Диагностика психологического насилия в семье

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Читайте так же:  Как оформить усыновление ребенка жены

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

[1]

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-diagnosticheskih-metodov-v-rabote-po-vyjavleniyu-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Методы диагностики и оказания психологической помощи семьям и детям, пострадавшим от насилия

Основные психотравмирующие события. Психологическая характеристика детей, переживших психологическую травму. Диагностика и оценка риска жестокого обращения с ребенком. Технология работы с детьми, пострадавшими от насилия. Практикум по песочной терапии.

Рубрика Психология
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 11.06.2014
Размер файла 105,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие. Причины жестокого обращения с детьми. Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия. «Карта наблюдений» Д. Стотта для диагностики дезадаптации ребенка.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.02.2010

Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения. Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми. Физическое, эмоциональное и вербальное, психическое и сексуальное насилие. Причины и источники насилия над детьми.

реферат [20,9 K], добавлен 17.12.2011

Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011

Формы насилия, причиняемые детям. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте. Насилие со стороны родителей. Основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

реферат [26,5 K], добавлен 26.11.2010

Статистика детей, подвергшихся домашнему насилию. Проектирование группы «Радужный мир» для психологической помощи жертвам насилия. Методика и формы коррекционной работы с детьми. Ресурсное, кадровое и правовое обеспечение проекта. Препятствия и риски.

практическая работа [130,8 K], добавлен 20.12.2013

Травмирующее события и его последствия для человека. Понятие и признаки посттравматического стрессового расстройства. Переживание сексуального насилия детьми. Поиск методов и форм психологической помощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

курсовая работа [84,6 K], добавлен 10.02.2014

Принципы общения с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС). Группы пострадавших, организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС. Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ. Патологическое горе, его причины.

реферат [54,2 K], добавлен 15.05.2014

Виды психологических травм детей, их причины. Выявление группы детей с риском психологического травмирования в семье. Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.

[3]

дипломная работа [167,0 K], добавлен 06.01.2011

Виды психологических травм детей, их основные причины. Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования. Методические рекомендации воспитателям.

дипломная работа [165,3 K], добавлен 24.12.2010

Методы психологической диагностики. Проблема психологической готовности детей к школе. Факторы, которые влияют на неуспешность в будущем школьном обучении. Методы психологической диагностики будущих первоклассников. Профилактика школьной дезадаптации.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 23.03.2014

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b3bd69b5d53a89421306c37_0.html

Работа психолога «Профилактика насилия в семье»

Ирина Нелепа
Работа психолога «Профилактика насилия в семье»

1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.

2. Информационная помощь родителям и педагогам.

А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации,буклеты по темам: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».Показ презентаций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как метод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».

Читайте так же:  Можно сделать доверенность на ребенка без отца

Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи проводятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям: «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»; «Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопонимание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».

3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и педагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.

4. Психологическаяпомощь детям дошкольного возраста в ДОУ специалистами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами заключается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) на снятие тревожности, страхов, агрессии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрализованная деятельность.

Перечень игр с детьми:

«Обзывалки» (Кряжева Н. Л., 1997); «Два барана» (Кряжева Н. Л., 1997).

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999,цель: обучить детей эффективным способам общения. «Говори!» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000,цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. 3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.

Конспект занятия «Дом без насилия» Поучительное занятие «Мы стоим дом – дом без насилия» Цель: — научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций;.

Право на детство: профилактика и защита детей в образовательном учреждении и семье Подготовил: Социальный педагог первой категории МКДОУ № 22 Курганской области, города Шадринска Хасанова Анжела Джамбуловна «Право на.

«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье». Доклад на педсовете педагога-психолога «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его.

Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия. (Из опыта работы психолога ППМС.

Консультация психолога для родителей «На что ориентироваться в воспитании младшего в семье ребенка?» Младший ребенок. Какой он? Здравствуйте! Обращаюсь к вам с наболевшим вопросом. Дело в том, что я иногда совершенно не понимаю своего младшего.

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.

Работа с родителями. Родительский клуб «Маленькие открытия в большой семье». Мой первый опыт Родительский клуб — это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня социально-педагогической.

http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-psihologa-po-teme-profilaktika-nasilija-v-seme.html

Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему

Психологическое насилие над детьми в семье

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png»/>Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Читайте так же:  При смене фамилии меняются права

Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

Читайте так же:  Раздел земельного участка с сохранением измененного

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/04/psihologicheskoe-nasilie-nad-detmi-v-seme

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Елена Кубарь
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений.

Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим наши знания, наш опыт, наше наследие, кто будет жить в России завтра, кому дальше укреплять и обогащать культурное наследие нашей страны.

Каково же положение детей в нашей стране на сегодняшний момент? Ребёнок прежде всего часть семьи, а сейчас российским семьям живётся очень непросто. Сложившиеся в России социально-экономические условия привели к увеличению психоэмоционального стресса населения. Многие семьи живут в обстановке экономического кризиса и экологического неблагополучия. Ускорение ритма жизни, введение инновационных технологий, к сожалению, лишь ухудшили ситуацию. Люди, не уверенные в завтрашнем дне, живущие в постоянном стрессе, на которых ежедневно выливается огромное количество информации, испытывают огромное психологическое напряжение. В современном обществе устои семьи претерпевают неблагоприятные изменения, разрушается преемственность поколений.

Психически и физически здоровые дети – это будущее нашей нации,но статистика на сегодняшний день печальна:

• более 90% детей, посещающих ДОУ, имеют различные проблемы со здоровьем

• более 1 млн. детей являются практически инвалидами

• лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми

• число неполных семей за последние годы выросло на 3% (6,2 млн., из них более 5,6 млн. матерей и 634,6 отцов-одиночек. Более половины нерадивых родителей систематически не выплачивают алименты

• неблагополучна и ситуация с подростковыми родами. Более 23 тыс. детей родилось у несовершеннолетних родителей, среди них наблюдалось большее число отказов от ребёнка. Ежегодно только по официальным данным производится более 76 тыс. абортов, а по неофициальным их в 3-4 раза больше. Уполномоченный по делам несовершеннолетних В Астахов говорит, что «такой ситуации, как сложилась у нас в эти годы, не было ни во времена Гражданской, ни Великой Отечественной войны»

• по показателям социального здоровья детей и подростков ситуация не менее плачевна. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, на них приходится 40% всей детской преступности; более 2 млн. детей бродяжничают. Число детей-сирот превышает 480 тыс., это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.

насилию в семьях подвергаются 40% детей.

• за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла вдвое.

• к 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска, причём девушек среди них на 10% больше, чем юношей.

• среди детей растёт заболеваемость туберкулёзом, СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С.

Эти явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребёнок.

В России количество случаев жестокого обращения в семьях с каждым годом растёт. Насилию ежегодно подвергается до 2 млн детей и подростков. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение долгое время было запрещено. Отчасти это объясняется русским менталитетом. Христианское принятие страдания, терпение является ключевым для русского характера. К тому же долгое время было не принято «выносить сор из избы». Также, люди часто отождествляют насилие с дисциплинарным наказанием, необходимым для воспитания ребёнка. Отсюда возникает своеобразное «снижение чувствительности» к проявлениям насилия над детьми.

Что же входит в понятие «насилие над ребёнком»?

Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребёнка со стороны другого человека (ребёнка или взрослого, семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью.

Насилие – это не всегда причинение физического вреда человеку. Оно может быть также эмоциональным или социальным, а также в форме террора по отношению к своим домочадцам. Довольно часто психологическая травма существенно превышает травму физическую.

С точки зрения психологии и педагогики насилие всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессом, депрессивным состоянием, болью,негативными эмоциями: ожесточённостью, шоком, страхом, ненавистью и т. д. Всё это может привести к саморазрушению личности и нанести ей непоправимый вред.

Причин возникновения насилия может быть несколько. Это и следствие негативного личного жизненного опыта индивидуума (так называемые травмы детства, и социальная и психологическая декомпенсация (перенос собственных негативных эмоций на более слабых).

Виды насилия:

• физическое насилие. На них приходится более 60% всех видов насилия, причём нередко окружающие считают, что «родитель имеет право воспитывать ребёнка».

• эмоциональное насилие. Это периодическое или постоянное словесное оскорбление ребёнка (брань, крики, угрозы, унижение его достоинства, запугивание, совершаемые в его присутствии насильственные действия по отношению к другим членам семьи, похищение ребёнка.

• к эмоциональному насилию также относятся постоянная ложь, обман, невыполнение своих родительских обязанностей, проявление к ребёнку требований, несоответствующих его возрасту, отвержение ребёнка, демонстрация нелюбви к нему, акцентирование внимания только на отрицательных чертах его личности.

• пренебрежение нуждами ребёнка. Это оставление ребёнка без присмотра, не предоставление питания, одежды, жилья, отсутствие должного внимания, опеки, защиты. По статистике это больнее всего бьёт по первой возрастной группе.

• сексуальное насилие (опасно прежде всего своими тяжёлыми психологическими травмами).

Факторы риска насилия в семье

На какие же семьи следует прежде всего обратить внимание специалистам, работающим с детьми?

• на семьи с неправильным, неадекватным психологическим стилем воспитания, где присутствует эмоциональное отвержение ребёнка, гиперопека или гипоопека, вера в воспитательный потенциал физического наказания.

• нестабильные и неполные семьи.

семьи с длительным раздельным воспитанием детей.

• асоциальные дезорганизованные семьи с систематической алкоголизацией и наркоманией (именно в таких семьях источниками насилия чаще всего выступают близкие люди).

семьи с критически низким уровнем достатка.

• многодетные семьи, где многодетность является не осознанным выбором, а следствием ассоциального образа жизни.

Читайте так же:  Обижали детей няня

семьи, где есть усыновлённые дети и дети с умственными или физическими отклонениями (если усыновляют для получения материальных дотаций или если поведение ребёнка не соответствует ожиданиям, т. е. ребёнок не становится родным).

Некоторые особенности детей, провоцирующие насилие:

• дети с гиперактивностью

• нелюбимые или нежеланные дети

• дети с физическими или психическими отклонениями

Нас, педагогов-воспитателей, также волнует проблема насилия над ребёнком.

Чтобы составить адекватную картину внутрисемейных отношений специалист может использовать такие методы,как: анкета, беседа с родителями, опрос, сбор сведений о родителях, интервью с родителями, визуальный сбор информации, а также разговор с самими детьми.

Анализировать результаты исследования нужно в комплексе с другими методами: анализом рисунков детей, анкет родителей и др. материалами.

Это поможет педагогу составить себе примерное представление об атмосфере, царящей в той или иной семье, а это, в свою очередь, поможет в плане бесед с родителями о проблеме насилия в семье.

Бывает и так, что многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются об этом.А ведь:

— физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

— дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

— когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

— жёсткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не надо сразу же его наказывать. Аллан Фромм, ведущий американский специалист в области педиатрии,детской психологии и психиатрии по этому поводу сказал: «Если отшлёпать малыша, да к тому же побольнее – это непременно приведёт к результату – он быстро научится бояться… вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребёнка».

Итак, чем же можно заменить физическое или эмоциональное насилие?

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Нужно спокойно объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.

— Неторопливостью. Не надо спешить с наказанием, надо подождать, повторится ли проступок снова.

— Наградами. Награды действуют более эффективно, чем наказания. Но «никогда не делайте подарки детям, только для того, чтобы добиться от них послушания» (Аллан Фромм).

— Похвалой. Надо почаще хвалить ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Некоторые советы родителям.

1. Не надо пытаться сделать из ребёнка *самого-самого*. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Надо хвалить его за то, что он знает, и не ругать за то, что он не умеет делать то, что умеют другие.

2. Не надо сравнивать вслух ребёнка с другими детьми.

3. Не надо требовать от ребёнка благодарности,исключить из своего словаря фразы типа: «Вот, я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

[2]

4. Стараться порицать или ругать ребёнка (если уж до этого дошло) без свидетелей. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым.

5. Надо постараться видеть в своём ребёнке больше хорошего, чем плохого.

Случаи, когда насилие к детям совершает посторонний человек, составляют очень небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается близкими и членами семьи ребёнка. Насилие со стороны близкого человека наносит больший психологический вред, чем насилие со стороны постороннего, так как нарушает основной принцип существования семьи: безопасное существование в ней её членов.

Нам, педагогам, отводится здесь немаловажная роль. Не только обеспечить полноценное и плодотворное развитие детей в детском дошкольном учреждении, но и по возможности, выявить, предупредить и принять меры по обеспечению безопасного полноценного существования маленького человечка в родной семье.

Фотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группе 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовала профилактическая акция «Дом без насилия!». Инициаторами такой акции стали Министерства внутренних.

Сценарий квест-игры для родителей «Мы против насилия и жестокости» Тема «Мы против насилия и жестокости» Цель: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению.

Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Подготовила и провела педагог-психолог : Алыкова Наталья Александровна.

Родительское собрание «Семья без насилия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области».

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений» Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,.

Культура взаимоотношений в семье “Культура взаимоотношений в семье”. Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/problemy-nasilija-v-rosiiskoi-seme-i-metody-diagnostiki-vnut-risemeinyh-vzaimotnoshenii.html

Литература


  1. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  4. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  5. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
Диагностика психологического насилия в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here