Коап ответственность за неуплату алиментов

Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 5.35.1

Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.35.1 КоАП РФ

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

dok7.ru

Гражданское и семейное право

Административная ответственность за неуплату алиментов

Административная ответственность за неуплату алиментов предусмотрена статьей 5.35.1 КоАП РФ. Часть первая данной статьи устанавливает ответственность родителей, а часть вторая — ответственность детей, обязанных уплачивать алименты на содержание нетрудоспособных родителей.

Для наступления ответственности по данной статье необходимы следующие условия:

  • наличие судебного решения или судебного приказа, устанавливающего обязанность по уплате алиментов родителя или трудоспособных совершеннолетних детей на содержание нетрудоспособных родителей либо
  • наличие нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов на содержание вышеуказанных лиц;
  • наличие исполнительного производства по уплате алиментов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административная ответственность за неуплату алиментов наступает в том случае, если обязанное лицо не платит денежные средства в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства без уважительных причин.

Двухмесячный срок начинает течь со дня возбуждения исполнительного производства. КоАП РФ предусматривает следующие виды наказания за данное деяние:

  • обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов;
  • административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток;
  • административный штраф, в размере двадцати тысяч рублей.

Штраф налагается на лиц, в отношении которых не может быть применено наказание в виде обязательных работ либо административный арест. Таковыми являются, например, инвалиды I и II групп.

Кроме того в КоАП РФ имеется статья 17.14, которая хоть и не предусматривает прямо административную ответственность за неуплату алиментов, но при определенных условиях такая ответственность по этой статье вполне может наступить.

Условия, при которых может наступить ответственность за неуплату алиментов по статье 17.14 КоАП следующие:

  • на лицо, обязанное платить алименты, должно быть заведено исполнительное производство по их взысканию. Алименты могут выплачиваться по алиментному соглашению либо по решению суда (судебному приказу). В первом случае плательщик как правило исполняет свои обязанности добровольно, но если он этого не делает, то соглашение об уплате алиментов может быть передано судебным приставам исполнителям, так как оно имеет силу исполнительного документа;
  • плательщик алиментов не исполняет требования судебного пристава-исполнителя.

Неисполнение требований судебного пристава могут выразиться в следующих деяниях:

  • любое невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, так или иначе связанного с выполнением обязанностей по уплате алиментов;
  • несообщении об увольнении с работы судебному приставу, осуществляющему взыскание алиментов;
  • несообщение о новом месте работы, учебы;
  • несообщение о новом месте получения пенсии, иных доходов;
  • несообщение о новом месте жительства плательщика алиментов;
  • представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество.

За все эти деяния плательщик алиментов может понести административное наказание в виде штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Хтим подчеркнуть, что ответственность по статье 17.14 КоАП РФ наступает только в отношении физических лиц. Поэтому такая ответственность всегда наступает по части первой вышеуказанной статьи КоАП РФ.

На наш взгляд сюда не относятся деяния должностных лиц и организаций, так как, хотя их деяния и могут подпадать под вышеуказанную статью, но с алиментными обязательствами должника они могут быть связаны лишь косвенно.

Данная статья предусматривает наказание за любое неисполнение законных требований пристава-исполнителя, выразившееся в деяниях, описанных в частях 1 — 3 статьи 17.14, а не только за неисполнение требований по уплате алиментов и связанных с ними. Но должностные лица и организации не могут быть плательщиками алиментов, ими могут быть только физические лица.

Административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов

Основной проблемой алиментных правоотношений является неуплата алиментов на содержание ребенка одним из родителей и, как следствие — образование алиментной задолженности. Чтобы обеспечивать исполнение итогового исполнительного документа о взыскании алиментов (решения суда или нотариального алиментного соглашения), судебный пристав имеет право привлечения неплательщика к административной ответственности.

Читайте так же:  Какие сейчас выплаты за третьего ребенка

Административная ответственность за неуплату алиментов — это ряд предусмотренных законодательством административных мер, применяемых к должнику при образовании задолженности по выплатам в случае наличия вины неплательщика.

Поскольку количество должников по алиментам год от года растет, законодателями неоднократно отмечалась низкая эффективность существующих административных рычагов воздействия на неплательщиков. Поэтому, чтобы выстроить более действенную систему побуждения «уклонистов» к уплате предусмотренных законом средств на содержание детей, меры административного воздействия на должников в последние годы значительно расширились и ужесточились.

Как привлечь должника по алиментам к административной ответственности?

Закон «Об исполнительном производстве» в ряде статей, касающихся привлечения к ответственности неплательщиков, отмечает, что инициаторами такового привлечения могут выступать:

  • судебный пристав-исполнитель, ведущий конкретное исполнительное производство;
  • сам взыскатель алиментов путем направления ходатайства в службу судебных приставов.

На практике нередко случается, что судебные приставы-исполнители могут проявлять должностное бездействие ввиду большого объема работы и нехватки кадров, поэтому взыскателю при наличии оснований не лишним будет взять инициативу в свои руки и обратиться с ходатайством о привлечении неплательщика к возможным в его отношении административным наказаниям.

Основания для привлечения алиментщика к административной ответственности

Главным основанием для применения наказания за неуплату алиментов является наличие алиментной задолженности в течение нескольких месяцев, образованной по вине самого должника. При этом на вину должника в образование долга указывают следующие факторы:

  • умышленность (когда неплательщику известно об обязательствах, но попытки погасить долг не предпринимаются);
  • сокрытие реальных доходов (прямых и дополнительных);
  • сокрытие имущества, на которое доступно обратить взыскание в случае дальнейшей неуплаты;
  • смена места жительства без сообщения судебному приставу либо взыскателю;
  • увольнение или изменение места работы без сообщения в службу судебных приставов;
  • преднамеренное нетрудоустройство;
  • непостановка на учет в Центр занятости населения (ЦЗН) для соискания рабочего места в случае увольнения с прежнего места работы;
  • предоставление недостоверных или ложных данных об имуществе или доходах и т.п.

При наличии перечисленных факторов и невыхода «уклониста» на контакт с должностным лицом службы судебных приставов, в отношении должника и применяются указанные выше меры административного воздействия.

Заявление приставам о привлечении к административной ответственности

Обратиться к приставу с соответствующим заявлением в отношении должника можно двумя способами:

  1. На личном приеме у судебного пристава, вручив ему заявление и получив отметку о принятии на своем экземпляре-копии.
  2. Направив заявление по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения территориального органа УФССП.

Лучшим способом является личное посещение судебного пристава, поскольку в рамках такого приема:

  • взыскатель сможет пообщаться с должностным лицом на предмет выбора всех возможных административных санкций к должнику;
  • узнать точную сумму задолженности по алиментам (и даже получить постановление о расчете задолженности);
  • выяснить, какие административные меры уже были приняты должностным лицом, чтобы не повторяться в ходатайстве, и узнать об их результативности;
  • получить консультацию о самостоятельном взыскании неустойки (штрафа) за просрочку алиментных платежей по ст. 115 СК РФ.

Подаваемое взыскателем алиментов заявления о привлечении должника к мерам административной ответственности должно содержать:

  1. Наименование территориального отделения УФССП (Управления Федеральной службы судебных приставов).
  2. Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство.
  3. Сведения о заявителе — взыскателе (Ф.И.О., адрес, телефон).
  4. Сведения о должнике.
  5. Основания для привлечения к ответственности лица (умышленное образование долга, период неуплаты, сумма долга).
  6. Указание вида ответственности (объявление розыска, ограничение водительских прав, запрет на выезд).
  7. Дата и подпись заявителя.

Образец соответствующего ходатайства можно посмотреть ниже.

Образец ходатайства судебному приставу

Начальнику Бежицкого районного
отдела судебных приставов
А.М. Бакашову
г. Брянск, ул. Ульянова, д. 36, 241035

взыскателя Тамаричевой О.Л.
г. Брянск, ул. Медведева, д. 36, кв. 43, 241035
конт./тел. хх-хх-хх

Заявление о выдаче постановления о расчете задолженности

В Вашем производстве у судебного пристава-исполнителя Глебовой Н.В. находится исполнительное производство 3456/14/32012-ИП от 12.12.2014, о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетней дочери, Тамаричевой Виолетты Витальевны, 24.04.2006 г. р. Хочу сообщить Вам, что с июня 2017 года алиментные обязательства ответчиком Тамаричевым Виталием Сергеевичем не исполняются, по выплатам образовался долг.

На основании ст. 50, 64.1, ч. 2 ст. 102 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» прошу Вас выдать мне постановление о расчете задолженности по алиментным платежам с целью реализации права обращения в суд с иском о взыскании неустойки с неплательщика Тамаричева В.С. в рамках ст. 115 СК РФ.

05.09.2017 ______________/О.Л. Тамаричева/

Тернистый путь

Помимо лишения родительских прав мною периодически проводится работа с судебным приставом-исполнителем по взысканию алиментов и задолженности по алиментам. Наш должник имеет задолженность по алиментам свыше 1,5 млн рублей. Он настолько тяжелый человек, что работать с ним не в силах никто.

Имея такую огромную задолженность по алиментам, он не предпринимает попыток к ее погашению. Судебный пристав-исполнитель неоднократно выходил по месту жительства должника, но дома его либо не было, либо дверь никто не открывал. И тогда мною было подано заявление судебному приставу-исполнителю о привлечении должника к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 000 рублей.

Спустя полгода после подачи заявления о привлечении должника к административной ответственности наш должник вдруг решил сам зайти к судебному приставу. На него в тот же день попытались составить административный протокол, но он сбежал, оставив свой паспорт у судебного пристава и угрожая обратиться в прокуратуру.

На следующей день судебный пристав узнал, в какое время должник должен был прийти в прокуратуру, приехал туда к назначенному времени и принудительно привез должника в суд для рассмотрения административного протокола.

Читайте так же:  Раздел кооперативной квартиры в беларуси

Так как ранее уже были судебные заседания у данного судьи, все прекрасно знали и понимали, что должник будет жаловаться во все инстанции. По этой причине судья дала ему время на подготовку к рассмотрению дела.

И после подготовки началось… Должник всех пытался вывести «на чистую воду». Его умозаключения коснулись всех: представителя взыскателя (то есть меня), самого взыскателя, судебного пристава и даже суд! Все были в сговоре против него, все доказательства были фальсифицированы, добыты с нарушением закона и прочее, прочее, прочее. И тем не менее из-за небольшой ошибки судебного пристава производство по делу было прекращено, должник избежал наказания.

Заявление

Ранее мы указали на то, что для привлечения должника к ответственности получатель алиментов должен подать соответствующее заявление. Составляется оно по строгому образцу и имеет установленную законом форму:

  1. Заголовок. Включает:
    1. Адрес и название отделения ФССП, в которое подается заявление;
    2. ФИО судебного пристава – исполнителя, ведущего дело;
    3. ФИО заявителя (получателя алиментов).
  2. Информационная часть. Содержит:
    1. Сведения о должнике и ведущемся исполнительном производстве;
    2. Сведения о долгах по алиментным выплатам;
    3. Перечень оснований для привлечения плательщика к ответственности;
    4. Просьбы к приставу – исполнителю.
  3. Заключение. Содержит:
    1. Опись приложенных бумаг;
    2. Подпись заявителя;
    3. Дату подачи заявления.

Подавать заявление можно лично, через представителя с доверенностью или по почте. При этом передать ваше ходатайство можно как через приемную, так и лично отдав в руки приставу во время личной встречи.

Образец заявления

Административная ответственность

В Кодексе об Административных Правонарушениях (КоАП РФ) имеется отдельная статья под номером 5.35.1. Она относительно новая (сформирована в 2016 году), и согласно её тексту неплательщика алиментов можно привлечь к административной ответственности. Она может выражаться в следующих последствиях:

  • До 150 часов обязательных работ;
  • До 15 суток административного ареста;
  • До 20000 рублей административного штрафа.

Степень наказания зависит от нескольких факторов, а именно размера долга, готовности гражданина сотрудничать с государственными службами, категории гражданина. Если должник сотрудничает с судом, а его просрочка не слишком велика, то будут применены исправительные работы. Если долг очень велик, или же должника признали злостным уклонистом, то будет применен арест. Штраф же применяется к тем, кому не могут назначить обязательные работы, а так же к тем, к кому закон запрещает применять арест, а именно к следующим категориям граждан:

  • Несовершеннолетние;
  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие ребенка до 14 лет;
  • Инвалидов 1 и 2 групп;
  • Военнослужащих;
  • Некоторых сотрудников следственных органов.

Следует отметить, что перед тем, как применять какую – либо меру, должника о ней должен уведомить пристав – исполнитель в рамках ведения исполнительного производства.

Судебная практика по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района города Иваново от 23 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в отношении Х., последующее решение судьи Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 февраля 2017 года Постановлением Ивановского областного суда от 16 мая 2017 года по делу № 4а-101/17 оставлено без изменения.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района города Иваново от 23.01.2017 года Х. назначено административное наказание по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в виде обязательных работ на срок 50 часов. По решению судьи Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 февраля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе в областной суд заявитель просил отменить состоявшиеся судебные решения, ссылаясь на неизучение в полной мере доказательств, оставление без оценки всех обстоятельств дела, предвзятое отношение к нему со стороны судей, нарушение положений ст. 49 Конституции РФ, ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, приведены следующие доводы:

При изучении жалобы, материалов дела об административном правонарушении областным судом оснований для отмены либо изменения оспариваемых судебных решений не выявлено.

Вопреки доводам жалобы вывод о виновности Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в период с 15 июля 2016 года по 23 января 2017 года основан на совокупности исследованных доказательств и не вызывает сомнения.

Такими доказательствами являются:

  • сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подписанном Х. без возражений, судебном приказе о взыскании алиментов, постановлениях о возбуждении исполнительного производства и расчете задолженности по алиментам,
  • объяснения Х., сообщившего об отсутствии официального трудоустройства, не оспаривавшего содержание указанного протокола и признавшего при рассмотрении дела вину.

Утверждение заявителя о неизучении в полной мере доказательств и оставлении без оценки обстоятельств дела является несостоятельным.

При этом указанные документы обоснованно не признаны доказательствами уплаты ежемесячно в период совершения вмененного правонарушения алиментов в установленном порядке и размере.

Читайте так же:  Можно ли уменьшить алименты на первого ребенка

В судебном приказе этот размер определен равным 1/3 части заработка, иного дохода, которая ввиду отсутствия документов о трудоустройстве, заработке, ином доходе заявителя, рассчитана в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ исходя из средней заработной платы в РФ и составила более 11000 рублей.

Согласно расчету, произведенному судебным приставом-исполнителем, общая задолженность Х. по уплате алиментов за период с 15 июля 2016 года по 23 января 2017 года составила 60 467,98 рублей.

По этой причине не приводит к выводу о невиновности Х. ссылка в жалобе на приведенные в решении судьи районного суда объяснения данного лица о приобретении им подарков детям и ежемесячной выплате 2000 – 3000 рублей в качестве алиментов.

Кроме того, данные объяснения, равно как и копии документов, поступивших от заявителя, не свидетельствуют об уклонении от получения алиментов.

Доводы о приобщении к материалам исполнительного производства справок об официальном трудоустройстве, их непредставлении судье ввиду утраты из-за халатности судебного пристава-исполнителя, оказании давления с целью подписания объяснения заявителем, лишении его возможности выступить при рассмотрении дела не находят объективного подтверждения.

Существо объяснений Х. отражено в постановлении мирового судьи. При составлении протокола об административном правонарушении и перед рассмотрением дела Х. разъяснялись права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 2, 16). При этом с его стороны не поступило каких-либо заявлений относительно перечисленных выше обстоятельств, ходатайств об истребовании сведений, документов, в том числе о трудоустройстве, заработке, ином доходе. Не приведены сведения о местах трудоустройства, доходах заявителя и в поданной жалобе.

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов: ошибки пристава

Краткое содержание:

Вот уже 1,5 года я работаю с одной клиенткой. Началось все с лишения родительских прав отца. Об этом я уже ранее писала статью. И на этом, конечно же, наша история не закончилась.

Почему так случилось?

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 25.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, судебный пристав совершил две непростительные ошибки.

1. В протоколе об административном правонарушении отсутствовало место составления протокола.

2. Должник не был извещен надлежащим образом о составлении протокола.

На основании данных ошибок судебного пристава-исполнителя должник ушел от наказания и до сих пор уклоняется от уплаты алиментов и задолженности по алиментам.

Итак, чтобы привлечь должника к административной ответственности, следует не только свою часть работы выполнять добросовестно, но и своевременно указывать на ошибки судебного пристава-исполнителя, контролировать его.

Какая административная ответственность за неуплату алиментов?

Семейный Кодекс РФ обязывает родителей, не принимающих участие в воспитании ребенка, осуществлять выплаты, именуемые алиментами. Эти выплаты должны направляться на обеспечение ребенка, порядок их выплат и размер могут быть определены как родителями в ходе соглашения, так и судом.

Неуплата алиментов или перечисление их в неполном объеме является достаточно серьезным нарушением, за которое предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная. В этой статье мы расскажем о том, какие меры и штрафы могут быть применены к должникам и как избежать наказания.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Виды ответственности

Невыплата алиментов – весьма серьезное нарушение законодательства. При этом такое нарушение может повлечь сразу два вида ответственности:

  • Административную, заключающуюся в наложении штрафов или ограничений;
  • Уголовную, заключающуюся в ограничении свободы вплоть до её полного лишения.

Как правило, административная ответственность применяется намного чаще, так как незначительные просрочки возникают у большинства плательщиков алиментов. Уголовная ответственность возникает гораздо реже, так как привлечение неплательщика возможно только либо в случае очень серьезных просрочек выплат, либо при уклонении от административной ответственности.

[1]

Иные ограничения

Помимо статьи 5.35.1 КоАП РФ существуют еще несколько норм законодательства, предусматривающих административную ответственность за неуплату алиментов. Полный спектр наказаний прописан в Федеральном Законе №229-ФЗ от 02.10.2007. Данный закон носит название «Об исполнительном производстве» и содержит множество сведений о том, как ведутся дела в отношении неплательщиков алиментов. Согласно его тексту (а так же некоторым другим статьям), к должнику могут применить:

[3]

  • Ограничение водительского удостоверения. Должника могу отстранить от управления транспортным средством до тех пор, пока долг не будет погашен полностью или пока запрет не будет оспорен;
  • Ограничение выезда за территорию РФ. Если у плательщика имеется долг по алиментам более 10 000 рублей, то его не пропустят на границе за пределы РФ;
  • Объявление в розыск. Если должник не идет на контакт с приставами, не отвечает на письма и звонки, а так же не появляется по месту прописки, его могут объявить в розыск;
  • Наложение штрафа. При наличии небольших, но длительных просрочек приставы имеют право накладывать штрафы до 2500 рублей;
  • Принудительное сопровождение для составления протокола. Если должник признан злостным уклонистом, то приставы имеют право задерживать его для оформления протоколов и осуществления иных необходимых в рамках производства действий;
  • Задержание. Если должник признан уклоняющимся от уплаты алиментов, а так же если он уклоняется от административной ответственности, то правоохранительные службы имеют право задержать его.
Читайте так же:  Увеличивается ли сумма материнского капитала полученного сертификата

При этом необходимо отметить важную деталь – применять описанные выше меры можно только в двух случаях: если имеется отдельное постановление, вынесенное приставом в рамках исполнительного производства, либо если имеется соответствующее решение суда.

Освобождение алиментщика от административной ответственности

На практике далеко не всегда привлечение неплательщика к административной ответственности происходит на законных основаниях. Применение административных мер воздействия к должнику считается незаконным, если:

  1. Задолженность по выплатам произошла неумышленно, по независящим от алиментообязанного лица причинам, например:
    • вследствие тяжелого состояния здоровья самого плательщика или близких членов его семьи (сопряженное с приобретением инвалидности, госпитализацией, операцией и т.п.);
    • обстоятельства непреодолимой силы (пожар, наводнение, нахождение в зоне военных действий или техногенных катастроф).
  2. В образовании долга присутствует вина третьих лиц (ошибка работников банка, бухгалтерии по месту работы должника и др.).
  3. Применение отдельных административных мер противоречит действующему законодательству.

Если неплательщик алиментов считает, что его права были нарушены и привлечение к административной ответственности было проведено незаконно, он имеет право обжалования и последующей отмены вынесенного приставом постановления.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Частью 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 326-ФЗ и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

До этой даты административная ответственность за неуплату средств на содержание не была установлена.

В то же время ст. 157 УК РФ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года, предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

С 15 июля 2016 года установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 года) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Таким образом, в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15 июля 2016 года и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Как привлечь должника

Согласно действующему закону «Об исполнительном производстве», привлечь должника к ответственности может как получатель алиментов, так и пристав – исполнитель, ведущий дело по взысканию. При этом получатель алиментов должен направить прошение в ФССП, на основании которого пристав – исполнитель должен будет предпринять соответствующие меры.

Если пристав – исполнитель готовит наказание, то должен быть составлен специальный документ, который укажет на меру наказания и основания для его применения. А для применения наказания по статье 5.35.1 КоАП так же потребуется и соответствующее решение суда, в который пристав должен подать ходатайство.

Читайте так же:  Свидетельство о рождении удостоверяет личность ребенка

Виды административной ответственности за долг по алиментам

Весь спектр административных мер, возможных к применению в отношении должников, регламентирован федеральным законом РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», а также отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Самыми распространенными и действующими в 2018 году мерами побуждения неплательщиков к уплате алиментного долга являются:

  1. Ограничение действия водительского удостоверения (запрет «пользования специальным правом») на основании ст. 67.1 закона № 229-ФЗ. Такой вид ограничения применяется к неплательщикам при соблюдении следующих условий:
    • при сумме задолженности по алиментам свыше 10 000 руб.;
    • по инициативе самого судебного пристава-исполнителя или ходатайства взыскателя;
    • оформляется одноименным постановлением должностного лица, которое направляется в ГИБДД для его реализации;
    • действует до полного погашения задолженности или оспаривания (отмены) постановления.
  2. Запрет выезда за пределы РФ (ст. 67 закона № 229-ФЗ) при наличии долга свыше 10000 руб. Подобная мера ответственности оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и направляется в органы пограничного контроля. Снять с себя ограничение должник в силе, лишь заранее и полностью погасив алиментную задолженность — сделать это непосредственно при пересечении границы не удастся и запланированную поездку придется отложить до момента погашения долга.
  3. Объявление в исполнительный розыск неплательщика и (или) принадлежащего ему имущества выполняется по инициативе пристава или взыскателя в соответствии с положениями ст. 65 вышеуказанного закона при задолженности, также превышающей в сумме 10000 руб.
  4. Привлечение к материальной ответственности (штрафу) в рамках ст. 17.14 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа возможно даже при единичных случаях пропуска алиментных платежей, при этом:
    • уклонист наказывается штрафом от 1000 до 2500 руб.;
    • соответствующее постановление выносится судебным приставом самостоятельно.
  5. Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) — принудительное препровождение должника в место составления административного протокола. В силу изменения в данную статью, внесенного законом от 5 декабря 2017 года, доставление может совершать самостоятельно судебный пристав-исполнитель без привлечения сотрудников ОВД.
  6. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) — краткосрочное ограничение свободы лица-должника для применения к нему необходимых административных мер (например, составление протокола и т.п. ).

Аналогично с 5 декабря 2017 года задержание также вошло в перечень должностных полномочий приставов-исполнителей.

[2]

Необходимо учитывать, что применять весь комплекс мер воздействия на «уклониста» судебный пристав-исполнитель сразу после образования долга не имеет права: сначала применяются более распространенные и действенные санкции (такие, как ограничение водительского удостоверения, запрет на выезд должника за границу и т.п.).

Дополнительные меры административного наказания за уклонение от уплаты алиментов

С середины 2016 года, благодаря введению в КоАП РФ новой статьи 5.35.1, в дополнение к основному комплексу мер административных наказаний предусматриваются следующие меры к должникам по алиментам на содержание детей (а также нетрудоспособных родителей):

  1. Обязательные работы на срок до 150 часов.
  2. Административный арест от 10 до 15 суток — как более серьезная мера воздействия на должника при отсутствии его реагирования на предшествующие виды административного наказания.
  3. Крупный административный штраф в размере 20000 руб., который применяется вместо обязательных работ и ареста в отношении:
    • беременных женщин или имеющих ребенка до 14 лет;
    • лиц, не достигших совершеннолетия;
    • инвалидов 1 и 2 групп;
    • военнослужащих или служащих следственных органов.

Более серьезные административные наказания — исправительные работы и административный арест — являются крайними мерами к должнику и требуют от судебного пристава-исполнителя предварительного предупреждения неплательщика об ответственности, а также взятия с последнего двукратных объяснений о причинах образования долга и сроках его планируемого погашения.

В случае, когда исчерпывающие административные меры не приносят результата и задолженность все равно остается непогашенной, к должнику применяется уголовная ответственность за уклонение от уплаты алиментов.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Можно ли снять ответственность

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие интересуются ответом на вопрос «Можно ли избежать административной ответственности за неуплату алиментов?». Да, это возможно, при этом оснований для отмены наказания достаточно много:

  • Будет доказано, что задолженность по алиментам возникла не по вине плательщика. Например, если деньги не доходили до получателя по вине банка;
  • Должник сможет предоставить медицинский документ о том, что имеет место значительное ухудшение состояния здоровья, препятствующее трудовой деятельности и выплате алиментов;
  • Должник не смог провести выплату вследствие обстоятельств непреодолимой силы или какого – либо ЧП;
  • Задолженность возникла по вине получателя алиментов;
  • Против должника приставом – исполнителем были предприняты неправомерные действия;
  • Назначенная за неуплату долгов мера наказания не может быть применена к должнику вследствие установленных законом ограничений;
  • Должник сможет оспорить само судебное решение о взыскании алиментов. В этом случае вместе с долгами пропадет и административная ответственность.

Источники

Литература


  1. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  2. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  3. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  4. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  5. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
Коап ответственность за неуплату алиментов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here