Доклад жестокое обращение с детьми раннего возраста

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

[1]

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

Читайте так же:  Какие нужны бумаги чтобы подать на развод

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

Видео (кликните для воспроизведения).

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

[2]

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Жестокое обращение с детьми.

Пренебрежение основными нуждами ребенка и его последствия.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе. Особенно это значимо для детей до 5-летнего возраста, поскольку в этот период детства происходит быстрый рост на фоне утраты пассивного иммунитета, передаваемого от матери (после отнятия от груди) и недостаточно развитой собственной иммунной защиты против инфекций. В этот период неадекватное возрасту питание или его недостаток приводят не только к задержке развития неорганической природы, но и являются потенциальной угрозой для жизни. К. Хоббс и X. Хэнкс (Hobbs, Hanks, Wynne, 1993) перечисляют следующие признаки физической и психической задержки развития.

Физические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • тело худое, истощенное, тонкий подкожно-жировой слой, худые руки и ноги;
  • стопы и ладони могут быть отечными, покрасневшими и холодными;
  • живот большой, вздутый;
  • волосы тусклые, тонкие, висят клочками, выпадают;
  • физическое развитие может быть нарушенным, включая плохую осанку.

Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
  • эмоциональная сфера: растерянность, беспокойство, сниженный эмоциональный фон, депрессия, фрустрированность, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству, негативизм.

Наиболее часто задержка развития неорганической природы, особенно в раннем возрасте, наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Так, в одной семье 5-летняя девочка кормила свою младшую 8-месячную сестру, поскольку мать беспробудно пила и уходила из дома. Соседка научила девочку варить кашу, но девочка не могла знать, что нельзя самой есть и тем более кормить маленького ребенка немытыми незрелыми яблоками. В результате оба ребенка были госпитализированы с тяжелой формой кишечного заболевания.

Причиной неправильного вскармливания детей может быть также отсутствие соответствующих навыков (у юных родителей), низкая медицинская активность, социальные факторы — бедность, безработица. Более трудными для выявления причин неполноценного вскармливания, чем асоциальные факторы и бедность, являются позиция родителей, их стиль жизни. Например, потенциальные патронат-ные родители, которые были убежденными вегетарианцами, собирались взять в семью трехлетнего ребенка. На собеседовании с психологом они настаивали на том, чтобы и ребенок следовал их пищевым привычкам. В результате ребенок не получал бы мяса, рыбы, яиц, молока — то есть тех продуктов, которые содержат необходимые для роста и развития детей белки и минералы.

Ребенок может и сам отказываться от пищи, имея опыт насильственного кормления, когда ему в рот торопливо запихивали еду, больно тыкая ложкой в десны, или пища была слишком горячей, куски слишком большие, и он давился. Причиной отказа от еды может быть и отсутствие эмоционального контакта ребенка с кормящим лицом, а также перенесенное ребенком сексуальное насилие (впоследствии ребенок избегал пищи с запахом и консистенцией, которые напоминали ему подробности насилия).

Читайте так же:  Защита прав несовершеннолетних детей в суде

Наиболее частые отговорки матерей, чьи дети имели задержки в развитии:

  • не беспокойтесь, у нас в семье все «мелкие»:
  • ребенок слишком подвижен, потому такой худой;
  • он наберет вес, когда будет старше;
  • организм ребенка сам знает, сколько ему надо.

Самое печальное, что подобные утверждения вполне устраивают некоторых специалистов — медицинских работников, психологов, социальных работников, что значительно затрудняет своевременное выявление причин задержки развития у детей и проведение коррекции. Поведение специалистов, в свою очередь, свидетельствует о наличии проблем у них самих — профессиональных или психологических.

Большое значение имеет также образ жизни, связанный с культурными, национальными и религиозными особенностями. Проведенное в Таджикистане Р.Х. Саидмурадовой (1990) исследование влияния на внутриутробное развитие детей соблюдения беременными религиозного поста — уразы показало, что если пост приходился на первую половину беременности, то в этой группе выявлялось большее число детей с задержкой внутриутробного развития (56%), а если на вторую половину — то рождалось больше детей с внутриутробной гипотрофией (то есть при нормальном развитии новорожденные имели недостаток веса).

Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей.

К пренебрежению основными нуждами ребенка относятся также необращение родителей за медицинской помощью при наличии у ребенка заболеваний, необоснованный отказ от прививок, от обращения за психиатрической помощью, игнорирование необходимости психологической помощи при наличии проблем поведения, эмоциональных расстройств. Все чаще приходится встречаться с тем, что родители не считают нужным дать образование своему ребенку, хотя, согласно Семейному кодексу, это является их обязанностью.

Доклад «Пренебрежения нуждами ребенка»

« Пренебрежение основными потребностями ребенка»

Воспитатель Третьякова. Е.П.

Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних № 2»

1. Определение пренебрежения основными потребностями ребенка.

2.Основные виды пренебрежения нуждами ребенка.

3.Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

4.Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

5. Потребность в медицинском обслуживании.

6.Иные потребности детей.

Дети – наиболее ранимая часть общества. Невинные, наивные, растущие, они зависят от взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе.

В действительности же вместо заботы и поддержки многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами жестокого обращения взрослых. Впоследствии это приводит к детской и подростковой преступности, алкоголизму, наркомании, беспризорности, бродяжничеству. В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения, для того, чтобы помочь детям в борьбе с насилием.

Актуальность проблемы пренебрежения нуждами ребенка заставляет всех задуматься над значимостью этого явления, что и определило тему работы «Пренебрежение основными потребностями ребенка ».

1. Определение пренебрежения основными потребностями ребенка.

Под пренебрежением основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем». В случаях пренебрежения родители не удовлетворяют наиболее значимые для ребенка потребности, что приводит к нарушению формирования привязанностей, искажению его эмоционального и психического развития. Неудовлетворение родителями первичных потребностей ребенка, что приводит к нарушению его психического и физического развития. Вместо термина пренебрежение основными потребностями ребенка используют понятие «заброшенность ребенка». При этом они выделяют физическую и эмоциональную заброшенность, заброшенность образования и здоровья ребенка, беспризорность.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. .

Читайте так же:  Лишение и ограничение родительских прав понятие последствия

Среди одноклассников дети, родители которых пренебрегают их потребностями, зачастую не пользуются популярностью из-за неопрятного внешнего вида, плохой одежды, отсутствия предметов, играющих важную роль в жизни подростков (мобильный телефон, компьютер или игровая приставка). Такой ребенок оказывается ненужным не только в семье, но и в школе, что нарушает его социализацию и создает высокий риск формирования девиантного поведения.

2.Основные виды пренебрежения нуждами ребенка.

Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Сюда относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей (например, вождение машины, в которой находится ребенок в состоянии алкогольного опьянения)

Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию

Недостаточный контроль — оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке;

Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде;

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте

Пренебрежение потребностями в образовании и обучении

Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков

3.Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

недостаточный возрасту вес и рост;

санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность;

непосещение школы, плохая успеваемость;

повышенная утомляемость, апатичность;

беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.

Детство — это важнейший этап в развитии человека, поэтому невозможность удовлетворения основных потребностей ребенка вследствие бедности не может быть компенсирована в полной мере, когда ребенок вырастет. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

4.Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

6.Иные потребности детей.

.Потребность в открытии врожденных способностей, которая проявляется в том, что родители позволяют ребенку заниматься в соответствии с его способностями и интересами, обеспечивают необходимой поддержкой для наиболее полного развития врожденных способностей. Родители должны учитывать интересы и способности ребенка, попытка родителей с помощью ребенка осуществить собственные несбывшиеся надежды и желания, как правило, приводит к плачевным результатам.

Потребность в свободе, ребенок нуждается в свободе, чтобы научиться действовать самостоятельно. Только, обладая свободой принятия решений, ребенок сможет научиться самостоятельности и ответственности. При определении меры предоставляемой свободы родители должны исходить из того, насколько ребенок может самостоятельно спланировать и реализовать задуманное без риска для себя и окружающих.

Потребность в уважении, даже маленький ребенок нуждается в том, чтобы его уважали как самостоятельную личность. В процессе воспитания, особенно при наказании, установлении необходимых ограничений ребенка нельзя унижать, поскольку это ведет к формированию низкой самооценки, что тормозит развитие его личности.

Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям//Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И.М., 2001. Зиновьева Н.О., Михайлова Н. Ф.

Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО Атлекс, 2000.

Жестокое обращение с детьми

Основные факты

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать «нет»;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.
Читайте так же:  Отказ от ребенка отцом мать одиночка

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

[3]

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Читайте так же:  Материнский капитал за границей

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Источники

Литература


  1. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  3. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
  4. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  5. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
Доклад жестокое обращение с детьми раннего возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here