Почему необходима защита прав ребенка

Эссе «В чем смысл права ребенка на защиту?»

Ольга Сингилеева
Эссе «В чем смысл права ребенка на защиту?»

Эссе

В чем смысл права ребенка на защиту?

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 99» г. Саранск

«Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» очень актуальная тема в современном мире. Ведь право человека — это возможность что — либо делать, поступать определенным образом, иметь что – то. Каждый ребенок рождается, чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. В Конвенции о правах ребенка сказано, что родители несут ответственность за ребенка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается самыми любимыми взрослыми – мамой и папой.

Ребенку порой приходится терпеть издевательства со стороны родителей, например. Я была свидетелем такой «картины». Мама в детский сад вела ребенка рано утром. Мальчик очень сильно плакал и сопротивлялся. В ответ на его крики следовала нецензурная брань и подзатыльники. А что будет дальше, когда он повзрослеет? Ребенка критикуют, оскорбляют, унижают или даже бьют. Что ему делать? Дети становятся беспризорниками или даже погибают по вине безответственных взрослых. Бывают семьи алкоголиков, где дети вообще голодают или их пичкают таблетками, чтобы те спали и не мешали пить водку. Любой человек имеет право на защиту. А если ребенка бьют до кровавых синяков? И такое бывает. Беда в том, что дети вряд ли знают, что получить защиту возможно. А даже если и знают, то сами себе помочь не могут никак. Для этого ребенок должен хотя бы решиться и рассказать кому-то о своей проблеме. А что если он не понимает, что его права нарушаются и он живет с этим, считая что так должно быть? Тогда только кто-то взрослый, неравнодушный может помочь ему улучшить положение.

Таким образом, если ребенок будет с самого детства знаком со своими правами, то ему удастся реализовать себя и все намеченные планы и цели, вне зависимости от того, испытывал ли он трудности в детстве или нет. Именно неоспоримые права ребенка должны защищать его от небрежного и жестокого отношения, а также эксплуатации.

Акция «Права ребенка» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33 «Звёздочка» села Александровского АКЦИЯ «Права Ребенка».

Досуг «Права ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» КОНСПЕКТ ДОСУГА «ПРАВА РЕБЕНКА».

Фотоотчет о занятии на тему «Права ребенка» Дети — это грядущее страны. И от того, как происходит забота о подрастающем поколении, зависит будущее нашего общества. Я провела занятие.

Игра «Права ребенка» Цель игры: Дать детям элементарные представления и знания о правах ребенка. Кубики способствуют развитию наглядно-образного мышления и.

Конспект занятия «Права человека и ребенка» Педагогические цели: создать условия для ознакомления детей с правами человека, Днем прав ребенка, Днем защиты детей; способствовать развитию.

«Права ребенка». Консультация для родителей Права и обязанности родителей Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Важнейшим среди родительских прав и.

Консультация «Защитим права ребенка» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также.

Права ребенка в семье «Права ребёнка в семье» Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Дошкольное детство.

Конспект занятия на тему «Права ребенка» Конспект занятие на тему:«Права ребенка» (старший дошкольный возраст) С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда.

От чего или от кого надо защищать детей?

Егор Дьячков, комплектовщик:

— Порой — и от собственных родителей, как это ни печально. Есть немало родителей, которые портят жизнь своим детям. Или гиперопекой, или, наоборот, недостатком внимания и равнодушием. И непонятно, что хуже. А если есть правильные, адекватные любящие родители, то защищать особо ни от чего не надо. Ребенок защищен своей семьей.

Мария Амосова, продавец-консультант:

— Защищать детей нужно всегда! От всего! От любых, даже гипотетических рисков. А праздник День защиты детей — это напоминание, что есть дети незащищенные и ненужные (без семей). Государство и мы все должны им помочь встать на ноги и стать уверенными в будущем.

Антон Яров, менеджер по работе с клиентами:

— Государство должно помогать родителям создать ребенку счастливое и обеспеченное детство. То есть защищать от голода, нужды, насилия над детьми. Родители должны защищать от неправильного отношения к жизни, к окружающим, к себе самому.

Максим Федоров, охранник:

— Защищать надо от агрессии, транслируемой на улице, по телевизору, в Интернете. От бескультурья. От тяжелых эмоциональных и моральных перегрузок в школе и даже — в детском саду. От насилия в семьях. От безразличных родителей.

Лариса Кузнецова, швея:

— От родителей-алкоголиков, от педофилов, от негатива с экрана телевизора, от хамства взрослых. Надо сеять в детях чистое, светлое, разумное.

Лидия Кузьмина, пенсионерка:

— Детей надо прежде всего ограждать от вредного влияния их окружения. От беспризорности, наркомании, асоциальных явлений в семье и обществе.

Защита прав ребёнка. или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.
консультация на тему

Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости, не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто виноват? Почему одни поступки считаются хорошими,а другие плохими.Наша задача владеть необходимыми знаниями,чтобы ответить на данные детские вопросы.

Читайте так же:  Неуплата алиментов административная ответственность статья

Скачать:

Вложение Размер
zashchita_prav_rebenka.docx 19.17 КБ

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.


Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Резюме.

  1. Вам и вашему ребенку полезно ознакомиться с правами, основные из которых прописаны во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
  2. При составлении семейного договора полезно учитывать и прописывать права детей.
  3. Гарантом соблюдения прав является инициатор договора.
  4. При нарушении прав человек становится беспомощным.
  5. Ответственность у ребенка является следствием умения отстаивать свои права, не нарушая права других людей.

Ромина Ирина, специалист по связям с общественностью и СМИ

Права ребенка и их защита в России

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_konventsiya_o_pravah_rebenka.docx 302.55 КБ

Предварительный просмотр:

Защита прав ребенка…или Что мы знаем о Конвенции о правах ребенка.

Каждый маленький гражданин нашей страны прибегает к помощи взрослого в случае возникновения проблем. В силу своей физической, психологической и умственной незрелости ребенку сложно понять, кто в определенной ситуации прав, а кто виноват, почему одни поступки считаются хорошими, а другие — плохими. Для ответа на эти вопросы нам, взрослым, необходимо знать всё о правах детей, о документах, защищающих интересы маленьких жителей «БОЛЬШОГО» города.

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества .

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.
Читайте так же:  Процедура оформления опеки над ребенком

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Зачем защищать права ребенка? Конвенция прав ребенка.
материал

Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой проблеме. Об этом могут свидетельствовать многочисленные акции против абортов, празднование таких праздников, как Международный день защиты детей и Всемирный день ребенка. Огромное количество детей живут в условиях насилия, эксплуатации и жестокого обращения. Во всем мире стараются найти решение данных проблем. Существуют различные правовые документы, определяющие права детей. Примером такого документа является Конвенция о правах ребенка. В этой Конвенции прописаны такие права ребенка, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей, право на образование, право на выражение своих взглядов. Каждое правовое государство старается обеспечить выполнение этих прав. Чтобы права ребёнка были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы ребёнок знал о них и умел себя защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность.

Что же такое право? Какие права имеет ребенок? Что значит соблюдать их?

Права ребенка (человека до 18 лет) – это свобода самостоятельно или при поддержке родителей удовлетворять свои потребности; это равенство возможностей вне зависимости от каких-либо особенностей: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения.

— Какие права есть у детей? – спросили мы горожан. Ответы были такими:

  • Бесплатно учиться в школе. И желательно, чтобы бесплатно питались они в школе.
  • Право принимать самостоятельно решения, делать какие-то выводы. Право на свободу.
  • У ребенка должны быть все права, как у любого человека.
  • На образование. На занятия спортом. На детство…

В современном обществе родители о правах ребенка в основном не задумываются. Почему не задумываются? Потому что жизнь стала очень защищенной: у нас имеются квартиры, горячая и холодная вода, продукты в магазине. В итоге все обязанности по дому родители, в общем-то, могут выполнять сами.

И у детей остается одна функция – учеба. Но дело в том, что когда подростку все время говорят «Только учись!» — дети абсолютно не учатся. А в тех семьях, где подростки знают о своих правах, о том, что им важно учиться, им важно позаботиться о семье, что они отвечают за это; они отстаивают какие-то свои позиции, могут беседовать с родителями, — в таких семьях все течет гармонично.

К слову, права ребенка записаны в Конвенции о правах ребенка. Например, ребенок имеет право на жизнь, право на родительскую заботу.

Есть базовые права у каждого человека. Это права на территорию, на собственность, на безопасность.

Есть неотъемлемые права – на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность. Об этом многие взрослые знают. Но есть и такие права, которые не воспринимаются родителями как право и даже вызывают удивление: «Неужели такое право есть?». Это, например, право на ошибку. Право изменить свое мнение. Право на выбор. Право на осознанное принятие решения. Право сказать «нет» — или согласиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть, конечно, родители, которые соблюдают права детей.

Но подчас мамы и папы забирают часть прав своего ребенка – из серии: «Мама лучше знает, что ребенку надо». Или позиция бывает еще более жесткой: «Вырастешь – и скажешь свое веское слово. А так – твой номер 16-й, твое место под лавкой».

Вся беда в том, что в этом случае ребенок никогда не научится высказывать свое мнение, да и иметь его не будет.

[1]

Бывает и наоборот: мамы и папы считают ребенка главным в семье и пляшут под его дудку.

— Родители отдают часть прав своим детям, — продолжает Ирина Викулова. – Жертвуют своими интересами ради детей. Что происходит в этом случае? Дети начинают меньше уважать родителей. Чувствуют безграничность своих прав и вырастают деспотами.

В общении с детьми (как и вообще в жизни) важно уметь правильно расставить границы – на что я имею право, на что – ты. И научиться жить, не нарушая прав других. Это и называется взаимным уважением.

Вот типичная для некоторых семей ситуация: все решили куда-то ехать; а ребенок узнает об этом последним. Здесь было нарушено право выбора, право на собственное мнение. А именно родитель должен быть гарантом соблюдения прав – так же, как президент страны гарантирует исполнение Конституции. Главное – уметь договариваться. Все договоренности лучше закреплять на бумаге – и соблюдать эту семейную конституцию.

Помните, мы спросили взрослых – какие права есть у детей?

А теперь зададим этот же вопрос самим детям:

Какие права у вас есть?

  • Я считаю, что мы уже сформированные личности, и можем высказывать свои мнения по волнующим нас вопросам.
  • Мы имеем право на свободное хождение по школе. Делать домашние задания без сопровождения учителя или воспитателя.
  • Если тебе подарили на день рождения деньги – потратить их, как хочешь.
  • Право на жизнь. Право на получение образования.
  • Право на образование – это самое главное право в жизни.
  • Так ответили ученики старших и средних классов. А вот мнения тех, кто помладше:
  • Учиться!
  • Отдыхать!
  • Веселиться!
Читайте так же:  Алименты первая очередь взыскания

К сожалению, права ребенка нарушают не только родители, но и педагоги. Вот лишь одна ситуация:

Дочь ярко покрасила прядь волос, — рассказывала мама старшеклассницы, — и учительница при всем классе назвала ее проституткой. Я считаю, что это грубое нарушение прав ребенка. Что можно здесь предпринять?

— Замалчивать эту ситуацию, делать вид, что ничего не произошло, — не стоит, — говорит психолог службы «Восхождение» Зоя Кудряшова, руководитель проекта «Территориальная социальная служба». – Потому что никто не знает, как это может отразиться на ребенке. Но если сейчас, при нарушении прав, ребенок сглотнул эту обиду, то, возможно, в будущем его права будут нарушаться снова и снова. Кроме того, человек, который нарушает права другого, не всегда знает о том, что он их нарушает. Поэтому имеет смысл маме или папе прийти к учителю – с девочкой или одним, как договорятся дома, в семье, — и поговорить. Здесь важно не перейти на эмоциональный уровень – на обвинения и т.п. И, возможно, учитель согласится принести личные извинения подростку.

Пожелаем и всем ребятам знать свои права и уметь их отстаивать. А взрослым – быть гарантами этих прав.

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Предварительный просмотр:

Что такое Конвенция о правах ребенка?

Это международный договор, который утверждает признание ребенка как полноценной личности, у которой есть права. Конвенция признает за ребенком весь комплекс социально-экономических, гражданских, культурных прав человека и направлена на защиту его интересов. Конвенция выделяет детей как уязвимую демографическую группу, нуждающуюся в повышенной защите со стороны государства и мирового сообщества в целом. Конвенция о правах ребенка — это правовой акт, который обладает особым нравственным значением.

История принятия Конвенции

В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана. Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН. Конвенция учреждает Комитет ООН — специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.

25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 — торговли детьми, детской проституции и порнографии. В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка. Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.

Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН — Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.

Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:

  • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
  • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
  • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
  • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).

Конвенция закрепляет 4 основных принципа:

  • недопущение дискриминации;
  • право ребенка на жизнь и достойное развитие;
  • уважение личности ребенка;
  • приоритет защиты интересов детей.

Конвенция о правах ребенка — это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.

В соответствии с 1 статьей Конвенции, ребенком признается человек, не достигший 18 лет, если законом его страны не установлен более ранний возраст наступления совершеннолетия. Ребенок имеет те же базовые права, что и любой человек: на жизнь, здоровье, имя, гражданство, образование, отдых, неприкосновенность личности, свободу, защиту чести и достоинства, выбор языка общения. Кроме этого, у ребенка должны быть следующие права:

  • на игры и проведение досуга;
  • на семью (если ребенок лишился родителей, государство должно заботиться о его опеке);
  • на развитие в соответствие с его способностями и талантами;
  • на помощь со стороны взрослых и государства;
  • на получение особых условий жизни, если ребенок родился с ограниченными возможностями.

Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, — это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.
Читайте так же:  Как получить квартиру от государства матери одиночке

Защита прав детей

Конвенция о правах ребенка — это международный договор, в соответствии с которым государства берут на себя обязательства по защите детей. Государство, участвующее в Конвенции, обязано бороться с детской смертностью, помогать женщинам во время беременности и после рождения ребенка. Эти обязанности проистекают из принципа охраны материнства и семьи. Ребенка нужно защищать:

  • от насилия;
  • от использования его труда, если это препятствует обучению;
  • от вовлечения в наркотическую зависимость;
  • от торговли детьми, похищений;
  • от информации, вредящей его нормальному развитию;
  • от войны (несовершеннолетние не могут призываться на фронт);
  • на более мягкое наказание в случае совершения им преступления.

Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.

Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.

На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.

Рассмотрение сообщений Комитетом

Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение — это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:

  • не анонимное;
  • оформлено в письменном виде;
  • совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
  • поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
  • достаточно обосновано;
  • исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
  • сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.

Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба. Основной принцип разрешения конфликтов — это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией. Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.

Защита прав ребенка в России

Конвенция о правах ребенка в России вступила в силу 13 июня 1990 г. Во исполнение требований Конвенции в 1998 г. был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Он развивает положения Конвенции и Конституции РФ о правах ребенка. При содействии Детского Фонда ООН и Министерства труда в 1998 г. в России появилась должность Уполномоченного по правам ребенка. Изначально эта должность была введена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калужской, Волгоградской, Новгородской областях. В 2005 г. уполномоченные по правам детей России заключили соглашение о сотрудничестве и создали Ассоциацию. На сегодняшний день институт детского омбудсмена развивается не только на уровне субъектов РФ, но и образовательных учреждений, муниципальных образований.

В 2009 г. была создана должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ. Первым на эту должность был назначен Алексей Головань, который до этого был детским омбудсменом от Москвы. На данный момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

В 2009 г. появился Детский Общественный Совет при Уполномоченном по правам ребенка. Он действует на общественных началах и занимается вопросами, касающимися прав и законных интересов детей.

[2]

Законодательство РФ о правах ребенка

[3]

Права детей в РФ впервые были закреплены в Семейном кодексе. Они перечисляются в 11 главе — права несовершеннолетних детей:

  • Право на жизнь в семье, получение воспитания.
  • Знать родителей, общаться с ними и остальными родственниками. Если родители развелись, ребенок не утрачивает право на общение с ними обоими.
  • Право на защиту. Ее должны осуществлять родители, законные представители, а в определенных случаях — суд, прокурор, орган опеки.
  • Право на выражение своего мнения. Родители должны принимать решения, касающиеся интересов ребенка, с учетом его точки зрения. Если в судебном разбирательстве затрагиваются права ребенка, он вправе быть выслушанным.
  • Право на фамилию, имя, отчество.
  • Право изменить фамилию, имя, отчество.
  • Право владеть имуществом и получать его по наследству.

Также в России действуют следующие законы, направленные на защиту прав детей:

  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, каждый человек может защищать свои права любыми способами, не запрещенными законом. Ребенок в силу своей незрелости не всегда способен самостоятельно отстаивать собственные права и свободы. Ст. 56 Семейного кодекса РФ говорит о том, что ребенок может самостоятельно обращаться в орган опеки, если считает, что родители (или лица, их заменяющие) нарушают его права. С 14 лет ребенок может обратиться в суд. Государство обязано помогать ребенку, если его родители не исполняют свои обязанности по воспитанию должным образом или злоупотребляют правами.

Согласно ст. 64 Семейного кодекса, родители являются представителями детей на основании закона. Поскольку ребенок обладает неполной дееспособностью, некоторые юридически значимые действия за него осуществляют родители. Они осуществляют защиту интересов ребенка в отношениях с гражданами, юридическими лицами, а также в суде. Для этого родителям не нужны специальные полномочия (доверенность) — они являются представителями в силу закона.

Лицами, заменяющих родителей, являются усыновители, попечители, опекуны. Они выступают в качестве законных представителей. Если таковые лица отсутствуют, обязанность по защите прав ребенка возлагается на прокурора, суд, орган опеки.

Орган опеки и попечительства принимает сообщения от граждан и должностных лиц о нарушениях прав ребенка. Помимо этого, орган опеки может контролировать некоторые действия законных представителей. Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ, опекун не может совершать сделки, направленные на уменьшение или отчуждение имущества подопечного, без согласия данного органа. Попечитель не может давать подопечному одобрение на совершение таких сделок без согласия органа опеки.

Читайте так же:  Статистика с кем остается ребенок после развода

Таким образом, в Российской Федерации существуют правовые механизмы для выполнения требований Конвенции о правах ребенка.

Права ребенка. Почему необходимо их соблюдать? | автор: admin | 24 сентября 2016 |

Соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит и его развитие, воспитание в нем ответственности – в противовес социальной беспомощности.

Соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит и его развитие, воспитание в нем ответственности – в противовес социальной беспомощности.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Прокуратура

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Источники

Литература


  1. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.

  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
Почему необходима защита прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here