Курсовая насилие женщины в семье

Содержание

Проблемы и причины насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семью.
Объект исследования: женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.
Цель курсовой работы изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.
Задачи: провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью: изучить основные виды и формы насилия в семье.
Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье. Описать технологии социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Основные социальные проблемы в семье. 8
1.1. Понятие семьи…………………………………. …………….8
1.2. Виды семейных взаимоотношений………………. ………. 13
Глава 2. Проблемы и причины насилия в семье. 22
2.1 Виды насилия……………………………………………………..22
2.2 Последствие семейного насилия………………………………. 25
Заключение …………………………………………………. 34
Список литературы………………………. ……………. 36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

Глава 1. Основные социальные проблемы в семье. 8

1.2. Виды семейных взаимоотношений………………. ……… . 13

Глава 2. Проблемы и причины насилия в семье. .22

2.2 Последствие семейного насилия… ……………………………. 25

Список литературы………………………. …… ………. 36

Актуальность. Тема прелагаемого реферата социальные проблемы насилия в семье. По данным Министерства внутренних дел в нашей стране ежегодно фиксируется более одного миллиона преступлений с участием несовершеннолетних и значительная часть из них — это преступления, в которых дети являются пострадавшими. Достаточно часто сотрудниками служб опеки и попечительства, медицинскими работниками, педагогами, психологами и социальными работниками фиксируются факты насилия над детьми и это без учета тех случаев, когда дети не обращаются за помощью и насилие в их отношении остается латентным. Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 15 лет привели к тому, что «на улице» из-за неблагоприятных условий в семье по различным данным оказалось от 450 до 800 тысяч детей, которые вынуждены справляться со своими трудностями в одиночку. Ежедневно побег из дома совершают около двухсот детей. Практически во всех подобных случаях причиной побегов является насилие.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Предмет исследования: социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семью.

Объект исследования: женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.

Цель курсовой работы изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.

Задачи: провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью: изучить основные виды и формы насилия в семье.

[1]

Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье. Описать технологии социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье

Эмпирическая база исследования

Семейное насилие выделятся в качестве особой теории и практики социальной работы. Насильственное действие членов семьи по отношению друг другу имели место во всех общественных и во все времена. Существуют так называемое, например педагогическое насилие над детьми или же спартанское отношение старикам и инвалидам. Однако в последнее десятилетие насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема.

Объектами домашнего насилия могут быть любые члены семьи.

Выделяют 3 вида семейной жестокости:

    • Со стороны родителей по отношению к детям;
    • Со стороны одного супруга к другому;
    • По отношению к преступным родителям.

Чаще всего насильственным действиям подвергаются дети и старики. Мужчины подвергаются психическому насилию.

[3]

Последствиями насилия в семье становятся телесные повреждения, психические расстройства, а также потеря чувства самоуважения у жертвы. Постоянное грубое обращение способно спровоцировать у жертвы, например: ребенка ответственное насильственное действие по отношению к агрессору. Насилие в семье нарушают такие права человека как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста семейного или социального статуса. Право не подвергается жестокому обращению и физическую неприкасаемость. Насилие часто становится орудием власти одного человека над другим и не адекватного самоутверждения. К наиболее распространенной мировой практике институционным формам работы со случаями семейного насилия относятся:

    • Кризисные центры;
    • Приюты;
    • Телефоны доверия;
    • Пансионаты для престарелых;
    • Медико-социальные центры;
    • Временные или постоянные приемные семьи.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Основные социальные проблемы в семье

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценност ям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежн ости, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой скл1адываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Семья — очень закрытая система, и о том, что там действительно происходит, никто толком не знает — дети тоже это скрывают.

    • жестокое обращение с детьми;
    • насилие, направленное против супруги(а), партнерши(а);
    • насилие в отношении пожилых людей.

Основное отличие домашнего насилия от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях, которые рассматриваются как безопасные и даже считаются защитой и поддержкой.

Читайте так же:  Поменять инн через госуслуги при смене фамилии

При выявлении причин семейного насилия можно использовать два подхода. Социологический подход определяет насилие как социокультурную обусловленность, то есть насилие является стереотип семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в данной группе населения. Социальные факторы (социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жилищные условия) также являются возбудителями стресса, ведущего к плохому обращению с членами семьи. Социально-психологический подход рассматривает насилие как результат негативного личного жизненного опыта, «травмы детства».

Оценки случаев семейного насилия весьма различаются. В ходе репрезентативного опроса общественного мнения в США 16% отобранных респондентов сообщили о том или ином типе физического насилия, имевшем место между ними и их супругами в течение года, в который проводилось исследование; 28% заявили, что в их супружеской жизни бывали случаи физического насилия. Хотя рукоприкладством занимаются как мужчины, так и женщины, мужчины, как правило, оказываются более жестокими. Некоторые мужчины обнаруживают, что им проще управлять более слабыми членами своей семьи с помощью силы, поскольку здесь не требуются ни согласия членов семьи, ни наличия навыков межличностного общения.

Женщины примиряются с побоями мужей по ряду причин. Во-первых, чем ниже уровень образования или профессиональный уровень женщины, тем более склонна она подчиняться мужу в браке. Во-вторых, обычно основная ответственность за гармоничные отношения в семье возлагается на женщину, поэтому, когда супружеские отношения дают трещину, в этом обычно обвиняют женщину. В-третьих, чем больше оскорблений слышала женщина от своих родителей, чем больше семейного насилия она видела в детстве, тем выше вероятность того, что она не разведется с оскорбляющим ее мужем и не уйдет из семьи. Насилие в отношении детей. Дети тоже страдают от жестокого обращения и от пренебрежения родителей.

По данным научных исследований в нашей стране около 3% от общего числа всех умышленных убийств происходит в семьях. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествовали длительные семейные конфликты. По статистике МВД на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит более 3,5 млн. лиц «антиобщественного поведения», из них 296 000 отнесены к категории семейных дебоширов.

Насилие в семье

Понятие и основные причины проявления насилия в семье, распространенность данной проблемы в современном обществе. Различие между агрессивностью и насилием. Типы семейной жестокости. Предпосылки и этапы конфликта, физическое насилие, его последствия.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2013
Размер файла 18,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы

Разумеется, что насилие в семье — явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки — что было там, за стенами ее дома, ее крепости? Насилие — это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля. Задачи курсовой работы оценить Российскую ситуацию насилия в семье и предложить пути выхода из сложившейся ситуации. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье — дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда — самосуды — расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтом принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

1. Различие между агрессивностью и насилием

Первый критерий — это различие между силой, с одной стороны, и бессилием или всесилием — с другой. Бессилие или всесилие связаны с насилием, тогда как сила — с агрессивностью.

Некоторые виды насилия (в частности, сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму, согласен с этим другой человек или нет». Другие виды насилия возникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить, так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому что его игнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилия в меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попытка выразить свое разочарование, бессилие и даже бешенство.

И наоборот, ощущение своей силы, то есть своего потенциала, позволяет идти навстречу другому человеку, но не чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом с ним.

Второй критерий различия жестокости и агрессивности касается отношения к рамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству социальных законов или правил, которые регулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом за рамки, тогда как агрессивность может проявляться в уважении к рамкам.

Последний критерий связан с понятием контакта: в то время как в агрессивном действии присутствует сознание существования другого человека и возможной встречи, насилие сопровождается разрывом отношений, а другой человек становится объектом, который надо разрушить. Таким образом, агрессивность и насилие — это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет к полному контакту, а вторая — к разрыву контакта.

[2]

Без здоровой агрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении к рамкам, в жизни не обойтись, она особенно необходима для удовлетворительной сексуальности. Фриц Перлз, основатель гештальт-подхода, придавал ей особое значение в процессе человеческого роста. Согласно Перлзу, жизнь и рост в окружающей среде требуют агрессивного поведения по отношению к ней; только оно позволит нам питаться от нее. Он использует метафору питания: чтобы утолить голод, человек должен разрушить пищу; он должен откусить и разжевать ее, чтобы получить вещества, необходимые для своего роста.

Читайте так же:  Опись имущества при разделе имущества

В сексуальности проблему представляет не сама агрессивность, а плохое управление этим импульсом.

Конечно, мы уже говорили, что нежность и близость — это две составляющие счастливой сексуальности, однако сами по себе они не позволяют полно пережить свою сексуальность, так как желание не может поддерживаться без достаточной агрессивности.

И наоборот, слишком сильная или плохо управляемая агрессивность может соскользнуть в насилие, превратившись из «движения к другому человеку» в «действие против другого» или даже «действие без другого или в отсутствие другого», когда этот другой становится для первого объектом. И тогда мы вступаем на почву сексуального насилия и разных «парафилий», которые раньше назывались сексуальными отклонениями, или перверсиями (о них мы тоже будем говорить).

Но что же происходит на гормональном уровне? Мы используем одни и те же нейрогормональные пути для контроля над обоими типами поведения — и сексуального, и агрессивного. Мужской гормон тестостерон, который Серж Гингер называет гормоном завоевателей, играет фундаментальную роль в агрессивном поведении и у мужчин, и у женщин. Два нейромедиатоpa — допамин и серотонин — влияют, соответственно, на усиление и на подавление сексуального и агрессивного поведения.

Нейрофизиолог Жан-Дидье Венсан, не стремясь найти уравнение любви, заявляет, однако, что «нашим сердцем управляют гормоны». Но не стоит спешить с грустным выводом о том, что нам не остается ничего иного, как контролировать свой уровень тестостерона! В действительности, сильные эмоции могут влиять на состояние нейронных путей. Можно заметить, что высвобождение агрессивных эмоций позволяет нам раскрыться в сексуальной сфере.

А теперь рассмотрим связь между неадекватными проявлениями агрессивности и сексуальными затруднениями.

Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия — биологический, психологический, социологический, юридический. Также есть интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все направления в единую концепцию.

2. Объект насилия. Типы семейной жестокости

Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. А.Б. Орлов выделил следующие типы семейной жестокости:

— «со стороны родителей по отношению к детям»;

— «со стороны одного супруга по отношению к другому»;

— «со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам».

семейный насилие конфликт жестокость

Физическое насилие — это общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, холодного огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, веществ и так далее, а также в воздействии на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей (например, путем отравления). Преступные насильственные действия различаются между собой по размеру причиненного жертве физического ущерба. Помощь семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.

Этот вид насилия определить легче всего, поскольку после избиения обычно остаются следы побоев: синяки, ссадины, следы от ремня и т.д. Однако, конечно, нельзя забывать и о том, что насильник может бить «грамотно» и видимых следов не останется. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям и женщинам, хотя известны случаи, когда женщины и выросшие дети бьют других членов

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Ситуация насилия в семье — циклична. Выделяются следующие стадии:

фаза нарастания напряжения. Характеризуется проявлениями раздражения, на которые жертва реагирует спокойно, при этом сдерживая свой гнев, и стараясь разрядить обстановку. Длительность этой фазы может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев;

фаза активного насилия. Характеризуется эмоциональным взрывом, всплеском гнева и психологическим или физическим, либо сексуальным насилием по отношению к жертве. Продолжительность данной фазы является самой короткой и может длиться от часу до нескольких дней;

— фаза примирение или «медовый месяц». Обидчик якобы осознаёт свою вину, обещает не повторять подобных ошибок и изо всех сил пытается убедить жертву, что он, обидчик, без неё, жертвы, жить больше не может. Однако проходит время и всё повторяется, начиная с первой фазы, но зачастую в более грубой форме.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

· убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

· родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

· родители (или один из них) имеют психические заболевания;

· нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

· родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

· родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

· дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

· синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях.

· ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

· повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

· выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

· участки облысения, кровоподтеки на голове;

· повреждения внутренних органов;

· «синдром сотрясения» у грудных детей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие насилия, его основные формы и разновидности, причины проявления в семье. Роль насилия в формировании личностных расстройств. Определение сущности семейной психотерапии и основные этапы её развития. Особенности исследования насилия в семье.

дипломная работа [148,8 K], добавлен 03.03.2011

Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти. Сексуальные оскорбления в семье, их виды. Своеобразие насилия в алкогольной семье.

реферат [40,9 K], добавлен 14.01.2004

Определения насилия. Корни насилия. Причины насилия. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия. Гендерные различия. Типы насилия в семье и его причины. Предупреждение и сдерживание насилия в семье.

Читайте так же:  Доверенность на проезд ребенка с бабушкой

курсовая работа [43,9 K], добавлен 25.05.2004

Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие. Причины жестокого обращения с детьми. Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия. «Карта наблюдений» Д. Стотта для диагностики дезадаптации ребенка.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.02.2010

Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения. Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми. Физическое, эмоциональное и вербальное, психическое и сексуальное насилие. Причины и источники насилия над детьми.

реферат [20,9 K], добавлен 17.12.2011

Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011

Формы насилия, причиняемые детям. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте. Насилие со стороны родителей. Основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

реферат [26,5 K], добавлен 26.11.2010

Насилие в семье, как фактор семейного нарушения. Формы и причины жестокого обращения в семье: физического, сексуального, психологического и (эмоционального). Практическое исследование психологических особенностей женщин, подвергшихся семейному насилию.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 04.07.2012

Природа и социально-психологическая сущность насилия. Особенности и проблема домашнего насилия. Многофакторность этой проблемы, ее рассмотрение с точки зрения здравоохранения. Воздействие последствий насилия на ребенка и всю его дальнейшую жизнь.

курсовая работа [29,6 K], добавлен 05.11.2009

Основные подходы к изучению понятия «психологическое насилие». Определения видов насилия и их классификация. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях в межличностном взаимодействии. Психологическое насилие в межгрупповом взаимодействии.

Видео (кликните для воспроизведения).

реферат [29,0 K], добавлен 26.05.2012

Реферат. Насилие в семье. 2011

ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие насилия и агрессии в семье 2
Насилие над детьми в семье 5
Насилие женщин над мужчинами 7
Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. -512с. С.285-318.
2. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2005. -352с. С. 257-265.
3. Михайлова О.Ю. Психологические механизмы криминальной сексуальной агрессии. Автореферат на соискание учёной степени доктора психологических наук. Ростов-на-Дону.,2008г. с 47. С. 16-42.
4. Тащёва А.И. Сексуальные оскорбления в современной американской семье./ Психологический вестник. Выпуск 1(часть3). Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. С 37-52.
5. Тащёва А.И., Зелинская С.Ю. Насилие в алкогольной семье./ Психологический вестник. Выпуск 1(часть3). Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2002. С. 52-64.
6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: «Мысль», 2000, 325с. С.143-149.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Семейное насилие в отношении женщин: гендерный подход

Исследование проблемы семейного насилия в отношении женщин с точки зрения гендерного подхода. Анализ проблемы гендерных различий феномена семейного насилия в отношении женщин. Построение коррекционной социальной работы с женщинами, пережившими насилие.

Подобные документы

Насилие в семье в отношении женщин в России. Масштаб проблемы, меры, направленные на предотвращение. Организации, оказывающие помощь. Отсутствие государственной поддержки и государственной политики, направленной на борьбу с насилием в отношении женщин.

доклад, добавлен 11.12.2010

Характеристики понятия «семейное насилие». Причины, характерные особенности и виды насилия. Последствия семейного насилия. Постоянные внутрисемейные конфликты. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия. Профилактика семейного насилия.

курсовая работа, добавлен 02.11.2015

Понятие насилия и его основные виды и формы. Характеристика социальных проблем женщин, подвергшихся насилию в семье, их причины и степень распространенности. Международные и российские нормативно-правовые документы в области защиты прав женщин в мире.

курсовая работа, добавлен 11.01.2011

Сущность и причины насилия в отношении женщин, характеристика его видов (физического, сексуального, психологического, экономического). Основные модели поведения и ситуации, приводящие к семейному насилию. Страхи и эмоциональные проблемы жертв насилия.

курсовая работа, добавлен 05.06.2012

Определение сущности и причин домашнего насилия. Обзор проблемы женщин и детей, переживающих насилие в семье. Изучение основных подходов к социальной работе с женщинами и детьми, испытывающими насилие в семье. Рассмотреть технологии кризисного центра.

курсовая работа, добавлен 16.09.2017

Определение социального положения женщины в России. Анализ основных видов семейного насилия, его последствия. Ознакомление с социальным опытом Швеции, США и Канады по оказанию помощи жертвам «домашней» тирании. Программа реабилитации пострадавших женщин.

дипломная работа, добавлен 26.01.2011

Сущность понятий «насилие» и «семья». Проблемы жестокого обращения в семье. Виды домашнего насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Насильственные действия в отношении женщины. Способы решения социальной проблемы насилия.

курсовая работа, добавлен 05.12.2010

Понятие насилия в семье. Насилие как форма и метод власти. Ребенок и женщина как объект насилия в семье. Физическое и сексуальное насилие. Причины конфликтов в семье. Воздействие насилия на личность жертвы. Социальная работа с жертвами семейного насилия.

курсовая работа, добавлен 22.10.2012

Современная концепция развития человечества, принципы и критерии гражданского общества. Проблема свободы женщины. Исторический контекст гендерных проблем стран Центральной Азии. Искоренение насилия в отношении женщины в современном таджикском государстве.

статья, добавлен 19.10.2013

Проблемы и причины, виды и формы насилия в семье. Российские нормативные и правовые документы в области защиты прав женщин и детей. Последствия жестокого обращения внутри семьи. Технологии социальной работы с детьми и женщинами, подвергшимися насилию.

Насилие в семье

Понятие и основные причины проявления насилия в семье, распространенность данной проблемы в современном обществе. Различие между агрессивностью и насилием. Типы семейной жестокости. Предпосылки и этапы конфликта, физическое насилие, его последствия.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2013
Размер файла 18,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Читайте так же:  Пособия несовершеннолетним матерям одиночкам

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы

Разумеется, что насилие в семье — явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки — что было там, за стенами ее дома, ее крепости? Насилие — это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля. Задачи курсовой работы оценить Российскую ситуацию насилия в семье и предложить пути выхода из сложившейся ситуации. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье — дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда — самосуды — расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтом принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

1. Различие между агрессивностью и насилием

Первый критерий — это различие между силой, с одной стороны, и бессилием или всесилием — с другой. Бессилие или всесилие связаны с насилием, тогда как сила — с агрессивностью.

Некоторые виды насилия (в частности, сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму, согласен с этим другой человек или нет». Другие виды насилия возникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить, так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому что его игнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилия в меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попытка выразить свое разочарование, бессилие и даже бешенство.

И наоборот, ощущение своей силы, то есть своего потенциала, позволяет идти навстречу другому человеку, но не чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом с ним.

Второй критерий различия жестокости и агрессивности касается отношения к рамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству социальных законов или правил, которые регулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом за рамки, тогда как агрессивность может проявляться в уважении к рамкам.

Последний критерий связан с понятием контакта: в то время как в агрессивном действии присутствует сознание существования другого человека и возможной встречи, насилие сопровождается разрывом отношений, а другой человек становится объектом, который надо разрушить. Таким образом, агрессивность и насилие — это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет к полному контакту, а вторая — к разрыву контакта.

Без здоровой агрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении к рамкам, в жизни не обойтись, она особенно необходима для удовлетворительной сексуальности. Фриц Перлз, основатель гештальт-подхода, придавал ей особое значение в процессе человеческого роста. Согласно Перлзу, жизнь и рост в окружающей среде требуют агрессивного поведения по отношению к ней; только оно позволит нам питаться от нее. Он использует метафору питания: чтобы утолить голод, человек должен разрушить пищу; он должен откусить и разжевать ее, чтобы получить вещества, необходимые для своего роста.

В сексуальности проблему представляет не сама агрессивность, а плохое управление этим импульсом.

Конечно, мы уже говорили, что нежность и близость — это две составляющие счастливой сексуальности, однако сами по себе они не позволяют полно пережить свою сексуальность, так как желание не может поддерживаться без достаточной агрессивности.

И наоборот, слишком сильная или плохо управляемая агрессивность может соскользнуть в насилие, превратившись из «движения к другому человеку» в «действие против другого» или даже «действие без другого или в отсутствие другого», когда этот другой становится для первого объектом. И тогда мы вступаем на почву сексуального насилия и разных «парафилий», которые раньше назывались сексуальными отклонениями, или перверсиями (о них мы тоже будем говорить).

Но что же происходит на гормональном уровне? Мы используем одни и те же нейрогормональные пути для контроля над обоими типами поведения — и сексуального, и агрессивного. Мужской гормон тестостерон, который Серж Гингер называет гормоном завоевателей, играет фундаментальную роль в агрессивном поведении и у мужчин, и у женщин. Два нейромедиатоpa — допамин и серотонин — влияют, соответственно, на усиление и на подавление сексуального и агрессивного поведения.

Нейрофизиолог Жан-Дидье Венсан, не стремясь найти уравнение любви, заявляет, однако, что «нашим сердцем управляют гормоны». Но не стоит спешить с грустным выводом о том, что нам не остается ничего иного, как контролировать свой уровень тестостерона! В действительности, сильные эмоции могут влиять на состояние нейронных путей. Можно заметить, что высвобождение агрессивных эмоций позволяет нам раскрыться в сексуальной сфере.

А теперь рассмотрим связь между неадекватными проявлениями агрессивности и сексуальными затруднениями.

Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия — биологический, психологический, социологический, юридический. Также есть интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все направления в единую концепцию.

2. Объект насилия. Типы семейной жестокости

Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. А.Б. Орлов выделил следующие типы семейной жестокости:

— «со стороны родителей по отношению к детям»;

— «со стороны одного супруга по отношению к другому»;

— «со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам».

семейный насилие конфликт жестокость

Физическое насилие — это общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, холодного огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, веществ и так далее, а также в воздействии на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей (например, путем отравления). Преступные насильственные действия различаются между собой по размеру причиненного жертве физического ущерба. Помощь семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.

Читайте так же:  Ограничение родительских прав отца основания судебная практика

Этот вид насилия определить легче всего, поскольку после избиения обычно остаются следы побоев: синяки, ссадины, следы от ремня и т.д. Однако, конечно, нельзя забывать и о том, что насильник может бить «грамотно» и видимых следов не останется. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям и женщинам, хотя известны случаи, когда женщины и выросшие дети бьют других членов

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Ситуация насилия в семье — циклична. Выделяются следующие стадии:

фаза нарастания напряжения. Характеризуется проявлениями раздражения, на которые жертва реагирует спокойно, при этом сдерживая свой гнев, и стараясь разрядить обстановку. Длительность этой фазы может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев;

фаза активного насилия. Характеризуется эмоциональным взрывом, всплеском гнева и психологическим или физическим, либо сексуальным насилием по отношению к жертве. Продолжительность данной фазы является самой короткой и может длиться от часу до нескольких дней;

— фаза примирение или «медовый месяц». Обидчик якобы осознаёт свою вину, обещает не повторять подобных ошибок и изо всех сил пытается убедить жертву, что он, обидчик, без неё, жертвы, жить больше не может. Однако проходит время и всё повторяется, начиная с первой фазы, но зачастую в более грубой форме.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

· убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

· родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

· родители (или один из них) имеют психические заболевания;

· нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

· родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

· родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

· дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

· синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях.

· ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

· повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

· выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

· участки облысения, кровоподтеки на голове;

· повреждения внутренних органов;

· «синдром сотрясения» у грудных детей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие насилия, его основные формы и разновидности, причины проявления в семье. Роль насилия в формировании личностных расстройств. Определение сущности семейной психотерапии и основные этапы её развития. Особенности исследования насилия в семье.

дипломная работа [148,8 K], добавлен 03.03.2011

Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти. Сексуальные оскорбления в семье, их виды. Своеобразие насилия в алкогольной семье.

реферат [40,9 K], добавлен 14.01.2004

Определения насилия. Корни насилия. Причины насилия. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия. Гендерные различия. Типы насилия в семье и его причины. Предупреждение и сдерживание насилия в семье.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 25.05.2004

Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие. Причины жестокого обращения с детьми. Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия. «Карта наблюдений» Д. Стотта для диагностики дезадаптации ребенка.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.02.2010

Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения. Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми. Физическое, эмоциональное и вербальное, психическое и сексуальное насилие. Причины и источники насилия над детьми.

реферат [20,9 K], добавлен 17.12.2011

Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011

Формы насилия, причиняемые детям. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте. Насилие со стороны родителей. Основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

реферат [26,5 K], добавлен 26.11.2010

Насилие в семье, как фактор семейного нарушения. Формы и причины жестокого обращения в семье: физического, сексуального, психологического и (эмоционального). Практическое исследование психологических особенностей женщин, подвергшихся семейному насилию.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 04.07.2012

Природа и социально-психологическая сущность насилия. Особенности и проблема домашнего насилия. Многофакторность этой проблемы, ее рассмотрение с точки зрения здравоохранения. Воздействие последствий насилия на ребенка и всю его дальнейшую жизнь.

курсовая работа [29,6 K], добавлен 05.11.2009

Основные подходы к изучению понятия «психологическое насилие». Определения видов насилия и их классификация. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях в межличностном взаимодействии. Психологическое насилие в межгрупповом взаимодействии.

Видео (кликните для воспроизведения).

реферат [29,0 K], добавлен 26.05.2012

Источники

Литература


  1. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  2. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  5. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
Курсовая насилие женщины в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here