Курсовая работа домашнее насилие

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #c9f5b850-8142-11ea-bc60-5b5e56611cb1

Домашнее насилие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Насилие над женщинами и детьми совершается во всех странах мира, независимо от их общественного и государственного строя остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними

Оглавление

Введение……………………………………………………….3-5
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с жертвами домашнего насилия………………………………………………….6-15
Домашнее насилие как социально-психологическая проблема………………………………………………………………6-11
Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка………………………………………………………………11-15
Вывод по главе 1……………………………………………..16
Глава 2. Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия…………………………17-31
2.1. Подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия……………………………………………………………….17-25
2.2. Опыт работы специализированных учреждений………25-31
Вывод по главе 2……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………….32
Список использованных источников………………………..33-35

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс социальная работа с жертвами домашнего насилия.doc

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.

Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Приоритетными направлениями деятельности таких учреждений считаются: выявление женщин, подвергшихся домашнему насилию и остро нуждающихся в незамедлительной помощи и поддержке; создание банка данных женщин, находящихся в социально-опасном положении; социальный патронаж граждан данной категории; оказание квалифицированной консультативной помощи; реализация реабилитационных мероприятий с женщинами, подвергшихся домашнему насилию и сопровождение женщин в постреабилитационный период.

После обращения женщины за помощью она уже является клиентом учреждения социальной защиты, состоящим на учете, а полученные от нее сведения заносятся в банк данных.

Важным этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной помощи женщинам – жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста [17, с. 124].

В социальной работе с женщинами, испытывающими домашнее насилие, выделяются три группы задач: по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.

Одной из форм по спасению женщин, испытывающих насилие является шелтер – социальная гостиница, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся оскорбления, угрозы, конфликты и побои, притеснение моральное и экономическое [1, с. 60]

В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Главная цель вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию женщины заключается в том, чтобы предоставить ей всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы она приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал. Для достижения этой цели используют разнообразные формы и методы работы.

Психолог организует и проводит диагностические исследования, намечает план работы с клиентом, организует сопровождение, осуществляет консультативную работу, организует психокоррекционные и реабилитационные занятия, направленные на укрепление психофизического здоровья, «группы взаимопомощи», состоящие из 5–7 женщин, подвергшихся домашнему насилию, проводит тренинги.

[3]

В процессе консультации изучается суть существующей проблемы, и предлагаются различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат работы во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.

Во время консультации позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента, а также должна присутствовать наглядная демонстрация клиенту, что ожидаемые от него действия, должны способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. Следует учесть, что люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать же к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста по социальной работе [2, с. 82].

В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.

Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психологическая помощь – «Телефон доверия». Консультирование такого рода, позволяет многим женщинам, испытавшим насилие и не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать психологическую поддержку, а также рекомендации по волнующим их проблемам.

Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у женщины фантазийный образ консультанта. Известно, что отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия и значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Все это учитывается специалистами в ходе работы.

Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе [8, с. 48].

Читайте так же:  Подлежит ли военная ипотека разделу при разводе

Эффективным групповым методом реабилитации женщин, пострадавших от домашнего насилия является психодрама. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации. Данная техника позволяет женщине, пострадавшей от насилия, справиться с комплексом жертвы.

Также в центрах широко используется применение различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, ароматерапия, арттерапия, телесно-ориентированная терапия, терапия реальностью, кинотерапия и другие. Данные методы благоприятно влияют на детскую психику.

Сказкотерапию называют «детским» методом, но это не значит, что взрослым он не подходит. Занятия подходят тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Психолог на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.

Запахи – один из важнейших языков, к которым восприимчива психика человека. Этот факт лежит в основе ароматерапии – целительного и профилактического воздействия различными запахами. Ароматерапия – сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства – от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия – аналог методу «утро вечера мудренее».

Арттерапия – лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.

Кинотерапия – проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.

На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело – это кратчайшая дорога к бессознательному и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.

Еще один вид работы – это терапия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т. к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие [15, с. 43].

Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика [3, с. 15].

В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие, оказывается не только помощь в реабилитации, но также проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье. Работа таких программ ведется в следующих направлениях: разработка и продвижение образовательной кампании по просвещению общественности о природе и специфике проблемы и влияния насилия в семье на общественные процессы, где немалое значение имеет активная пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, формирование положительного имиджа здоровых семейных отношений; проведение образовательных программ (тренингов, семинаров) по проблеме насилия над женщинами во всех организациях, профессиональных сообществах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях (врачи, педагоги, социальные работники, милиция), введение спецкурсов в соответствующих ВУЗах, других образовательных учреждениях.

Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда – по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.

Слаженная работа специалистов социально-реабилитационных центров помощи семье и детям, где каждый выполняет свои функции, является условием успеха работы с жертвами домашнего насилия.

Анализ деятельности специалиста по социальной работе в ситуации домашнего насилия показал, что ему приходится решать следующие задачи: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные. Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе – обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты.

Таким образом, социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия над женщинами более комплексно.

2.2 Опыт работы специализированных учреждений

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания для женщин, испытывающих насилие. Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, организованный научно-исследовательским институтом), в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями.

Домашнее насилие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Насилие над женщинами и детьми совершается во всех странах мира, независимо от их общественного и государственного строя остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними

Читайте так же:  Где делать доверенность на ребенка
Оглавление

Введение……………………………………………………….3-5
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с жертвами домашнего насилия………………………………………………….6-15
Домашнее насилие как социально-психологическая проблема………………………………………………………………6-11
Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка………………………………………………………………11-15
Вывод по главе 1……………………………………………..16
Глава 2. Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия…………………………17-31
2.1. Подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия……………………………………………………………….17-25
2.2. Опыт работы специализированных учреждений………25-31
Вывод по главе 2……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………….32
Список использованных источников………………………..33-35

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс социальная работа с жертвами домашнего насилия.doc

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с жертвами домашнего насилия………………………………… ……………….6-15

    1. Домашнее насилие как социально-психологическая проблема………………………………………………………… ……6-11
    2. Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка…………………………………………………………… …11-15

Глава 2. Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия…………………………………………………17- 31

2.1. Подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия…………………………………………………………… ….17-25

2.2. Опыт работы специализированных учреждений………25-31

Список использованных источников………………………..33-35

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению роста домашнего насилия в различных его формах, в частности насилие над женщиной и ребёнком.

Насилие над женщинами и детьми совершается во всех странах мира, независимо от их общественного и государственного строя остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями. Для 10 % этих детей побои заканчиваются смертью, а две тысячи детей кончают жизнь самоубийством [14,с. 131]. Кроме того, насилие, пережитое в детстве, способствует формированию специфических семейных отношений, негативно влияющих на последующее поколение [14, с. 140].

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях. Зачастую её острота свидетельствует о нездоровой социально – нравственной обстановке в нашем обществе. Поэтому особенно значима политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении женщин и детей в рамках семьи. Особенно значима социальная защита женщин и работа различных социальных служб, в которых женщина может рассчитывать на помощь в трудной жизненной ситуации.

Домашнее насилие – серьезная социальная проблема, решение которой зависит во многом от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия, и от включения данной проблемы в повестку дня социальной политики государства. Несмотря на возрастающий уровень осведомленности о проблеме семейного насилия в обществе в целом и на уровне государственного управления, последствия этой серьезной социальной проблемы все еще остаются не вполне осознанными. Как следствие этого, существующая по стране система государственного реагирования на домашнее насилие в целом нестабильна; она в основном направлена на реагирование с точки зрения уголовных мер, но при этом недостаточно развита профилактика.

Проблема насилия в семье и разработки технологий работы с лицами, испытывающими насилие привлека ет внимание исследователей. В исследованиях Н. Середы анализировалась деятельность государственных и общественных организаций, оказывающих помощь жертвам домашнего насилия. В работе С.Н Бурова и О.А. Янчук, рассматривались вопросы, связанные с проблемами роста насилия во всех его формах, в том числе насилия в семье. Кроме того, в работе Т. Клайна рассматривались аспекты сексуального взаимодействия насильника и жертвы. В практическом исследовании А. Карева и Е. Забалдыкиной рассматривается такой вид помощи пострадавшим от домашнего насилия, как телефонное консультирование.

Изучению влияния общесоциальных условий, криминогенных факторов, особенностей лиц, совершающих преступление в отношении женщин в сфере семейных отношений, отражены в трудах Д. А. Шестакова. Он также изучал причины насилия в семье, меры его предупреждения и влияние на массовое преступное поведение. Этим проблемам посвящены работы Н. С. Сыроед, С. А. Мельниченко и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день хорошо изучены психологические, социологические и криминогенные аспекты проблемы домашнего насилия, меры государственного реагирования в случаях насилия. Тогда как проблемы профилактики домашнего насилия и восстановления социальных функций его жертв недостаточно изучены. Поэтому достаточно актуальна проблема развития и разработки технологий социальной работы с жертвами домашнего насилия.

Объектом курсовой работы является домашнее насилие.

Предмет нашей работы – социальная работа с жертвами домашнего насилия.

Целью курсовой работы является изучение содержания работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Рассмотреть домашнее насилие как социально-психологическую и педагогическую проблему;
  2. Раскрыть влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка;
  3. Изучить подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия;
  4. Проанализировать опыт работы специализированных учреждений.


Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

    1. Домашнее насилие как социально -психологогическая проблема
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы, создает отсутствие четких определений и исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы [21].

Если в целом насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья. То есть, в роли носителя зла и его жертвы выступают самые близкие люди – супруги (в том числе как бывшие, так и потенциальные – те, кто еще только собираются пожениться), а также дети. Таким образом, в самом широком смысле домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.

Одни исследователи определяют домашнее насилие как эмоциональное или физическое оскорбление или угрозу физического оскорбления внутри семьи, другие – как физическое и сексуальное оскорбление на фоне мощного психологического давления. Специалисты центра «АННА» (Ассоциация «Нет Насилию») дают домашнему насилию следующее определение: «повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. В хронической ситуации насилия в семье один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму» [21].

Насилие в семье развивается циклично: одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия [25, с. 122].

Читайте так же:  Госпошлина в суд о взыскании алиментов

Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разные причины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности. Основная сила, движущая обидчиком – стремление установить полную власть над женой (партнершей). Конфликт же обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить [25, с. 123].

Сегодня в рамках гендерной социологии существует определенная классификация домашнего насилия: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

Физическое насилие связано с применением силы со стороны мужчины, который превосходит женщину или ребенка физически. Примерами такого вида домашнего насилия являются: избиения, побои, причинение травм и вреда здоровью. ( виды насилия) Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий. От физического насилия ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет, в том числе каждый десятый умирает т побоев [7, с. 24]. При этом каждая пятая женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физического насилия со стороны мужа, характеризующегося частыми побоями, травмами, требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новых нападений мужа [17, с. 95].

Физическое насилие является наиболее распространенным видом домашнего насилия. Его последствиями являются не только физические травмы, постоянные головные боли, бессонница, но и формирование у жертвы так называемого «Синдрома избиваемой женщины». В этом случае женщина чувствует себя слабой, беспомощной, контролируемой, неспособной нести ответственность за свою жизнь. Нередко жертва испытывает чувство собственной вины за совершенное над ней насилие или просто отрицает факт такового, убеждая себя и других в том, что это присутствует в большинстве семей [17, с. 96].

Физическое насилие тесно связано с сексуальным, причем чем жестче форма сексуального насилия, тем сильнее эта связь.

Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия. Самое мягкое и распространенное из них – сексуальное домогательство, навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию женщины. Сексуальные домогательства часто связаны со злоупотреблением властью. Мужчина, воспринимает женщину только как сексуальный объект, Он считает себя не насильником, а соблазнителем [10, с. 16].

Крайняя форма принуждения – сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс. Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся, прежде всего, в жесткой дифференциации половых ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Там, где взаимоотношения полов более равноправны, насилие встречается реже. Не менее важный фактор – отношение общества к насилию как таковому – культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу, – питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия [24, с. 200].

Сексуальное насилие – секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта после побоев, секс как средство унижения и оскорбления. Оно подразумевает половые сношения вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны; это совершение сексуальных действий против воли женщины, а также принуждение партнерши к неприемлемым для нее приемам, способам сексуальных отношений. Это неудавшийся или половой акт, совершенный с больной женщиной или инвалидом, под давлением или под влиянием алкогольного или наркотического опьянения [4, с. 116].

Жертвы сексуального насилия активно сопротивляются либо находятся в беспомощном состоянии – спящими, опьяненными, отравленными или больными.

К физическим последствиям сексуального насилия относятся: хронические боли в тазовой области без явных признаков заболевания; гинекологические отклонения, частые инфекции мочеполовой системы; расстройство сна, аппетита, физическое переутомление, невозможность справляться даже с минимальными физическими нагрузками. К психологическим последствиям данного вида насилия относятся: психическое переутомление; длительное эмоциональное напряжение; злоупотребление алкоголем; неустойчивость настроения со вспышками злобно-тоскливого состояния, тревога; утрата интереса к жизни; ограничение и предельная формализация контактов с окружающими людьми; отвращение к себе [13, с. 28].

Не менее опасным и распространенным видом внутрисемейного насилия над женщинами является психологическое насилие – насилие с применением словесных и психических средств, принижение достоинства женщины, оскорбления, пренебрежительное отношение, ведущее к утрате самоуважения, упреки, брань, в том числе нецензурная, грубость, запугивание

[1]

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Проблема домашнего насилия над женщиной в социальной работе Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.12.2012. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: Московский Государственный Социальный Университет
Филиал МГСУ в г. Минске

Кафедра социальной работы

Проблема домашнего насилия над женщиной в социальной работе

по дисциплине «Теория социальной работы»

Введение……………………………………… …..………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы домашнего насилия над
женщинами.

    1.1. Ретроспективный анализ домашнего насилия в социально- психологической литературе………………………………………………. 8
    1.2. Сущность домашнего насилия над женщинами и его
    характеристика……………………… …………………………………. 14
    1.2.1. Виды домашнего насилия………………………………………… 23
    1.2.2. Причины домашнего насилия…………… ……………………….. 28

Глава 2. Домашнее насилие в отношении женщин как проблема
социальной работы

    2.1. Изучение отношения женщин к домашнему насилию…………….. 33
    2.2. Роль кризисных центров в социально- психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию…….…………………………….. 37
    2.3. Нормативно – правовая база по предотвращению насилия над
    женщинами. …………………………………………………………….. 43

Заключение………………………………… ………………………………. 52
Список литературы…………………………………………………… …… 53
Глоссарий . . . . 56
Приложения………………………………… ……………………………… 58

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНОЙ
        Виды домашнего насилия

Данный рисунок показывает различные виды домашнего насилия. Характерно, что мотив поведения обидчика, независимо от формы насилия, один — власть и контроль.
В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все перечисленные виды насилия, так и некоторые из них.

Читайте так же:  Дубликат свидетельства о рождении ребенка через мфц

Рис. 1 Виды и формы домашнего насилия

Рис. 2 Циклы насилия

1. Период напряженности. В этот период жертва часто чувствует, что как — будто ходит по лезвию бритвы или живет на вулкане, ощущает подавленность и беспокойство. Общение сведено к минимуму.
2. «Взрыв». В этот период характерны драка, побои, скандалы, постоянная критика, требовательность со стороны агрессора. Жертва испытывает страх, иногда даже ужас. Насильник угрожает расправой, если жертва пожалуется кому-нибудь.
3. Фаза примирения. Агрессор может извиняться и обещать, что это никогда не повторится. Это дает жертве напрасную надежду на изменение ситуации [38].
Таким образом, каждый конкретный вариант насилия — самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия.

Глава 2. Домашнее насилие над женщинами как проблема социальной работы

2.1. Изучение отношения женщин к домашнему насилию

Мы задались вопросом, что думают женщины по поводу насилия в семье, каков их уровень осведомленности по данной проблеме. В связи с этим разработали анкету, которая состоит из нескольких блоков: информированность о проблеме, половозрастная структура, виды насилия, отношение к проблеме.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Домашнее насилие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Насилие над женщинами и детьми совершается во всех странах мира, независимо от их общественного и государственного строя остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними

Оглавление

Введение……………………………………………………….3-5
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с жертвами домашнего насилия………………………………………………….6-15
Домашнее насилие как социально-психологическая проблема………………………………………………………………6-11
Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка………………………………………………………………11-15
Вывод по главе 1……………………………………………..16
Глава 2. Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия…………………………17-31
2.1. Подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия……………………………………………………………….17-25
2.2. Опыт работы специализированных учреждений………25-31
Вывод по главе 2……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………….32
Список использованных источников………………………..33-35

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс социальная работа с жертвами домашнего насилия.doc

Эмоционально-психологическое насилие заключается в умышленном периодическом или постоянном психическим воздействием одного члена семьи на другого, с целью получения власти и контроля [4, с. 116].

Оно может проявляться в форме игнорирования психологических потребностей женщины: потребностей в безопасности, принятии, саморазвитии и самореализации; в форме постоянных угроз и унижения; желание поставить партнершу в неловкое положение и продемонстрировать другим людям ее недостатки. Личность женщины намеренно обесценивается, и она становится аутсайдером в семье; в форме принуждения женщины быть свидетелем насилия над ее детьми. В данном случае женщина не только вынуждена наблюдать насилие, но не имеет права и реальной возможности защитить своих детей [23, с. 110]

Между тем разнообразные формы психологического насилия оказывают огромное разрушительное воздействие на личность, формируя представления человека о себе как о неполноценном, ущербном. А также заниженную самооценку. Все исследования семейной жизни в нашей стране показывают широкую распространенность психологического насилия, причем мало кем осознается как насильственное воздействие. Например, исследование 2001 года показало, что брань, ругательства как форма психологического насилия осознавались только 47, 7 % взрослых жителей Беларуси, а непристойные шутки и замечания – 21,8 % [4, с.115].

Еще одним видом внутрисемейного насилия над женщиной является экономическое насилие, которое выражается через ограничение в финансовых средствах, упреки в растратах денег, материальная зависимость от супруга, манипулирование с помощью денег, отбирание заработанных денег [4, с. 115]. Таким образом, экономическая зависимость делает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.

Проблема домашнего насилия на сегодняшний день очень многогранна и заслуживает огромного внимания. Насилие в семье разрушает всю гармонию семейного благополучия, что приводит к ряду нарушений в духовной и социальной сфере личности индивида [9, с. 160].

Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.

Долгое время эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Сегодня статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления и все более очевидным становится тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решения комплекса задач. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.

Рассматривая семью как один из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимо осознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям как часть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.

1.2 Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребёнка

Насилие над детьми – сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны быть подготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с членами таких семей, иногда в течение нескольких лет.

По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 – 24%), запирание в темноте (10 – 15%), изгнание из дома (12,6%) [22, с. 63]. При наиболее типичных случаях жестокого обращения с ребёнком родители злоупотребляют силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто [11, с. 32]. Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение с ребёнком принимает шесть основных форм:

  • Отвержение – активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.
  • Отказ в эмоциональном отклике – пассивная форма отказа ребёнку в тёплых чувствах, нежелание или неспособности ответить на предпринимаемые ребёнком попытки общения.
  • Унижение – публичное, в присутствии других людей, унижение ребёнка или постоянное высмеивание его. Самооценка и самоуважение ребёнка снижается частыми нападками на его достоинство, знания или умственные способности.
  • Запугивание – принуждение ребёнка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому поселяют в душе ребёнка глубокий страх. Ребёнок страдает от постоянных побоев или угроз.
  • Изоляция – запрещение ребёнку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях; запирание ребёнка одного в помещении, из которого он не может выбраться самостоятельно.
  • Эксплуатация – использование наивности или слабости ребёнка. Наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие.
Читайте так же:  Увеличивается ли сумма материнского капитала полученного сертификата

Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством [22, с. 63].

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности и беспризорничества, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения и насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества.

Психологическая жестокость является настолько распространённой, что можно с полной уверенностью утверждать, что каждый примеряет на себя те или иные проявления. Но в большинстве случаев проявления психологической жестокости бывает не настолько сильными или совершаются не так часто, чтобы нанести непоправимый вред [12, с.525].

Английские психологи, занятые в сфере консультативной помощи семье, составили обобщённый портрет родителей, применяющих физическое насилие к детям: 10 % таких родителей – психически нездоровы; 15% имеют предрасположенность к криминальному поведению; 75% как обеспеченных, так и бедных семей издеваются над детьми, так как попадают в различные кризисные ситуации [7, с. 25].

Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально- экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Следует учитывать, что жестокое обращение с детьми несет за собой специфические последствия. Так, сексуальное и физическое насилие имеет длительные последствия для эмоционального благополучия ребёнка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторение подобного к себе отношения рождает в нём недоверие к окружающим [14, с. 138]. Кроме того, дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе от своих сверстников [6, с. 46].

Нельзя не отметить, что негативные последствия жестокого обращения с детьми влияют и на окружающих, что является социальными последствиями. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психологическому, но также имеют тяжёлые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищённости несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной «предрасположенностью» стать при определённых обстоятельствах жертвой преступлений.

Американские исследователи после проведения пятилетнего лонгитюдного исследования, когда осуществляли отбор подвергшихся жестокому физическому обращению пятилетних детей, обнаружили, что такие дети испытывали больше трудностей со сверстниками, чем дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятной психологической обстановкой [14, с. 139].

Следовательно, ребёнок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отноше ний в обществе с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать свою полноценную семью, жестоко относиться к своим детям и постепенно из жертвы в преступника.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушена связь со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастиям алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия [6, с.49].

Таким образом, насилие, пережитое в детстве, формирует у человека определённые личностные, эмоциональные и поведенческие особенности, отрицательно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Вывод по главе 1:

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

[2]

Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело значимые отношения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для предотвращения негативного влияния дисгармонии в семье используются ряд реабилитационных мероприятий, которые положительно влияют на психику матери и ребенка, подвергшихся домашнему насилию. Данную функцию выполняют ряд специализированных учреждений общественного и государственного назначения.

Источники

Литература


  1. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  4. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  5. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
Курсовая работа домашнее насилие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here