Действия при жестоком обращении с детьми

«Внимание. Жестокое обращение с ребенком. »

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Сидим дома с пользой (1)
  • Программы (5)
  • Конспекты занятий и мастер-классов (6)
  • Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ (8)
  • Проекты (2)
  • Презентации (9)
  • Литература для специалистов: педагогов-психологов, нейропсихологов, дефектологов (7)
  • Консультации для родителей. (20)
  • Сказки для родителей (2)
  • Вечные ценности (3)
  • «Внимание. Жестокое обращение с ребенком. »

    Памятка для воспитателей и администрации ДОУ

    «Внимание. Жестокое обращение с ребенком. »

    Когда могут возникнуть подозрения, что над ребенком в семье совершается насилие:

    • если у ребенка регулярно появляются синяки на плечах, ягодицах, бедрах, щеках;
    • характерная черта повреждений, которая напоминает по очертанию пряжку ремня и другие предметы;
    • очевидное несоответствие объяснений, которые дает ребенок, форме повреждений;
    • вздрагивает или отшатывается в ответ на неожиданное движение воспитателей или других детей;
    • пугается или волнуется, если кто-то рядом повышает голос или кричит;
    • прячет от родителей испачканную, разорванную одежду, сломанную игрушку;
    • если случились неприятности в д/с, не хочет идти домой;
    • во время дневного сна возможны кошмары;
    • следует обратить внимание есть ли в семье ребенка алкоголики или больные психическим заболеванием.

    Признаки, указывающие на склонность родителя или другого члена семьи к насилию:

    • кричит на ребенка, оскорбляет, разговаривает исключительно в приказном тоне;
    • демонстрирует неприязнь к ребенку;
    • говорит вслух, что ребенок и его действия заслуживают наказания «Ты иначе не понимаешь», «Довел меня», «Не понимаешь слов» и т.д.
    • игнорирует очевидные потребности ребенка-пищу, одежду, игрушки, образование, медпомощь;
    • равнодушен к переживаниям ребенка, как будто эмоции малыша не имеют значения.

    Пошаговая инструкция «Что делать при обнаружении следов побоев на теле ребенка»

    1 шаг

    Воспитатель или другой работник, который обнаружил следы возможных побоев, должен в первую очередь задать вопрос самом ребенку – откуда он получил такую травму? Ответ ребенка может дать дополнительную информацию. Но полностью полагаться на этот ответ нельзя. Особенности памяти ребенка младшего возраста, страх, а также богатое воображение не позволяют ожидать, что он скажет правду.

    2 шаг

    Если сомнения педагога в том, что ребенка били, не рассеялись, он должен рассказать и предоставить письменное свидетельство о возникшей ситуации заведующему. Свидетельство может быть в форме докладной записки. В записке нужно указать, когда и в какое время и какие следы были замечены на теле ребенка. Если ребенку задавали вопрос, откуда они взялись, следует указать содержание ответа.

    Заведующему МАДОУ № 35 «Дельфин»

    от воспитателя первой младшей группы Ивановой И.И.

    Я, Иванова И.И., 23 мая 2017 года, во время проведения утренней гимнастики обнаружила на спине и правом боку Сидорова Саши кровоподтеки и синяки. Кровоподтеки яркого фиолетового цвета размером примерно 5 на 10 см. На вопрос о том, откуда на спине и боку синяки, Сидоров Саша сказал, что вчера его наказал папа за то, что он не хотел убирать игрушки.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    23 мая 2017 года

    3 шаг

    Сотрудник, обнаруживший следы возможных побоев, или мед. сестра обеспечивают медицинскую помощь ребенку, если это необходимо.

    4 шаг

    Администрация д/с передает информацию о возникшей проблеме уполномоченным органам (органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура, полиция). Срочность обращения зависит от ситуации. Если существует высокая вероятность того, что жизни и здоровью ребенка может что-то угрожать, действовать нужно немедленно.

    По материалам журнала «Медицинское обслуживание и

    организация питания в ДОУ», № 10, октябрь 2017г.

    Жестокое обращение с детьми

    Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

    Общие сведения

    Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

    Осложнения

    Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

    Причины жестокого обращения с детьми

    Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

    Патогенез

    В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

    Читайте так же:  Помощь в усыновлении ребенка из роддома

    Лечение при жестоком обращении с детьми

    Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

    1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
    2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
    3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
    4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
    5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
    6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

    Диагностика

    Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

    Симптомы жестокого обращения с детьми

    Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

    Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

    У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

    Классификация

    Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

    Прогноз и профилактика

    Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

    ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

    Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

    Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Формы насилия над детьми.

    Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

    Влияние физического насилия на ребенка

    1. Поведенческие и психологические индикаторы:

    · задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

    2. Признаки физического насилия над ребенком:

    · разные по времени возникновения;

    · в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

    · имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

    · типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

    · следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

    «Синдром тряски ребенка»:

    · возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

    · у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

    Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

    · родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

    [3]

    · следы травм различной давности;

    Читайте так же:  Статистика пострадавших от домашнего насилия

    · родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

    · обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

    · не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

    · отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

    · повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

    Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

    Влияние на ребенка:

    · не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

    · ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

    · нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

    · не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

    · устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

    Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

    · обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

    · принижение его успехов, унижение его достоинства;

    · длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

    · принуждение к одиночеству;

    · совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

    · причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

    Влияние на ребенка:

    · задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

    · импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

    · попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

    · ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

    · депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

    Комиссия по делам несовершеннолетних
    и защите их прав района Солнцево

    МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида

    Что же такое насилие? это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.

    Виды насилия над детьми:

    • жестокое обращение с детьми;
    • пренебрежение основными нуждами ребенка;
    • оставление ребенка в опасности

    Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.

    Виды жестокого обращения:

    I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:

    • боязнь физического контакта со взрослыми;
    • стремление скрыть причину травм;
    • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
    • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.

    II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:

    • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
    • стремление полностью закрыть свое тело;
    • депрессия, низкая самооценка.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
    • ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:

    • постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
    • различные соматические заболевания;
    • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению, неумение общаться;
    • задержка физического и умственного развития;
    • нервный тик, энурез.

    Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.

    1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.
    2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
    3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
    4. В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
    5. В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.

    Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).

    Читайте так же:  Развод с двумя детьми алименты

    Виды пренебрежений нуждами ребенка:

    • Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
    • Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
    • Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
    • Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
    • Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
    • Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
    • Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка:

    • задержка речевого и моторного развития;
    • постоянный голод;
    • требования ласки и внимания;
    • низкая самооценка, низкая успеваемость;
    • агрессивность;
    • утомленный, сонный вид;
    • санитарно-гигиеническая запущенность;
    • отставание в физическом развитии;
    • частая вялотекущая заболеваемость.

    Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

    • В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
    • В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
    • В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

    Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.

    Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.

    • Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии истощения и тд)
    • Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
    • Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
    • Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
    • Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
    • Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.

    Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.

    В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:

    • Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
    • Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
    • При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
    • Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
    • Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.

    План работы с воспитанниками ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми.

    • «Давайте жить дружно!»,
    • «Друг. Дружба», «Взаимоотношения в семье»,
    • «О правилах поведения и безопасности на улице»,
    • «Учись быть добрым»,
    • «Учись управлять своими эмоциями»,
    • «Моя семья».

    В течение учебного года

    Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка»

    В течение учебного года

    Беседы с воспитанниками с целью выявления случаев жестокого обращения.

    Памятка «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

      li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Развивающие задания на каждый день для детей дошкольного возраста (15)
  • это интересно (25)
  • консультации для педагогов (28)
  • консультации для родителей (52)
  • Памятка «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
    2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
    3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
    4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

    Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

    Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

    Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Формы жестокого обращения с детьми:

    • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
    • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
    • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

    Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
    Читайте так же:  Отказ от приватизации несовершеннолетнего ребенка

    Признаки жестокого обращения с детьми

    • боязнь физического контакта с взрослыми;
    • стремление скрыть причину травм;
    • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
    • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
    • суицидальные попытки.
    • ночные кошмары, страхи;
    • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
    • стремление полностью закрыть свое тело;
    • депрессия, низкая самооценка.
    • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
    • различные соматические заболевания;
    • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению, неумение общаться;
    • задержка физического, умственного развития;
    • плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез.

    [1]

    Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

    • задержка речевого и моторного развития;
    • постоянный голод;
    • кража пищи;
    • требование ласки и внимания;
    • низкая самооценка, низкая успеваемость;
    • агрессивность, импульсивность;
    • сонный вид и утомленность;
    • санитарно-гигиеническая запущенность;
    • отставание в физическом развитии;
    • часто вялотекущая заболеваемость;
    • антиобщественное поведение, вандализм.

    Профилактика жестокого обращения с детьми:

    • создание доверительно-делового контакта с родителями;
    • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
    • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

    Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

    Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

    Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

    • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
    • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
    • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
    • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

    — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
    — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
    — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

    Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

    Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

    • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
    • оградить ребенка от реакции других детей;
    • уделить ребенку максимум внимания;
    • дать понять, что проблему можно решить.

    В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

    Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    Памятка родителям — Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

    [2]

    Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

    Конвенция о правах ребенка.

    Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

    Ответственность за жестокое обращение с детьми

    Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Уважаемые папы и мамы!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

    Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

    Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

    1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

    Читайте так же:  Женя родионова инстаграм домашнее насилие

    2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

    3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

    4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

    5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

    6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

    7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

    8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

    9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

    10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

    11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

    12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

    13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

    14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

    15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

    16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

    17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

    Эмоциональное насилие

    — длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

    Психологическое насилие

    — длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

    Примеры эмоционального и психологического насилия:

    1. Запугивание ребенка:

    • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

    • используют для запугивания свой рост, возраст;

    • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

    2. Использование силы общественных институтов:

    • религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

    3. Использование изоляции:

    • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

    Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

    • унижают его достоинство;

    • используют обидные прозвища;

    • используют его в качестве доверенного лица;

    • при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

    • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

    К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

    • угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение);

    • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

    • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

    • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

    Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

    Родителям о наказании

    • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
    • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
    • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
    • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
    • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
    • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
    • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
    • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Чем заменить наказание?

    • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
    • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
    • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
    • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

    Источники

    Литература


    1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

    2. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

    3. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
    4. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
    5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
    Действия при жестоком обращении с детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here