Генезис идеи защиты прав ребенка

Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию

Валентина Шепилева
Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию

Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию.

В 1923 году в Женеве Лига наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т. е. только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу физической и умственной незрелости,потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ,который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

-разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка

-создание специального контрольного органа по защите прав ребенка

-содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами

-оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным международным документам, касающимися прав детей,относятся:

-Декларация прав ребенка (1959)

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители,а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права и детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа- Конвенции о правах ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

-воспитание

-защиту

-активное участие в жизни общества

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц,несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14,п. 1); ребенок имеет правосвободно выражать свое мнение: это право включать свободу, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13,п. 1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, и социального развития (ст. 27,п. 1)

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые,законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19,п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31,п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32,п. 1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни,необходимых для развития ребенка (ст. 27,п. 2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на :

-развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

-воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

-воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;

-подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

-воспитание уважения к окружающей природе.

И наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры. В том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42). Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Читайте так же:  Об основах системы профилактики домашнего насилия

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля –Комитет по правам ребенка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Права ребенка» Вид деятельности: развитие речи Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «Права ребенка» Цель: Формировать представление о правах.

Консультация для педагогов ДОУ «Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений» Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери.

Консультация для родителей по правовому воспитанию «Понимаем ли мы друг друга?» Расхожая фраза «Счастье-это когда тебя понимают»,говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство-лучшая, счастливая.

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье». Советы, заповеди мудрого родителя. Документы регламентирующие права ребенка: • Декларация прав ребенка (1959). • Конвенция ООН о правах ребенка (1989). • Всемирная декларация.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация «О нарушении прав ребенка в семье» Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против.

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребёнка в семье ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 1. Принимать ребенка, таким как он, есть, и любить его. 2. Обнимать.

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье 1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день. 3. Выражать недовольство отдельными.

Консультация «Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье» Принимать ребенка, таким как он есть и любить его. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в.

Консультация «Защита прав и достоинств ребенка» О соблюдение прав ребенка много писали и пишут. Однако социологические исследования показывают, что до сих пор большинство родителей не.

Генезис идеи защиты прав ребенка

Существенное влияние на возникновение социаль­ной педагогики, оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль и дальнейшее развитие ока­зали религия, благотворительность, собственно педа­гогика и педология.

Религия и церковь всегда утверждали общечелове­ческие ценности. Длительное время церковь оставалась лидером в заботе об «обиженных» детях. В религиозных сказаниях, священных книгах, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным запове­дям, отношениям между людьми, заботе о ближнем.

Первые воспитательные дома для брошенных де­тей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В 787 г. подобное учреждение открылось при соборе в Милане, долгое время оно оставалось един­ственным в Европе. А к XIV в. таких воспитательных домов насчитывалось около 30. В них не только заботи­лись о детях, но и вели профилактическую работу: по­могали матерям, предупреждая отказ от ребенка, пере­давали детей в семьи, осуществляли контроль за их воспитанием. Употребляя свое влияние, церкви убеждали монархов, государство, общественность, частных лиц активнее заниматься вопросами социальной защи­ты детей и других групп населения.

В России церковь также занимала главенствующую роль в вопросах поддержки обездоленных. Здесь с дав­них времен при монастырях и храмах содержались больницы, богадельни, приюты.


Благотворительность. В словаре В. Даля это поня­тие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: «принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботить­ся нуждами ближнего».

История создания и деятельности благотворитель­ных служб в России представляет определенный ин­терес для развития социальной педагогики. Веками милосердие и сострадание носили общественный ха­рактер и исходили не только от духовенства и дворян­ства, но и других сословий. При Екатерине II благотво­рительность стала государственной отраслью: была создано ведомство (позже министерство) призрения, которое по традиции опекали супруги императоров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечитель­ством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

К началу XX в. в России сложилась система соци­альных служб. Действовали 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Собранные на благотворительность средства расходовались на социальные нужды: создание и содержание учебно-воспитательных учреждений, домов бедных, ночлеж­ных приютов, народных столовых, швейных мастерс­ких, амбулаторий и больниц.

В современных условиях специалисты в области социальной педагогики по возможности идут на сотруд­ничество с церковью и благотворительными общества­ми и фондами, а благотворительную деятельность се­годня называют «спонсорством».

Педагогика изначально пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Истоки социальной педагогики лежат в народной пе­дагогике. Идеи социальности содержатся в педагоги­ческих мыслях Аристотеля и других философов древ­ности. На развитие социальной педагогики повлияла гуманистическая педагогика, берущая свое начало в эпохе Возрождения. По примеру церкви и следуя соб­ственным убеждениям, педагоги-гуманисты стали со­здавать воспитательные дома для детей-сирот. На тер­ритории современных США первый такой дом появился в 1729 г., в Англии – в 1739 г.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности ос­новополагающей и связывавшие ее с благотворитель­ностью.

В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. philantropia -–человеко­любие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им Филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении де­тей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утвер­ждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свобод­ное развитие. После смерти К. Базедова Филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подоб­ные учреждения стали создаваться уже не только в Гер­мании, но и в других странах.

Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничь­их детей». В 1867 г. он основала Степней-Хаусе воспи­тательное учреждение для беспризорных детей, назван­ное колонией. Это учреждение состояло из начальной школы, жилых домов, мастерских, библиотеки, бассей­на, столовой. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, пор­тной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была орга­низована колония в Ильфорде. Если мальчики жили все вместе, то девочки «семьями» по 15–20 человек в от­дельных коттеджах. В «семье», возглавляемой «мате­рью» (воспитательницей), были девочки разных возра­стов; их обучали кройке, шитью, тонким рукоделиям, они занимались также садоводством, огородничеством, ос­ваивали профессии нянь, сиделок, прислуги. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореход­ная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.

[1]

Воспитательная деятельность врача и педагога Бер­нардо получила признание и поддержку общественно­сти. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов ». В каждом из них проживало от 100 до 300 детей, делившихся на группы по 7–10 человек. С группами, где были разновозрастные дети, занимались «сестры» и их помощницы. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали по­добный тип детского учреждения достаточно эффектив­ным, что было подтверждено временем и практикой.

Читайте так же:  Плюсы развода для женщины с детьми

Российские педагоги одной из важнейших задач считали обеспечение доступа к образованию широким слоям населения. Идею народной школы выдвинул К.Д. Ушинский, и она была реализована во второй половине XIX – начале XX в. путем создания для взрослого населения сети учебных заведений, рабо­тавших на благотворительной основе. К ним относи­лись светские и церковно-приходские воскресные школы, начальные училища, повторительные классы для грамотных.

Когда речь заходит об основоположниках социаль­ной педагогики как науки, то чаще других называют имена И. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера и П. Наторпа. В их педагогическом наследии отчетливо про­слеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

Немецкий педагог и философ П. Наторп, опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци, опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки. В книге отмечается, что «. понятие социальной педагогики вы­ражает принципиальное признание того факта, что вос­питание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами» (73, с. 78).

Как и И. Песталоцци, П. Наторп большое значение придавал семейному воспитанию. Он считал, что для оказания семье эффективной помощи необходим ква­лифицированный специалист, знакомый с особеннос­тями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. П. Наторп обратил внимание и на необходимость науч­ного изучения ребенка.

Педология как наука о всестороннем и комплекс­ном изучении ребенка получила свое название в 1893 г. Основателями ее были С. Холл, Э. Мэйман и Э. Торндайк, которые, в свою очередь, видели корни педологии в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Как самостоятельная область научного исследования, педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психо­логии, с развитием физиологии, медицины, социоло­гии. Их взаимодействие, объединенное с педологией, как нельзя лучше отвечало запросам социальной педагогики, нуждающейся во всестороннем и синтези­рованном знании о ребенке. Основной задачей педо­логии было исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах.

В России педология успешно развивалась в конце XIX – начале XX в. Первыми видными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией «исключи­тельного детства» (одаренные, «трудные» дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии), изучением взаимоотношений между учителем и учени­ком, социальных условий воспитания. В начале XX в. педологи обратились к проблеме гимназического образования, жестко критикуемого в то время за перегруз­ки, которые вели к стрессам, болезням и даже самоубий­ствам учащихся. Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, не подрывая здоро­вья, предохраняя психику от перегрузок. Основопола­гающей педологи выдвигали следующую закономер­ность: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система про­грамм и методик должна соответствовать природе ре­бенка.

После революции педология в стране продолжа­ла существовать. 1917–1927 гг. были для педологов относительно спокойными. В декабре 1927 г. в Моск­ве состоялся Первый съезд педологов, на котором присутствовали около 3000 человек и было представ­лено 350 докладов. Обсуждались проблемы воспита­ния и просвещения, профориентации, методов изу­чения личности ребенка и индивидуального подхода, эффективности радиопередач и репертуара кино и театров и т. д. В последующие после съезда годы организовывались психолого-педагогические службы по изучению личности ребенка, его одаренности, отра­батывалась система тестирования. В пединститутах открывались педологические факультеты, издавались учебники по педологии.

[2]

Вместе с тем, следует отметить факт наличия за­блуждений у некоторых педологов. Так, одни переоце­нивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Другие не могли найти целостно­го подхода к исследованию качеств ребенка и изучали их изолированно. Педологи, занимавшиеся рефлексо­логией, использовали технократические методы: срав­нивали поведение ребенка, его рефлексы с реакцией механизмов, машин на внешнюю среду. Но даже до­пускавшие ошибки педологи проводили интересную и тонкую экспериментальную работу, создавали слож­ные и эффективные методики наблюдения за детьми в разных ситуациях.

Однако концепции педологов уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педаго­гику. В июне 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология и педологи объявлялись «лженаукой» и «лжеучеными», были изгнаны из школ. Закрывались соответствующие факультеты в вузах, изымалась учебная и научная литература. Были осуж­дены труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, имевшие мировое признание.

Социальная педагогика как самостоятельная науч­ная отрасль педагогики по-прежнему не существова­ла. Однако в стране действовали детские дома, коло­нии, исправительно-трудовые и другие воспитательные учреждения, в которых трудились талантливые пе­дагоги. Вспомним, например, «республику ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского, Первую опытную станцию по народному образованию С.Т. Шацкого.

Читайте так же:  Как поменять снилс после смены фамилии

Интерес к проблематике, характерной для социаль­ной педагогики, вновь возник в среде педагогов-теоре­тиков в 70–80-е годы. В нашей стране стала развивать­ся разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, культурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комп­лексов и т. п. Во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправ­ленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам со­циальной педагогики, попыткой осмыслить идеи педа­гогики среды.

В 90-е годы ученые приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагоги­ки, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль пе­дагогического знания (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гу­ров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Topoxтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и др).

За рубежом научная разработка проблем социаль­ной педагогики возобновилась в 50–60-е годы в Гер­мании. Однако фактически и в Европе, включая Гер­манию, и в США, уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получила практическая де­ятельность, обозначающаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее является помощь семье, различным группам населе­ния, интеграция воспитательных усилий школы и дру­гих социальных институтов и т. д. Практика значительно опередила развитие теории, что в конечном счете привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении со­циальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их гене­тическая связь.

Защита прав и достоинства маленького ребенка
план-конспект по теме

Скачать:

Вложение Размер
zashchita_prav_i_dostoinstva_malenkogo_rebenka.doc 51.5 КБ

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Читайте так же:  Ребенок обидел девочек

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Предварительный просмотр:

Защита прав и достоинства маленького ребенка

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека. Об этом свидетельствует изучение сотрудниками МВД России большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое показало, что 80 — 85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений, со своими родителями.

Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

Скорее всего, в ближайшем будущем наше государство в силу разных причин не сможет обеспечить эту помощь детям путем создания специальных служб. Но уже сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.

  1. Защита прав особая проблема государства и общества в целом.
    Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.
    Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
  1. Семейный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  3. Закон «Об образовании»
  4. Конституция Российской Федерации

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель.
Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.
Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство.

2. Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

  1. Выживание
  2. Развитие
  3. Защита
  4. Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

  1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

[3]

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

3. Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

Подумайте и ответьте:

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
  2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
  3. В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
  4. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
  5. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
  6. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение)
  7. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик»? (Правом на бесплатное образование)
Читайте так же:  Какой биоматериал нужен для установление отцовства

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

В заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Источники

Литература


  1. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  2. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  3. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  5. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Генезис идеи защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here