Международные правовые источники ювенальной юстиции

Взгляд на проблему: Правовые аспекты ювенальной юстиции

№2 (100)

•В этой теме:•

О ювенальной юстиции
«Осторожно, злые родители?!»

Четкого понятия ювенальной юстиции на сегодняшний момент законодатель не дает. Если мы обратимся к словарям, то термин «ювенальный» берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает молодой, юный , а также молодой человек, юноша, девушка. Термин «юстиция» же определен как

1. система судебных учреждений, судебное ведомство;

2. правосудие. Лингвистическое сочетание слов «ювенальная» и «юстиция» позволяет сделать вывод о том, что речь идет о правосудии по делам несовершеннолетних.

Представленный в неофициальных источниках законопроект (официальные источники его не содержат) «Об основах системы ювенальной юстиции» (разработчики А.С. Автономов, д.ю.н. Н.Л. Хананашвили) дает понятие системы ювенальной юстиции как совокупности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Законопроект носит достаточно противоречивый характер. Так в ст. 4 указано, что «любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего)». Порядок реализации этой статьи законодатель не прописывает, что на практике может вызвать негативные ситуации.

Одним из главных принципов информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции, в силу ст. 17 законопроекта, провозглашается принцип доступности для ребенка (несовершеннолетнего) знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах. Ст. 9 законопроекта одним из основных принципов взаимодействия институтов системы ювенальной юстиции провозглашает открытость и доступность информации. Однако, критерии отбора информации, которая станет доступной для ребенка, в законе не указаны, что также порождает ряд опасений.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ

В настоящее время появились данные о том, что в ряде образовательных учреждений проводятся опросы детей, в том числе в форме анкетирования, для мониторинга и анализа соблюдения прав и интересов детей в семьях. Однако, любые действия, включая сбор, хранение, уточнение, использование, распространение (в том числе передачу) информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных) – в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другие данные – производятся исключительно с согласия субъекта персональных данных либо его законного представителя, в силу Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. (ред. 23.12.2010 г.). Таким образом, такое анкетирование детей может производиться только с письменного согласия родителей.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Особое внимание в законопроекте «Об основах системы ювенальной юстиции» вызывает то, что материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции предусматривается за счет международных, государственных, муниципальных и частных грантов, в том числе полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц. Представляется сомнительным то, что международное сообщество предлагает финансирование системы ювенальной юстиции в Российской Федерации без выгоды для себя.

Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних те же разработчики (А.С. Автономов и Н.Л. Хананашвили) представили еще один проект Федерального Конституционного Закона «О Ювенальных судах Российской Федерации».

В законопроекте предлагается создание ювенальных судов. Суды будут рассматривать дела, в которых несовершеннолетний является либо подсудимым, либо потерпевшим — при рассмотрении уголовных и административных дел, или одной из заинтересованных сторон — при рассмотрении гражданских дел (п.1 ст. 2 законопроекта).

Действительно, в настоящее время суды общей юрисдикции перегружены, и часто не имеют возможности досконально изучить личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, психологические особенности. При этом все понимают, что по делам, касающимся несовершеннолетних правонарушителей, требуется более тщательный подход в собирании доказательств, изучении личности правонарушителя и его окружения. Суд должен использовать не только метод карательного, но и воспитательного воздействия на ребенка, который в определенных случаях выступает как достойная альтернатива уголовному наказанию.

Однако, в случае постоянного внедрения в судебный процесс социальных и психологических служб, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, существует вероятность того, что принцип объективности и беспристрастности суда при рассмотрении дела будет нарушен давлением указанных организаций. Вынесение же справедливого решения возможно лишь в том случае, если суд не будет отдавать предпочтение позиции какой-либо одной стороны.

ИЗЛИШКИ ПРАВ КАК ПУТЬ К БЕСПРАВИЮ

Вероятность изменения российского законодательства и установление детской специализации права достаточно велика. Представленная же модель ювенальной юстиции неоднозначна в понимании как терминологии, так и практической реализации. Просматриваются противоречия в оценках психического состояния несовершеннолетних, их способности объективно оценивать ситуацию и нести ответственность за принимаемые решения, заявления, действия. С одной стороны, несовершеннолетний признается недееспособным до достижения им возраста, с которым закон связывает наступление юридической ответственности.

С другой, считается допустимым, что любой ребенок, независимо от возраста, состояния физического здоровья, умственного развития и эмоционального восприятия имеет право на участие в принятии решений, например, обжалование действий своих родителей, учителей и т.д., в том числе и в суде.

Система ювенальной юстиции устанавливает приоритет права государства над правом родителей решать, что лучше для любого ребенка из любой, не обязательно асоциальной, семьи. А это крайне опасно.

Мы плывем на «Титанике» в сторону айсберга или Вектор движения России

Перефразируя классика, можно сказать, что фонд в Екатеринбурге – больше, чем просто фонд. Ну, не вписываются могучие уральские фонды в сухой образ юридического лица, которое имеет банковский счет

Взгляд на проблему: «Дети – на обочине взрослой жизни»

Наш собеседник – семейный психотерапевт Георгий Львович Амусин – Сформулируйте, пожалуйста, что такое в Вашем понимании ювенальная юстиция и каковы ее цели. – Ювенальная юстиция – это раздел правовой деятельности

Читайте так же:  Документы для лишения прав отцовства

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

http://orthodox-magazine.ru/numbers/at436

Источники ювенального права

К источникам ювенального права принято относить международные пра­вовые акты: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Конвенцию о защите прав и основных свобод человека 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г ; Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах; Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г.;

Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Всемир­ную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосу­дия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила); Руководя­щие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершенно­летних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы) и др.

В Российской Федерации источниками ювенального права являются Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законодатель­ство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Ювенальные нормы в системе ювенального права условно можно подразделять по следующим критериям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности, по методу правового регулирования и иным основаниям [10] .

По назначению нормы ювенального права могут подразделяться следующим образом:

1) на общие нормы права, которые распространяют свое действие в том числе и на несовершеннолетних;

2) специальные нормы права, созданные для регулирования правоот­ношений с участием несовершеннолетних;

3) нормы права, устанавливающие права и свободы несовершеннолетних,

4) нормы права, устанавливающие обязанности и ответственность несовершеннолетних;

5) нормы права, установленные для регулирования ювенальных право­отношений в определенных сферах деятельности (образовании, социальном обеспечении, сфере профилактики безнадзорности и правонарушений и т. п);

6) нормы права, обеспечивающие стимулирование рождаемости новых поколений, то есть действующие в интересах ребенка до его рождения;

7) нормы права, обеспечивающие благополучное социальное разви­тие несовершеннолетних после их рождения,

8) нормы, обеспечивающие защиту прав отдельных категорий несо­вершеннолетних (сирот, инвалидов, детей, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, и т. д.);

9) на нормы права прямого воздействия на несовершеннолетних и опосредованного (посредством семьи, школы, органов опеки и попечи­тельства и т. д ).

По территории действия выделяют:

1) международные нормативные правовые акты;

2) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

3) региональное законодательство;

4) муниципальное законодательство.

По юридической силе выделяют:

1) международные нормативные правовые акты;

2) Конституцию РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) подзаконные акты РФ (указы Президента РФ, постановления Пра­вительства РФ, акты министерств и ведомств);

5) законодательство субъектов РФ;

6) подзаконные акты субъектов РФ;

7) нормативные акты органов местного самоуправления.

По отраслевой принадлежности выделяют нормативные акты, уста­навливающие правовой статус несовершеннолетнего в сфере:

1) конституционного права,

2) уголовного права;

3) семейного права;

4) гражданского права,

5) административного права;

6) уголовно-исполнительного права;

7) трудового права;

8) уголовно-процессуального права;

9) гражданско-процессуального права и в иных сферах правового ре­гулирования.

По методу правового регулирования выделяют:

1) регулятивные юридические нормы (обязывающие, уполномочива­ющие, запрещающие);

[1]

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/istochniki-yuvenalnogo-prava-71401.html

§ 3. Принципы ювенальной юстиции

Это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции и отличают ее от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской). Оценивая специфические принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с принципами общего правосудия.

Специфическими принципами ювенальной юстиции являются следующие:

Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции.

В современном судебном процессе стран, где функционирует ювенальная юстиция, повышенная судебная защита предусмотрена для всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, независимо от их процессуального положения (с учетом российской терминологии — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших).

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них. Провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания — это тоже проявление охранительной функции ювенальной юстиции. Обратите внимание на то, что воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, проходящее через весь судебный процесс, и относят к самостоятельному принципу ювенальной юстиции, равно как считают принципом уголовного права в отношении несовершеннолетних (принцип воспитуемости) (подробнее см. лекцию V).

Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название «непрофессиональный элемент».

Хотелось бы обратить внимание на то, что сложившаяся в западных странах, где есть суды для несовершеннолетних, система вспомогательных неюридических органов оценивается нами нередко как центральное звено ювенальной юстиции. Еще раз стоит подчеркнуть, что такая позиция не соответствует концепции и философии ювенальной юстиции. Тем не менее, рассматриваемый «непрофессиональный элемент» органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетних именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция (подробнее см. лекцию VI).

Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах очень велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.

Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только по делу несовершеннолетнего, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление — акт индивидуальный, как индивидуальны уголовная ответственность и наказание за него.

Читайте так же:  Ювенальная юстиция в россии принята закон

Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.

Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не вяжется с традиционным представлением о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.

Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он оценивается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об этом использовании. Очевидно, что неформальный характер процедуры — основа индивидуализации судебного процесса в суде для несовершеннолетних — должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими «задавлен», иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса — несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия.

http://lib.sale/yuvenalnaya-yustitsiya-pravo/printsipyi-yuvenalnoy-yustitsii-31927.html

Международные правовые акты в сфере ювенальной юстиции

Условно можно выделить две группы международных актов в сфере ювенальной юстиции: международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей, и международно-правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными (уголовная ювенальная юстиция).

К основным международно-правовым актам, провозглашающим права детей и гарантирующим особую защиту детей, относятся следующие акты:

• Европейская социальная хартия (принята в 1961 г., вступила в силу в 1965 г., пересмотрена в 1996 г.);

• Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г.);

• Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты Резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.);

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);

• Рекомендация 1286 Парламентской ассамблеи Совета Европы «О европейской стратегии в защиту детей» (принята на очередной сессии 1996 г.);

• Соглашение Европейского союза по юрисдикции — избранию применимого закона — в сфере родительской ответственности и мер для защиты детей от 19 октября 1996 г.

В перечисленных актах зафиксированы принципы ювенальной юстиции, такие как:

— взаимосвязь благополучия ребенка и благополучия его семьи;

— приоритет прав ребенка перед позицией (идеологией) родителей;

— ограничение права родителей на вмешательство в личную жизнь ребенка, недопустимость ограничения свободы совести, вероисповедания, права на выбор образования;

Видео (кликните для воспроизведения).

— запрет на применение силы или психологического воздействия в отношении ребенка со стороны родителей, запрет на понуждение к чрезмерному труду;

— обязанность родителей по заботе и уходу за ребенком;

[3]

— при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы о нем не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка и в особенности его право на обеспеченность и постоянную заботу;

— обязательность в национальном законодательстве процедуры передачи ребенка на воспитание иным лицам, не являющимися родителями ребенка;

— контроль властей или учреждений за обеспечением благополучия ребенка;

— содействие государства в формировании общественных институтов и организаций, деятельность которых направлена на защиту прав детей, и контроль соблюдения законодательства о правах детей.

Конвенция о защите прав детей предусматривает механизм контроля деятельности национальных государств по соблюдению и реализации ее норм, осуществляемого Комитетом ООН по правам ребенка, который с 2001 г. состоит из 18 экспертов, избираемых на четыре года из числа граждан государств-участников.

К международно-правовым актам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными, относятся:

• Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, — «Пекинские правила» (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. № 40/33);

• Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних — Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.);

• Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г.);

• Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (приложение к резолюции 1997/30 Экономического и Социального Совета от 21 июля 1997 г.).

В этих документах среди основополагающих принципов профилактики правонарушений несовершеннолетних и отправления правосудия в их отношении присутствуют принципы, характерные для классической реабилитационной модели западной уголовной ювенальной юстиции:

— судебное разбирательство в отношении несовершеннолетнего должно соответствовать интересам несовершеннолетнего;

— вопрос о благополучии несовершеннолетнего должен быть определяющим при рассмотрении вопроса о применении к нему мер воздействия;

— желательность прекращения расследования на самых ранних стадиях с передачей материалов в соответствующие «общественные или иные службы», нежелательность официального рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних;

— тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера;

— целесообразно по возможности избегать до суда содержания несовершеннолетних под стражей, применяя его только в исключительных случаях;

— целесообразно распространение на стадии предварительного следствия практики применения мер, альтернативных задержанию;

— запрет на содержание под стражей несовершеннолетних, в отношении которых однозначно не установлено совершение правонарушения;

— принятие решения об ограничении свободы несовершеннолетнего может быть только после тщательного рассмотрения вопроса, только при совершении несовершеннолетним серьезного насильственного преступления и на как можно более краткий срок.

Для ответа на вопрос о необходимости или желательности переноса инокультурной ювенальной юстиции на российскую почву рассмотрим некоторые особенности, последствия и проблемы ее функционирования в западных странах.

Читайте так же:  Пени за неуплату алиментов калькулятор

http://scicenter.online/pravo-rossii-yuvenalnoe-scicenter/mejdunarodnyie-pravovyie-aktyi-sfere-158165.html

Зарубежный опыт ювенальной юстиции

Зарубежный опыт важен прежде всего тем, что он более продвинут и позволяет увидеть методы ювенальной юстиции, эффекты от ее внедрения, и, что очень важно, страновую вариативность. Нет унифицированных для разных цивилизационных ареалов и даже отдельных стран в рамках одной цивилизации методов ювенальной юстиции.

Для конкретизации области применения ювенальной юстиции основополагающим является определение возраста лиц, к которым применяются нормы ювенальных законов.

В зарубежном законодательстве различаются следующие понятия. Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет, с которого наступает юридическая (в первую очередь, уголовная) ответственность. И несовершеннолетнее лицо, причем понятие несовершеннолетнего лица, к которому применяются нормы уголовной ювенальной юстиции, не совпадает с общим понятием совершеннолетия. В отношении защиты прав несовершеннолетних в семейных и иных правоотношениях (кроме уголовной ювенальной юстиции) используется понятие ребенок (дети). Согласно Конвенции о защите прав ребенка максимальный возраст единообразен — 18 лет.

В сфере уголовной ювенальной юстиции предельный возраст несовершеннолетнего лица установлен различный. В США в различных штатах несовершеннолетним является лицо, не достигшее 18 лет (Нью-Йорк, Северная Каролина), 17 лет (Иллинойс, Мичиган, Техас), 21 года (Вашингтон, Алабама), 25 лет (Небраска, Виргиния, Аляска) [21] .

В Великобритании и Германии предельный возраст применения норм ювенальной юстиции 21 год [22] , а если лицо вследствие своего развития, «истории жизни», воспитания не соответствует биологическому возрасту, нормы ювенальных законов могут применяться вплоть до достижения 27 лет, во Франции — 20 лет [23] .

Возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к ответственности, в зарубежных правопорядках также установлен различный.

Возраст привлечения к ответственности с 7-ми лет установлен в Австралии, Ирландии, США (если иное не установлено отдельными штатами). В Колорадо и Луизиане указан 10-летний возраст, в Джорджии и Иллинойсе — 13-летний, в Миннесоте — 14-летний, в Нью-Гемпшире — 15-летний, в Нью-Йорке — 16-летний [24] . Во Франции минимальный возраст привлечения к ответственности — 13 лет [25] , в Германии — 14 лет [26] , в Великобритании — 10 лет [27] .

Специфической чертой функционирования ювенальной юстиции является зависимость реализации ее постулатов от правоприменительной практики. Зачастую меняются не сами нормы законодательства, а практика их применения, что на самом деле меняет форму воплощения правовых норм (особенно актуально это для ужесточения практики применения правовых норм). Например, в Италии в периоды активизации борьбы полиции с организованной преступностью количество арестов несовершеннолетних резко увеличивалось (в среднем на 28%), хотя нормы законов не менялись [28] .

Ярким примером развития ювенальной юстиции в ХХ в. может служить Англия. С момента принятия первого закона о детях в 1933 г. было принято еще три таких закона (1948, 1972, 1989) и более двухсот поправок к ним. До начала 1980-х гг. законодательно все больше и больше ограничивались права правоохранительных органов при задержании и работе с несовершеннолетними. Например, в 1979 г. в Англии было запрещено арестовывать лиц моложе 17 лет (кроме особо тяжких преступлений). Однако после Брикстонского бунта афроамериканской молодежи на юге Лондона в 1981 г. отношение к несовершеннолетним резко изменилось: полиции были предоставлены дополнительные права, аресты возобновились, за три года количество несовершеннолетних, осужденных к реальному лишению свободы, увеличилось в 2,5 раза [29] .

С принятием в 1989 г. закона о детях правительство стало возвращаться к концепции максимально либерального отношения к несовершеннолетним лицам. В 1993 г. на всю Великобританию прогремело дело об убийстве в Ливерпуле двухлетнего ребенка. Убийцами были двое десятилетних мальчиков, которых судили в Верховном суде по всем официальным канонам рассмотрения дел в отношении взрослых, в результате чего мальчики были приговорены к пожизненному заключению. После этого прецедента карательный подход по отношению к несовершеннолетним правонарушителям вновь стал активно пропагандироваться на правительственном уровне. В 1993-1994 гг. были приняты нормативно-правовые акты, ужесточающие меры наказания для

несовершеннолетних и увеличивающие вдвое срок максимального наказания в исправительных учреждениях.

В 1997 г. лейбористами были вновь проведены либеральные реформы: были созданы специальные комиссии по делам юных правонарушителей, введены ограничения арестов и составов преступлений, по которым несовершеннолетнее лицо может быть приговорено к реальному лишению свободы.


Практика гуманного отношения продолжалась до 2011 г., когда в результате массовых выступлений молодежи в Лондоне возобновилась дискуссия о взаимоотношениях молодежи и правоохранительных органов. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил о необходимости ужесточения наказаний и расширения полномочий полиции при подавлении общественных выступлений [30] . Статистика свидетельствует о резком изменении правоприменительной практики. После выступлений в Лондоне количество арестов, санкционированных судами Англии, увеличилось на 38% [31] .

Схожая ситуация регулярного изменения правоприменительной практики в развитии ювенальной юстиции ХХ в. существует и в других странах. Реформа ювенальной юстиции в США прошла в 1964-1973 гг., в Германии в 1992-1997 гг., в Канаде в 1996-2003 гг., во Франции в 1989-1993 гг. Сущность всех реформ сводилась к изменению концепции отношения к несовершеннолетнему как только к объекту защиты с минимальными санкциями.

Результатом развития норм ювенальной юстиции в западных государствах стали принятые во второй половине ХХ в. международные правовые акты, которые закрепили на международном уровне основные принципы ювенальной юстиции и остаются стабильными в отличие от постоянно меняющихся законодательств отдельных государств.

http://scicenter.online/pravo-rossii-yuvenalnoe-scicenter/zarubejnyiy-opyit-yuvenalnoy-158164.html

Ювенальная юстиция в Республике Казахстан — перспективы развития

С. Ф. Бычкова, член Конституционного совета, доктор юридических наук По мере повышения уровня социально-экономического развития республики в качестве одной из приоритетных задач, от решения которой зависит дальнейшее развитие и процве

Ювенальная юстиция в республике Казахстан — перспективы развития

С. Ф. Бычкова, член Конституционного совета, доктор юридических наук

По мере повышения уровня социально-экономического развития республики в качестве одной из приоритетных задач, от решения которой зависит дальнейшее развитие и процветание страны, должно выступить формирование системы специальной правовой охраны детства.

Провозглашенный в ст. 1 Конституции Республики Казахстан приоритет прав и свобод человека и гражданина должен иметь началом обеспечение их в отношении несовершеннолетних.

Читайте так же:  Раздел участка полученного в безвозмездное пользование

Практическое формирование группы субъектов — носителей специфических прав и обязанностей осуществлено путем включения законодателем в нормативные правовые акты понятия «несовершеннолетний» как категории лиц, обладающих особыми психофизиологическими и социальными качествами. Возрастная неадаптированность несовершеннолетних к условиям жизни требует компенсации путем их повышенной правовой защиты, что является основанием для выделения специального института ювенальной юстиции.

В последнее время проблема становления ювенальной юстиции в стране актуализируется, о чем свидетельствует возрастание к ней государственного и общественного интереса. Примерами тому являются принятие Закона Республики Казахстан «О защите прав ребенка», разработка иных нормативных правовых актов, реализация международного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане».

Однако ювенальная юстиция в Республике Казахстан лишь вступает в фазу интенсивного развития, в связи с чем представляются необходимыми как выработка программы ее развития, так и заблаговременная подготовка отдельных элементов.

При формировании программы развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан следует учесть, что в науке и практике не сформировано единого определения указанного понятия и используется различное толкование термина «ювенальная юстиция». Однако однозначное определение указанного понятия имеет принципиальное значение, т. к. от него зависит форма конструирования соответствующего института.

[2]

На сегодняшний день наиболее распространены следующие определения понятия «ювенальная юстиция»:

1) система особого судопроизводства по делам о правонарушениях несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния и достигших возраста уголовной ответственности;

2) система норм и институтов, связанных с ребенком как субъектом правонарушений, независимо от его возраста и категории правонарушений;

3) система, включающая не только соответствующее законодательство, но и комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних; реагирование на правонарушения несовершеннолетних.

Оптимальным представляется последнее определение, т. к. в случае принятия его в качестве базового могут быть в максимальной мере реализованы принципы ювенальной юстиции, которые обусловливают выделение ее из общей юстиции: преимущественно охранительная ориентация; воспитуемость; социальная насыщенность; максимальный учет при осуществлении процессуальных действий и принятии процессуальных решений в отношении несовершеннолетних их индивидуальности.

Предпосылками развития ювенальной юстиции являются: определение концепции юридического воздействия; формирование нормативной правовой базы;

формирование институциональной базы; формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Основой формирования концепции юридического воздействия, безусловно, служит международная правовая база, представленная в основном Декларацией прав ребенка (1959 г.), Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1995 г.), Руководящими принципами организации ООН для предупреждения преступности в отношении несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.); Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Наиболее актуальные вопросы формирования нормативной и институциональной базы ювенальной юстиции отражены в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949.

В качестве одного из перспективных направлений развития судебной системы страны в концепции обоснованно указаны ювенальные суды.

Безусловно, специализированный суд должен являться наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции, что обусловлено положением Конституции Республики Казахстан о том, что судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Именно суд обладает наиболее широкими возможностями при решении вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Однако речь должна идти не только о выделении специализированных судов, но и о формировании особой системы правосудия, что может быть продемонстрировано на примере уголовной юстиции.

При разработке уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан использовались международные стандарты в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Поэтому в действующем законодательстве в целом отражены правильные подходы к созданию в стране системы ювенальной юстиции, отвечающей современным международным стандартам ее организации и функционирования. Но время показывает, что процессуальное законодательство нуждается в доработке с целью максимальной детализации правовой процедуры по делам несовершеннолетних и дальнейшего внедрения принципов ювенальной юстиции в судопроизводство.

Прежде всего в законе должны быть отражены следующие правовые идеи: 1) несовершеннолетний, предстающий перед судом, признается не правонарушителем, а особым субъектом; 2) необходим учет как индивидуальных особенностей ребенка, так и региона его проживания; 3) требуется функционирование наряду с судами служб по профилактике правонарушений несовершеннолетних; 4) наряду с мерами правового воздействия должны быть активно задействованы программы, преследующие цели социальной коррекции несовершеннолетних, осуществляемые специальными службами социальных работников при судах.

В настоящий момент в процессе фигурируют педагог и психолог, предназначением которых является содействие органу, ведущему уголовный процесс, в доказывании. Несовершеннолетнему же «содействует» защитник, который вряд ли обладает знаниями детской психологии, и, поскольку это не предусмотрено законом, не адаптирует свои функции применительно к ситуации.

Продолжая разговор о проблемах правосудия в отношении несовершеннолетних, следует обратить особое внимание на тот факт, что на сегодняшний день в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, не достигших возраста уголовной ответственности, фактически действует непроцессуальная система отправления правосудия. Вследствие этого несовершеннолетний преступник в большей степени защищен государством, чем малолетний правонарушитель. В связи с изложенным, представляется целесообразным ввести в раздел «Особые производства» УПК отдельную главу «Особенности рассмотрения дел об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности», тем более что прецедент в отношении невменяемых лиц в законе имеется. В указанной главе следует четко отразить особенности как досудебной подготовки материалов по соответствующей категории дел, так и их судебного рассмотрения. Только таким путем можно достичь осуществления полноценной судебной процедуры в отношении рассматриваемых субъектов. Кроме того, именно введение указанного комплекса процессуальных норм актуализирует формирование специализированных ювенальных судов

Наряду с изложенным ст. 495 УПК, устанавливающая возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, должна быть дополнена детальной регламентацией действий, касающихся установления и изменения сроков его пребывания в специализированном учреждении для несовершеннолетних. Одновременно следует ввести нормы, устанавливающие возможность и порядок прекращения в ходе предварительного следствия и судебного заседания уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, с применением в отношении него принудительных мер воспитательного воздействия.

Читайте так же:  Выход из ипотеки созаемщика при разводе

В качестве второго направления развития ювенальной юстиции в концепции определена профилактика детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, указано на необходимость принятия соответствующего законодательного акта, который будет способствовать не только повышению ответственности должностных лиц за результаты работы с несовершеннолетними, но и четко регламентировать их права и обязанности в выполнении ими своих задач и функций.

Указанное положение представляется чрезвычайно важным, поскольку в соответствии с Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами. Однако на сегодняшний день деятельность многочисленных органов, связанная с существенным ограничением прав и свобод несовершеннолетних граждан, регламентируется положениями и инструкциями, некоторые из которых утверждены постановлениями Правительства Республики Казахстан, а большинство — ведомственными приказами. Речь идет о функционировании комиссий по защите прав несовершеннолетних, специализированных учебно-воспитательных учреждениях, центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, инспекторов по делам несовершеннолетних.

В связи с этим именно в законе требуется, как минимум:

четко дифференцировать категории «неблагополучных» несовершеннолетних;

привести перечень органов, деятельность которых связана с борьбой с детской безнадзорностью и профилактикой преступлений, детализировать их функции, а также порядок функционирования;

подробно регламентировать процедуры действий указанных органов в отношении несовершеннолетних в каждой из правовых ситуаций;

определить условия содержания несовершеннолетних в случаях, связанных с ограничением их свободы;

четко изложить права и обязанности конкретных должностных лиц в выполнении ими своих задач и функций.

В заключение следует сказать, что реальная возможность формирования ювенальной юстиции зависит от создания в стране системы подготовки специализированных кадров. Поэтому необходимо заблаговременно организовать при высших учебных заведениях педагогического профиля отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних для углубленного изучения правовых, медицинских, психологических и других вопросов, относящихся к указанным субъектам, при высших учебных заведениях юридического профиля — специализированные отделения по подготовке судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов для органов ювенальной юстиции.

Представляется, что реализация положений Концепции правового развития, относящихся к несовершеннолетним, позволит осуществить поэтапный переход к автономной системе ювенальной юстиции, функционирование и развитие которой впоследствии должно быть определено Законом Республики Казахстан «О ювенальной юстиции», включающим все аспекты данного правового института.

http://www.zakon.kz/203710-juvenalnaja-justicija-v-respublike.html

Понятие ювенальной юстиции в рамках российского уголовного процесса

Дата публикации: 12.02.2015 2015-02-12

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Замалутдинова, Т. Л. Понятие ювенальной юстиции в рамках российского уголовного процесса / Т. Л. Замалутдинова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15600/ (дата обращения: 18.04.2020).

Данная обзорная статья дает обновленную информацию о научных исследованиях и разработках спинномозговой жидкости (ликвора) биомаркера для болезни Альцгеймера (БА) с акцентом на диагностических приложениях.

Ключевые слова: болезнь Альцгеймера, биомаркеры, кровь, цереброспинальная жидкость, диагноз.

This review article provides an update on the scientific research and development of a cerebrospinal fluid (liquor) biomarker for Alzheimer’s disease (AD) with a focus on diagnostic applications.

Keywords: Alzheimer’s disease, biomarkers, blood, cerebrospinal fluid, diagnosis

Около 35,6 миллионов человек во всем мире страдают деменцией, из которых 60 % связано с болезнью Альцгеймера (БА), цифры, которые, удваиваются каждые 20 лет. До 65,7 миллионов в 2030 году и 115,4 млн в 2050 г. [1,2]. Хотя БА является одним из наиболее быстро растущих причин основного бремени болезней, в настоящее время не существует эффективных методов его диагностики и лечения. Патологические изменения в головном мозге при БА, как известно, начинаются по крайней мере, за два десятилетия до предполагаемого появления клинических симптомов [3, 4]. В настоящее время при разработке эффективной терапии включают отсутствие специальных биомаркеров для ранней идентификации заболевания до начала появления клинически очевидных когнитивных нарушений. Массивная гибель нейронов, характерные для поздних стадий нейродегенеративных заболеваний, делает лечение в конце течения болезни чрезвычайно трудным [5].

Одним из наиболее надежных биомаркеров БА на сегодняшний день является комбинированное снижение бета-амилоида 42 (Ab42) и увеличение фосфорилированного тау в спинномозговой жидкости (ЦСЖ) [6].

Важно отметить, что большое количество клинических исследований очень наглядно показывают, как эти биомаркеры способствуют диагностически релевантной информации, также и на ранних стадиях заболевания. Последние технические разработки позволили измерить эти биомаркеры с помощью полностью автоматизированных анализов с высокой точностью и стабильностью.

Усилия по стандартизации дали сертифицированные справочные материалы для ЦСЖ Aβ42, с целью согласования результатов между форматами анализа. Эти обнадеживающие события привели к тому, что основные биомаркеры болезни Альцгеймера ЦСЖ, занимают центральное место в новых диагностических критериях заболевания, принятых в Национальном институте по проблемам старения и в Ассоциации биологического определения болезни Альцгеймера.

В совокупности этот прогресс, вероятно, послужит основой для более широкого внедрения этих диагностических тестов в клиническую повседневную практику. Тем не менее, неоднородность патологии при БА требуют расширения количества ЦСЖ биомаркеров с использованием дополнительных биомаркеров, которые отражают дополнительные аспекты патофизиологии БА. Одним из перспективных кандидатов является синаптический белок нейрогранин, который является специфическим для БА и может предсказывать будущие темпы когнитивных ухудшения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/84/15600/

Литература


  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
  5. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
Международные правовые источники ювенальной юстиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here