насилия над детьми

Психологическое насилие над детьми особенно многолико и наиболее скрыто от понимания, что это насилие. Остановимся на наиболее распространенных ошибках воспитания, которые травмируют психику детей:

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают мужчины из ближайшего окружения ребенка. Это мужчины или подростки с особенностями психики, которые проявляются сексуальным влечением к детям. Условно можно выделить два вида сценариев развития долговременных насильственных действий над ребенком.

  1. Педофил предварительно выстраивает с потенциальной жертвой доверительные отношения и под видом интриги «у нас будет с тобой секрет от всех» может совершать систематические насильственные действия над ребенком.
  2. Педофил силой завладевает ребенком и под угрозой расправы над ним заставляет его молчать.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если к ребенку на улице подходит мужчина — это должно насторожить. Нормальные мужчины к чужим детям на улице не подходят. Это может быть или педофил, или психически ненормальный.

Важно научиться определять мужчин, которые могут совершать сексуальное насилие, чтобы защитить от насилия детей. Это мужчины с анальным вектором, которые систематически в своей речи или письме используют туалетную лексику или пачкают все и всех в смыслах. Когда такой мужчина предлагает одинокой женщине с ребенком руку и сердце, необходимо понять, на ком он в действительности хочет «жениться» — на ней или на ее ребенке.

Мужчины в состояниях тяжелых социальных или сексуальных фрустраций могут совершать насилие и над детьми и над женщинами.

Внешне это бывают добрые и заботливые мужчины, которые могут предлагать помочь посидеть с ребенком, сводить его в парк или в кино. Чтобы не подозревать любого мужчину в дурных намерениях, необходимо четко различать, какой мужчина испытывает сексуальное влечение к детям, а какой станет идеальным отцом, отчимом, тренером, педагогом для ребенка.

Как понять, что с ребёнком это происходит

Конечно, заметив эти признаки у ребёнка, нельзя сразу делать однозначные выводы, но это серьёзный повод поговорить, ненавязчиво расспросить его о том, что происходит в его жизни, быть готовым терпеливо выслушать всё, что он захочет рассказать.

Малышам легче начать рассказывать, если вовлечь их в игру: лепить из пластилина семью, рисовать, играть в куклы. Нужно обязательно, чтобы там был маленький герой, с которым ребёнок смог бы идентифицировать себя, не говоря прямо «это я», например, маленький медвежонок в семье больших медведей: придумайте вместе, как он живёт, что с ним происходит, почему он стал в последнее время таким грустным.

Позитивное мышление мешает исцелить детские травмы

Зачем концентрироваться на негативе, спросите вы? Разве не лучше сделать лимонад из кислых лимонов, искать ложку меда в бочке дегтя и повторять, как мантру, слова «Что нас не убивает, делает нас сильнее»? Нет, не лучше.

15 последствий домашнего насилия: как у взрослых людей проявляются детские психотравмы

Насилие в любой форме никогда не проходит бесследно. Оно имеет особенно тяжёлые последствия, когда мы говорим о травмах, пережитых в детстве. Дети наивны, открыты и не готовы к предательству, особенно со стороны близких. Воздействие насилия на детскую психику разрушительно. Пережившие в детстве травматический опыт, люди не умеют общаться, строить нормальные отношения, их восприятие реальности искажено.

Читайте так же:  Нормативно правовые документы защиты прав ребенка

«Невидимый враг» – страшные воспоминания о прошлом – лишь часть проблемы. Серьёзные последствия могут не проявляться в форме ярко выраженной депрессии или девиантного поведения. Даже, на первый взгляд, обычная замкнутость может быть поводом для беспокойства: «С человеком не все в порядке! Нужна помощь!».

Жертвы насилия: почему они не могут похудеть

Они могут предпринимать невероятные усилия, чтобы сбросить вес, но не достигают результата. «Стена из жира», как панцирь, защищает их от пережитой когда-то психической травмы. Об этом клинический психолог Юлия Лапина.

Насилие, пережитое в детстве, и его последствия

В ряд ли можно представить что-то более кощунственное, чем насилие над ребёнком. Кто же этот страшный человек, который может сделать такое? В первую очередь в голову приходят мысли о психопатах и маньяках.

Да, так оно и есть, но только в 5% случаев. В остальных случаях — это обыкновенные люди, вы можете общаться и дружить с ними годами, и не догадываться о том, на что они способны.

Только 10-20 % случаев сексуального насилия над детьми совершается ранее незнакомыми детям людьми. В подавляющем же большинстве насильниками оказываются люди из ближайшего окружения, примерно в 40% — это близкий родственник.

К сексуальному насилию над детьми относится не только изнасилование, но и другие действия, имеющие сексуальную подоплеку — дети чувствуют в таких ситуациях неуютно, но не могут ничего изменить. Друг семьи слишком часто обнимает и гладит девочку? Но ведь он всего лишь проявляет своё хорошее отношение к ней, что тут плохого? А сама она не в силах пока объяснить, что же в этих проявлениях нежности не так, пока это не заходит слишком далеко.

Главная мера профилактики, которая поможет предотвратить насилие, это научить детей говорить «нет», когда им что-то не нравится, не приучать их терпеть из вежливости неприятные им вещи.

Обычно жертвами сексуальных злоупотреблений становятся дети младше 12 лет, чаще всего это малыши 3-7 лет. Их легче склонить к действиям, смысл которых они ещё не понимают – «Это просто проявление нашей любви, ты же любишь папу?». Их легче запугать или обмануть, заставив скрывать происходящее – «Пусть это будет наш секрет». Чаще насилию подвергаются девочки, в четверти случаев жертвами становятся мальчики.

Виды насилия над детьми: разбираем системно

Важно понимать, что значит развивать ребенка. Ребенок от рождения наделен желаниями, которые зависят от того, с какими векторами — свойствами психики — он родился. При рождении есть только потенциал, из которого можно развить тот или иной талант. И развитие — всегда в противоположность. Это требует усилий.

Например, ребенок с кожным вектором в потенциале может стать законотворцем и контролировать соблюдение закона или стать менеджером, успешным бизнесменом. Он рождается с желанием добывать и сохранять добытое. Вначале — нести домой все из садика, из песочницы, от соседей. Если такого ребенка не развивать, он останется вором — не сможет проявлять противоположных свойств стража законности, не сможет приумножать капитал законными методами.

И так с каждым из восьми векторов — необходимо понимать потенциал, чтобы целенаправленно создавать условия и усилия для развития свойств. Создавать эти условия и прилагать усилия для развития детей должны взрослые. Если детей оставить без направляющего и координирующего развития, они естественным образом могут объединиться только на основе неприязни к более слабому или отличному от всех — просто не умеют еще по-другому.

На взрослых лежит огромная ответственность за правильное развитие детей. Ведь развивать необходимо природные свойства конкретного ребенка, а не заставлять всех детей делать одно и то же, что захочется взрослым. Непонимание свойств каждого ребенка и рождает насилие над детьми — когда их заставляют делать то, что не соответствует природным желаниям.

Насилие — это не только прямое причинение физического ущерба, но и любое воздействие на ребенка, которое может вызвать торможение или полную остановку развития его природных естественных свойств и желаний. А также остановку развития общих свойств: способности к социализации в обществе, выстраивать как отношения с другими людьми, так и стабильные парные отношения во взрослой жизни.

Условно можно выделить следующие виды насилия:

  • физическое насилие;
  • вербальное насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие.

Виды физического насилия над детьми

Физическое наказание детей некоторые считают эффективным методом воспитания. Но так ли это? Рассмотрим, какие эффекты при этом получают те, кто привык воспитывать именно таким способом, и какие эффекты получают при этом битые дети.

Взрослый во время нанесения побоев сбрасывает накопившееся внутреннее напряжение и получает расслабление, которое начинает им восприниматься как удовлетворение от приложенных усилий. Но перенос своего изменившегося приятного внутреннего состояния на событие вовне вызывают у него ложное впечатление, что именно физическое наказание приносит положительный результат в воспитании ребенка. Дети в результате таких воспитательных мер получают целый комплекс психотравм, особенности проявления которых зависят от врожденных свойств психики каждого конкретного ребенка.

Побои могут привести к развитию разного рода страхов длиной в целую жизнь, обидчивости, мстительности, склонности к занятию проституцией, воровством, развитию депрессий и суицидальных мыслей, мазохистских устремлений, наличие которых притянет в дальнейшем партнера с садистскими склонностями при построении парных отношений. И многим другим состояниям, которые значительно меняют качество жизни.

Подзатыльники могут привести к травмам и сотрясению головного мозга. У мальчиков это во взрослом состоянии может проявляться тем, что они никогда не смогут иметь отношений с женщинами.

Если физическое насилие над детьми в семье применяют родители, это значительно усугубляет негативные последствия. Ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, у него может замедлиться или полностью остановиться психосексуальное развитие. Его психика не сможет дальше развиться, начинают проявляться еще не развитые свойства — страхи, истерики, воровство, стремление все пачкать и «квасить» еду.

Виды вербального насилия над детьми

У некоторых сложилось ложное представление, что если они физически не наказывают детей, то не могут нанести им вред. В действительности, словом можно нанести еще больший вред, так как звук воздействует напрямую на психику ребенка.

Читайте так же:  Раздел совместного имущества в ипотеке

Крик оказывает мощнейшее травмирующее воздействие даже на взрослого человека, не говоря уже о детской неокрепшей, еще не совсем развитой психике. Все дети теряют чувство защищенности и безопасности, когда на них кричат. Теряют это базовое ощущение, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности ребенка и его развития. Например, от крика у детей со звуковым вектором в некоторых случаях развивается аутизм.

Оскорбление, унижение, обесценивание травмирует психику детей с разными свойствами по-разному. Проявления эти очень многообразны. У ребенка с анальным вектором формируется чувство патологической нерешительности и неуверенности в себе или чувство вины перед всеми во всех жизненных ситуациях, или обиды на мать и на всех женщин. Кожного ребенка это приведет к формированию комплекса неудачника. У детей со звуковым вектором появляются проблемы с обучением, так как они перестают различать смыслы слов и фраз — не могут понять прочитанное и услышанное.

Мат — это особые слова, которые оказывают сильнейшее воздействие на психику, так как воздействуют на базовые механизмы размножения и сохранения вида. Мат снимает запрет на секс и убийство. Приводит к возбуждению агрессивного поведения и проявлению насильственных действий, если употребляется публично.

Мат — слова про интимное. Чтобы не запускать разрушающие процессы в психике, они могут произноситься только в интимной обстановке, между мужчиной и женщиной при их обоюдном согласии. Во всех остальных случаях происходит обесценивание отношений и обесценивание женщины, что приводит к невозможности создания и сохранения отношений. Дети не должны слышать мат от взрослых — особенно в семье от своих родителей.

Иначе они не смогут во взрослой жизни создать стабильные счастливые парные отношения и будут обречены на одиночество и безрадостную жизнь.

Проблемы в общении

Создание доверительного общения с людьми после перенесенной домашней травли, издевательств, постоянных телесных наказаний, сарказма и унижений оказывается невозможным по нескольким причинам.

1. Закрытость

Беда выросших детей с насилием в семейной истории. Человек замыкается в себе, избегает общения, чтобы не показывать истинного состояния, настоящих чувств. Кому-то такие люди кажутся высокомерными, непробиваемыми, недосягаемыми – да какими угодно, только не общительными и не позитивными. Это закономерная защитная реакция.

2. Одиночество

Ведь лучше не иметь круга общения совсем, чем снова пережить боль и предательство. Близкие отношения можно создать только открыв сердце, позволив себе быть уязвимым. Но открываться страшно. К тому же, нет навыка быть в отношениях: говорить о своих чувствах, потребностях, интересах и желаниях.

3. Страх высказать своё мнение, иметь свою точку зрения

Вчерашний ребенок постоянно боится наказания, осуждения, издевательств. Поэтому поговорить с начальником, обсудить деловой вопрос с коллегами, не говоря уже о разговорах с незнакомыми людьми – это испытание. И далеко не все выходят из него с честью. Это касается обычного, бытового общения. Люди с насилием в прошлом болезненно боятся осуждения, насмешек. Снова окунаться в психологическое насилие им не хочется.

4. Тревожность как жизненный фон

Люди, пережившие насилие, дезориентированы. Их хорошее самочувствие зависит от отношения окружающих. Это называют психологической зависимостью. Но хроническая тревога создает, сужая сознание, создаёт суетливость. Суета – много мелких бесполезных действий часто вредит как в личной жизни, так и в рабочем процессе. Они боятся что-то упустить, забыть, недоделать и на фоне этой тревоги, в суете как раз упускают, забывают, пропускают ошибки.

5. Замалчивание проблем

Замалчивание проблем в отношениях происходит из-за неумения общаться здоровым способом. Раскрыть свою душу перед кем-то – невозможно, попросить о помощи – ужасно. Причин этому несколько:

  • Страх быть осужденным за свои действия, оказаться осмеянным, униженным, растоптанным.
  • Стыд перед раскрытием позорных с собственной точки зрения фактов.
  • Неумение быть откровенным. Ведь за проявление себя можно быть наказанным. Легче показывать окружающим то, что по вашему мнению, они от вас ожидают.
  • Отсутствие базового доверия к миру.
  • Боязнь конфликта. Человек стремится избежать конфликтной ситуации любой ценой, даже в ущерб своим интересам.
  • Эмоциональный перфекционизм – убеждённость в том, что человек имеете право проявлять только положительные эмоции. Если любишь, то не можешь злиться на любимого человека.
  • Безнадежность – убеждённость в том, что отношения невозможно улучшить, они не зависят от желания и поведения.
  • Угадывание мыслей – человек старается угадать, что думает, что чувствует и что хочет партнёр и удовлетворить его воображаемые потребности и желания.
  • завышенные ожидания — уверенность, что другие должны сами понимать, что Вы чувствуете и что Вам нужно. Но только убеждаетесь, что близкие к Вам равнодушны.
  • Необходимость решать проблемы, значит выходить на конструктивный диалог. Но страх быть не услышанным, не принятым, приводит к мысли, что проблема сама рассосётся.

6. Низкая самооценка

Человек уверен, что любить его не за что. Поэтому для создания отношений выбирает в партнеры того, кто ниже по социальной лестнице или имеет какой-либо «дефект», например, зависимость.

7. Неумение отказать кому бы то ни было

Люди, пережившие насилие, становятся ведомыми. У них все занимают деньги, но никогда ничего не отдают. Их используют, так как человеку психологически сложно сказать: «Нет!». В раннем возрасте за отказ от абсолютного послушания могло последовать жестокое наказание. Ассоциации не уходят долгие годы.

Не избалованные общением в детстве, взрослые боятся потерять расположенных к ним людей: «Откажу – потеряю друга».

8. Склонность к самокопанию и самоедству

Те, кто пережил насилие, винят себя не только в своих бедах, но и в бедах других людей. Поэтому бесконечно ищут недостатки в себе, в любом своём проявлении, поведении. Проигрывают в памяти прошедшие события, как было бы, если бы…

9. Неспособность принимать решения или их чрезмерно долгое их обдумывание

Возможно, что в детстве безобидные игры становились причиной жестокого наказания. Человек боится что-то предпринять, не взвесив за и против. Казалось бы, все логично. Хорошо продумаешь – примешь верное решение. Нет. Люди с травмами делают это очень медленно, упуская возможности, потому что боязнь перемен оказывается сильнее радужных перспектив. Даже покупка новой одежды превращается в проблему. Человек боится принимать решения, потому что эта область всегда находилась под контролем подавляющих взрослых.

10. Детское поведение во взрослой жизни

Человек, переживший насилие, навсегда остается ребёнком. Инфантилизм, постоянное мысленное возвращение к прошлым обидам, желание переиграть жизненный сценарий с нуля, перекладывание ответственности на других – типичные проявления. К этой же группе психологических сложностей относится стремление избежать принятия решений.

Читайте так же:  Услуги в оформлении опекунства

Эмоциональные решения без логического обдумывания, часто приводят к серьёзным проблемам. При этом возникает желание, чтобы их решил кто-нибудь другой (взрослый).

Детская вина, взращенная родителями или другими близкими взрослыми, не покидает, не изживается. Человек на всю жизнь остается отруганным малышом, который плохо себя вел.

Вина сидит настолько глубоко, что человек видит её в других людях. Выросший мужчина или зрелая женщина постоянно оправдывают ошибки и обиды, причинённые другими, отыскивая обоснования непростительным поступкам по отношению к себе.

11. Фобии

Люди, пережившие детское насилие, страдают от множества фобий. Страхи часто бывают иррациональными, придуманными, без причины.

12. Боязнь прикосновений (гаптофобия)

Человек становится уязвимым при сокращении расстояния между ним и другим человеком. Не говоря уже об объятиях, поцелуях или сексуальных отношениях. Боязнь физических контактов развивается из-за побоев и других жестокостей в раннем возрасте.

13. Страх потери близких

Страх потери близких – совершенно нормальное состояние. Но у личностей с насилием в прошлом он приобретает гипертрофированные масштабы. Они не доверяют людям. А те, кто все же занял место в их сердце, представляются незаменимыми. Мысль об их уходе ужасает.

14. Саморазрушение

Результатом постоянного стресса, внутренних переживаний, злости на себя становится аутоагрессия. Токсичная атмосфера в семье приводит к селф-харму – нанесению физического вреда самого себе в виде порезов, царапин, отказа от еды, воды, необходимого лечения. Явление разрушительное и в психологическом, и в физическом планах.

15. Хроническая депрессия и суицид

Подавление чувств доводит человека до хронической депрессии, иногда в тяжёлой форме. Как следствие, мысли о суициде частые гости в голове человека, пережившего насилие.

Как развивать и воспитывать детей, не применяя насилие

Используя природное желание ребенка учиться и понимая врожденные свойства его психики, особенности и таланты, процесс развития и воспитания можно сделать очень увлекательным и эффективным, если освоить навык вовлечения ребенка в образовательные и развивающие процессы. Именно вовлекать, а не заставлять, наказывать и пугать.

Понимание, что у людей с разными свойствами психики разные приоритеты, в том числе в еде и напитках, разная потребность не только в продолжительности сна, но и во временных промежутках дня и ночи — все это может полностью нивелировать поводы для насильственных действий. Кому-то важна дисциплина, а кому-то важна тишина. Важно понимать особенности процесса воспитания детей в семье, в садике, в школе, во дворе, в детских организованных коллективах. Отличать естественное ранжирование детей от проявления насилия друг к другу. Понимать важность своевременной социализации детей — посещение садика и других детских развивающих учреждений.

Прекрасным дополнением к этому может стать использование наглядно-действенного мышления и эмоционального заражения личным примером в привитии детям навыков, которые хотим развить — чтение книг, семейные ужины в теплой доверительной обстановке. Приобретенные в детстве навыки определяют то, из чего будет соткана жизнь человека — из любви к людям или из ненависти и злорадства к ним, из приоритета человеческой жизни или жизни собачек и кошечек.

Прервать поток всех видов насилия над детьми возможно при условии осознания людьми всей масштабности этой проблемы и желания исправить эту ситуацию. Люди, которые сейчас применяют насилие к детям, сами являются жертвами насилия. Иначе бы у них не было склонности к совершению насильственных действий над своими детьми.

В настоящее время с помощью знаний тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» возможно устранить психотравмы, полученные как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии, и значительно улучшить качество своего психического состояния.

«… Сейчас моему сыну 10 лет. До 4 лет он говорил простыми звуками: мама, баба, му, гав, ням и т.д. Из 33 звуков (букв) он не выговаривал 28. Были усиленные занятия с логопедом, а результаты плачевные: с первых уроков отставание в развитии речи, отставание в письме, чтении. На стихи из двух четверостиший уходили целые выходные. Целый ком проблем и вопросов, который нарастал и нарастал… Я очень переживала, мельтешила, повышала на сына голос, думала, смогу докричаться до него… требовала соображать быстрее, быстрее… Тормоз, думала я, весь в отца… Я кричала каждый день как ненормальная и не могла остановиться… В итоге во втором классе он стал заикаться.

…После прохождения тренинга у меня невероятные результаты. Я и не предполагала, что жизнь меняется легко и просто с первых лекций. Моё состояние изменилось!
У меня больше нет страхов, фобий и прочих негативных состояний и больше не будет никогда. Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости…»

Более подробно узнать о том, что необходимо делать, чтобы вырастить счастливых и реализованных детей, понять причины насилия над детьми и как устранить последствия насилия, перенесенного в детстве, как искоренить все виды насилия над детьми в семье и социуме, можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Галина Кузьменко
Редактор Янина Буракова
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Видео (кликните для воспроизведения).

28 Фев, 2019 Комментариев: 2 Просмотров: 972
Теги: Всё о детях психология

Источники

Литература


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Почему происходит насилие над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here