Насилие в мусульманских семьях

Насилие в семье: проблема частная или общественная?

1 июня во всём мире принято отмечать праздник День защиты детей. История этого праздника берёт начало с 1924 года, когда была проведена международная конференция в Женеве. Основной её темой был вопрос о здоровье и благополучии детей. А после Второй Мировой войны, в 1949 году, в Париже состоялся конгресс женщин, на котором произнеслась клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира как единственной гарантии счастья детей. Через год, в 1950 году, 1 июня был проведён первый Международный день защиты детей.

В этот светлый день дети окружены особой заботой и вниманием, в парках и на главных городских улицах устраиваются народные гуляния, где дети могут поучаствовать в многочисленных конкурсах, развлекательных мероприятиях и получить призы, для них проходят разнообразные концерты, выставки и акции. Обычно собранные средства с благотворительных акций идут на помощь детям, которые нуждаются в них прежде всего: детям-сиротам и инвалидам.

Но каким бы весёлым и радостным ни был этот праздник, не стоит забывать о главной цели этого дня – напоминание обществу о необходимости защищать права ребёнка. Так, например, по печальной статистике, десятки миллионов детей страдают из-за нехватки медикаментов, умирают из-за отсутствия медицинской помощи, сотни миллионов детей не получают необходимого образования из-за отсутствия образовательных учреждений. Огромное множество детей не имеют родного дома и голодают, а во многих хорошо развивающихся странах детей используют как бесплатную рабочую силу и даже продают в рабство.

Страшно, когда люди гибнут в результате несчастных случаев или стихийных бедствий, но ещё страшнее, когда невинные люди становятся жертвами насилия и умирают от рук своих же близких. Чаще всего страдают, конечно же, дети. Так, по данным статистики МВД РФ, в 70 % случаев от насилия страдают женщины и дети. Ежегодно более двух миллионов детей в возрасте до 14 лет подвергаются избиениям со стороны родителей. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а более двух тысяч детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от рукоприкладства собственных родителей. Далее ещё ужаснее! С каждым годом растёт число умерщвления грудных младенцев матерями. Исследования показали, что жестокое обращение в семье чаще всего терпят дети от 6 до 8 лет. Такие дети по сравнению со своими сверстниками отстают в развитии, страдают психо-эмоциональными и физическими расстройствами. Став свидетелями насилия в семье, такие дети получают тяжёлые душевные травмы и впитывают в себя негативный опыт «семейного быта», становясь впоследствии либо тиранами, либо жертвами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Раньше у меня была прекрасная семья, – рассказывает 15-летняя Марина, ныне воспитанница одного из детских домов г. Казани, – мама, папа, братик Миша. Когда отца не стало, мама начала выпивать. С каждым днём всё больше и больше. Стали приходить алкаши, нечего было есть, часто попадала «под горячую руку». Я перестала ходить в школу, потому что всё время ходила с синяками и меня дразнили. Мы с братишкой часто убегали к тёте Лене, она наша соседка, всегда жалела и помогала нам – кормила и оставляла ночевать. Потом нас с Мишей забрали в приют для детей, а позже Мишу усыновила какая-то семейная пара. Сейчас ему четыре года, но нас, наверно, он уже не помнит, ведь, когда его забирали, ему только два года исполнилось. Маму тоже давно не видела, она ко мне не приходит». Когда она рассказывала, в её глазах ещё искрился огонёк надежды, что мама когда-нибудь придёт и заберет её и её брата, и они будут жить вместе долго и счастливо. Но этого никогда не произойдёт, потому что мамы Марины больше нет. Правда, девочка об этом ещё не знает. Как нам сообщила соседка по площадке, где раньше жила Марина, её мать убили в бытовой драке за очередным распитием алкоголя.

[2]

Ещё одна воспитанница того же детского дома, 7-летняя Азалия, рассказала свою историю: «Моя мама – артистка, а папа – военный. Когда я не слушалась папу, он меня наказывал: бил ремнём, заставлял стоять долго голыми ногами на гречке. Иногда я не ходила в школу, потому что были сильные синяки, и тогда папа покупал мне мороженое, чтобы я никому ничего не говорила». Из слов заведующей детским домом я узнала, что мать девочки, будучи актрисой, очень много гастролировала, отец её очень ревновал и частенько срывался на ребёнке. Тревогу подняла учитель физкультуры, которая заметила шрамы на теле девочки.

Кто должен бороться с проблемой

Психологи считают, что физическое насилие происходит лишь тогда, когда нет словесных аргументов. Это прежде всего относится к психически слабым людям, которые только таким способом могут занять главенствующую роль, так как в других случаях чувствуют себя беспомощными и слабыми.

Детский психолог клиники «Здоровье семьи» Светлана Ходченкова отмечает, что физическое насилие воспринимается детьми как заслуженное наказание, потому как для детей всё, что делают родители, считается правильным. «Зачастую ребёнок боится рассказать кому-то о том, что его наказывают, думая, что родители будут им недовольны и не будут любить. Многие родители, совершая насилие по отношению к ребёнку, маскируют это строгим воспитанием или гиперопекой. Здесь, как правило, ущемляется право личности ребёнка на свободу выбора, его человеческое достоинство. Психологически слабые люди, которые не в состоянии самоутвердиться в окружении равных себе людей, считают ребёнка своей вещью. Таким способом, родители привязывают к себе своего малыша, при этом делая его зависимым и лишая возможности самостоятельно принимать решения», – рассказала Светлана Анатольевна.

«На сегодняшний день проблема жестокого обращения с детьми в некоторых семьях является одной из самых актуальных проблем в России. И, к большому сожалению, с каждым годом становится всё хуже и хуже, – комментирует проблему специалист по работе с несовершеннолетними детьми одной из силовых структур г. Казани Ренат Назипов. – Для тех семей, в которых практикуются рукоприкладство и жестокость, насилие становится единственным способом разрешения межличностных конфликтов. Дети, которые когда-либо подвергались насилию, которым так или иначе был причинён психический или физический вред, первыми попадают в группу риска: они, как правило, становятся асоциальными людьми и уже во взрослом возрасте применяют насилие по отношению к своей семье».

Читайте так же:  Пособие на ребенка малоимущим матерям одиночкам

«Печален и тот факт, что большинство случаев жестокого обращения с детьми остаются неизвестны правоохранительным органам, так как многие граждане не осведомлены, как они должны поступать, если они становятся свидетелями психологического или физического насилия над ребёнком. И сами дети, которые подвергались какому-либо виду насилия, боятся обращаться за помощью в государственные органы в силу своего возраста, перенесённого стресса, боязни, что информация дойдёт до сверстников, педагогов и т. д. Да и сама процедура допроса, мягко говоря, причиняет ребёнку психологическую нагрузку», – отмечает Ренат Мансурович.

В последнее время наше общество относится к проявлению жестокости как к чему-то привычному. Это связано в первую очередь с присутствием насилия в нашей жизни, в том числе и в СМИ. Почему в нашем обществе царит атмосфера тревоги, беспокойства, враждебности и страха? Почему от неудач взрослых больше всего страдают те, кто меньше всего в этом виноват – дети? Ведь именно на них отыгрываются за все свои провалы и обиды взрослые. Всё это связано прежде всего с тем, что общество переживает духовное бедствие. Нужно приложить все усилия, чтобы семья для ребёнка выполняла функцию его психологической защиты, была тем местом, в котором он мог бы находить успокоение, отдых и чувствовать любовь. Быть может, и мир тогда станет чуточку добрее!

http://islam.ru/content/obshestvo/40893

Исламское наказание за изнасилование

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

[3]

Изнасилование – это отвратительное преступление и смертный грех. Оно запрещено не только в исламе, но и во всех религиях, и все разумные и человечные люди его отвергают.

Арабское слово игътисаб (насилие) означает взятие чего-то противоправно силой. Теперь оно используется исключительно по отношению к нарушению чести женщин силой. Это отвратительное преступление запрещено не только в исламе, но и во всех религиях, и все разумные и человечные люди его отвергают. Все земные системы и законы расценивают это действие как отвратительное и наказывают его строжайшим образом.

У ислама есть ясная позиция по отношению к этому отвратительному действию – он объявляет его запрещенным (харам) и предусматривает сдерживающее наказание для тех, кто его совершает. Ислам перекрывает пути преступнику, который хочет совершить это преступление. Западные исследования показали, что большинство насильников – это уже преступники, которые совершают свои преступления под влиянием алкоголя и наркотиков, и они используют в своих интересах тот факт, что их жертвы ходят без сопровождения в безлюдных местах или остаются дома одни. Эти исследования также свидетельствуют, что к совершению этого отвратительного преступления также приводят просмотр СМИ и наблюдение за женщинами в слишком открытой одежде. Законы ислама защищают честь и достоинство женщины. Ислам запрещает женщинам носить нескромную одежду. Кроме того, ислам призывает молодых мужчин и женщин к раннему вступлению в брак. В нем есть и много других постановлений, которые закрывают все пути к насилию (изнасилованию) и другим преступлениям.

Следовательно, неудивительно, что большинство этих преступлений происходит в обществах вседозволенности, которые некоторые мусульмане считают примером цивилизации и изысканности! Стоит упомянуть, что организация Amnesty International в своем отчете за 2004 год под названием “Прекратите насилие по отношению к женщинам”, например, отметила, что в Америке в течение года насилие над женщиной происходит каждые 90 секунд. Наказание за насилие в исламе равноценно наказанию за зина (супружеской измене или внебрачной связи), а именно, забивание камнями, если преступник женат, или сто ударов палкой и изгнание в течение одного года, если он не женат. Кроме того, Ибн Абдул Барр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Ученые единогласны в том, что насильник должен быть подвергнут наказанию хадд, если есть явное доказательство его вины или если он признается в этом сам. Женщина не должна быть наказана, если известно, что он вынудил ее к этому силой» (Аль-Истизкаар, 7/146)”.

Кроме того, насильник подвергается наказанию хадд за зина, даже если он не пустил в ход острие ножа или дуло пистолета. Если же он угрожал оружием, то он – мухариб и должен быть подвергнут наказанию хадд, описанному в аяте, в котором Аллах говорит:

«Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (Коран, 5:33).

Таким образом, судья может на свое усмотрение выбрать одно из четырех наказаний, упомянутых в этом аяте, которое, по его мнению, является наиболее подходящим для достижения цели, каковой является распространение мира и безопасности в обществе, а также отражение злодеев и агрессоров.

http://islam.plus/ru/fatwa/socialnye-voprosy/islamskoe-nakazanie-za-iznasilovanie

Домашнее насилие над женщинами недопустимо

В адрес британских мусульманских лидеров прозвучали призывы акцентировать больше внимания на недопустимости агрессии по отношению к женщинам в Исламе. Данный призыв был связан с разрастанием подобных явлений в иммигрантских семьях.

«Мусульманские лидеры должны четко заявлять, что Ислам запрещает домашнее физическое насилие», — сказал в интервью OnIslam.net исламовед из Лондона д — р Ахмед Суфьян .

[1]

«Очень часто женщины чувствуют себя архитекторами собственного несчастья. Эта культура самоуничижения должна измениться… Общественные лидеры и имамы должны развеивать такие мнения и оказывать женщинами достойную поддержку».

Поскольку в Британии проживают многочисленные семьи из Индии, Пакистана, Бангладеш и других стран с определенным менталитетом и культурной спецификой, проблема домашнего насилия для иммигрантской общины весьма актуальна — зачастую нормы Ислама подменяются национальными и культурными понятиями о статусе женщин не в пользу последних.

Читайте так же:  Исковое производство о взыскании алиментов

«Многие мусульмане с подозрением относятся к разговорам на тему домашнего насилия, поскольку они напоминают им о западных феминистских идеях и не встречаются в традиционных исламских текстах. Еще одна причина, по которой многие не хотят публично высказываться об этой проблеме, состоит в нежелании усиливать распространенный стереотип о «религии насилия»», — комментирует активистка мусульманской общественной организации Muslim Matters Хина Зубейри.

«Ислам предписывает мужчинам достойно и уважительно обращаться со всеми женщинами», — подчеркнул имам из Западного Йоркшира Амин Джамиль.

http://www.ansar.ru/sobcor/domashnee-nasilie-nad-zhenshhinami-nedopustimo

Исламский взгляд на насилие в семье (часть 2)

Имам Абдулла Хасан

Ошибочное толкование так называемого «аята о наказании» из Корана привело к тому, что многие полагают, что Ислам оправдывает бытовое насилие. Однако, как мы увидели впредыдущей части данной серии, пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) доказал, что Ислам против проявлений жестокости по отношению к брачному спутнику. В этой статье вы сможете ознакомиться с точкой зрения Ислама на разные виды проявления насилия.

Физическое насилие

Мусульмане считают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан Аллахом как милость мирам. Он никогда ни на кого не поднял руку. Жена Пророка (мир ему и благословение) Аиша сообщает, что он никогда не бил своих жен.

Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно увещевал своих сподвижников:

«Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем в конце дня, ложатся с ними в одну постель»21.

Эмоциональное насилие

Коран категорически запрещает клеветать на людей22. Эмоциональное отчуждение мужа юридически также можно приравнять к неисполнению им своих обязанностей. Этот вид злоупотребления строго запрещен23.

Словесные оскорбления

Пророк (мир ему и благословение) запретил проклинать и использовать нецензурную лексику. Он сравнивал проклятия с убийством24. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Наихудшее ростовщичество – посягательство на честь мусульманина»25.

Мусульманину не пристало употреблять проклятия и ругательства. Он должен относиться к жене с любовью и уважением, а не оскорблять ее.

Сексуальное насилие

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал мужа и жену удовлетворять сексуальные потребности друг друга. При этом оба должны учитывать эмоциональное и физическое состояние партнера и никогда не давить и не принуждать другого к соитию. Ислам запрещает наносить вред в любом виде. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Недопустимо ни (причинять) вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)»26.

Финансовые злоупотребления

Исламские ученые единодушны в том, что муж обязан материально обеспечивать жену, независимо от ее материального достатка. Аллах называет мужей защитниками и попечителями своих жен27. Муж обязан удовлетворять материальные потребности жены и вести свои финансовые дела так, чтобы жена не была ущемленной. Кроме того, поскольку она считается финансово независимой, муж злоупотребит своей властью, если попытается контролировать или расходовать ее доходы, подарки или наследованное имущество, так как все это находится исключительно в ее распоряжении.

Независимо от материального достатка жены, муж не может требовать, чтобы она взяла на себя часть материальной ответственности за дом и семью28.

Честное и глубокое прочтение Корана с учетом тонкостей арабского языка, хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также социально-исторического контекста ниспослания этих аятов и обстоятельств возникновения этих хадисов, со всей очевидностью доказывает, что ни ислам, ни Коран, ни какие-либо исламские юридические тексты не допускают бытового насилия в любых проявлениях.

Любое насилие, результатом которого стало кровопролитие, переломы костей или увечья, несомненно, является законным основанием для того, чтобы жена аннулировала брачный договор, и для того, чтобы суд присудил за них соответствующее наказание.

Итак, если ислам осуждает любые формы насилия в отношении женщин, то что же тогда разрешает 34 аят 4-й суры Корана? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо учесть целый ряд моментов, в том числе, исторический контекст ниспослания этого аята, другие переводы, язык и предыдущие толкования.

Контекст и рамки

В некоторых обществах «легкое» избиение жен считается допустимым средством наказания за непослушание. В других обществах это считается отвратительным и предосудительным. Эту разницу хорошо видно на примере ранних обществ Мекки и Медины. Из хадисов и исторической литературы можно заключить, что ислам отдает предпочтение подходу, существовавшему в Медине, то есть считает любые формы рукоприкладства в супружеских отношениях отвратительными.

Мекка и Медина были двумя крупнейшими городами, в которых жил Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники, и где произошло ниспослание большинства сур Корана.

Первые мусульмане переселились в Медину, чтобы избежать преследований за свою религию в Мекке. В мединском обществе мужчины не били жен, несмотря на то, что с точки зрения мекканских мужчин местные женщины вели себя недопустимо29.

В этом отношении важно напомнить, что ранняя мекканская культура была враждебна к женщинам, особенно женщинам из низших слоев. Эта враждебность подпитывалась и мекканской религиозной культурой, которая представляла собой смесь языческих арабских, раннехристианских и иудейских традиций.

Кроме того, если им не выпало родиться в зажиточном или правящем клане, мекканцы могли достичь привилегированного положения только на военном или торговом поприщах. За небольшим исключением, это были мужские сферы деятельности.

Крайним проявлением женоненавистничества был тот факт, что иногда мекканцы заживо хоронили своих дочерей – эта традиция получила решительное осуждение в Коране.

Строго говоря, раннюю мекканскую культуру можно считать примером дарвинистского общества. Те, кто обладал властью, не могли потерпеть покушений на нее. Зачастую этот менталитет сводился к тому, что для мекканских мужчин непокорность была абсолютно невыносима, особенно непокорность их жен.

После переселения в Медину мекканские мужчины жаловались Пророку (мир ему и благословение), что их жены «осмелели», усвоив манеры мединских женщин, чье поведение по отношению к мужьям казалось им наглым и грубым30.

Ибн Ашур (умер в 1392 году по хиджре), утверждает, что эта сура «относилась ко времени, когда бить жену считалось приемлемым в обществе – особенно среди бедуинов». Он пишет, что «общество, даже женщины, не считали побои в качестве исправительной меры преступлением»31.

Наложение строгих ограничений на действие, которое было распространенной практикой в таких местах как Мекка, и тот факт, что этот аят сводит это действие к последней мере, видимо, указывает на то, что целью ниспослания этого аята было устранение «дарб» из списка приоритетных мер воздействия в супружеских отношениях.

Читайте так же:  Второй ребенок в гражданском браке

Более того, утверждает ученый, в случае серьезных разногласий и настоящего гнева оставаться в рамках строгих ограничений, установленных учеными, практически невозможно. А поскольку выходить за эти рамки запрещено, заключает он, этот аят по сути был ниспослан, чтобы устранить бытовое насилие.

Ибн Ашур добавляет: «Мы [также] считаем, что власти, если им известно, что муж применяет узаконенные средства внушения не надлежащим образом, имеют право наказать мужчину, который преступил эти границы»32.

21Сахих Бухари, Сахих Муслим (два самых авторитетных сборника хадисов) 22 Коран, 49:11-12 23 Сахих Бухари (самый авторитетный сборник хадисов) 24 Там же 25 Хадис приведен у Абу Дауда 26 Хадис приведен в «аль-Мустадрак» аль-Хакима и в «40 хадисах имама аль-Навави» 27 Коран, 4:34 28 В исламе существует масса текстов, где демонстрируется отвращение и презрение к любым видам бытового насилия, однако их слишком много, чтобы охватить в этом кратком исследовании. 29 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34 30 Бухари (2336), Сахих ибн Хиббан (4147), Муснад аль-Баззаар (206), Размышления о насих и мансух в хадисах шейха аль-Хазими, С. 139-140, издательство Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, Бейрут, 1996 год. 31 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34 32 Там же

http://islam.plus/ru/semya/vzaimootnoshenie/islamskii-vzglad-na-nasilie-v-seme-cast-2

Исламский взгляд на насилие в семье (часть 1)

Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно, никакой другой аят Корана не вызывает столько заблуждений и неправильных толкований как среди мусульман, так и среди немусульман, как 34 аят 4-й суры Корана, так называемый «аят о наказании».

Некоторые считают, что этот аят разрешает мужьям бить жен, предлагая три варианта решения проблемы на случай семейной ссоры, связанной с непослушанием жены. Сначала мужу предлагается увещевать жену и взывать к ее рассудку (ва’з )1 . Если этим проблема не решается он может выразить свое недовольство, начав спать отдельно от жены 2 . Если жена упорствует в намеренном непослушании, выражает свое презрение к мужу и пренебрегает супружескими обязанностями, они утверждают, что муж может прибегнуть к третьей мере – «дарб» (побиванию) как к средству «спасти брак».

Итак, этот аят предписывает три возможных этапа решения конфликта между мужем и женой. Самая спорная часть аята – это повеление «побивайте их» («вадрибухунна»). Это слово имеет трехбуквенный корень «д-р-б», и в большинстве современных переводов Корана толкуется как «слегка ударить». Добавление слова «слегка» говорит о зависимости этой трактовки от традиционного комментария (тафсира).

Другие переводчики вместо «слегка ударить» используют такие слова как «стукнуть», «шлепнуть», то есть слова, которые описывают другие способы физического воздействия, менее ощутимого, чем «удар» или «избиение».

Мы считаем, что все эти переводы не учитывают контекст и связь этого аята со всем фрагментом.

Другие же вообще предлагают слишком далекие от оригинала переводы, утверждая, что «дарб» означает «половой акт» 3 или «временное разъединение» 4 мужа и жены. Хотя Пророк (мир ему и благословение) в случае ссор действительно отдалялся от жен, мы считаем, что суть данного аята заключается, главным образом, не в этом.

Поскольку перевод должен содержать «буквальную» выразительную конструкцию, наиболее адекватным и емким переводом слова «дараба» будет «хлопнуть» или «шлепнуть», то есть слегка стукнуть, как это может сделать врач при осмотре пациента.
Однако в этой работе мы покажем, что реальное значение слова вадрибухунна не буквальное – это указание прибегнуть к символическому выражению гнева и неудовольствия. Мы считаем, что данная интерпретация обоснована трудами муфтия Мекки и ученика ибн Аббаса (толкователя Корана), Аты ибн Абу Рабаха 5 (умер в 114 году хиджры), и на самом деле, берет свое начало из трудов целого ряда ученых.

В этом коротком исследовании мы всесторонне проанализируем фразу вадрибухунна с лингвистической (луга), риторической (балагийа), юридической (фикхийа), экзегетической (тафсирийа) точек зрения, и приведем в подтверждение некоторые хадисы Пророка (мир ему и благословение )6. Мы не намерены углубляться в диспуты, связанные с понятиямикаввамун, ваджурухунна 7 , нушуз и других противоречивых выражений, встречающихся в этом же аяте – это не является целью данной статьи. ИншаАллах, о них мы поговорим в более обширном исследовании «Супружеское внушение в исламе». Следующие замечания относительно фразы вадрибухунна – только выдержки из нее.

Что такое бытовое насилие?

Определение бытового насилия:

Британское правительство определяет бытовое насилие как:«Любой инцидент, сопровождающийся угрожающим поведением, насилием или издевательствами (психологического, физического, сексуального, финансового или эмоционального характера) между взрослыми людьми, которые являются партнерами в половых отношениях или членами семьи, независимо от гендера и пола »8 .

Насилие в семье, или, точнее НПП 9 (насилие над половым партнером) – явление, встречающееся в разных обществах и во многих парах, независимо от возраста, гендерных ролей, пола, национальности, уровня благосостояния и страны проживания.
Однако технически, хотя женщины в состоянии совершить бытовое насилие (НПП) над мужчиной, исследования показывают, что чаще всего такому насилию подвергаются все-таки женщины 10 . По данным британского министерства внутренних дел, в стране в результате бытового насилия погибают в среднем 100 женщин и 30 мужчин в год. Большинство женщин погибают от рук мужчин, тогда как по статистике приблизительно треть жертв-мужчин погибает от рук других мужчин, и чуть меньше трети – от рук женщин, над которыми они совершали бытовое насилие.

Более того, в таких отношениях зачастую страдают и дети – либо прямо, либо косвенно. Также существует прямая связь между бытовым насилием и насилием над детьми, одно сопровождает другое приблизительно в 40-60 случаев из ста 11 .

Какие бы формы оно ни приобретало, проявление бытового насилия редко является единичным случаем, обычно это модель поведения, с помощью которой агрессор запугивает и контролирует свою жертву. Со временем ситуация лишь ухудшается. Бытовое насилие может произойти в любое время, в первый же год отношений или спустя многие годы после их начала. Оно может начаться, продолжаться и усилиться и после того, как пара рассталась. Бытовое насилие может происходить дома или в общественных местах. 12

Понимание парадигмы Корана

Ислам ни при каких обстоятельствах не допускает и не поощряет подобного дурного обращения с женщиной, в чем бы оно ни проявлялось. В Коране и хадисах есть много примеров, в которых отношения мужа и жены описаны как отношения, исполненные любви, уважения и доброжелательности, какими они и должны быть между мужем и женой.

Читайте так же:  Алименты на двоих детей от разных браков

Коран красноречиво описывает взаимоотношения в семье, указывая, что: «…Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них…» 13

В парадигме Корана брак – это средство обретения спокойствия, защиты, поощрения, мира, сердечности, уюта, справедливости, милосердия и любви (Коран, 2:187, 2:229-237, 4:19-25, 9:71, 30:21).

Это говорит о том, что брак – общее дело двух людей, и его целью, помимо продолжения жизни, является эмоциональное благополучие и духовная гармония. По сути, вся сура под названием «Женщины» является наставлением о том, как себя вести и какими этическими нормами руководствоваться в тех или иных вопросах (попечение, наследование, брак, развод, разрешение конфликтов и прочее), касающихся женщин. 14

Более того, во многих аятах особо подчеркнута необходимость доброго отношения к женщине в браке и при разделе наследства, где она может иметь преимущества (Коран, 2:229-237, 4:19, 4:25), или в доме супругов, где должен царить дух любви и добросердечия (Коран, 30:21; 9:71). В других аятах Аллах называет мужчину и женщину «помощниками и друзьями друг другу». При этом Всевышний выражает неодобрение притеснению женщин или плохому обращению с ними.

Понимание примера Пророка

Пророк (мир ему и благословение) был образцом супруга, который строил отношения в семье на принципах заботы, милосердия, доброты, взаимопомощи и справедливости. Доказательства этого содержатся во многих сборниках хадисов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». 15

Что касается отношений между мужем и женой, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую [жену], ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». 16

Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не бил своих жен, хотя они спорили и не соглашались с ним. И он строго порицал мужчин, которые били своих жен, а потом вступали с ними в интимные отношения (как ни в чем не бывало )17. По поводу ответственности мужа перед женой Пророк сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не (должен) бить её». 18

В своей прощальной проповеди Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также подчеркнул важность доброго отношения к женщине, сравнив нарушение супружеских прав женщины с нарушением завета с Богом. Кроме того, он не рекомендовал женщинам выходить замуж за мужчин, известных своей жестокостью, о чем свидетельствует история Фатимы бинт Кайс, рассказанная Муслимом:

«»Передают со слов Фатимы бинт Кайс, что, когда муж дал ей тройной развод, посланник Аллаха не выделил ей жилье и не назначил никакого содержания. Фатима сказала: «Посланник Аллаха сказал мне: „Когда для тебя закончится установленный срок, дай мне знать“, и я сообщила ему об этом». К ней сватались Муавия, Абу Джахм ибн Сухайр и Усама ибн Зайд, и посланник Аллаха сказал: «Что касается Муавии, то он — человек бедный, что же касается Абу Джахма, то он — человек, который бьет своих жен, и поэтому пусть твоим мужем будет Усама ибн Зайд».

Тут Фатима сделала знак рукой, желая сказать: «Усама! Вот каков этот Усама!» [Фатима хотела сказать, что Усама не ровня ей, поскольку она принадлежала к племени курайш, а он был вольноотпущенником] Тогда посланник Аллаха сказал ей: «Тебе лучше повиноваться Аллаху и Его посланнику». Фатима сказала: «И я вышла замуж за Усаму, а потом радовалась этому». 19

Супруга Пророка Аиша также рассказывала: «Посланник Аллаха никогда в жизни не ударил женщину или слугу, и вообще мог наносить удары только в сражениях с врагами». 20

В следующих пяти разделах я намерен осветить точку зрения ислама на различные виды бытового насилия, в том числе, мотивируя мои доводы высшими целями исламского закона (макасид).

1 По Абдель Халиму, правильное толкование «ва’з» — «напоминание», а не «вразумление». (Понимание Корана, С. 49-50)

http://www.ansar.ru/rightway/islamskij-vzglyad-na-nasilie-v-seme-chast-1

Домашнее насилие: какова мусульманская традиция?

Феминистка из Башкортостана Кристина Абрамичева изучила жизнь женщин в столице Чеченской республики, побывав на круглом столе общественной организации «Синтем».

Когда мне в рамках пресс-тура предложили слетать в Грозный, у меня закружилась голова. Было и страшно, и любопытно одновременно: как живут в национальной республике, то есть в такой же, как у нас, и в то же время не совсем.

В эту поездку нас отправилось четверо журналистов: из Перми, Москвы, Уфы и Санкт-Петербурга. Все мы время от времени пишем на темы гендерного равноправия и прав женщин, поэтому предполагалось, что в ходе тура мы сначала посетим один из первых кризисных центров на территории бывшего СССР — благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры». А затем отправимся в Грозный по приглашению региональной общественной организации «Синтем» («Успокоение души») — в этом сложном регионе ей удается заниматься важными вещами, о которых многие другие регионы могут только мечтать — профилактикой гендерного насилия и продвижением прав женщин на Северном Кавказе.

«ФемКызлар»: «Татарки сильные, не любят подчиняться»

«Синтем» изначально возникла в марте 2003 года как инициативная группа помощи нуждающимся, в 2005-м была зарегистрирована уже как региональная женская организация. В 2006 году стартовал их первый проект — ресурсный женский центр «Гармония», направленный на оказание помощи женщинам и детям, молодежи, семьям, а также профессиональному сообществу — педагогам, медицинским и социальным работникам, правоохранительным органам. И если о деятельности московских «Сестер», которые помогают людям, пережившим сексуализированное насилие (независимо от пола и возраста), слышно постоянно, то о «Синтеме» я, благодаря этой поездке, узнала впервые.

Центральным событием нашего трехдневного пребывания в Грозном должен был стать круглый стол, организованный «Синтемом». Руководитель организации Инна Айрапетян рассказала нам, что на эту открытую дискуссию они приглашали не только общественников, но и чиновников, но многие отказались участвовать, подозревая, что будут затронуты достаточно сложные темы, неудобные вопросы, в том числе закон о домашнем насилии, вокруг которого сейчас развернулась борьба по всей стране.

Читайте так же:  Отказ от ребенка алименты платят

Бьёт — значит любит? В Татарстане молились против закона о домашнем насилии

No media source currently available

«Я хороший парень». Гей из Чечни, рассказавший о пытках

Вообще, я бы сказала, что страх и стыд — это две определяющие эмоции, которые мы и сами чувствовали на протяжении всего пребывания в Грозном. Эта плотная атмосфера ощущается еще сильнее, если ты женщина: всё время боишься нарушить какие-то писаные или, что еще страшнее, неписаные правила и традиции. Первые правила не заставили себя долго ждать: они лежали на комоде в гостиничном номере, и их было, в принципе, немного, но я поняла, что одно из них мы уже успели нарушить: оказывается, женщине нельзя спрашивать у мужчины, где здесь туалет, только у женщин. Мужчине можно курить в строго отведенных местах, женщине практически негде, да и купить сигареты, как и алкоголь, тоже проблематично. Таксист страшно испугался, когда я вынула из рюкзака стеклянную бутылку с соком, потому что подумал, что это алкоголь, который запрещено даже перевозить в машине специальным указом, созданным в целях борьбы против вождения в пьяном виде. Ходить без платка и в джинсах женщине тоже формально не запрещено (в музее мы встретили так одетых школьниц), но окружающие посмотрят так, что ты сама захочешь под этот платок спрятаться, чтобы стать незаметнее. Наверное, поэтому все носят одежду исключительно темных цветов.

На следующий день, в течение всего круглого стола в «Синтеме» женщины, — не простые женщины, а активистки, — стыдливо опускали глаза, когда мы заговаривали об «убийствах чести» в чеченских семьях, о сложностях развода, о том, что будет с женщиной, если ее уличат в измене, об исчезновении людей и о многом другом.

«Если семья посчитает, что женщина ее опозорила, могут ли ее безнаказанно убить свои же родственники? Будут ли они наказаны по закону?» «Конечно, будут» — сначала уверенно отвечают женщины. «Или просто скажут, что отравилась супом», — затем добавляют они. И мы знаем, что это не шутка, что именно так и происходит в большинстве случаев. Потому что по данным правозащитников, с 2013 по 2017 годы на Северном Кавказе были убиты как минимум 40 чеченок — они стали жертвами убийств чести на основе лишь слухов об их развратном поведении! Исполнители такого убийства — «обесчещенные» родственники жертвы: отец, муж или братья. Суд, а главное — общество, их, как правило, оправдывает. Нам, гражданам той же самой страны, трудно даже осознать эту «особенность менталитета» — как дочь, сестра, жена в одночасье может стать врагом, которого необходимо без всякого сожаления зарезать, как скотину.

На этом круглом столе пламенно выступал президент Межнационального аналитического дискуссионного клуба «Слово» Сайпуддин Гучигов, и его выступление как раз многое прояснило для нас в особенностях менталитета. В его речи постоянно звучало опасение: если мои дочери будут вести себя неподобающим образом, то меня осудят; неправильно, значит, воспитал. Для замкнутых национальных общин, живущих «одной семьей», это самый большой, невыносимый страх — осуждение общины, изгнание из нее. Именно он толкает на любое преступление, вплоть до «ритуального» убийства чести. К счастью, Гучигов ограничивается тем, что запрещает своей дочери пользоваться сотовым телефоном, потому что через него она может подвергнуться нежелательному влиянию, минуя родительский контроль. Разумеется, это не выход, но многие ли родители и у нас, в других частях России, имеют со своими детьми настолько доверительные отношения, чтобы быть уверенными в их благоразумии?

«Он с нами 8 дней в месяц». Мусульманка рассказала, каково это — быть второй женой

«Настоящий чеченец» не будет напрямую со своей дочерью общаться: если что-то нужно, он передаст свое пожелание через мать, поведал нам Гучигов в ходе дискуссии. Тоже, кстати, распространенная практика внутрисемейного общения, вне зависимости от религии и менталитета. Еще один типичный синдром — «стокгольмский», который демонстрировали чеченские женщины на этом круглом столе, так же часто, как и любые другие женщины в российском обществе. В большинстве своем они настолько привыкли к каждодневному бытовому насилию и существующему неравенству, что либо не замечают его, либо прямо одобряют, объясняя, якобы, «природными», «естественными», «врожденными» причинами. Например, чеченская активистка убежденно говорила, что мужчина «от природы» полигамен, поэтому измены с его стороны — это нормально, как, видимо, и многоженство (бесправная с юридической точки зрения ситуация, распространенная и в Башкортостане). Тоже знакомые стереотипы, распространяемые мужчинами в своих интересах.

О многоженстве: «То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной»

Однако к концу дискуссии мы — и приглашенные журналисты, и участники — совместно пришли к выводу: истинный ислам не предписывает полного подчинения женщины мужчине, тем более не позволяет поднимать на нее руку, а стремление закабалить домашних — не что иное, как вульгарная трактовка религиозных заповедей.

Несмотря на позитивный финал встречи, покидала я Чечню с тяжелым сердцем, и свободно вдохнула, только долетев до Москвы. Как будто заглянула то ли в прошлое, то ли в альтернативное будущее нашей страны, которое вполне может случиться на остальной части России.

Кристина Абрамичева

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.idelreal.org/a/30387252.html

Литература


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Насилие в мусульманских семьях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here