Отношение церкви к внебрачным детям

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна (1993-2011гг.)

  • БАЙСТРЮК незаконнорожденный ребенок
  • БЕЗДЕТНОСТЬ (см. БЕСПЛОДИЕ
  • БЕРЕМЕННОСТЬ
  • БЕС(Ы) (см. также ДЬЯВОЛ)
  • БЕСПЛОДИЕ
  • БИБЛИЯ (см. также СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ; ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, НОВЫЙ ЗАВЕТ)
  • БЛАГО
  • БЛАГОДАРНОСТЬ
  • БЛАГОДАТЬ
  • БЛАГОСЛОВЕНИЕ
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (см. ПОМОЩЬ)
  • БЛИЖНИЙ(Е)
  • БЛУД (БЛУДНЫЙ ГРЕХ) см. ВНЕБРАЧНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО
  • БОГ

БАЙСТРЮК незаконнорожденный ребенок

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак — это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство — это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, — когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Правовой статус незаконнорожденного ребенка в Российской империи

Права незаконнорожденных детей были крайне ограничены долгие века. Такой ребенок не мог наследовать имущества отца и матери, не имел отчества и фамилии. К нему было отвратительное отношение всех родственников. Незаконнорожденных детей старались отдать в ученики, отправить к дальней родне, отдать в рекруты.

Вместо отчества указано «Незаконнорожденный» в ревизской сказке Черниговской губернии

Фамилия и отчество

Незаконнорожденные дети получали фамилию от восприемника. Либо с согласия отца незамужней девушки, младенцу давали дедову фамилию.

Отчество детям было не положено, писали «Внебрачный», «Небрачных», «незаконнорожденный». В некоторых приходах указывали отчество «Богданович» (Богом данный).

Незаконнорожденные дети девиц из Новгородской губернии. Указаны отчества «Богданович» ГАНО Ф.480-Оп.2, Д.4, л.25

Внебрачные дети высшего света

Что касается высшего сословия, то их дети получали обрезанную фамилию богатого отца (Трубецкой — Бецкой) или фамилию от названия имения/местности проживания. Воспитывались такие дети почти всегда в приемной семье.

Бывали случаи, когда ребенка, рожденного от дворовой девки дворянин брал в свой дом, воспитывая наравне с законными детьми. Можно представить, как была «довольна» в этой ситуации официальная супруга.

В целом, осуждения за таких внебрачных детей не было. Помещики и дворяне считали этот процесс естественным. А вот женщин, родивших таких детей, оскорбляли и унижали, считая их недостойными.

Менялись времена, несмотря на недовольство церкви внебрачные дети стали приобретать права. В 1801 году вопрос официального признания незаконнорожденных рассматривался императором Александром 1.

Законные незаконные дети

Началось всё с того, что некоторым персонам, подавшим ходатайства об официальном усыновлении, указом императора было позволено внести изменения в метрическую запись о рождении. Случившиеся прецеденты вызвали огромное количество таких же ходатайств.

На что император Александр 1 оставил за собой право решать удовлетворять ли такие ходатайства. Было разрешено одобрять ходатайства только лицам, которые имеют заслуги. Император аргументировал это тем, что разрешение на узаконение внебрачных детей вызовет «массовое падение нравов».

Считалось, что в страхе обречь своих детей на бесправное существование, люди сто раз подумают, прежде чем вступить в распутную связь (что не особо-то работало).

Узаконенный внебрачный ребенок. Указаны имена родителей, вступивших брак. Указано, что девочке присвоена фамилия и отчество по отцу.

Закон 1891 года

После решения Александра I прошло еще 90 лет, в течение которых обсуждался вопрос внебрачных детей, завершившийся в итоге дополнением к Своду законов Российской империи в 1891 году. Принятые дополнения разрешали узаконивать внебрачных детей, но не рожденных в результате прелюбодеяния. Требовалось подтверждение отцовства (свидетели и письменное заявление отца о признании ребенка).

Процедура была следующая: родители вступали в брак, подавали заявление в суд на признание внебрачного ребенка законным (в течение года с момента регистрации брака). Суд принимал положительное решение, в актовую запись о рождении вносилась специальная отметка об усыновлении незаконнорожденного ребенка.

Справка о признании родившегося вне брака ребенка законным, после свадьбы его родителей. Такие документы прикладывались к метрическим записям за разные годы после закона 1902 года.

Но я бы рекомендовал в этом каяться на исповеди.

В Социальной концепции же сказано «нисходя к немощам», а не «это здорово, давайте будем все предохраняться». То есть: ребята, если по-другому не получается, давайте будем вот так.

Золотое правило каждого духовника должно быть по примеру пословицы – что немцу смерть, то русскому здорово, – что одному прихожанину страшный грех, для другого это уже добродетель. Приходит, например, человек на исповедь, говорит: «Батюшка, я творог ел постом». Для одного, умудренного опытом монаха, это будет серьезный грех. Для юноши или девушки, впервые приступивших к посту, это будет уже большой шаг вперед и добродетель. То же самое – для человека, который вместо того, чтобы заставлять жену пользоваться спиралью, сходил в аптеку и купил презервативы.

Здесь нужно очень индивидуально подходить к людям. Они все находятся в очень разном духовном состоянии.

Отношение церкви к внебрачным детям

Календарь Молитвослов Библия

  • 21.06.2017
  • 0 комментариев
  • Snegirev
  • Рубрика: Вера
Читайте так же:  Лишение родительских прав носит

Дети, рожденные вне официально зарегистрированного в ЗАГСе брака, обречены на множество испытаний и болезней, попущенных Богом в качестве наказания их родителей за грех блуда или прелюбодеяния (супружеская измена). Почти всегда. Но намного больше ждет испытаний и болезней их родителей. Рано или поздно. Сменить «гнев» Бога на милость можно только Исповедью обо всех нарушениях заповеди «Не прелюбодействуй» каждого живущего родителя. И последующим участием их в таинстве Причастия. А затем обязательно Причащение каждого ребенка. Но только начало полноценного послушания Богу родителей, впавших в блуд, избавит окончательно не только членов нынешней семьи, но и их потомков от повторения нарушения этой и множества других заповедей. И семья получит благословение Бога на продолжение ее рода. В душевном и более или менее телесном здравии. Здоровье зависит полностью только от воли Бога. И будет всегда Его даром. И быстрее всего обретется уже в регулярном Причастии. Намного более частом, чем один раз в месяц.

Послушание Богу заключается в начале участия каждого члена семьи в Исповеди и Причастии, начиная с тех, кто впал в страсть блуда, от нескольких раз в год к намного более регулярному. И обязательно участие их детей в таинстве Причастия, чтобы оградить от страстей-бесов, живущих в душах родителей и так сохранить души детей намного более чистыми, такими же детскими и близкими к Богу. От страстей-бесов, живущих в родителях, страдают больше всего их собственные дети. И многие из них передаются им как заразная болезнь, если дети не участвуют в таинстве Причастия. Кроме этого, родители обязаны начать поститься и молиться, постепенно обучаясь ежедневной молитве и соблюдению всех постов Православия. И должны отдать таким образом свой долг Богу. Для людей, не крещенных в Православии, самый лучший выход — это принять православное Крещение и начать точно так же учиться слушаться Бога, участвовать в таинствах, соблюдать посты и ежедневно молиться.

Но если взрослые или подростки, впавшие в блуд, начнут искать ошибки своих родителей и поддаваться на обвинения в своих грехах кого-то, то будут обучены Богом забыть про это. И Он убедит их смотреть на себя и прежде всего искать бесовские обиды на родителей и других старших и грехи по отношению к ним, раскаиваться в этом и исправляться. И прибегать к Исповеди и Причастию, а не рассчитывать, что оставление греха или раскаяние только в душе приведет к избавлению от испытаний и к не повторению грехов. За самонадеяние и не раскаяние в Исповеди и без причащения Бог часто попускает повторение одних и тех же грехов. В том числе и блуда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ВАЖНО.
Необходимо знать, что ответственность за каждого члена семьи лежит прежде всего на муже. А затем на жене. Поэтому, до тех пор пока не пойдет на Исповедь и Причастие впавший в блуд муж, вся семья будет страдать от страстей-бесов, живущих в его душе и теле. И точно так же для жены. Временные увлечения кем-то другим во время брака, даже которые не привели к интимным отношениям — это такое же нарушение заповеди «Не прелюбодействуй». И последующее наказание-обучение Бога. Пути исправления — те же самые. Если муж или жена упорно не идут на Исповедь, то мириться нельзя. Те из близких, кто понял, что необходимо слушаться Бога, должны сами начать регулярно исповедоваться и причащаться, поститься и молиться. За послушание Себе Бог исправит и близких. Со временем. В этом случае такую самую важную ответственность за семью перед Богом могут взять на себя их дети, бабушки, дедушки, тети, дяди и другие близкие или даже дальние родственники. Такой подвиг и жертву для Бога Он примет и поможет тем, о ком сострадает этот человек. И хочет исправления впавших или впадающих в блуд его родственников. А наибольшей жертвой в такой семье является отдать себя полностью на служение Богу — принять монашество. И стать молитвенником за свою семью.

Читайте так же:  Установление и оспаривание отцовства материнства определяются

Брак, заключенный после интимных отношений до него, не избавляет от греха блуда. И от страстей, живущих в этих людях. И все описанное выше полностью касается мужа и жены, их детей и потомков.

Так же важно знать, что люди, которые имеют нераскаянные блудные грехи в Исповеди, знают о такой необходимости, но не идут на Исповедь и Причастие, навлекают на себя намного большие испытания от Бога.

[2]

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» — Евангелие.

Незаконнорожденные дети (внебрачные) в Российской империи

Незаконнорожденные дети в Российской империи были частым явлением.

«От любви и обреченности»

Живущая без мужа солдатка тоже хотела любви и ласки, глядя на полноценную семейную жизнь родственников мужа. Именно это желание толкало ее к случайной связи, которая нередко приводили к беременности.

Солдатка понимала, что ничем хорошим закончится для нее эта беременность не может. Поэтому нередким было прерывание беременности. Рожденный же ребенок в наибольшем числе случаев был обречен на унижения. Его не принимали родственники, оскорбляя и унижая ребенка и мать.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил — и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, — родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, — и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

Батюшка Дмитрий Смирнов

Дими́трий Никола́евич Смирно́в (7 марта 1951, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви (митрофорный протоиерей), церковный и общественный деятель. Настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области.
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями (2011—2013), Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, сопредседатель церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии, председатель комиссии Московской патриархии по реализации предметов религиозного содержания в Московском метрополитене.
Основатель и лидер проекта «Отдельный дивизион» — православного движения, занимающегося защитой семейных ценностей, противодействием ювенальной юстиции и борьбой с абортами.

Родила вне брака, переживаю за ребенка. Как быть?

Вопрос читателя:

Доброго времени суток. Я родила ребёнка, будучи не замужем, во грехе. Аборт не собиралась делать. Переживаю о судьбе малыша, постоянно корю себя за это. Как быть? Осознаю, что тяжкий грех, но всё уже свершилось. Мне вообще говорили, что, возможно, детей не будет. А когда беременность случилась, врачи развели руками. Говорят, что Бог послал мне ребёночка. Но я так не считаю из-за того, что не замужем. Отец отказался. Я виню только себя.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемая Ирина, ребенок у Вас уже есть, теперь Ваше дело как мамы — позаботиться о нем. Если говорить о грехе, то есть неправильном выборе, он, в первую очередь, в том, что Вы были вместе с мужчиной вне брака. Но Вы очень хорошо сделали, что даже не думали об аборте — второго неправильного выбора в жизни Вы не совершили, и слава Богу. Теперь у Вас есть малыш, Вы правильно переживаете его о судьбе — любая нормальная мама об этом переживает. Чтобы помочь ему, чтобы можно было молиться о Вашем ребеночке церковно, чтобы он не был отлучен от тех благ, который даровал нам Господь, непременно покрестите малыша, приходите в храм, молитесь о ребенке, причащайте его так часто, как только возможно. Постарайтесь сами молиться и прибегать к церковным Таинствам — это поможет Вам разобраться в жизни и, помощью Божией, справляться со всеми жизненными ситуациями.
Читайте так же:  Закон о домашнем насилии текст законопроекта

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Когда у нас в жизни происходит что-то не очень хорошее, не нужно искать конкретной причины, но задуматься о жизни в целом стоит.

По строгому уставу женщине, у которой случился выкидыш, рекомендуется годичная епитимия. (За блуд или убийство человеку положена 20-летняя епитимия). Другое дело, что никто эти епитимии сейчас на практике не накладывает.

Повторяю, случившееся – безусловно, повод задуматься о жизни, сходить на генеральную исповедь, повод супругам переосмыслить в том числе и свои отношения. Но не причину искать.

Запись в метрической книге

Запись о рождении внебрачного ребенка отличалась отсутствием информации об отце ребенка.

Сведения о матери в метрической книге были полные: сословие, из какой местности, фамилия, имя, отчество, вероисповедание, иногда даже возраст указывали, замужем или нет.

В метрической записи делали специальную отметку под именем ребенка — внебрачный или незаконнорожденный.

Официальный приходской сайт

Подкидыши

Стремясь избавиться от внебрачного ребенка женщина могла уехать в другое село или город, там родить и подбросить младенца к церкви, воспитательному дому или к воротам жилого дома.

Детей и внуков солдат приписывали в кантонисты. Зная об этом, солдатки иногда прятали детей, подкидывали их в чужие дома, стараясь уберечь от гибели на войне. Особенно, если супруг-солдат погиб.

1.02.1920 год. Ходатайство. Хрепельский совет просит Губернский Комитет приютить двух месячного незаконнорожденного ребенка, у которого умерла мать. В виду его без исходного положения еще раз напоминаю о принятии ребенка в какой-либо приют. Т.к. он в настоящее время воспитывается у граждан по очереди. ГАНО.

Не обращать внимания?

Если ты идешь по улице и к тебе кто-то пристал, что-то тебе сказал, и то очень сложно не обратить внимание. А уж если священник сказал то, о чем говорили выше, не обращать внимания невозможно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другое дело, что не нужно загонять себя в отчаяние, в чувство вины. Так или иначе, случившееся стоит осмыслить. Другой вопрос, что я бы всё-таки советовал вообще людям уходить от позиции, согласно которой с тобой случается что-то, потому что ты сделал нечто конкретное. То есть, конечно, в нашей жизни бывает прямая связь: человек бегал через дорогу, его сбила машина. Но мы знаем, что машины сбивают не только тех, кто ходил в неположенном месте. Машина может врезаться в то место, где человек спокойно стоит на остановке в ожидании автобуса. Его может сбить, в том числе, пьяный священник…

Предохранение – грех или не грех?

Всё-таки христианам в случае, если они не хотят зачатия ребенка, предписывается воздержание. Но Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что, по снисхождению к человеческим немощам, Церковь допускает, если люди не могут воздерживаться, пользование неабортивными противозачаточными средствами. Ведь рождение детей есть не единственная цель брака и не единственная цель интимных отношений, главнейшая цель брака и интимных отношений – любовь.

Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5).

Для наглядности приведу пример: я съел за завтраком четыре бутерброда с сыром. Когда ел первый, чувствовал: второй надо съесть обязательно, а вот когда ел третий, чувствовал: стоит остановиться. Четвертый точно был лишним. Согрешил, каюсь. И что теперь, как жить дальше? Может быть, с понедельника вообще не есть бутербродов с сыром, чтобы точно не грешить? Но я, как человек не в смысле духовно опытный, а уже достаточно старый, знаю, что если вообще не буду, например, есть сыр, то получится только хуже.

Когда Церковь говорит в Социальной концепции о снисхождении к немощам, она говорит о том, что если ты начинаешь полностью воздерживаться и получается хуже, то лучше всё-таки пользуйся контрацептивами.

Блуд родителей — гибель детей

1. Делали аборты.
2. Участвовали в разрушении церквей и монастырей.
3. Поражены пороками блуда и содомии.
4. Будучи педагогами, воспитывали детей в атеизме.
5. Будучи медработниками, делали аборты и применяли методы против деторождения.
6. Будучи работниками СМИ, проводили пропаганду против деторождения.
7. Не любили своих детей.
8. Пьют, воруют.

Поделиться:

Православный календарь

Великая Суббота. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931).

Литургия св. Василия Великого.

@Утр. – Ап. составной: 1 Кор., 133 зач., V, 6–8; Гал., 206 зач., III, 13–14. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66. Лит. – Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1–[email protected]

На утрене – «Бог Господь», похвалы со стихами 17-й кафизмы, на три статии. По кафизме – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма). По 9-й песни канона и малой ектении – «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные псалмы (со слов «Всякое дыхание. ») и стихиры на хвалитех. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже. ». Затем «Премудрость, прости», тропарь «Благообразный Иосиф. ». Тропарь пророчества. Прокимен, паримия, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие (читаются перед Святой Плащаницей). После Евангелия – ектении: полная сугубая «Рцем вси. » и просительная (с молитвой главопреклонения). Отпуст утрени: «Иже нас ради человеков. ». 1-й час.

Читайте так же:  Матвиенко о насилии над детьми

На изобразительных Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается вечерней. Вход с Евангелием. Прокимна нет, но сразу начинается чтение 15 паримий с пением припевов. Затем малая ектения, возглас «Яко Свят еси. » и далее – литургия. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся. ». После Апостола вместо «Аллилуиа» поется «Воскресни, Боже. ». Священнослужители в это время переоблачаются в светлые облачения. Вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть человеча. ». Задостойник «Не рыдай Мене, Мати. ». Отпуст литургии: «Христос, Истинный Бог наш. ». По отпусте поются тропари «Благообразный Иосиф. », «Слава» – «Егда снизшел еси. », «И ныне» – «Мироносицам женам. » (гласовым распевом); молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.

Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в «Богослужебных указаниях»)1.

Священник сказал: «Выкидыш? Сами виноваты!»

У некоторых православных, в том числе и священников, есть привычка легко объяснять сложные вещи. При этом мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, мы заставляем человека задуматься о своей жизни, во-вторых, сподвигаем его бежать в храм, на исповедь.

Протоиерей Максим Первозванский

И это, на первый взгляд, хороший результат. Допустим, голова болит – значит, не о том думаешь; рука болит – не то брал; нога болит – не туда ходил; живот болит – не то ел, ну и так далее.

Получается достаточно беспроигрышная вещь: никто из нас не безгрешен, и человек знает, что он когда-нибудь куда-нибудь не туда ходил, он обязательно когда-нибудь не о том думал, не то брал и так далее.

В результате у священника, давшего подобное объяснение, возникает некий ореол прозорливости и статус человека, который понимает, в чем дело. То есть священник рубанул сплеча, а у спрашивающего или попавшего под его совет возникает ощущение, что этот священник не просто уважаемый, а он разбирается во всех глубоких духовных вопросах, видит человека насквозь, что он прозорливый и от него ничего не скроешь, и вообще надо его во всём слушаться.

С другой стороны, на мой взгляд, эта позиция имеет очень отдаленное отношение к правильной духовной жизни и к тому, как правильно священник должен себя вести.

Незаконнорожденные дети у вдовы

У вдов указывали информацию об их умершем супруге. При этом ребенок признавался законным, если с момента смерти мужа вдовы прошло менее 304 дней.

Вдовам было проще устроить личную жизнь и вступить в повторный брак, чем солдаткам. Поэтому у вдов реже рождались внебрачные дети.

Дети вдовы из Новгородского уезда, Новгородской губернии. У них разные отчества. Незаконнорожденные дети в исповедной росписи 1848 года

Внебрачных детей прятали от людских глаз, чтобы не позорить семью.

Я не берусь давать советы, но мне кажется, что постановка диагнозов, почему в жизни человека происходят те или иные неприятные вещи, – это вообще не наше дело.

В свое время покойный Патриарх Алексий на Епархиальном совете духовенства города Москвы сказал, что многоуважаемые отцы иногда дают советы от Духа Святаго, но чаще от ветра своей головы.

Действительно, среди священников очень много мудрых, опытных людей, которые могут дать хороший совет, неплохо разбираются в жизни, которые обладают серьезным опытом пастырским, но при этом реальных прозорливцев среди нашего брата единицы на всю большую Русскую Православную Церковь. А все остальные, в принципе, не думаю, что имеют право говорить уверенно и однозначно, почему с человеком случилась та или иная неприятность. Это некоторая тайна, которая существует между человеком и Богом.

Более того, большинство неприятностей с нами случаются не потому, что мы плохо себя ведем. Покойный архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) говорил примерно следующее: если ты думаешь, что с тобой случилась какая-то неприятность потому, что Господь тебя наказывает за что-то, то тем самым ты утверждаешь: «Вообще-то я – хороший человек, я достоин награды, а вовсе не наказания, но вот случилась и на старуху проруха, есть у меня такой грех, за это Господь меня наказал. Если бы я этого греха не совершил, то в остальном бы был достоин похвалы и всяческого поощрения от Господа Бога».

А это ведь не так, потому что, если смотреть на всю нашу жизнь в целом, мы, по своим грехам, достойны того, чтобы нам вовсе не жить. Но при этом Господь нас терпит, любит и поэтому, если посылает нам наказания, то ни в коем случае не за что-то, а для чего-то, для какого-то понимания и вразумления и так далее.

Но, как я уже говорил, разобраться в этом может опытный старец, которых единицы на всю Русскую Православную Церковь. А остальные многоопытные и многоуважаемые отцы иереи, игумены, протоиереи, архимандриты и так далее, конечно, обладают большим пастырским и духовным опытом, но не прозорливостью.

Так что помогать человеку, пришедшему с подобной бедой, нужно не такими категоричными советами, а точнее – не такими обличениями, граничащими с подменой нашим человеческим рассуждением Божественного промысла, который, как известно, человеческому рассуждению не поддается. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9), говорит Господь еще в Ветхом Завете.

Незамужняя девица

За незамужнюю девку в Российской империи ответственность несли родители. Поэтому в метрической записи, где матерью новорожденного являлась девица, писали: «Крестьянина Ивана Иванова дочь девка Прасковья Иванова незаконно родила младенца мужского полу».

Метрическая книга часть 1 о родившихся, Новгородская губерния. Внебрачные дети
Читайте так же:  Обиженный внутренний ребенок

Существует мнение, что для спасения девки от позора, незаконнорождённого ребенка поп мог записать на ее родителей, дядьку или других родственников. Якобы, в некоторых приходах на это закрывали глаза. Сложно сказать правда ли это. Возможно, такое могло быть (например, чтобы не портить статистику).

Для помещичьих крестьян в метрической записи указывали имя владельца-помещика, а также статус девицы: дворовая девка, крестьянка, крепостная и т.п.

Солдатка

Солдатка, т.е. жена солдата, находилась в весьма уязвимом положении. Если до рекрутства супруги не успели завести ребенка, то женщина была обречена остаться бездетной. Ведь в рекруты забирали на 25 лет.

Позднее, когда рекрутство было заменено на воинскую повинность, а солдаты смогли получать отпуск и ездить домой, количество внебрачных детей значительно выросло. И вот по какой причине.

Запись о рождении у солдаток внебрачных детей в 1867 году, село Златоустовка, Донецкая губерния.

К женам солдат применялась презумпция виновности. Достаточно было подозрения (соседки, родственников, самого супруга), что сроки нахождения в отпуске солдата и рождения ребенка не совпадают. Доказать, что настоящий отец рожденного ребенка — это отсутствующий солдат было невозможно.

По правилам церковь требовала предоставить справку об отпуске солдата, в случае не предоставления этой справки, ребенка солдатки записывали внебрачным.

Не стоит стараться постигать пути Божии, надо пытаться понять, что делать дальше, как принять сложившуюся ситуацию, и это не вопрос категорических фраз.

Особенно, когда это касается тем, к которым даже в официальной позиции Русской Православной Церкви достаточно взвешенное, серьезное и неоднозначное отношение, как к вопросу предохранения. Если мы почитаем Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, то увидим, что там поднято достаточно много серьезных вопросов и нигде не сказано, что за предохранение родители будут наказаны смертью ребенка.

Ведь потеря беременности – это трагедия, горе. И никому в голову не приходит, например, женщине, которая овдовела, сказать: «Ага, ты мужа не слушалась, поэтому теперь осталась одна». Или родителям, у которых погиб ребенок не во чреве, а уже родившийся: «Это потому, что вы его плохо воспитывали, ругались между собой». Думаю, что в основном священники таких вещей не говорят. Я, по крайней мере, встречаю подобное очень редко.

Так что если священники говорят про причинно-следственную связь потери беременности, они не считают это серьезной утратой, не очень хорошо понимают, что это значит для родителей, не осознают, что это действительно смерть ребенка.

Мне кажется, что наша задача не обличать людей в том, что совершенно неочевидно. Ведь Господь говорит: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1).

Осуждение

Немаловажным фактором в отказе женщины от внебрачного ребенка было осуждение общества. Хотя мужчину, имевшего ребенка на стороне, никто открыто не порицал, кроме церкви.

Церковь считала внебрачные связи угрозой традиционному укладу общества. Развод осуществлялся по причине прелюбодеяния.

Причем на виновника накладывали епитимью (чаще всего это был муж), а второй стороне позволялось вступить в следующий официальный брак.

Правовой статус внебрачных детей в 20 веке

В 1902 году законодательно разрешили признавать законными всех внебрачных детей. Процедура усыновления осталась прежней. Мать могла подать на выплату алиментов.

Возник спор и насчет фамилии узаконенных детей. До 1891 года они получали фамилию восприемника. После разрешили писать ребенка по фамилии матери (если ее отец, т.е. дед ребенка давал свое согласие). А вот после 1891 года при официальном усыновлении ребенок получал фамилию усыновителя.

Незаконнорожденные дети в СССР

Приход к власти большевиков в 1918 году ознаменовался созданием ЗАГСов, которые стали заниматься регистрацией детей. Был издан Декрет, утверждавший основные правила гражданского брака, регистрации детей, а также права и обязанности детей и родителей по отношению друг к другу.

[3]

Запись в книге ЗАГС о рождении внебрачного ребенка Пехенько Михаила. У него указаны сведения только о матери Ульяне Титовне, 23 лет. Отчество у Михаила не указано (написано внебрачный). Незаконнорожденные дети отчество не получали даже после 1918 года.

В 1926 году издан Кодекс, законодательно закрепивший основные положения о семье, детях и регистрации брака. Это упростило процедуру регистрации незаконнорожденных детей. Мать сама называла имя отца в ЗАГС. Мужчине отправляли уведомление, на которое он должен был отреагировать в течение месяца. По истечение этого срока отцовство признавалось официальным, как будто возражений не имеется.

Незаконнорожденные дети после войны

В 1944 году появилась необходимость в издании нового закона. Теперь матери было запрещено подавать в суд для установления отцовства и назначения алиментов на внебрачного ребенка.

В послевоенное советское время большинство детей были безотцовщиной (отцы погибли или пропали без вести на Великой отечественной войне). Особого отношения к внебрачным детям не было. Добровольное признание отцовства поощрялось правительством, но не было обязательным.

Закон о семье был изменен только в 1968 году. Теперь отцовство признавалось через суд только с согласия отца. При этом нужно было доказательство, что внебрачный ребенок находится на его обеспечении.

Семейный кодекс Российской федерации

Принятый в 1995 году Семейный Кодекс утвердил достаточными любые доказательства отцовства. К современным способам доказательства родства отца и ребенка можно отнести ДНК-тест.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам будут также интересны другие статьи по генеалогии:

Источники

Литература


  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  2. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
  5. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Отношение церкви к внебрачным детям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here