Основы защиты прав детей и инвалидов

Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов

Дата публикации: 17.06.2017 2017-06-17

Статья просмотрена: 1517 раз

Библиографическое описание:

Кручкова, Я. А. Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов / Я. А. Кручкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44673/ (дата обращения: 18.04.2020).

Представленная статья посвящена такой важной проблеме современного общества, как потребности детей — инвалидов и возможности, предоставляемые в России лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет. Все нюансы и особенности названого выше предмета исследования закреплены законодательно. Законодательные акты международного уровня и Российской Федерации достаточно чётко регламентирует изучаемый в статье вопрос. В контексте отечественного законодательства автор статьи рассматривает особенности основ нормативно правового регулирования прав детей с ограниченными возможностями. Главными выводами работы стали два основных тезиса: 1. Важно признавать право ребёнка с ограниченными возможностями на равноправие и на полноценную жизнь; 2. Необходимо, чтобы государство гарантировало социальную защиту семьям, имеющих детей-инвалидов, и взяло на себя обязательства обеспечения должных для них условий

Ключевые слова: права детей-инвалидов, социальная адаптация, социальная помощь

Правовое координирование сферы реализации и защиты прав людей с ограниченными возможностями в целом и в частности детей-инвалидов формировалось в течение многих десятилетий. К стержневым документам международного сообщества касаемо прав инвалидов причисляют «Всеобщую декларацию прав человека», которая была принята в 1948 году, и «Декларацию социального прогресса и развития», которую провозгласила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1969 году.

«Всеобщая декларация прав человека» говорит о том, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свойства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «все равны перед законом и имеют право на защиту против любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности» [1].

«Декларация социального прогресса и развития» [2] также включает в себя положения, обращенные на защиту людей с ограниченными возможностями, на предупреждение всякой дискриминации. В числе актов Совета Европы следует отметить «Европейскую конвенцию о социальном обеспечении» [5] и «Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи» [6]. Они включают в себя тезисы о праве каждого человека на врачебную помощь, социальную защиту, профессиональное обучение, труд, жилище, благосостояние. Относясь ко всем людям, перечисленные права распространяются в равной степени и на людей с ограниченными возможностями.

«Конвенция о правах ребенка» включает положение, в котором прописано, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [7]. Таким детям необходимо обеспечивать доступ к услугам в сфере медицинского обслуживания, обучения, в том числе и профессионального, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, доступ к средствам отдыха.

В 1975 году была подписана «Декларация о правах инвалидов» [3]. Она подчеркивает, что люди с ограниченными возможностями должны быть защищены от всякой эксплуатации, они обладают правом на уважение их человеческого достоинства, на меры поддержания их самостоятельности как можно в большей степени.

Права людей с ограниченными возможностями с умственными недостатками на медицинскую и социальную реабилитацию прописаны в «Декларации о правах умственно отсталых лиц», которую подписали на Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 году [4]. Согласно данному документу умственно отсталое лицо вправе получать медицинское обслуживание и должное лечение, должно быть обеспечено удовлетворительным жизненным уровнем, а также образованием с последующим восстановлением способности к трудовой деятельности в равной степени со здоровыми людьми.

В Стокгольме в 1987 году был проведён международный съезд экспертов по оценке уровня реализации Всемирной программы действий и прописаны важные замечания по её осуществлению. Тремя годами позже, в 1990 году подписана «Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей».

В декабре 2000 года Европейский союз осуществил провозглашении «Хартии основных прав», запрещающей дискриминацию на всяких основаниях, в том числе и инвалидность. Хартия гласит, что «Европейский союз признает и уважает права людей с ограниченными возможностями пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества» [9].

С целью предупреждения детской инвалидности ведущими направлением должны стать защита материнства и детства, социальная помощь молодым семьям, развитие медико-генетического и социально-психологического консультирования, организация благоприятной атмосферы для ребенка, раннее определение имеющихся заболеваний и дефектов развития, проведённая в нужное время педагогическая коррекция функциональных аномалий и нарушений психического развития личности ребёнка.

В Российской Федерации основными нормативно-правовыми актами по охране прав детей с ограниченными возможностями являются: Конституция государства; Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» принятый 24 ноября 1995 г. за № 181-ФЗ; Постановление Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» принятое 13 августа 1996 г. за № 965.

В Федеральном законе «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» [8] человек с ограниченными возможностями определяется как лицо имеющее нарушение здоровья со стабильным расстройством функций организма, вызванным заболеваниями, следствиями травм или дефектами, влекущими ограничения жизнедеятельности и порождающими нужду в его социальной защите.

Стеснение жизнедеятельности — частичная или полная потеря лицом возможности или способности осуществлять самостоятельное обслуживание себя самого: самостоятельно двигаться, ориентироваться, коммуникацию, контролировать собственное поведение, учиться и вести трудовую деятельность.

Социальная защита людей с ограниченными возможностями — система гарантированных законом и государством социальных, экономических и правовых мер, гарантирующих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание для них возможностей равноправного участия в жизни общества.

Читайте так же:  В какой суд идти при разводе

В России нет закона, который содержал бы все основные права детей с ограниченными возможностями, но имеется ряд документов, в которых эти права закреплены. Существует развитая нормативно-правовая база, закрепляющая и защищающая права инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Сейчас осуществляются многократные попытки действительного улучшения положения детей с ограниченными возможностями, однако этих мер недостаточно, поэтому необходимо не только упрочивать нормативно-правовую базу, но и осуществлять на практике тезисы принятых законов.


Гарантия социальной помощи детям с особыми потребностями на правовой основе — это основная функция государства в рамках рассматриваемого вопроса. Правовая основа — это совокупность закрепленных законодательством социально-правовых льгот и гарантий, установленных законодательным путём преимуществ в форме дополнительных прав и упразднения ряда обязанностей, нежели для иных категорий населения. Описываемая система направлена на повышения уровня жизни семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями [10].

Детская инвалидность в России — это острая правовая проблема, требующая анализа и изучения основных международных и уже имеющихся внутригосударственных законодательных актов, закрепляющих равноправие здоровых людей и инвалидов. Важно осознавать, что ребёнок с ограниченными возможностями не создаёт затруднений, их порождает несовершенство сложившейся законодательной базы. Инвалидность — это в первую очередь проблема неравных возможностей, нежели проблема медицинского характера.

Дети с отклонениями в развитии обладают равными с другими несовершеннолетними гражданами правами, но не имеют равных возможностей их реализации [11]. По этой причине они нуждаются в специализированной поддержке со стороны государства. Ребёнку, имеющему инвалидность, должны быть гарантированы специальный режим, образование и уход, нужные по причине его особого состояния.

В Российской Федерации в последние годы принимается множество мер для социальной поддержки семей с особыми детьми. Это положение было определено Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 715 «Об основных направлениях государственной семейной политики». В названном документе подчеркивается особая необходимость повышения уровня социально-медицинской помощи детям с особыми потребностями, включая специальное восстановительное лечение, мероприятия по их реабилитации, создание и реализацию программ обучения родителей началам реабилитации и воспитания детей с ограниченными возможностями [12].

В соответствии с Законом «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» основной задачей социальной защиты людей с ограниченными возможностями признаётся гарантия равных прав и свобод с другими гражданами РФ, обеспечения возможностей их реализации, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Статья 15 выше названного Закона включает в себя тезисы об обеспечении свободного доступа людей с ограниченными возможностями к жилым, производственным и общественным зданиям, зонам отдыха, спортивным постройкам, а также свободное пользование общественным государственным транспортом, средствами информации и связи.

В 1999 году в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», возрастная граница для детей с ограниченными возможностями была поднята с 16 до 18 лет.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. детям с особыми потребностями и семьям, воспитывающим их, предоставляется ряд льгот: лечебно-медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные, трудовые и пенсионные льготы. Так в России были разработаны специализированные государственные программы. Так задачей программы «Дети России» стало формирование условий для жизни детей, гарантия их социальной защиты в период социальных или экономических преобразований. Важное место в решении проблем детей с ограниченными возможностями и профилактики инвалидности среди детей заняла федеральная целевая подпрограмма «Дети-инвалиды». Не менее важными являются совместные стремления общественных организаций родителей детей с ограниченными возможностями и региональных филиалов Всероссийского общества инвалидов.

Очевидно, что крайне важно признавать право ребёнка с ограниченными возможностями на равноправие и на полноценную жизнь. Признание равных прав означает, что закон защищает права людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, проблема заключается в том, что не только дети, но и их родители зачастую не информированы о своих правах. Ввиду чего головная задача специалистов — ознакомление соответствующих категорий граждан с содержанием нормативных и правовых актов. В сложившейся ситуации необходимо, чтобы государство выступило гарантом социальной защиты семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, взяло на себя обязательства обеспечения должных для них условий.

http://moluch.ru/archive/158/44673/

Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Дата публикации: 05.12.2014 2014-12-05

Статья просмотрена: 2235 раз

Библиографическое описание:

Винокурова, А. В. Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / А. В. Винокурова, Н. Н. Голик. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14063/ (дата обращения: 18.04.2020).

В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на здоровье, на жизнь, на воспитание в семье, на получение образования. Приведены статистические данные и проанализированы причины сложившейся ситуации.

Ключевые слова:нарушения прав, дети, инвалиды, ограниченные возможности, инвалидность, соблюдение прав, социальная защита, социальная работа.

[2]

Тем не менее, особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема соблюдения прав детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации неоднократно рассматривалась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка; в сведениях по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства по социальной защите детей-инвалидов» (2002 год); в обращениях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2006 год) [1, с.7].

Читайте так же:  Беседа перед разводом в суде

Также удручающей выглядит тенденция, связанная с тем, что на протяжении последних лет, основные проблемы в сфере реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, даже несмотря на их общественную огласку, тем не менее, не решены до настоящего времени. Среди основных причин сложившейся ситуации следует отметить традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи, когда предпочтение отдается семье, в которой появился ребенок с ограниченной возможностью здоровья, а лишь потом — приемной или опекунской. Также необходимо указать такую немаловажную причину как неисполнение государственными органами норм действующего законодательства в части реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями. Среди причин ситуации ухудшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать и непроработанность механизмов реализации законов, которые регламентируют эту сферу, а также лишение возможности обращения в негосударственные организации, которые могут как дополнять государственную систему помощи детям с ограниченными возможностями, так и порой заменять ее.

Собственно говоря, необходимо отметить, что, несмотря на имеющуюся законодательную базу в отношении детей с ограниченными возможностями, список нарушений их прав на данный момент достаточно значителен. О нарушении конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на жизнь и право воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: число стационарных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2013 год составило 1155 учреждений, в которых находится на постоянном проживании 137,6 тыс. детей [2]. Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году составило 580 тыс. [3], другими словами, около 23 % детей-инвалидов лишены семейной среды, воспитываются вне семей. При этом необходимо сделать особый упор на саму долю постоянно проживающих в учреждениях интернатного типа детей с ограниченными возможностями, которые имеют отклонения в психическом развитии. Их доля достигает 30 %, и в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Основная причина наблюдаемого положения дел — сложные социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми с ограниченными возможностями.

Также одна из основополагающих причин данной ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и проживают на постоянных условиях в учреждениях интернатного типа, — государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития. Она, как правило, стоится на изъятии их из общества, определения и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Такая политика является приоритетной на данный момент, когда государство субсидирует и поддерживает систему интернатных заведений в большей мере, чем оказывает поддержку семьям или другим семейным формам устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сравнения необходимо привести статистические данные. Средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет порядка 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, проживающего в семье — 1596 рублей, что в 8 раз меньше [4]. Фактически, если взять ежемесячное пособие на ребенка, проживающего в семье, то доля прожиточного минимума ребенка, которая покрывается этим пособием, составляет на данный момент не более 3 %.

Помимо этого, некоторым категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с расстройствами нервной системы и психики, с множественными врожденными нарушениями, отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также не предоставляют услуги в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на то, что за последние годы количество таких центров по России резко возросло, их количество все еще недостаточно, они призваны оказывать услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, по реабилитации и адаптации. Но нормативные документы, регламентирующие работу данных центров, в большей степени, направлены на помощь детям с минимальными нарушениями, а дети с более тяжелыми формами инвалидности чаще сталкиваются с отказом в предоставлении услуг по реабилитации и адаптации.

Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможность получить для своих детей коррекционно-педагогические услуги. В результате обращения в психолого-медико-педагогические комиссии, они, как правило, получают рекомендации передать ребенка в учреждения интернатного типа, на попечение государства. Хотя право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации [5] и распространяется на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, лишенных возможности воспитания в семье. Для того, чтобы реализовать это право необходимо развивать различные формы альтернативного семейного устройства для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в интернатные учреждения для их лучшей адаптации и реабилитации.

Среди основных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации необходимо также особо выделить нарушение права на образование, которое предусматривает, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получении образования, социальную интеграцию и реабилитацию. Эти права закреплены Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, Конвенцией ООН о правах ребенка.

Наибольшая эффективность в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья была выявлена в результате интегрированного образования — процесса совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и без них в образовательных учреждениях общего типа. Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению. Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.

Причины указанных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеют комплексный характер. Прежде всего, необходимо отметить, что в нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку специальных учебных планов, а также образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, в особенности для тяжелых форм — с выраженными отклонениями в умственном развитии. Кроме того, органами управления образованием не были созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей с ограниченными возможностями не обеспечивается.

Читайте так же:  Алименты на ребенка в гражданском браке

В целом, необходимо отметить, что на данный момент так и не реализована единая система учета детей с ограниченными возможностями здоровья, что затрудняет контроль за исполнением прав и гарантий, предоставляемых государством детям данной категории.

http://moluch.ru/archive/79/14063/

Основы защиты прав детей и инвалидов

Статья 31. Защита прав детей с ограниченными возможностями
здоровья

Детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, обеспечивается право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и реабилитации таких детей органы исполнительной государственной власти в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции создают образовательные, медицинские, санаторно-оздоровительные и другие реабилитационные организации, а также центры социальной помощи семье и детям, приюты, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.

Статья 32. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка,
являющегося ВИЧ-инфицированным

1. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным (далее – ежемесячное пособие на ребенка-инвалида), в размере 1 000 рублей на каждого ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, до достижения им возраста 18 лет назначается:

1) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) в малоимущих семьях;

2) одинокому родителю (усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;

3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), который не работает в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным.

2. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида не назначается:

1) на детей, находящихся на полном государственном обеспечении;

2) родителям на детей, в отношении которых они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

3. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида назначается и выплачивается родителям (усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим место жительства или временно проживающим на территории Вологодской области и не имеющим места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

4. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида назначается с месяца установления ребенку инвалидности или признания ребенка ВИЧ-инфицированным, если обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев с месяца установления инвалидности или признания ребенка ВИЧ-инфицированным.

При обращении за указанным пособием по истечении установленного срока оно назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения.

5. Порядок назначения и выплаты пособия, установленного настоящей статьей, утверждается Правительством области.

http://studopedia.ru/17_65025_glava-V-zashchita-prav-i-interesov-rebenka-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Основы защиты прав детей и инвалидов

Рассматривая вопросы детской инвалидности, следует отметить, что в современных условиях комплексная реабилитация (третичная профилактика) и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями являются одними из приоритетных направлений государственной социальной политики всех цивилизованных государств. Приоритетность обусловлена, с одной стороны, отчетливой тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, с другой – процессами мирового развития и интеграции, в которых соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, законов и подзаконных актов СССР, РСФСР и Российской Федерации.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов и их семей регулируются, наряду с общими нормами социального права, также и специальным законодательством. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Главным приоритетом ее политики в отношении инвалидов является их интеграция и социализация в общество.

В основу законодательства в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

Видео (кликните для воспроизведения).

К основополагающим документам мирового сообщества по проблеме инвалидности относятся: Всемирная Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), (2006) и др.

Значение Всемирной Декларации прав человека 1948 года заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1959 году Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что дети нуждаются в особой заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми. Декларация сыграла большую роль в защите детства, а ее содержание было призывом к добру и справедливости в отношении детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 ноября 1971 года, дети-инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинскую и психологическую помощь, на восстановление здоровья и положения в обществе[3].

Данная Декларация является общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав детей-инвалидов, предупреждения детской инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества.

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье[3].

Конституция РФ, как основной закон государства, важнейшие нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей с ограниченными возможностями[5].

Читайте так же:  Действующая виза при смене фамилии

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в «Семейном кодексе». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам)[6].

Государством оказывается социальная помощь детям-инвалидам, инвалидам детства, их родителям, ближайшим родственникам и законным опекунам путем предоставления пособий, пенсий, доплат и надбавок, а также социальных льгот.

http://studopedia.ru/15_104089_normativno-pravovie-osnovi-organizatsii-sotsialnoy-podderzhki-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami.html

Основы защиты прав детей и инвалидов

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;– на развитие;– на защиту;– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией , принят целый ряд законодательных актов Кодекс о БС ПМР, Закон «Об образовании».

Кодекс о браке и семье –документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции и гражданского законодательства.

Целый Раздел Кодекса посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава «Права несовершеннолетних детей» и глава «Права и обязанности родителей».

В Кодексе законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты , а также устанавливает:

1 обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;

2 защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию ;

3 обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием ;

4 признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

[1]

5 защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

6 защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

7 меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекспредусматривает ответственность:

1за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних ;

2 за преступление против семьи и несовершеннолетних .

Кодекс о браке и семьегарантирует:

1)право ребенка на уважение его человеческого достоинства

2)право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка ;

3)меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

4)немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью .

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

http://studopedia.ru/10_176452_ogranichenie-roditelskih-prav.html

Права инвалидов детей и виды обеспечения

Ежегодно пособия, полагающиеся семьям с детьми-инвалидами, индексируются, также ведется контроль за тем чтобы права детей соблюдались в полной мере.

Права ребенка инвалида в России в 2019 году

В настоящее время на учете в пенсионном фонде стоит боле 650 тысяч детей, имеющих инвалидность. Данной категории граждан, полагается материальная поддержка, и ряд послаблений, предусмотренных законом. Послабления предусмотрены не только инвалидам детства, но лицам, которые занимаются их воспитанием.

Законом предусмотрены права ребенка инвалида, в основной перечень входят:

  • получение медицинской помощи и медицинских принадлежностей, на безвозмездной основе;
  • право на образование;
  • материальную поддержку со стороны государства;
  • оформление привилегий в различных сферах жизнедеятельности, размер, которых установлен законом;
  • право на получение жилого помещения;
  • возможность быть трудоустроенным.

Также, дети инвалиды, имеют право принимать участие во всех культурных и общественных мероприятиях.

Общие положения

ФЗ «О детях-инвалидах» гласит, что в перечень лиц, имеющих возможность оформления и реализации прав на льготных основаниях, попадают только при наличии определенных условий:

  • возраст, льготы предоставляются субъектам, чей возраст менее 18 лет, а также обучающимся на очной форме, в учебных заведениях высшего, или среднего образования до 23 лет;
  • при наличии травм, или врожденных заболеваний, расстройств, ограничивающих дееспособность ребенка;
  • подтвержденный факт, потери полной или частичной трудоспособности;
  • необходимость в получении социальной помощи, регулярной медицинской реабилитации.
Читайте так же:  Мать одиночка рожает второго ребенка

Принципы обеспечения

Принципы осуществления помощи гражданам, чьи возможности ограничены, зафиксированы в ФЗ «О детях инвалидах», к ним относятся:

  • обеспечение всех учебных заведений, дополнительными приспособлениями, позволяющими гражданам с ограниченными возможностями спокойно перемещаться;
  • оборудование классов и помещений для их обучения;
  • обеспечение специальной литературой.

Также, ребенок имеет возможность, получать образование на дому, в данном случае с учебного учреждения выделяются преподаватели для проведения занятий.

Перечень основных льгот

Государство, предлагает поддержу в виде предоставления материальных и социальных послаблений, к которым относятся:

  • получение пособий в связи с ограничением возможностей;
  • оформление льготного проезда городских транспортных средствах;
  • снижение сумм за коммунальные услуги;
  • возможность попасть в учебное заведение вне конкурса;
  • медицинское обеспечение, в данном случае ребенок имеет право получать лекарственные препараты, услуги, путевки в санатории для лечения и реабилитации на безвозмездной основе.

Помимо этого, привилегии предоставляются также родителям ребенка, по месту трудоустройства.

Виды льгот и особенности назначения пособий для родителей, воспитывающих ребенка инвалида

Родители, занимающиеся воспитанием ребенка инвалида, имеют право на получение таких льгот:

Что касается получения предусмотренных пособий по уходу за ребенком инвалидом, то для оформления необходимо наличие определенных условий:

  • начисления производятся в случае ухода за ребенком, имеющим 1 группу инвалидности, оформить может только один из родителей;
  • сделать это можно если пособия по безработице не оформлялось;
  • также родитель должен являться трудоспособным гражданином.

Для того чтобы получить полагающиеся льготы, необходимо собрать пакет документов в перечень которых входят:

  • бумаги, удостоверяющие личность родителей, опекунов;
  • документ о рождении;
  • подтверждение регистрации по региону оформления льгот;
  • справка формы 2-НДФЛ;
  • справка о присвоенной инвалидности;
  • и заявление на получение то или иной льготы.

Перед подачей, следует внимательно проверить все бумаги, и уточнить у организации, в которую они будут подаваться, точный перечень того, что необходимо.

Места обращения, зависят от того какая льгота оформляется:

  • пенсионный фонд, занимается оформление пособий и определением их размеров, обращение возможно либо по месту постоянной регистрации, либо по месту проживания. Основными условиями является наличие постоянной регистрации на территории страны и документальное подтверждение инвалидности, выплаты назначаются на период, который установлена инвалидность;
  • отделение социальной зашиты, занимается оформление скидок по оплате ЖКХ
  • налоговая, предоставляет налоговый вычет;
  • администрация района проживания, занимается распределением земельных угодий.

ФСС, занимается распределением путевок в санатории и лагеря, для оформления потребуется заявление и направление от лечащего доктора.

Льготы работающим родителям

На трудящихся родителей, распространяются льготные послабления, перечень которых предусмотрен в трудовом законодательстве РФ:

Помимо предусмотренных законом трудовых льгот, работодатель имеет право в предоставлении дополнительные внутренние послабления для таких работников.

Предоставление жилплощади ребенку инвалиду: очередность и дополнительные льготы

Получение жилого помещения лицам, относящимся к категории инвалидов, предусмотрено законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», а точнее статьей 17. В соответствии с положениями, указанными в данном законе такие лица имеют право претендовать:

  • на получение жилья за счет государства, но только в случае если они признаны нуждающимися и стоят на учете;
  • также получение льгот по оплате коммунальных услуг;
  • в компенсации 50% от стоимости капительного ремонта жилого помещения.

По закону семьи с детьми инвалидами претендующие на получение льготного жилья от государства, разделяют на две группы:

  • вставшие в очередь до 1.01.2005 года, эти семьи стоит в отдельной очереди которая состоит из граждан относящихся к категории льготников;
  • и попавшие в очередь этой даты, эти семьи находятся в общем списке очередников, без возможности получить жилье в первую очередь. Исключение составляют только те что воспитывают детей с тяжелыми заболеваниями, список которых указан в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 за № 378.

Площадь жилого помещения предоставляется с учетом минимальных нормативов жилплощади, которые установлены в регионе проживания семьи.

Право ребенка инвалида на получение земельного участка

Законодательство, предусматривает получение детьми инвалидами, земельных наделов, основанием тому, служит необходимость в улучшении условий для проживания. Основными критериями, по которым семья признается нуждающейся, являются:

  • проживание в квартире коммунального типа;
  • количество метров на членов семьи приходится менее установленной нормы;
  • отсутствие в здании специально оборудованных устройств (пандусов и т.д.), что ограничивает перемещение инвалидов;
  • присутствует медицинское заключение, в котором рекомендовано проживание за пределами города.

Если в месте проживание отсутствуют учебные заведения для детей с ограничениями.

Существуют ситуации, при которых гражданам может быт отказано в оформлении земельного участка, к таким относятся:

[3]

  • приобретение недвижимости, это снимает статус нуждающихся;
  • с ребенка сняли инвалидность;
  • участки использовались не по назначению;
  • также земля не будет положена если семья уже использовала право оформления по другим программам.

По возможности государство старается обеспечивать помощью семьи в которых имеются дети с ограниченными возможностями. Ежегодно пособия, полагающиеся таким семьям, индексируются, также ведется контроль за тем чтобы права инвалидов детей соблюдались в полной мере.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://fiziotera.ru/prava-rebenka-invalida/

Литература


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  3. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Основы защиты прав детей и инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here